LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Главная » 2010 » Сентябрь » 1 » Проблемы в транспортном законодательстве.
22:05
Проблемы в транспортном законодательстве.
транспортное законодательствоВ статье проанализированы нормативно-правовую базу по обеспечению транспортного комплекса Украины с целью усовершенствования законодательства по предупреждению коррупции на транспорте.

Специфика транспорта как самостоятельной отрасли материального производства заключается в том, что им не создаются материальные объекты, а обеспечивает перемещение их в пространстве и, как следствие, сочетание всех отраслей общественного производства в единую целостную систему. Особое место транспорта в сфере материального производства отмечал К. Маркс, отмечая, что транспорт "Это - транспортная промышленность, все равно, перевозить ли она людей или товары".

Эффективное функционирование транспорта, без преувеличения, одной из важнейших отраслей национальной экономики, является необходимым условием ее стабилизации, удовлетворения потребностей общественного производства и населения в перевозках, развитию внешнеэкономической деятельности и защиты экономических интересов Украины. Для обеспечения поставленных перед транспортом задач, он должен действовать "как единый и согласованный комплекс, представлять собой единую целостную систему". А это возможно лишь при наличии согласованной базы нормативно-правовых актов и эффективного управления транспортной отраслью со стороны государства. Однако среди основных проблем этой отрасли остаются нерешенными до сих пор, особое место занимают несовершенство нормативно-правового обеспечения ее деятельности и медленное решение вопросов унификации транспортного законодательства в соответствии с международным правом.

Оценивая нормативно-правовую базу транспортного комплекса государства, следует отметить, что она, несмотря на определенную незавершенность, все же в корне отличается от базы советского периода. За годы независимости Украины Верховной Радой принято целый ряд основополагающих законов транспортной отрасли, среди них Законы Украины: "О транспорте", "О трубопроводном транспорте", "О железнодорожном транспорте", "Об автомобильном транспорте", Воздушный кодекс Украины, Кодекс торгового мореплавания и др. Многие нормативно-правовых актов по вопросам, связанным с функционированием различных отраслей транспорта, принято за этот период Кабинетом Министров Украины и Министерством транспорта и связи Украины. Однако это не уменьшило остроту вопроса, связанного с нормативно-правовым обеспечением деятельности транспортной отрасли, которому присущи все недостатки современного правового регулирования общественных отношений. Именно поэтому работа по обновлению законодательства в транспортной отрасли, как и всей системы законодательства нашего государства, не должна сводиться лишь к принятию новых нормативно-правовых актов, которые на это время, насчитывается более тридцати тысяч. На несовершенство нынешней формы воплощения норм права в Украине, которая заключается в издании отдельных законов и в дальнейшем - подзаконных нормативно-правовых актов, справедливо указывает В. Стефанюк [4]. Недостатки такой практики отмечает и Ю. Шемшученко, отмечая, что "привязка" закон только в текущих задач момента существенно унижает авторитет самого закона, который является фундаментальной основой системы законодательства, и негативно сказывается и на формировании системы законодательства в целом [5]. Практика доказывает, что количественные параметры принятия законов еще не свидетельствуют о надлежащее качество и эффективность регулирования общественных отношений, укрепление законности и правопорядка.

Один из эффективных путей усовершенствования законодательства, в том числе и в транспортной отрасли, заключается в приведении нормативных актов в единую упорядоченную систему, т.е. его систематизация.

В юридической науке и практике под ней, как правило, понимают деятельность, направленную на усовершенствование законодательства и его упорядочения. Систематизировать - значит приводить в систему, располагать в определенном порядке, устанавливать последовательность [6]. Процесс систематизации законодательства в транспортной отрасли должно осуществляться на принципах единого понимания стратегии государственной политики ее развития в Украине, реформировании хозяйственного механизма, который сформировался за предыдущие социально-экономических и политико-правовых условий, и рассматриваться как одно из средств повышения эффективности правового регулирования отношений, возникающие в транспортной отрасли, как новый этап в развитии законодательства о транспорте, что должно основываться на методологических принципах научности, планомерности, системности, функциональности, комплексности и т.д.

Актуальность вопроса систематизации нормативно-правовых актов в транспортной отрасли на современном этапетранспорт законы обусловливается:

- Необходимостью приведения правовых норм с требованиями Конституции Украины (принятие и введение в действие Конституции Украины 1996 г. сделало актуальной проблему пересмотра всего действующего нормативно-правового массива, его систематизации и приведения в соответствие с нормами Основного Закона Украины. Вместе с тем, новой Конституции Украины (п. 5 ст. 92) установлено качественно новый уровень правового регулирования вопросов организации и эксплуатации транспорта, предусматривающий предоставление особого внимания разработке и принятию законов, касающихся регулирования вопросов деятельности транспорта.

- Нестабильностью правовой системы;

- Дальнейшим ростом роли правового регулирования хозяйственной деятельности и общественной жизни;

- Необходимостью обеспечения реального верховенства закона в регулировании правоотношений, связанных с транспортом (проанализировав состояние действующего законодательства можно увидеть, что количество законов является небольшой долей всего массива нормативно-правовых актов, львиную же судьбу составляют подзаконные нормативные акты. Такая ситуация говорит о том, что законы регулируют определенные общественные отношения в недостаточном объеме. При этом акты исполнительной власти, заполняя пробелы законодательства, нередко заходят в противоречие с законом. В некоторых случаях на подзаконные нормативные акты фактически перекладывается осуществления функций, которые должен выполнять закон по поводу которого они были выданы. Это подрывает один из главных принципов правотворчества - принцип верховенства закона, что, в свою очередь, приводит к противоречиям в законодательстве и, как следствие, к нестабильности в правовых отношениях в обществе [7]. Такие же процессы происходят и в транспортной отрасли. Согласно Конституции Украины вопросы деятельности транспорта должны регулироваться исключительно законами, поэтому, очевидна необходимость увеличения количества и качества законов, касающихся транспортной отрасли и, вместе с тем снижение количества подзаконных нормативных актов, четкое разделение их компетенции. Следует отметить, что усовершенствование и упорядочение, наряду с законотворческой деятельностью, нуждается также и ведомственная нормотворчество в транспортной отрасли.

- Приведением правовых норм транспортной отрасли нашего государства в соответствие с требованиями Европейского сообщества (для функционирования транспортной отрасли этот вопрос является одним из тех, которые требуют первоочередного решения, что обусловлено строительством и эксплуатацией международных транспортных коридоров, проходящих через территорию Украины);

- Устранением пробелов, коллизий и противоречий в действующих правовых нормах (несмотря на оживление в последнее время законотворческой деятельности), законодательное обеспечение функционирования транспортной системы остается неполным. Например, законодательного урегулирования сих пор нуждается транспортно-экспедиторская деятельность, кроме того, в некоторых законах содержатся нормы, противоречащие друг другу (Закон Украины "О транспорте" и Закон Украины "О трубопроводном транспорте" устанавливают различные органы государственного управления деятельностью трубопроводного транспорта), а деятельность автомобильного транспорта вообще одновременно регулируется устаревшим Уставом автомобильного транспорта (от 27 июня 1969) и новым Законом Украины "Об автомобильном транспорте";

- Необходимостью распространения возможностей использования при пользовании нормативной базой вычислительной техники, в том числе и Интернет - технологий;

- Необходимостью доступности и понятности для населения, повышение их значения в правовом воспитании населения;

- Созданием равных условий для всех субъектов хозяйственной деятельности на транспорте;

- Изменениями форм собственности на объекты транспортной отрасли;

- Широким внедрением рыночных отношений на транспорте;

- Необходимостью усиления защиты прав человека, как одного из участников правоотношений в транспортной отрасли (еще в 1998 году в Докладе Госдепартамента США о соблюдении прав человека в Украине отмечалось: "Закон требует, чтобы в домах и общественных местах были приспособления для передвижения инвалидов, но эта требование закона почти не выполняется "[8]; ситуация к этому времени почти не изменилась к лучшему, кроме нескольких вагонов Укрзализныци, транспортных средств, приспособленные для нужд людей с физическими недостатками почти нет, фактически приводит к дискриминации таких лиц);

- Дальнейшим усилением борьбы с преступностью, особенно такими ее опасными проявлениями, как организованная преступность и коррупция, и укреплением законности и правопорядка в государстве.

транспортное законодательствоОтносительно форм осуществления систематизации законодательства в юридической науке в настоящее время существует несколько мнений. Сторонники одной из них (Л. С. Лысенков, Д. А. Керимов, В. В. Сухонос, П. М. Рабинович, Л. И. Спиридонов, М. И. Абдулаев, С. А. Комаров) высказывают мнение о существование двух основных форм систематизации - инкорпорация и кодификация. Другая группа специалистов (М. С. Кельман, О. Г. муравьиная, В. М. Марчук, Л. В. Николаев, В. В. Лазарев, С. В. Июль, О. Ф. Скакун и др.) высказывается о существовании трех форм систематизации, к названным двоих они добавляют еще третью - консолидацию. Ряд ученых (В. А. Котюк, М. В. Кравчук, К. Г. Волынка, В. И. Червонюк, А. С. Пиголкин), рядом с названными формами, также определяют учет, как одну из форм систематизации законодательства. Невдаючись к детальному анализу каждого из форм систематизации, что является отдельным вопросом, и в данной статье не рассматривается, считаем, что основными формами систематизации транспортного законодательства в современных условиях является кодификация и инкорпорация.

Кодификация законодательства предусматривает переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового, обобщающего, юридически целостного и внутренне согласованного акта. Кодификация - практическое и творческое осознание всего нормативного материала, приведение его к единой системе, то есть объединение отраслевых норм в кодифицированы акты. Такими актами являются Основы законодательства, Кодексы, Уставы, Положения.

Инкорпорация - форма систематизации законодательства, при которой не вносится никаких изменений в содержание законодательных актов, систематизируются. За юридической силой она может быть официальным (государственным) и неофициальной, когда субъекты этой деятельности действуют по собственной инициативе или по поручению государственного органа. Инкорпорация может проводиться по разным основаниям: хронологически - по годам издания, по сферам правового регулирования, по отраслям права и др. По объему инкорпорация бывает генеральной (общей), отраслевой, межотраслевой, специальной (по институтам права. По критерию объединения нормативных актов - предметным, хронологической. Примером отраслевого инкорпорации может служить восьмитомне собрание актов законодательства в области транспорта и связи, подготовлено и выдано Минтранссвязи Украины.

Межведомственным научно-опытным центром по проблемам борьбы с организованной преступностью при Координационном комитете по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины в 1999 году был издан тематический сборник, цель которого - доведение до практических работников и ученых норм отечественного и зарубежного законодательства по борьбе с коррупцией [9]. Это также один из образцов предметной инкорпорации.

На первый взгляд трудно найти связь между систематизацией законодательства и предотвращением такому явлению как коррупция. Но он существует и определяется как целями систематизации, так и средствами предотвращения преступлений.

Осведомленность населения, в первую очередь той его части, которая занята в сфере бизнеса, нормам законодательства, доступность к ознакомления и применения правовых норм должно стать определенной преградой на пути коррумпированных чиновников, которые, к сожалению, все еще встречаются в различных сферах государственного управления, не исключение и транспортная отрасль. Так, за последние два года (2005-2006) за совершение коррупционных действий к установленной действующим законодательством ответственности привлечены 22 должностных лица, а фактов таких действий за указанный период только органами внутренних дел разоблачено 40 [10]. При этом следует учитывать высокую латентность данного вида преступлений. Далеко не всегда удается объединить усилия правоохранительных органов и органов государственной власти и управления в искоренении коррупции. На наш взгляд, основания для сомнений относительно эффективной работы Минтранссвязи по предотвращению коррупции дает тот факт, что лишь 23% представлений МВД о лишении перевозчиков лицензии за систематические нарушения условий деятельности были удовлетворены [11]. Возникает вопрос, а что же с другими, в то время, когда принятие решения о лишении лицензии на перевозку напрямую зависит от определенных должностных лиц Минтранссвязи. Автор далек от подозрения, что все остальные случаи не реагирования на представление МВД является следствием коррупционных действий, но, по нашему мнению, положение, сложившееся, дает основания для подобных предположений.

Подытоживая вышеизложенное, следует отметить, что систематизация законодательства в транспортной сфере - дело крайне актуальна и необходима. Ее успешное решение будет весомым вкладом в реформирование всей правовой системы государства, будет способствовать дальнейшему развитию экономики, укреплению законности и правопорядка в государстве, в том числе и предотвращению коррупции. Прослушать На латинице Словарь - Открыть словарную статью
Просмотров: 2807 | Добавил: Bugor | Теги: транспортное регулирование, транспортное законодательство, Транспорт | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов