LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Главная » 2012 » Август » 12 » Интеллектуальная собственность: Игра без правил
22:12
Интеллектуальная собственность: Игра без правил

Интеллектуальная собственность: Игра без правил


Олег Заярный,
к.ю.н., ассистент кафедры административного права юридического факультета КНУ имени Тараса Шевченко, научный консультант ЮК «Юскутум»

Отсутствие четких механизмов контроля в спортивной сфере существенно ограничивает правоотношения сторон в этой области

На сегодня законодательство Украины о физической культуре и спорте фактически не содержит определения контроля в спорте, что затрудняет организационно-юридическую оценку конкретных мер, которые осуществляются по спортивных организаций и спортсменов. Законодательство Украины содержит лишь общее определение надзора (контроля) в хозяйственной деятельности, которое по аналогии закона должно применяться и к спортивным организациям, которые осуществляют предпринимательскую деятельность.

Согласно статье 1 Закона Украины «Об основных принципах осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», государственный надзор (контроль) представляет собой деятельность центральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов местного самоуправления в пределах полномочий, установленных законом для выявления и предотвращения нарушений требований закона субъектами хозяйствования и обеспечению интересов общества, в частности, надлежащего качества продукции, работ и услуг, приемлемого уровня обеспечения экологической безопасности.
Локальное регулирование

Системное толкование легального определения надзора (контроля) в контексте спортивных правоотношений позволяет нам рассматривать суть контроля как установление и проверку соответствия деятельности спортивных организаций и предоставляемых ими услуг требованиям, предусмотренным законом, международными договорами или правилами проведения спортивных соревнований, а также принятие решений о применении к указанным субъектов санкций за выявленные правонарушения. Под таким углом зрения контроль в спорте в зависимости от целей и задач его проведения можно разделить на общий, проводится уполномоченными государственными органами, к полномочиям которых отнесено проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, и специальный, призванный обеспечить соответствие спортивной деятельности особым правилам , стандартам и требованиям.

К сожалению, последний вид контроля в Украине на законодательном уровне почти не регламентируется, что, безусловно, добавляет неопределенности в основаниях, порядке и субъектах соответствующих проверок. Указанные пробелы в законодательстве, как правило, заполняются локальными актами, которые разрабатываются и утверждаются спортивными организациями, их объединениями, международными федерациями, но такое регулирование рассчитано преимущественно на внутренний контроль и обычно защищает интересы контролирующих субъектов в области спорта. Между тем, как показывает практика международных спортивных арбитражных судов, права и законные интересы общества, конкретных спортсменов при проведении внутреннего контроля часто не только игнорируются, но и испытывают существенные ограничения.

Вместе с тем, обжалование результатов проведения проверок, регламентированных локальными актами, должно проводиться в специально созданных органов (спортивных арбитражей), которые в своей деятельности должны исходить из общих принципов спортивного законодательства.

Широкий и специфический предмет правового регулирования спортивного права обусловливает необходимость выделения по предметному критерию нескольких видов контроля, в частности в сфере хозяйствования, трудовых отношений, управления в спорте и т.д..
Системные настройки

Подобно международного регулирования спортивных правоотношений одним из действенных инструментов контроля в спорте может стать международный спортивный арбитраж.

К компетенции указанного органа следует отнести рассмотрение и разрешение споров, связанных с проверкой соответствия спортивных команд и спортсменов требованиям проведения спортивных соревнований; об отмене результатов спортивных соревнований любого вида из-за нарушения требований антидопингового контроля, подделку результатов соревнований, о расторжении договоров о трансферте спортсменов; относительно изменения (уточнения) размера вознаграждения субъектов спортивного права; решение вопросов о соответствии арбитров (судей) занимаемой должности, другие дела, не подведомственны судам общей юрисдикции.

Введение в спорте институционального арбитражного контроля создает гибкий альтернативный механизм надзора и контроля за соблюдением требований к спортивным организациям, правил проведения соревнований. Вместе с тем, законодательство государств, где функционируют соответствующие органы, как и законодательство Украины, фактически не устанавливает порядок обжалования решений спортивных арбитражных судов, в юридическом аспекте влечет снижение эффективности механизма контроля.

Одним из видов специального контроля, который осуществляется в спортивных правоотношениях как спортивными организациями, международными объединениями, так и спортивными арбитражными судами, является антидопинговый контроль.

Суть такого контроля проявляется в установлении наличия или отсутствия в организме спортсменов запрещенных законом, международными договорами, правилами проведения соревнований биологических примесей, субстанций, веществ.

Системный анализ положений законодательства Украины о физической культуре и спорте и международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, позволяет выделить следующие составляющие антидопингового контроля:

1) осуществление анализа и лабораторного исследования биоматериалов с целью обнаружения запрещенных веществ;

2) проведение сбора биологического материала у спортсменов и их перевозки в специализированных аккредитованных лабораторий, которые имеют право давать заключения относительно употребления спортсменами запрещенных веществ, препаратов, стимуляторов и т.д.;

3) проведение комплекса мероприятий, направленных на предупреждение применения запрещенных законом, правилами проведения спортивных соревнований веществ и препаратов.

Все эти меры по своему функциональному назначению направлены на выявление правонарушений в спорте, предупреждения их в будущем.

Для обеспечения целевой направленности механизма контроля акты международного права в сфере спорта закрепляют составы правонарушений, на противодействие которым направлено антидопинговый контроль. В частности, Международная конвенция от 19 ноября 2005 года «Об антидопинговом контроле в спорте» в статье 3 закрепляет действия и бездействие, которые признаются правонарушениями в спорте, которые одновременно являются основаниями для применения к спортсменам предусмотренных законодательством санкций.

Таким образом, контроль в спорте можно рассматривать как систему, предусмотренных законом, международным договором или правилами проведения спортивных соревнований, организационно-юридических, медицинских, экономических мер, реализация которых направлена ​​на соблюдение субъектами спортивного права правил и требований проведения спортивных соревнований, оценки их результатов, а также применения предусмотренных законом санкций за нарушения в спорте, предупреждения их в будущем.

На наш взгляд, с целью усовершенствования действующего законодательства недопущение противоправного вмешательства в деятельность спортивных организаций или профессиональную деятельность спортсменов со стороны органов надзора и контроля, статью 1 Закона Украины «О физической культуре и спорте» в редакции Закона Украины от 17 ноября 2009 года нужно дополнить определением контроля в спорте, предложенным в этой статье.

Проведенное исследование механизма осуществления контроля в сфере спорта дает основания констатировать, что в Украине до сих пор не сформирована единая система эффективных мер, способных своим влиянием предупредить правонарушения в спорте, защитить и восстановить права и охраняемые законом интересы украинских спортсменов. Решению указанных вопросов могло бы способствовать создание в Украине международного спортивного арбитража, который по содержанию установленной компетенции могли бы решать споры между спортивными клубами и между спортивными организациями и украинскими спортсменами, в том числе при осуществлении антидопингового контроля.
Категория: Цивільні правовідносини | Просмотров: 728 | Добавил: Bugor | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов