LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Главная » 2010 » Сентябрь » 4 » Инвестор предполагает, а закон располагает
19:58
Инвестор предполагает, а закон располагает
инвестиции в УкраинуИнвестор предполагает, а закон располагает ...
Или на какие гарантии прав и защиты инвестиций может рассчитывать инвестор со стороны государства Украина

Пожалуй, не найдется ни одного человека, который бы возразил, что инвестиции как отечественного, так и иностранного происхождения всегда являются лакомым кусочком для украинской экономики. Такой вывод логически вытекает из анализа законодательства об инвестиционной деятельности, которое складывается в Украине уже более 18 лет. Сначала были законодательные льготы относительно налогообложения, таможенного оформления товаров для иностранных инвесторов, теперь мы вправе похвастаться целой системой разветвленных действительно европейских гарантий прав и защиты инвестиций. Однако известные события последнего времени относительно реприватизации и так называемой "экономической люстрации" отпугнули повышенный интерес инвесторов к возможностям защиты своей собственности и капиталовложений. Учитывая актуальность проблемы, проанализируем, на что могут надеяться и чего вымогать от украинского государства "врачи" нашей экономики.
Вся система государственных гарантий инвестиций строится на следующих основных документах: набравший в 2004 году силу Хозяйственный кодекс Украины (далее по тексту - ХК Украины), Законы Украины "Об инвестиционной деятельности", "О режиме иностранного инвестирования", "Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов ведения предпринимательской деятельности, созданных с использованием имущества и средств отечественного происхождения ".


"Нерушимые" права инвесторов

Рассмотрим, какими основными правами наделены субъекты инвестиционной деятельности.
Закон наделяет всех инвесторов, независимо от форм собственности и хозяйствования, равными правами по осуществлению инвестиционной деятельности, за исключением случаев, прямо предусмотренных действующим законодательством. Поэтому ни одна дискриминация по осуществлению инвестиций по "национальному" признаку не может иметь место на территории Украины.
Размещение инвестиций в любых объектах, кроме тех, инвестирование в которые запрещено или ограничено Законом Украины "Об инвестиционной деятельности", другими актами законодательства, признается неотъемлемым правом каждого инвестора. Таким образом, ни один инвестор не может быть ограничен в осуществлении инвестиций в законном порядке в привлекательный для него объект, если ограничения прямо не вытекают из законодательных актов. К таким ограничениям, в частности, относится закрепление согласно Государственной программы приватизации права на покупку контрольного пакета акций предприятии инвестиционно привлекательных отраслей (топливно-энергетического комплекса, металлургической, нефтехимической промышленности, радиоэлектроники, авиационного транспорта, машиностроения) за промышленным инвестором.
Важным для реализации инвестиционных намерений является право инвестора самостоятельно определять цели, направления,инвестиции виды и объемы инвестиций. Отдельно хочется подчеркнуть словосочетание виды инвестиций. Как ни странно, именно это право государство игнорирует. - Национальный банк Украины 14 октября 2004 принял постановление, которым было утверждено Положение о порядке осуществления в денежной форме иностранных инвестиций в Украину и возврата иностранному инвестору его инвестиций, а также репатриации прибылей, доходов, других средств, полученных от инвестиционной деятельности в Украине. Дело в том, что этим Положением установлен запрет на осуществление иностранных инвестиций в иностранной валюте. По логике центрального банка, Конституция Украины национальной денежной единицей определяет гривну, соответственно иностранные инвестиции должны осуществляться только в денежной единице Украины. Что же по этому поводу говорит закон? Кроме выше изложенного права инвестора, ч. 1 статьи 390 ГК Украины, статья 2 Закона Украины "О режиме иностранного инвестирования" устанавливают, что иностранные инвестиции могут осуществляться в иностранной валюте, признается конвертируемой Национальным банком Украины. Часть же 2 статьи 390 ГК Украины недвусмысленно указывает на то, что запрет или ограничение любых видов иностранных инвестиций может осуществляться исключительно законом. Чем, кстати, постановление НБУ быть в коем случае не может. Таким образом, факт грубого нарушения прав иностранных инвесторов очевиден. Выход из сложившейся ситуации, видится лишь обращении в суд.

Гарантия государства - первый аргумент

Рассмотрим другие основные гарантии, соблюдение которых инвесторы имеют право требовать от государства.
Согласно Закону Украины "Об инвестиционной деятельности" государственные гарантии защиты инвестиций - это система правовых норм, направленных на защиту инвестиций и не касаются вопросов финансово-хозяйственной деятельности участников инвестиционной деятельности и уплаты ими налогов, сборов (обязательных платежей). Итак, определимся, что государственные гарантии не затрагивают как порядок и условия налогообложения инвесторов, так и таможенную политику государства. Подтверждение этому можно найти в Решении Конституционного Суда Украины № 1-рп/2002 от 29 января 2002.
Зато государство гарантирует стабильность условий осуществления инвестиционной деятельности, соблюдения прав и законных интересов ее субъектов. Рассмотрим, что понимается под стабильностью условий осуществления инвестиционной деятельности. Само понятие "условия осуществления инвестиционной деятельности" достаточно широкое и четко законодательством не определено. Однако обращаясь к Закону о режиме иностранного инвестирования, имеем возможность заверить, что для иностранных инвесторов эта стабильность обеспечивается прежде всего гарантией в случае изменения законодательства. А именно, если в дальнейшем специальным законодательством Украины об иностранных инвестициях будут изменяться гарантии защиты иностранных инвестиций, то в течение десяти лет со дня вступления в силу такого законодательства по требованию иностранного инвестора применяются государственные гарантии защиты инвестиций, определенные указанным законом. Эти гарантии не распространяются на изменения законодательства, касающиеся вопросов обороны, национальной безопасности, обеспечения общественного порядка и охраны окружающей среды.
Государственные гарантии защиты инвестиций не могут быть отменены или сужены относительно инвестиций, осуществленных в период действия этих гарантий.
Центральными в системе государственных гарантий защиты инвестиций выступают предусмотренные ГК Украины гарантии относительно принудительного изъятия инвестиций. Согласно статье 19 Закона об инвестиционной деятельности, широко определяет эту гарантию, инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы или к ним не могут быть применены меры тождественные по результатам. Такие меры могут применяться только на основе законодательных актов Украины с возмещением инвестору в полном объеме убытков, причиненных в связи с прекращением инвестиционной деятельности. Что имеется в виду?
инвестиции в УкраинуНационализация - это принудительное отчуждение имущества государством, при котором происходит передача из негосударственных форм собственности предприятий и целых отраслей экономики, земель, банков, жилых и общественных сооружений в государственную собственность как средство социально-экономического регулирования. К непрямой или как ее называют в специальной литературе "ползучей" национализации можно отнести блокирование банковских счетов, запрет перевод иностранной валюты за рубеж, чрезмерное или многократное налогообложение, неправомерный арест активов и т.д. Согласно ч. 3 статьи 397 ХК Украины иностранные инвестиции не подлежат национализации. Однако из содержания заключенных Украиной двусторонних инвестиционных соглашений следует, что возможность национализации иностранных инвестиций допускается при определенных условиях. В качестве примера: п. 1 статьи III Договора между Украиной и США по поощрению и взаимной защите инвестиций допускает проведение национализации для общественных нужд, в недискриминационный способ, с выплатой немедленной, адекватной и эффективной компенсации.
Реквизиция и условия ее проведения предусмотрены как ХК Украины, так и Гражданским кодексом Украины. Согласно статье 353 ГК Украины по общему правилу имущество может быть принудительно отчуждено у владельца в двух случаях: 1) в случае стихийного бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии и других чрезвычайных обстоятельств; 2) в условиях военного или чрезвычайного положения. Но если в первом случае реквизиция осуществляется только после того, как владельцу будет полностью возмещена стоимость имущества, то во втором случае стоимость имущества полностью возмещается владельцу уже после его принудительного отчуждения, причем срок, в течение которого должно осуществиться такая компенсация, не предвидится. Интересно, что основания проведения реквизиции иностранных инвестиций, предусмотренные в ГК Украины не совпадают с общим правилом, приведенным выше. Согласно ГК Украины реквизиция иностранных инвестиций проводится только в таких исключительных случаях, как стихийное бедствие, авария, эпидемия, эпизоотия в случае осуществления спасательных мероприятий. Что же касается военного или чрезвычайного положения - не сказано ни слова. Поэтому логичным представляется вывод, что в случае введения чрезвычайного или военного положения реквизиция иностранных инвестиций полностью запрещена (чего нельзя относительно отечественных инвестиций), поскольку требования ГК Украины в этом вопросе являются специальными по отношению к требованиям ГК Украины.
Мероприятия, тождественные по результатам к национализации и реквизиции, иначе говоря, экспроприация, получили весьма широкое толкование. Например, в Сеульской Конвенции о применении многостороннего агентства по гарантии инвестиций экспроприация или аналогичные мероприятия понимаются как любая законодательная или административная действие или бездействие, исходящее от принимающего государства, в результате которой инвестор лишается права собственности по своему капиталовложения, контроля над ним или существенного дохода от такого капиталовложения, за исключением общих мероприятий недискриминационного характера, обычно принимаемых государствами с целью регулирования экономической деятельности на своей территории. Как следует из заключенных Украиной двусторонних инвестиционных договоров принудительное изъятие является правомерным, если оно: 1) осуществляется в публичных интересах; 2) сопровождается выплатой компенсации; 3) не является дискриминационным и применяется в установленном законом порядке. Если какая условие соблюдена не будет - у иностранного инвестора есть все основания требовать от государства компенсации убытков, причиненных незаконными действиями органов власти и их должностных лиц.

Нарушены права? - Требуйте компенсации!

Собственно этого и касается предусмотрена статьей 397 ГК Украины, статьями 9, 10 Закона о режиме иностранногоинвестор инвестирования, статьей 18 Закона об инвестиционной деятельности гарантия компенсации и возмещение убытков иностранным и отечественным инвесторам. Так, закон запрещает государственным органам и их должностным лицам вмешиваться в деятельность субъектов инвестиционной деятельности, кроме случаев, когда такое вмешательство допускается действующим законодательством и осуществляется в пределах компетенции этих органов и должностных лиц. В случае же принятия государственными или другими органами (например, органами местного самоуправления) актов, нарушающих права инвесторов и участников инвестиционной деятельности, причиненные этим убытки подлежат возмещению в полном объеме этими органами. Согласно статье 21 ГК Украины инвестор имеет право требовать от суда: 1) признать незаконными и нарушающими его права, и отменить как правовые акты индивидуального действия, так и нормативно-правовые акты, изданные органом государственной власти, органом власти АРК или органом местного самоуправления; 2) обязать эти органы возместить в полном объеме причиненные убытки (которыми являются не только реальные убытки, но и упущенная выгода), так и моральный ущерб.
Права иностранных инвесторов на компенсацию и возмещение убытков дополнительно регулируются упомянутыми статьями 9 и 10 Закона о режиме иностранного инвестирования. Иностранные инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду и моральный ущерб, причиненных им вследствие действий, бездеятельности или ненадлежащего выполнения государственными органами Украины или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей относительно иностранного инвестора или предприятия с иностранными инвестициями, - отмечается в Законе. Все понесенные расходы и убытки иностранных инвесторов, причиненные незаконным принудительным изъятием инвестиций, действиями, бездействием или ненадлежащее исполнение обязанностей органами власти, возмещаются на основе текущих рыночных цен и / или обоснованной оценки, подтвержденных аудитором или аудиторской фирмой. Компенсация, выплачиваемая вследствие незаконного изъятия имущества, определяется на момент прекращения права собственности, а компенсация, выплачиваемая вследствие действий, бездеятельности и ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами, определяется на время фактического исполнения решения о возмещении убытков. Компенсация должна быть быстрой, адекватной и эффективной, а ее сумма должна выплачиваться в валюте, в которой были осуществлены инвестиции, или в любой другой приемлемой для иностранного инвестора валюте. С момента возникновения права на компенсацию и до момента ее выплаты на эту сумму начисляются проценты согласно средней ставке процента, по которому лондонские банки предоставляют ссуды первоклассным банкам на рынке евровалют (ЛИБОР).
Иностранные инвесторы, ссылаясь на ХК Украины, имеют право требовать от государства соблюдения гарантий перевода и использования доходов от иностранных инвестиций, а также гарантий в случае прекращения инвестиционной деятельности. Они заключаются в том, что после уплаты налогов, сборов (обязательных платежей) иностранным инвесторам гарантируется беспрепятственный немедленный перевод за границу их доходов, прибылей и других средств в иностранной валюте, полученных на законных основаниях от осуществления инвестиций. В случае же прекращения инвестиционной деятельности в Украине иностранный инвестор не позднее шести месяцев после прекращения этой деятельности имеет право не только на возвращение своих инвестиций, но и доходов по ним в денежной или товарной форме.
Но для того, чтобы все перечисленные гарантии применялись к иностранным инвестициям, ХК Украины требует их надлежащей регистрации.
Все споры, возникающие при осуществлении инвестиционной деятельности, могут быть решены как в судах национальной юрисдикции, так и с помощью арбитражей Международного центра для решения инвестиционных споров в соответствии с договорами о взаимной защите инвестиций (если сторонами в споре выступают принимающая страна и инвестор-резидент государства, который заключил с Украиной инвестиционный договор).
Категория: Хозяйственная деятельность | Просмотров: 2765 | Добавил: Bugor | Теги: инвестиции в Украину | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов