LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Главная » 2010 » Сентябрь » 2 » Защита свидетелей и потерпевших от организованных преступных посягательств
19:16
Защита свидетелей и потерпевших от организованных преступных посягательств
Законодательство о защите свидетелей и потерпевших от организованных преступных посягательств (сравнительный анализ)

защита свидетелей и потерпевшихПроанализированы по результатам опроса населения в Украине, России, Молдове, Беларуси - отношение жертв преступлений по оказанию помощи правоохранительным органам. Исследовано законодательство постсоветских стран по этой проблематике.

Широкомасштабные процессы реформирования, происходящие в постсоветских странах, сопровождаются определенными негативными явлениями, одно из первых мест среди которых занимает преступность и ее организованные проявления.

Современная преступность стала более профессиональной и организованной, произошли количественные, а главное - качественные изменения преступности. Распространенными стали случаи влияния на лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве.

Существенно важным компонентом эффективного раскрытия и расследования преступлений и наказания преступников является готовность жертв преступлений помогать в расследовании преступлений. Как показали проведенные Н.С. Карповым исследования, сегодня ни в Украине, ни во многих других государствах жертвы не готовы помогать правоохранительным органам. Так, относительно 47,9% опрошенного населения Украины, или их родных было совершено преступления и 32,9% из них не обращались по этому поводу в правоохранительные органы. Аналогичная ситуация сложилась и в России - 45,3 и 33,4%; в Республике Молдова - 44,7 и 31,2%; в Республике Беларусь - 45,3 и 29,2% соответственно. Кроме того, 41,5% опрошенного населения Украины если им станет известно о совершении преступления и лиц, его совершивших, по собственной инициативе в правоохранительные органы об этом не сообщит. Так же поступит 51,7% опрошенного населения России, 67,1% - Республики Молдова, 50,3% - Республики Беларусь. По оценкам специалистов в России, ежегодно свидетелями преступлений становятся около 10 млн. человек. Из этого количества около четверти испытывают угроз и насилия, за что они меняют показания. Эти данные подтверждает проведенное Н.С. Карповым проведено исследование, согласно которому в отношении 28,9, 27,3, 28,6 и 33% лиц, участвовавших в расследовании, соответственно в Украине, России, Республике Молдова, Республике Беларусь осуществлялось влияние с целью изменения показаний, отказа от дачи показаний и т.д. По данным выборочного социологического исследования, преступное влияние на свидетелей и потерпевших, по мнению работников правосудия, осуществлялся в ходе расследования в каждой второму уголовному делу (23% опрошенных), в каждом уголовном деле (12%) оказывается же незначительная часть. Почти половина опрошенных сотрудников не фиксируют (46%) в материалах уголовного дела факты антиобщественного влияния на свидетелей и потерпевших.

Таким образом, обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства приобретает сейчас первостепенное значение и активно изучается учеными на пространстве Содружества Независимых Государств. Сегодня в Украине этот вопрос исследуют М.Ю. Азаров, В.П. Бахин, В. Боровая, Л.В. Брусницин, В.С. Зеленецкий, Н.С. Карпов, М.В. Курков, О.В. Усенко, в Российской Федерации - А. Антошина, Л.В. Брусницин, А.Ю. Епихин, Т.Н. Москалькова, В.В. Трухачьов, в Республике Беларусь - П.В. Таможенник, Л.И. Родзевич. На необходимость исследования этой проблемы в Республике Казахстан обращали внимание В.И. Андреев, А.Н. Ахпанов, С.М. Жалибин, М.Ч. Когамов, Б.М. Нургалиев, Б.Х. Толеубекова.

Как правильно заметил Л.В. Головко, важное значение любой реформы оказывается не тогда, когда она получает нормативное закрепление, а в тот момент, когда правовую норму удается реализовать как отдельного гражданина, так и в интересах общества в целом. Заменить одни законы другими - не значит только осуществить реформу, найти реальное право - вот задача юриста. По нашему мнению, первые шаги правовой реформы - ее нормативное закрепление - как прочный фундамент должно держать ее реализацию. Поэтому считаем необходимым сравнить и определить пробелы и достижения законодательного закрепления защиты лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве. Такая попытка была осуществлена Н. Пелипенко, однако наше исследование продлится несколько в ином аспекте.

Постсоветские государства начали формировать законодательство о защите лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, с начала 90-х годов прошлого века. Начало принятия законодательства о защите свидетелей и потерпевших положила Украина принятием 23 декабря 1993 Закона Украины "Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве" (далее - Закон). 28 января 19989 года Закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, способствующих уголовному процессу" № 1458-XIII был принят в республике Молдова. 5 июля 2000 принят Закон Республики Казахстан "О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе" № 72-2. 20 августа 2004 в Российской Федерации был принят Закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства" № 119-ФЗ. В Республике Беларусь специальный закон о защите свидетелей и потерпевших нет, а 13 декабря 1999 принят только Закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".

Беглый анализ только названий законов показал следующее: Российская Федерация, Республика Молдова, Республика Казахстан и Республика Беларусь предусматривают "защита" лиц, и только Закон предусматривает "обеспечение безопасности".

Согласно статьям 1 и 5 Закона Республики Казахстан "О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе" и ст. 1 Закона Республики Беларусь "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", защита состоит из мер безопасности, правого и социальной защиты (материальная компенсация в случае гибели (смерти), причинения им телесных повреждений или иного вреда здоровью, уничтожения или повреждения их имущества. Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О государственной защите потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства" защита предусматривает меры безопасности и социальной поддержки (единовременное пособие, пенсия, возмещение имущественного вреда. Согласно статье 16 Закона Республики Молдова "О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, способствующих уголовному процессу", к мерам государственной защиты также принадлежит социальная защита (обязательное государственное страхование за счет средств государственного бюджета, единовременное пособие, пенсия, возмещение материального ущерба.

Таким образом, украинское законодательство существенно нарушает нормы международного права и ограничивает средствазащита свидетелей и пострадавших защиты лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, в частности, свидетелей и потерпевших. Понятие "безопасность", "обеспечение безопасности" уже, чем понятие "защита", который включает и меры социальной защиты.

С целью устранения вышеуказанных пробелов, по нашему мнению, необходимо дополнить Закон соответствующими статьями и нормами, гарантирующие социальную защиту лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, с последующим внесением изменений и дополнений УПК Украины и других нормативно-правовых актов. Как замечает Д.П. Чекулаев, целях обеспечения безопасности является не только защита их физической неприкосновенности, но и создание условие для активного участия в процессе одним из таких условий является социальная защита лиц.

Статьей 2 Закон "Лица, имеющие право на обеспечение безопасности" и ч. 2 ст. 52-1 УПК Украины "Обеспечение безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве" такими лицами определены потерпевшие, свидетели, члены их семей и близкие родственники, если путем угроз или других противоправных действий в отношении них делаются попытки повлиять на участников уголовного судопроизводства. Аналогичная норма предусмотрена ст. 3 Закона Республики Казахстан.

Неопределенным является вопрос круга лиц, входящих в понятие "члены семьи" и "близкие родственники". Согласно п. 11 ст. 32 УПК Украины "Разъяснение значения терминов Кодекса" к близким родственникам относятся: родители, жена (в смысле - один из супругов), дети, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки. Разъяснении понятия "члены семьи" в УПК Украины отсутствует, как и в законодательных актах Украины. Согласно Решению Конституционного Суда Украины от 3 июня 1999 (дело об официальном толковании термина "член семьи"), членам семьи (военнослужащего, сотрудника милиции, личного состава государственной пожарной охраны) является лицо, состоящее с субъектом права в правоотношениях, природа которых определяется: кровными (родственными) связями или брачными отношениями; общим постоянным проживанием; ведением общего хозяйства.

Анализируя международное законодательство, отмечаем, что Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятая резолюцией 55/25 ГА от 15 ноября 2000 (ч. 1 ст.24; ч.1 ст.25), подписанная Украиной 12 декабря 2000 и ратифицировано Законом Украины от 4 февраля 2004 № 1433-IV, Рекомендация R (97) 13, принятая Комитетом Министров Совета Европы 19 сентября 1997 по запугивания свидетелей и права защиты (п. 14), предусматривают эффективную защиту отношении свидетелей, потерпевших, их родственников и других близких им лиц. Обеспечение безопасности этих лиц Закон не предусматривает, не содержится он и в проекте УПК Украины.

Часть 3 статьи 2 Закона Российской Федерации предусматривает защиту также близких родственников, родственников и близких лиц, противоправное посягательство на которых осуществляется с целью влияния на лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве. Защита "близких лиц" предусмотрен и п. 4 ст. 3 Закона Республики Беларусь.

защита свидетелейПод "близкими лицами" Закон Республики Беларусь предусматривает родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, деда, бабку, внуков, мужа (жену) или тех же родственников мужа или жены, а также других родственников, недееспособных иждивенцев или других лиц, проживающих совместно и ведут общее хозяйство, или других лиц, которых они обоснованно признают своими близкими (п. 1 ст. 1). Закон Российской Федерации "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" определил, что "близкими" в исключительных случаях могут быть лица, на жизнь, здоровье и имущество которых осуществляется посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности судей ... или заставить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность.

Пункт "е" ч. 1 ст. 2 Закона Республики Молдова предусматривает, что в исключительных случаях государственную защиту подпадают другие лица, через которых осуществляется влияние на лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве.

По мнению С.П. Щербы и О.А. Зайцева, к близким лиц, на которых может быть осуществлено влияние, относятся близкие родственники (родители, дети, усыновители, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг); другие лица, находящиеся в родственных отношениях, но согласно действующему законодательству не относятся к близким родственникам, друзьям, невест, а также - лиц, находящихся в фактических семейных отношениях, и ведут общее хозяйство. При этом важно, чтобы противоправное влияние на близких лиц был значимым для субъекта уголовно-процессуальной деятельности. Такую же позицию отстаивают и В.И. Андреев, В.В. Трухачьов.

По мнению Л.М. Шестопаловой, при рассмотрении вопроса об осуществлении мер безопасности в отношении жизни, здоровья, жилья или имущества члена семьи лица, участвующего в уголовном судопроизводстве, должны учитываться ее родственники до шестой степени родства: дядя, тетя, прабабушка, прадед, племянники и т.д. Она считает, что с целью недопущения произвольного применения соответствующих терминов, на практике это положение требует законодательного закрепления или хотя бы разъяснения Пленума Верховного Суда Украины.

Таким образом, законодательство Украины и Республики Казахстан предусматривает узкое круг лиц, относительно которых могут быть осуществлены меры защиты. Считаем необоснованным четкое определение круга таких лиц. Реалии жизни свидетельствуют о том, что носители доказательной информации (как и все люди) связаны узами любви, дружбы не только с членами своих семей или близкими родственниками и беспокоятся за благополучие не только этих людей. Духовные отношения, которые не обусловлены правовой регламентацией, рядом со сродством, являются определяющими в поведении лиц, участвующих в уголовно-процессуальной деятельности.

По нашему мнению, целесообразно при решении вопроса о применении мер обеспечения безопасности учитывать степень родства лиц, а цель, с которой осуществляется влияние именно на это лицо - помешать участия лица в уголовном судопроизводстве, заставить ее изменения уже данных показаний, либо из мести за указанную деятельность. Считаем необходимым внести изменения в Закон и выложить п. "е" ст. 2 в таком виде: "... близкие родственники и обосновано близкие лица, перечисленных в пунктах" а "-" е "настоящей статьи лиц, если путем угроз или других противоправных действий относительно них реализуются попытки по воздействию на участников уголовного судопроизводства". Соответствующие изменения необходимо внести также в УПК Украины и учесть в проекте Кодекса Украины. Определение понятия лиц "обоснованно близкими" осуществлять в каждом конкретном случае, учитывая отношения между лицами, их значение в жизни друг для друга и других обстоятельств.

Определяя одним из условий эффективности функционирования института безопасности личности в уголовном процессе такую, которая относится к соответствующей отрасли законодательства: создание правовой базы по обеспечению безопасности личности в уголовном процессе и совершенствование законодательства (усовершенствования действующего и принятия нового, А.А. Епихин, Н.В. Пелипенко, А.Г. Бойков представляют, по нашему мнению, вполне правильную позицию относительно принятия самостоятельного Закона об обеспечении безопасности любого участника в связи с производством по уголовному делу.

Принимая во внимание то, что в правовом государстве приоритет закона должен дополняться надежным механизмом правовой защиты личности, и изложены ими предложения, считаем необходимым изложить название Закона в следующей редакции "О государственной защите лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве".
Категория: Кримінальні новини | Просмотров: 3205 | Добавил: Bugor | Теги: программа защиты свидетелей, защита потерпевших и свидетелей, защита от посягательств свидетелей | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов