LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Главная » 2010 » Сентябрь » 1 » Противодействие нелегальному автомобильному бизнесу.
19:13
Противодействие нелегальному автомобильному бизнесу.

 Состояние и перспективы развития международного сотрудничества в сфере противодействия нелегальному автомобильном бизнеса

В статье проанализированы ретроспективы развития нелегального автомобильного бинелегальный автобизнесзнеса, показана роль Интерпола в противодействии этой преступной деятельности.

В последние годы вследствие активного вхождения Украины в международные отношения, упрощение визового режима, прозрачности границ, облегчение процедур перемещения имущества через границу, увеличение производства автомобилей и большого спроса на автотранспорт довольно остро встает проблема противодействия нелегальному автомобильному бизнесу. Преступления, связанные с транспортными средствами, по прибыльности и массовостью занимают третье место после торговли наркотиками и оружием. [1, с. 36]

Свою историю нелегальный автомобильный бизнес начинает с 6 июня 1898, когда у парижского аристократа были похищены автомобиль Peugeot. Впоследствии автомобиль был найден, поскольку их количество в Париже составляла не более двадцати. В первой половине 20 века нелегальный автомобильный бизнес не имел достаточного распространения через небольшое количество автопроизводителей, высокую цену и низкое качество автомобилей.

После провозглашения в 50-х годах лозунга "автомобиль для всех" автопроизводителем Генри Фордом началась эра конвейерного сборки транспортных средств, автомобили стали доступнее, их количество росло с каждым днем, найти похищенную машину среди тысяч подобных становилось все сложнее.

К началу 90-х годов в бывших советских республиках не существовало даже базы данных по угнанных автомобилей.

После открытия границ у представителей нелегального автомобильного бизнеса появились новые рынки сбыта, автомобили покупались в любом состоянии и на поддельные документы, базы данных регистрации транспортных средств были разрознены, банк данных угнанных автомобилей своевременно не пополнялся, отсутствовал доступ к базам данных Интерпола .

Окончание 90-х годов характеризовалось уменьшением количества угнанных автомобилей на территории Украины, развитием информационной системы органов внутренних дел, улучшением международного сотрудничества в сфере противодействия нелегальному автомобильном бизнеса. В качестве примера может выступить тот факт, что в начале 90-х годов количество похищенных транспортных средств насчитывала до 30% от общего количества автомобилей, то в 2000 году их количество колебалось примерно от 1 до 3 процентов.

О состоянии развития нелегального автомобильного бизнеса в мире свидетельствует информация из базы данных угнанных автомобилей Генерального секретариата Интерпола, где, по состоянию на декабрь 2006 находится 3,4 млн. сообщений об угнанных автомобилях. В Соединенных Штатах Америки ежегодно викрадаеться до 1 миллиона автомобилей, в Германии 40 - 50, в России - 100 - 150 тыс. Среди похищенных в мире преобладают автомобили известных марок: Toyota - 404,217 тыс., Volkswagen - 307,680 тыс., Ford - 264,017 тыс , Fiat - 215,225 тыс.

По сообщению экспертов, ежегодные доходы от нелегального автомобильного бизнеса достигают 20 млрд. долл. США [2].

Несмотря на улучшение работы правоохранительных органов в сфере противодействия автомобильной преступности, ситуация с угоном автомобилей в Украине остается сложной: ежегодно на Украине угоняют от 10 до 15 тыс. транспортных средств; в городе Киеве за 11 месяцев 2006 года похищено 653 автомобиля, но только 20 - 25% возвращаются к своим законным владельцам [3]. Наиболее "популярными" марками угнанных автомобилей в Украине является "Audi", "Mercedes" "Volkswagen", "Lexus", "Toyota", "BMW" и "ВАЗ", а также "Daewoo" [4].

Нелегальный автомобильный бизнес - это одна из форм организованной преступной деятельности, которая включает в себя незаконное завладение автотранспортным средством с целью дальнейшего его сбыта или разукомплектования, а также страховое мошенничество, которое также связано с угоном автомобиля, но имеет целью не только получение средств за автомобиль, но и страховых выплат. Как правило, организованные преступные группировки в сфере нелегального автомобильного бизнеса имеют международные связи, схемы перемещения автомобилей через границы государств, отлаженную систему взаимодействия с коррумпированными должностными лицами в правоохранительных и регистрационных органах, а также лиц, занимающихся разукомплектованием автомобилей, изменением номеров кузова, узлов транспортного средства.

Преступные группировки постоянно совершенствуют методы и тактику преступной деятельности, меняют маршруты перемещения угнанных автомобилей, следят за развитием нормативно-правовой базы, используют ее недостатки, знакомые с тактикой и методикой раскрытия и расследования данного вида преступлений, в процессе своей деятельности используют возможности или нанимают на работу аналитиков, психологов, статистов, бывших работников правоохранительных органов, жителей приграничных районов, которым известны пути, которые не проходят через стационарные пункты пропуска через границу. Нелегальный автомобильный бизнес - это сложная, многоуровневая, системная, форма преступной деятельности с присущими только ей тактическими приемами и средствами маскировки [5, с. 28].

Наличие международных связей и переправки автомобилей через границы государств является одним из основных признаков этого вида преступлений, поскольку владение транспортным средством в пределах страны, где его похитили, невыгодно из-за постоянного проведения проверок и периодических технических осмотров автомобиля. Перемещение автомобиля за границу усложняет процедуру проверки автомобиля по базам данных угнанного автотранспорта, а также возвращения имущества законному владельцу.

К сказанному следует добавить, что транснационализации нелегального автомобильного бизнеса способствует ряд факторов, в частности:

- "Прозрачность" границ, недостаточный контроль со стороны правоохранительных органов (пограничная и таможенная служба, милиция);

- Недостаточная эффективность мер борьбы с данным видом преступлений, низкий уровень взаимодействия правоохранительных органов;

- Правовая неурегулированность деятельности по борьбе с международной преступностью, в частности, отличие законодательства различных государств, отсутствие соглашений о взаимной правовой помощи;

- Отсутствие возможности (для участников сделки купли-продажи автомобиля) доступа к системе идентификации автомобилей, а также оперативного доступа к базе данных Генерального секретариата Интерпола о похищенных транспортных средствах [6, с. 11].

Главным инструментом противодействия нелегальному автомобильном бизнеса в международных масштабах на сегодня является Международная организация уголовной полиции, которая представлена в нашей стране Национальным центральным бюро Интерпола в Украине.

По данным НЦБ Интерпола в Украине, в 2006 году было установлено 134 единицы автотранспорта, похищенного за рубежом, а также за рубежом установлено 13 автомобилей, которые были похищены на Украине. Наибольшее количество угнанных автомобилей прибывает из Германии, России, Польши, Венгрии, Бельгии и Италии. Сегодня правоохранительными органами разоблачено несколько путей ввоза угнанных транспортных средств на территорию Украины, они проходят через территорию Беларуси, России, Молдовы и Польши.

Деятельность НЦБ Интерпола в Украине регулируется следующими правовыми и подзаконными актами: Уставом Международной организации уголовной полиции - Интерпола от 13 июня, с изменениями и дополнениями от 1 января 1986; Законом Украины "О милиции" от 20 декабря 1990 (ст. 8 ; Уголовно-процессуальным кодексом Украины (ст. 31); Законом Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" от 18 февраля 1992 (ст. 6, ст. 7); Законом Украины "Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью" от 30 июня 1993 (ст.ст. 5-7); Положением о Министерстве внутренних дел Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 17 октября 2000 № 1138 (п. 6, п. 10); указами Президента Украины от 6 февраля 2003 года № 84 "О неотложных дополнительных мерах по усилению борьбы с организованной преступности и коррупцией" (п. 9); от 22 июля 2003 № 740 "О мерах по развитию системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (п. есть); от 9 февраля 2004 № 175 "О системе мероприятий по устранению причин и условий, способствующих преступным проявлениям и коррупции" (п.V-2) постановлениями Кабинета Министров Украины "О вступлении Украины в Интерпол" от 30 сентября 1992 № 555, "О Национальное центральное бюро Интерпола" от 25 марта 1993 № 220 и утвержденным этим постановлением Положением о Национальное центральное бюро Интерпола, "О представителе Национального центрального бюро Интерпола в Международной организации уголовной полиции - Интерпол" от 11 августа 2004 № 1043; приказом МВД Украины от 15 февраля 1995 № 104 "О создании подразделений Укрбюро Интерпола" и Типичными задачами и функциями подразделений Укрбюро Интерпола в главных управлениях, управлениях МВД Украины в Крыму, областях, городах Киеве и Севастополь, Положением об основах организации раскрытия органами внутренних дел Украины преступлений общеуголовной направленности, утвержденным приказом МВД Украины от 30 апреля 2004 № 458. (П. 2: 2.5, 2.14; п. 4: 4.21).

Вопросы организации розыска похищенного автотранспорта непосредственно регулирует Инструкция о порядке использования правоохранительными органами возможностей Национального центрального бюро Интерпола в Украине в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений, утвержденная совместным приказом Министерства внутренних дел Украины, Генеральной прокуратуры Украины, Службы безопасности Украины, Государственного комитета по делам охраны государственной границы Украины, Государственной таможенной службы Украины, Государственной налоговой администрации Украины от 9 января 1997 № 3/1/2/5/2/2. Настоящая Инструкция определяет полномочия правоохранительных органов в использовании возможностей НЦБ Интерпола в Украине и основания получения необходимой информации от правоохранительных органов зарубежных стран. Согласно этой Инструкции в сфере предупреждения, раскрытия и расследования преступлений правоохранительные органы, используя каналы НЦБ Интерпола, имеют возможность:

а) спросить сведения о владельце транспортного средства, зарегистрированного за границей;

б) требовать информацию о дате и месте постановки на учет транспортного средства или снятии с учета;

в) проверить транспортное средство по учетам угнанного автотранспорта в зарубежных странах;

г) идентифицировать иностранный автомобиль или его номерные знаки;

д) объявить в международный розыск угнанный в Украине транспортное средство, поставить его на учет в Генеральном секретариате Интерпола и в правоохранительных органах других государств - членов организации;

е) идентифицировать регистрационные документы транспортного средства;

е) осуществлять обмен информацией о порядке возврата похищенного транспортного средства законному владельцу.

Соответственно, основаниями для получения такой информации должны быть:

а) выявление подделки в документах на право приобретения, владения и использования транспортного средства, ввозимого из других государств;

б) выявление подделки маркировки фирмы (предприятия) - производителя на агрегатах, узлах, а также идентификационных номеров транспортного средства иностранного производства, ввезенного из других государств. Запрос направляется в НЦБ после проведения криминалистического исследования и установления действительного идентификационного номера;

в) выявление расхождений номеров узлов и агрегатов транспортного средства с записями в таможенных документах, свидетельствах о регистрации транспортного средства, сделках купли-продажи и других регистрационных и технических документах;

г) получение оперативной информации о похищении транспортного средства за рубежом;

д) изъятие автомобиля как вещественного доказательства в уголовном деле;

е) отрицательный результат проверки по базами данных Информационного бюро, Управления Госавтоинспекции МВД Украины и НЦБ при наличии одного из вышеизложенных оснований [7, с. 383-385].

НЦБ Интерпола при получении сведений о розыске транспортного средства, которое проверяется правоохранительными органами другого государства, сообщает об этом инициатора запроса или соответствующую службу МВД (ГУКР, ГУБОП, ГУДСБЕЗ т.п.).

Получив от НЦБ сообщение о том, что транспортное средство похищено за рубежом, правоохранительные органы обязаны принять меры по его сохранности, а также провести проверку в порядке, предусмотренном статьей 97 Уголовно-процессуального кодекса Украины. После окончания проверки правоохранительные органы через НЦБ обязаны сообщить правоохранительным органам страны, на территории которой было похищено транспортное средство, следующие данные: обстоятельства обнаружения автомобиля, номер уголовного или оперативно-розыскного дела, согласно которым проводилась проверка, их номер, дата возбуждения ( заведения) и орган, в котором они находятся, полные анкетные данные владельца, состояние транспортного средства, его местонахождения, возможность к самостоятельному передвижению. Также в своем сообщении правоохранительные органы обязаны указать адрес органа (суда) или должностного лица, к которым может обратиться потерпевший для защиты права собственности и решение вопроса о возвращении транспортного средства.

К указанному необходимо добавить, что вопрос непосредственно связанные с возвращением транспортных средств к компетенции НЦБ Интерпола не входят. Можно также отметить, что Интерпол не проводит розыск транспортных средств в полном смысле этого слова, он является своего рода посредником между правоохранительными органами различных государств, поскольку Интерпол соответствии со ст. 2 Устава имеет целью только обеспечение широкой взаимодействия всех органов (учреждений) уголовной полиции в мире, создание и развитие учреждений, которые смогут эффективно способствовать предупреждению уголовной преступности [9, с. 138. Деятельность Интерпола в розыске похищенного автотранспорта является основным компонентом, поскольку для проверки факта наличия автомобиля в розыске и получения запросов на розыск транспортных средств используются исключительно официальные каналы Интерпола.

Возникновение новых способов похищения автомобилей, перемещение их через границы государств, современное техническое обеспечение преступных группировок заставляет правоохранительные органы всех стран мира и Генеральный секретариат Интерпола совершенствовать информационное законодательное и техническое обеспечение своей деятельности, опережать способы противодействия выявлению похищенных автомобилей. До назначения Генеральным секретарем Рональда Ноубла в 2000 году Интерпол функционировал в пятидневной режиме, оперативность реагирования на сообщения была низкой. С назначением на должность Интерпол работает в круглосуточном режиме. Ноублу также принадлежит идея введения новой информационно-поисковой системы "I-24 / 7", что расшифровывается как "Интерпол - 24 часа, семь дней в неделю", которая пришла на смену протокола обмена данными по электронной почте. На сегодняшний день этот банк данных содержит информацию о 3,5 млн. похищенных транспортных средств, более 10 тыс. разыскиваемых преступников и 12 млн. утерянных или похищенных документов. Интеграция данных об автомобилях, потерянные документы и разыскиваемых лиц в одном информационном массиве позволяет устанавливать связи между лицами, документами и украденными автомобилями и проводить проверки более эффективно. В общем, с помощью баз данных Интерпола в мире за декабрь 2006 установлено 26 тыс. автомобилей, что, по сравнению с результатом 2005 года (18 тыс.), говорит об активном использовании информации практическими подразделениями правоохранительных органов [10].

В 2003 году НЦБ Интерпола Украине реорганизовало информационное обеспечение и присоединилось к проекту информационной сети Генерального секретариата Интерпола "I-24 / 7". На сегодняшний день активно внедряется обеспечения доступа к этой системе представителей НЦБ Интерпола Украины в УМВД. На 1 января 2007 доступом к этой сети обеспечены все управления внутренних дел в областях. Совместно с Администрацией Государственной пограничной службы и Государственной таможенной службой разрабатывается проект подключения всех контрольно-пропускных пунктов на Государственной границе Украины в сети I-24 / 7, что практически сделает невозможным перемещение похищенного автотранспорта и преступников через границу, поскольку данные об угнанных автомобилях в Европе вносятся в базы данных уже через несколько часов после заявления об угоне автомобиля.

В настоящее время приоритетными направлениями совершенствования деятельности НЦБ Интерпола в Украине в этой области является обеспечение доступа к базам данных Генерального секретариата Интерпола и квалифицированная подготовка сотрудников горрайотделов, что существенно улучшит поисковую работу на местах. Существуют проблемы с обеспечением горрайотделов базами данных Интерпола, которые заключаются в том, что для мониторинга поисковых запросов в системе I-24 / 7 реализовано автоматическую систему уведомления о факте проверки транспортного средства, поэтому после проверки автомобиля по базе данных в случае совпадения номеров и агрегатов ( даже частичного) необходимо будет объяснить причину проверки стране-инициатору проверки.

Категория: Кримінальні новини | Просмотров: 1826 | Добавил: Bugor | Теги: нелегальный автомобильный бизнес | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 1
1 Снежана  
0
Здравствуйте!
Интересует вопрос: мне продали телефон ( китайский) без всяких документов, он через 2 недели перестал работать. на мою просьбу заменить, продавец не отреагировал. Могу ли я обратиться в налоговую службу с просьбой найти и наказать за нелегальную продажу подделок китайских телефонов известных брендов??
Имеется ввиду: скрытие доходов и нелегальное ведение торговли.
Подскажите куда именно обратиться.
Буду ждать ответ.
Спасибо огромное.
с уважением,
Снежана
Ответ: Здравствуйте, Снежана!
Скоро будем вводить форум на сайте, поэтому задержек в ответах не будет.
Относительно Ващего вопроса, то тут на лицо факт реализации контрафактной продукции - предмет для расследования прокуратуры.
На будущее - старайтесь не приобретать товары без соответствующих документов. А узнать "серая" ли мобилка или нет можно при помощи запроса номера IMEI телефона в базе Укрчастотнадзора: Для это нужно набрать на клавиатуре телефона *#06#, после чего на экране появится IMEI-код аппарата. Его надо отослать на номер 307 любого оператора и узнать, зарегистрирован ли ваш телефон.

Поскольку документов нет о приобретении - подтвердить факт покупки могут свидетели, скажем Ваши знакомые. Попробуйте обратиться в общество защиты прав потребителей, написать претензию продавцу, в крайнем случае - суд, но стоит ли того мобилка - решайте сами.Дайте знать продавцу, что лучше с Вами не связываться В)

Согласно статьи 8 ЗУ О защите прав потребителей Вы имеете право требовать уменьшения стоимости, бесплатного ремонта или компенсации стоимости ремонта, который провели Вы smile

В налоговую не советую обращаться - ибо эти вопросы решают правоохранительные органы, - прокуратура прежде всего, а затем уже задействуется налоговая.

С уважением, администратор портала "Лекс" Евгений.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов