Заключение под стражу - Уголовно-процессуальный кодекс Украины - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

Статья 155. Заключение под стражу



Комментарий :

1. Право на свободу и личную неприкосновенность является одним из наиболее значимых прав человека. Частью 2 ст. 29 Конституции установлено, что никто не может быть арестован или содержаться под стражей иначе как по мотивированному решению суда и только на основаниях и в порядке, определенных законом. Это предусмотрено и ст. 14 КПК.

Взятие под стражу исключительным и наиболее строгим мерой, который применяется только тогда, когда есть все основания полагать, что другие, менее строгие, меры могут не обеспечить выполнение обвиняемым процессуальных обязанностей и должного поведения.

Применение данной меры пресечения требует от судей мудрости, взвешенности, смелости и неравнодушия к судьбе лица, в отношении которого решается этот вопрос, требует глубоких знаний как отечественного законодательства, так и международных правовых актов, преодоления стереотипов, сложившихся в процессе многолетнего применения закона, действовавшего ранее, осознания новой роли и нового места суда в системе органов, осуществляющих производство по уголовным делам.

2. Заключение под стражу заключается в принудительной изоляции подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного и помещении его на определенный срок в соответствующие учреждения.

3. Согласно закону взятие под стражу на стадии досудебного расследования дела может быть применено при следующих условиях:

1) если лицо подозревается или обвиняется в совершении преступления, за которое Уголовным кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 155 УПК);

2) если имеются достаточные основания полагать, что подозреваемый или обвиняемый пытаться уклониться от следствия и суда или от выполнения процессуальных решений, препятствовать установлению истины по делу или продолжать преступную деятельность (ч. 2 ст. 148 УПК).

Исходя из исключительного характера этой меры пресечения обязательным условием оно должно быть также обоснованное убеждение судьи в том, что более мягкие меры могут не обеспечить надлежащее поведение подозреваемого, обвиняемого.

4. Частью 1 ст. 155 УПК установлено, что по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, мера пресечения в виде содержания под стражей может быть применено только в исключительных случаях. Закон не определяет, какие из них считаются.

Согласно п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Украины "О практике применения судами меры пресечения в виде заключения под стражу и продление сроков содержания под стражей на стадиях дознания и досудебного следствия" N 4 от 25 апреля 2003 г. такими случаи, когда на основании имеющихся в деле фактических данных с определенной достоверностью можно утверждать, что другие меры не обеспечат должного поведения подозреваемого, обвиняемого. Это возможно, например, когда лицо не имеет постоянного места жительства, злоупотребляет спиртными напитками или употребляет наркотические средства, продолжает совершать преступления, поддерживает социальные связи негативного характера, нарушила условия меры пресечения, не связанной с лишением свободы, ранее уклонялась от следствия , суда или исполнения судебных решений или когда личность подозреваемого вообще не установлено. Исключительность данного случая должна быть обоснована в представлении об избрании меры пресечения и в постановлении судьи.

5. Согласно ст. 4 Закона Украины "О предварительном заключении" от 30 июня 1993 г. учреждения для содержания лиц, которым в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, являются следственные изоляторы Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний, гауптвахты Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины . В отдельных случаях, определяемых потребностью в проведении следственных действий, эти лица могут находиться в изоляторах временного содержания.

Если лица, отбывающие наказание в учреждении исполнения наказаний или в дисциплинарных батальонах, привлекаются к уголовной ответственности за совершение другого преступления и по ним в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, то они по постановлению лица, производящего расследование, могут находиться в дисциплинарном изоляторе или карцере учреждения исполнения наказаний или на гауптвахте Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины.

6. Постановлением Верховной Рады Украины от 6 мая 1993 г. с целью нормализации положения с размещением лиц, содержащихся в местах предварительного заключения, Государственному департаменту Украины по вопросам исполнения наказаний временно, до нормализации положения с размещением лиц, содержащихся в местах предварительного заключенных " заключения, разрешалось направлять из переполненных следственных изоляторов в учреждения исполнения наказаний осужденных, приговоры в отношении которых не вступили в законную силу, для чего была создана временные следственные изоляторы на территориях учреждений исполнения наказаний тех областей, где были следственные изоляторы. Срок действия этого Постановления согласно Постановлению Верховной Рады Украины от 9 декабря 1997 г. закончился 10 декабря 2002

7. Срок содержания лица под стражей в местах содержания задержанных ограничен тремя сутками. Только в случае, когда доставка заключенных в следственный изолятор или на гауптвахту Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины в течение трех суток невозможна из-за отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, лицо может находиться в местах содержания задержанных до десяти суток.

8. Порядок предварительного заключения определяется Законом Украины "О предварительном заключении" и КПК.

В частности, Законом Украины "О предварительном заключении" определяется правовое положение лиц, находящихся в местах предварительного заключения, режим в этих местах, права и обязанности лиц, взятых под стражу, их материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание, предоставления им свиданий, условия и особенности их переписки, передачи ими жалоб, заявлений и писем, применения к ним мер поощрения и взыскания, условия и оплата их труда, условия их материальной ответственности и т.д..
ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2021Анализ интернет сайтов