Самовольное оставление воинской части или места службы - Комментарий Уголовного кодекса Украины - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

Статья 407. Самовольное оставление воинской части или места службы


1. Самовольное оставление воинской части или места службы военнослужащим срочной службы, а также неявка его в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, назначении или переводе, неявка из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью свыше трех суток, но не более месяца, -

наказываются содержанием в дисциплинарном батальоне на срок до двух лет или лишением свободы на срок до трех лет.

2. Самовольное оставление воинской части или места службы военнослужащим (кроме срочной службы), а также неявка его в срок на службу без уважительных причин продолжительностью свыше десяти суток, но не более месяца, либо хотя и менее десяти суток, но более трех суток, совершенные повторно в течение года, -

наказываются штрафом до ста необлагаемых минимумов доходов граждан или служебным ограничением на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет.

3. Самовольное оставление воинской части или места службы, а также неявка в срок на службу без уважительных причин продолжительностью свыше одного месяца, совершенное лицами, указанными в частях первой или второй настоящей статьи, -

наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

4. Самовольное оставление воинской части или места службы, а также неявка в срок на службу без уважительных причин, совершенные в условиях военного положения или в боевой обстановке, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Комментарий :

1. Объект преступления - порядок прохождения военной службы.

2. С объективной стороны преступление заключается в действиях или бездействии и имеет сложную структуру возможных форм его проявления:

1) самовольное оставление воинской части или места службы военнослужащим срочной службы продолжительностью свыше трех суток, но не более месяца (ч. 1 ст. 407);

2) неявки военнослужащего срочной службы срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, назначении или переводе, неявка из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью свыше трех суток, но не более месяца (ч. 1 ст. 407);

3) самовольное оставление воинской части или места службы военнослужащим (кроме срочной службы) продолжительностью: а) свыше десяти суток, но не более месяца б) хотя и менее десяти суток, но более трех суток, совершенные повторно в течение года (ч. 2 ст . 407);


4) неявки военнослужащего (кроме военнослужащих срочной службы) в срок на службу без уважительных причин продолжительностью: а) свыше десяти суток, но не более месяца б) хотя и менее десяти суток, но более трех суток, совершенные повторно в течение года (ч . 2 ст. 407);

5) самовольное оставление воинской части или места службы любым военнослужащим продолжительностью свыше одного месяца (ч. 3 ст. 407);

6) неявка в срок на службу без уважительных причин любого военнослужащего продолжительностью свыше одного месяца (ч. 3 ст. 407).

Самовольным является оставление части или места службы, совершенное без разрешения начальника (командира).

Военнослужащие срочной службы за пределами воинской части имеют право находиться при увольнении (в пределах гарнизона), а также во время занятий, работ, лечения, отпуска, командировки, перевод и т.д.. Выезд офицеров, прапорщиков (мичманов), военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за пределы гарнизона осуществляется с разрешения командира воинской части.

Согласно установленному порядку определенные категории военнослужащих срочной службы освобождаются от расположения полка командиром роты в определенные командиром воинской части дни и часы. За разрешением на увольнение военнослужащий обращается к своему непосредственному (начальника). Освобождение личного состава (включая офицеров) с кораблей на берег разрешается старшим на рейде и командиром соединения (в отдельном плавании - командиром корабля) в дни и часы, установленные приказом командующего флотом (флотилией), и только отдельным военнослужащим при наличии у них уважительных причин - командиром корабля.

На лечение вне расположения части военнослужащие направляются по направлению, подписанным командиром воинской части, и в сопровождении фельдшера (санитарного инструктора). Военнослужащие, заболевшие в период отпуска или в командировке, на стационарное лечение направляются военными комендантами или военными комиссарами. В день выписки военнослужащему лечебным учреждением (частью) выдаются соответствующие документы, и он самостоятельно (если не прибыл сопровождающий из части) направляется в воинскую часть, а по возвращении обязан доложить об этом непосредственному командиру (начальнику).

Военнослужащих в служебные командировки направляют командиры воинских частей на основании распоряжений старших начальников или по собственному решению, с объявлением приказа по воинской части и указанием лиц, направляемых в командировку, цели и срока командировки.

Военнослужащие, проходящие службу по контракту, при определенных условиях имеют право находиться вне расположения воинской части в свободное от службы время. Курсанты 1 - 2 курсов освобождаются из расположения военно-учебного заведения в порядке, установленном для военнослужащих срочной службы, а курсанты старших курсов - по решению начальника военно-учебного заведения после окончания учебных занятий и обязательных часов самостоятельной работы, определенных распорядком дня.

Под военной частью в ст. 407 понимается территория воинской части, границы которой могут и не сказываться забором, но обычно определяются приказом командира части с иллюстрацией их на плане (схеме). Границы территории воинской части и грани военного гарнизона, как правило, не совпадают. Территории воинской части признается и территория военного корабля.

Под местом службы, если оно не совпадает с расположением части, понимается любое место, где военнослужащий должен в течение определенного времени выполнять военные обязанности или находиться по приказу или разрешением начальника. Это может быть полигон, лагерь, военный эшелон, корабельное помещение, док, судоремонтный завод, гауптвахта, госпиталь или больница, баня, место выполнения хозяйственных работ или проведения учебных занятий, как они определены соответствующим командиром (начальником), маршрут передвижения и местонахождения в командировке , указанные в предписании, и тому подобное.

Неявка военнослужащего срок на службу - это его неявки на службу в срок, указанный в соответствующем документе.

При увольнении из части, при назначении, переводе, возвращении из командировки, из отпуска или из лечебного учреждения военнослужащий срочной службы должен являться на службу в срок, указанный, соответственно, в записке об увольнении, предписании, удостоверении, отпускной карте, документах лечебного учреждения и т.п..

Фактический момент появления военнослужащего должен быть задокументирован. Скажем, согласно уставным нормам после возвращения из увольнения военнослужащий докладывает дежурному по роте о возвращении, сдает ему записку об увольнении и докладывает своему непосредственному командиру (начальнику), а если возвращается в подразделение после отбоя, - докладывает только дежурному по роте. Время возврата военнослужащих по освобождению отмечается очередным роты в книге увольняемых. Поэтому, если военнослужащий, например, должен был вернуться из увольнения в 22 часов определенного дня, но вернулся лишь через четыре дня, в его действиях есть признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 407.

Вопрос об уважительности причин неявки военнослужащего вовремя на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, из отпуска или из лечебного учреждения является вопросом факта, которое входит в компетенцию органа дознания, следователя, прокурора и суда и решается с учетом конкретных обстоятельств дела.

Уважительными причинами задержки военнослужащих в командировке сверх сроков, определенных в удостоверении, является болезнь, препятствует передвижению, стихийное бедствие и другие чрезвычайные обстоятельства, если причины задержки подтверждены соответствующими документами. Уважительными причинами задержки с отпуска могут быть непредвиденные препятствия в сообщении, болезнь военнослужащего, пожар или стихийное бедствие, случившихся в семье военнослужащего, смерть или тяжелая болезнь членов его семьи или лиц, на воспитании которых он находился. Уважительной причиной задержки по освобождению должно признаваться задержка военнослужащего военным комендантом, другими органами государственной власти в связи с обстоятельствами, не связанными с незаконным пребыванием военнослужащего вне расположения части или места службы.

Исходным моментом самовольного оставления является день, когда военнослужащий самовольно покинул расположение воинской части или место службы, а начальным моментом неявка в срок на службу - следующий день после дня, в который всплыли установленные сроки появления.

Данное преступление является длящимся. Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 407, является оконченным с момента течении установленного в диспозиции этой части данной статьи срока самовольного оставления или неявки на службу военнослужащего, если его умыслом не охватывалось уклонение от службы на более длительный срок (скажем, больше месяца). Самовольное оставление части или места службы военнослужащим на срок более месяца квалифицируется по ч. 3 ст. 407. Квалификация таких действий еще и по ч. 1 ст. 407 является излишней: имеет место "перерастание" в более тяжкое преступление однородного посягательства на один и тот же объект. Преступный состояние самовольного оставления части или места службы заканчивается в конкретный момент, когда военнослужащий прибыл в воинскую часть (к месту службы), или был задержан, или явился с повинной в орган дознания, следователя или военного прокурора, или явился в военной комендатуры или военного комиссариата и т.д..

Если виновный с целью самовольного оставления части подделал отпускной билет, удостоверение, записку об освобождении, направленные на лечение и т.п., его действия должны квалифицироваться по ст. 409 как уклонение от военной службы путем подделки документов, а если документ не пидроблявся, но военнослужащим был представлен пидложний документ, - по ст. 409 как уклонение от военной службы путем иного обмана.

Поскольку прапорщики (мичманы), солдаты (матросы), сержанты (старшины), курсанты и слушатели, которые проходят службу по контракту, а также лица офицерского состава, как правило, распоряжаются свободным от службы время по собственному усмотрению, начальным моментом самовольного оставления ими части (места службы) является день, в который они должны были прибыть на службу, но не прибыли. Время, в случае самовольного оставления ими части (места службы) в служебное время таким начальным моментом будет это фактическое момент.

Под "месяцем" в ст. 407 понимается календарный месяц (с 1 января по 1 февраля, от 15 февраля до 15 марта т.д., независимо от количества дней в том или ином месяце). Самовольное оставление части фактически на срок, не превышающий месяца, если виновный намеревался находиться вне части более одного месяца, квалифицируется как покушение на преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 407. Без наличия такого намерения даже дважды совершенное самовольное оставление части продолжительностью каждый раз по 28 - 29 суток квалифицируется в зависимости от вида субъекта этого преступления, по ч. 1 или ч. 2 ст. 407.

Понятие свыше одного месяца надо понимать так, что между начальным и конечным моментами самовольного оставления части или места службы, неявка в срок на службу прошел один календарный месяц, независимо от количества дней в нем.

Если военнослужащий во время самовольной отсутствия появляется в воинской части (места службы), но соответствующем командиру (начальнику) о своем возвращении не докладывает и к выполнению обязанностей по военной службе не приступает, срок его самовольного отсутствия не прерывается.

Если военнослужащий срочной службы первый раз был самовольно отсутствует, например, 7 суток, а второй - 25 суток, не имея намерения в обоих случаях уклониться от службы на срок свыше одного месяца, совершенное им следует квалифицировать по ч. 1 ст. 407, хотя общая продолжительность в таком случае и превышает месячный срок.

Два и более самопроизвольных оставление места службы, когда продолжительность одного из них меньше месяца, а другой - более одного месяца, образуют реальную совокупность преступлений и квалифицируются по частям 1 и 2 ст. 407 или по частям 1 и 3 ст. 407.

Время, в течение которого военнослужащий содержался на гауптвахте в связи с его задержанием, или находился на стационарном лечении в связи с болезнью, не скрывая при этом своей принадлежности к военной службе, до времени самовольной отсутствия его в воинской части или городе службы не засчитывается.

Вообще фактический срок пребывания военнослужащего вне части (места службы) засчитывается в срок уклонения от военной службы в соответствии со ст. 407 лишь при условии, что такое его пребывания является незаконным и не разрешенным.

Срок нахождения военнослужащего, хотя и вне воинской части, но в сфере деятельности компетентных органов, имеющих полномочия по решению вопроса о дальнейшем прохождении службы данным военнослужащим или по даче его действиям правовой оценки (например, он задержан, арестован в дисциплинарном или административном порядке, к нему применена мера пресечения в связи с привлечением к уголовной ответственности за другое преступление, он выполняет законный приказ или распоряжение органа государственной власти и т.п.) подлежит исключению из срока незаконного пребывания вне воинской части с момента, когда военнослужащий заявил в указанные органы о своем уклонение от военной службы. К указанным компетентных органов относятся, в частности, органы военного управления, правоохранительные органы, органы административной юрисдикции, суд.

3. Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 407, является военнослужащий срочной службы (см. комментарий к ст. 401), а субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 этой статьи, - любой другой военнослужащий.

4. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом.

Мотивы преступления могут быть различными, при этом лицо не имеет целью уклониться от военной службы вообще. Наличие такой цели и соответствующих мотивов может создать основания для квалификации уклонения за статьи 408 или 409.

5. Вопрос пригодности лица к военной службе и ее вменяемости, как предпосылки вине, имеют разные критерии, а поэтому судебная практика дает такие варианты, согласно которым военнослужащий во время совершения преступления может быть одновременно: 1) годным к военной службе и вменяемым, 2) вменяемым , но негодным к военной службе вследствие заболевания, которое получено им во время ее прохождения (или во время уклонение от нее) и которое не находилось в причинной связи с его уклонением от службы, 3) вменяемым, но негодным к военной службе вследствие заболевания , полученное им во время ее прохождения и находилось в причинной связи с его уклонением от нее, 4) вменяемым, но незаконно призванным вследствие непригодности к военной службе по состоянию здоровья или по возрасту; 5) невменяемым, но годным к военной службы; 6) невменяемым и непригодным к военной службе.

Наибольшую сложность в судебной практике вызывают 2, 3 и 4 ситуации.

Военнослужащий, самовольно покинул воинскую часть, признан негодным к военной службе вследствие полученного им во время ее прохождения заболевания, тем более, во время уклонения от нее, по общему правилу признается субъектом военного преступления и подлежит уголовной ответственности на общих основаниях. Но он может быть освобожден от уголовной ответственности на основании ст. 48. При этом надо иметь в виду, что признание военнослужащего, самовольно покинул воинскую часть, негодным к службе по состоянию здоровья, не может автоматически рассматриваться как основание для его освобождения от ответственности со ссылкой на ст. 48. С учетом всех обстоятельств дела, характера заболевания и его влияния на формирование и реализацию умысла виновного на уклонение от службы такое обстоятельство может расцениваться судом и как смягчающее наказание (статьи 65, 66). Только в случае, когда наряду с признанием лица непригодной к военной службе установлены и другие обстоятельства, которые в совокупности дают основания для вывода о потере деянием или таким лицом общественной опасности, суд вправе освободить его от уголовной ответственности со ссылкой на ст. 48.

С другой стороны, если уклонение от службы непригодной для нее лица обусловлено болезнью, полученной во время прохождения службы и находится в причинной связи с таким уклонением, оно не должно порождать юридической ответственности, поскольку свидетельствует об отсутствии вины в действиях такого лица. Невозможность выполнять общие и специальные обязанности по военной службе вследствие болезни вообще исключает виновность лица в совершении военного преступления.

Что касается призыва на военную службу лица, непригодной к ней по состоянию здоровья или по возрасту, то это обстоятельство, независимо от мотивов уклонения такого лица от службы, является безусловным основанием для признания ее незаконно призван и свидетельствует об отсутствии в его действиях состава любой какого-либо военного преступления (отсутствует субъект). А поэтому применение такого лица ст. 48 также противоречит требованиям закона, поскольку эта норма может быть применена только к лицам, признанным виновными в совершении преступления.

6. Квалифицирующими признаками преступления является совершение его в условиях военного положения или в боевой обстановке.

Если военнослужащий самовольно покинул место службы и перешел на сторону врага в условиях военного положения или в период вооруженного конфликта, его действия квалифицируются только по ст. 111 как государственная измена.

Самовольное оставление места службы, совершенное в условиях военного положения или в боевой обстановке, следует отграничивать от преступлений, предусмотренных статьи 428 и 429. Первый из указанных преступлений отличается от преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 407, по признакам, которые характеризуют общественно опасное деяние (им является только действие), место (только территория военного корабля), обстановку (данный корабль погибает) и субъекта преступления (не любой военнослужащий, а лишь командир корабля или лицо из состав команды корабля), а второй - по признакам места (им является не любое место службы, а только поле боя) и времени (время боя может происходить и не в условиях военного положения).

Однако самовольное оставление военнослужащим поля боя (которое является его местом службы), во время боя (т.е. в боевой обстановке), в связи с допущенной законодателем логической ошибкой (существуют две совершенно аналогичные нормы), может быть квалифицировано как по ч. 4 ст . 407, так и по ст. 429.

7. Совершение уголовно наказуемого самовольного оставления части или места службы военнослужащим, находящимся в составе суточного наряда, в т. ч. стражи (вахты), патруля или наряда по охране государственной границы Украины или несет боевое дежурство (боевую службу), если это повлекло соответствующие тяжелые последствия, образует совокупность преступлений, предусмотренных ст. 407 и статьями 418, 419, 420 или 421.

8. Решая вопрос о характере и основания уголовной ответственности военнослужащего, самовольно покинул воинскую часть или место службы из-за неправомерное поведение к нему сослуживцев или военных должностных лиц (применение насилия, вымогательства, неуставные методы воздействия, искривление дисциплинарной практики и т.д.), следует всегда тщательно проверять , не действовала такое лицо в состоянии крайней необходимости.

Самовольное оставление воинской части или места службы следует считать вынужденным, когда по делу бесспорно установлено, что основанием для таких действий военнослужащего были реальные посягательства на его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность, когда избежать другими средствами нарушение этих своих прав для него было невозможным и вред государственным интересам был причинен вынужденно.

О невозможности для военнослужащего избежать нарушений своих прав на жизнь, на защиту своего здоровья, на уважение его достоинства, на свободу и личную неприкосновенность другими средствами, кроме самовольного оставления воинской части или места службы, свидетельствуют, например, следующие факты: умышленное нарушение перечисленных прав военнослужащего командованием воинской части, что лишало его возможности обжаловать действия командиров (начальников); оставление военными служебными лицами без реагирования сообщений военнослужащего о нарушении этих его прав, неспособность военных властей прекратить их нарушения и т.п..

Вынужденным причинением вреда интересам государства следует признавать случаи, когда военнослужащий, самовольно оставляя воинскую часть или место службы, не намерен уклониться от выполнения своего конституционного долга - защищать Отечество, независимость и территориальную целостность Украины, а пытается добиться надлежащих условий прохождения военной службы. О таких намерениях военнослужащего может свидетельствовать тот факт, что находясь вне воинской части или места службы, он свою принадлежность к военной службе не скрывает и сообщает правоохранительные органы или органы государственной власти о своей принадлежности к военной службе, о совершенном им уклонение от нее и его причины.

Нельзя признавать совершенным в состоянии крайней необходимости самовольное оставление воинской части или места службы по мотивам, связанным с возникновением оснований для увольнения с военной службы по семейным обстоятельствам. При наличии соответствующих обстоятельств такое лицо может быть освобождено от уголовной ответственности на основании ст. 48.

Применяя положения закона о крайней необходимости в тех случаях, когда во время вынужденного самовольного оставления воинской части военнослужащий причиняет вред, кроме государственных, еще и другим правоохраняемым интересам, необходимо иметь в виду, что согласно ч. 3 ст. 39 лицо не подлежит уголовной ответственности за превышение пределов крайней необходимости, если вследствие сильного душевного волнения, вызванного опасностью, угрожавшей, оно не могло оценить соответствие причиненного вреда этой опасности. Такой опасностью следует признавать, в частности, реальную угрозу применения противозаконного насилия, которая на фоне систематического издевательства и тяжелых образ способна вызвать у конкретного лица, с учетом его индивидуально-психологических особенностей, такой психическое состояние, при котором интенсивная эмоция (например, гнев) в течение короткого времени занимает доминирующее положение в сознании человека, в результате чего у нее в значительной степени снижается способность осознавать свои действия, а также управлять ими.

***

Закон Украины "О воинской обязанности и военной службе" в редакции от 4 апреля 2006

Устав внутренней службы Вооруженных Сил Украины от 24 марта 1999 г. (статьи 59, 216 - 222, 260 - 264).

Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Украины от 24 марта 1999 года (ст. 23, 25, приложение N 2 к Уставу).

Положения о прохождении военной службы лицами офицерского состава, прапорщиками (мичманами) Вооруженных Сил Украины. Положение о прохождении военной службы солдатами (матросами), сержантами и старшинами Вооруженных Сил Украины. Положение о прохождении военной службы (обучение) по контракту в Вооруженных Силах Украины курсантами (слушателями) высших военных учебных заведений, военных учебных подразделений высших учебных заведений. Положения о прохождении военной службы по контракту и кадровой воинской службы в Службе безопасности Украины. Положения о прохождении срочной военной службы солдатами и матросами, сержантами и старшинами Службы безопасности Украины. Положение о прохождении военной службы (обучение) по контракту курсантами (слушателями) высших военных учебных заведений Службы безопасности Украины. Утвержденные Указом Президента Украины N 1053/2001 от 7 ноября 2001

Положения о прохождении военной службы военнослужащими Службы внешней разведки Украины. Утвержденное Указом Президента Украины N 619/2006 от 17 июля 2006

Инструкция о служебных командировках военнослужащих Государственной пограничной службы Украины в пределах Украины и за границу. Утверждена приказом Администрации Государственной пограничной службы Украины N 830 от 9 ноября 2005

Инструкция об организации выполнения Положения о прохождении военной службы лицами офицерского состава, прапорщиками (мичманами) Вооруженных Сил Украины. Утверждена приказом Министерства обороны Украины N 237 от 16 июля 2002

Инструкция об организации выполнения требований Положения о прохождении военной службы солдатами (матросами), сержантами и старшинами Вооруженных Сил Украины. Утверждена приказом Министерства обороны Украины N 322 от 30 сентября 2002

Положение о корабельной службе в Военно-Морских Силах Вооруженных Сил Украины. Утвержденное приказом Министерства обороны Украины N 415 от 25 ноября 2003
ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2025Анализ интернет сайтов