Прокурорский надзор в уголовном судопроизводстве - Уголовно-процессуальный кодекс Украины - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

Статья 25. Прокурорский надзор в уголовном судопроизводстве


Надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание и досудебное следствие, осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами.

Прокурор обязан во всех стадиях уголовного судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили.

Свои полномочия в уголовном судопроизводстве прокурор осуществляет независимо от других органов и должностных лиц, подчиняясь только закону и руководствуясь указаниями Генерального прокурора Украины.

Постановления прокурора, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Комментарий :

1. Прокурорский надзор является самостоятельным, специфическим видом государственной деятельности по осуществлению органами прокуратуры от имени государства конституционной функции надзора (см. ст. 121 Конституции Украины) за соблюдением законов. Прокуратура Украины составляет единую систему, которой нет альтернативы. Система органов определяется Законом Украины "О прокуратуре" (см. ст. 13).

Границы прокурорского надзора в целом определяются его предметом и объектом. Практически объект надзора - это деятельность или бездеятельность поднадзорных субъектов или их последствия, регулируются законом.

2. Основу предмета надзора прокурора составляют законы в их широком понимании: Конституция Украины, собственно законы, постановления Верховной Рады Украины, а также делегировано и санкционированное Верховной Радой законодательство, Решение Конституционного Суда. Отсутствие законодательного регулирования определенных общественных отношений делает прокурорский надзор беспредметным.

3. Обязанность прокурора своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения не исходили, распространяется на все стадии уголовного судопроизводства и на всех участников. Постановления прокурора, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения как должностными лицами, так и гражданами, а также предприятиями, учреждениями, организациями.

4. Характер полномочий прокурора в стадиях судопроизводства не одинаков. В стадиях решения вопроса о возбуждении уголовного дела, дознания и досудебного следствия, а также в стадии исполнения судебных решений они властно-распорядительными. Указания прокурора органам дознания и предварительного следствия в связи с возбуждением и расследованием ими уголовных дел, данные в порядке, предусмотренном законом, для этих органов обязательными, отменяют незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание и т.д. (см. . ст. 227 УПК). Постановления и указания прокурора относительно соблюдения порядка исполнения наказания, установленного законом, также являются обязательными и подлежат немедленному исполнению. Постановления и указания прокурора относительно соблюдения порядка исполнения наказания, установленного законом, также являются обязательными и подлежат немедленному исполнению органами и учреждениями исполнения наказаний (см. ст. 22 УИК). Есть также обязательными и подлежат немедленному исполнению постановления и указания прокурора относительно соблюдения порядка и условий содержания задержанных, арестованных, осужденных к лишению свободы и других наказаний, а также лиц, в отношении которых применены меры принудительного характера (см. ст. 45 Закона Украины " О прокуратуре "). Прокурор осуществляет свои полномочия независимо от любых органов и должностных лиц, подчиняясь только закону и руководствуясь указаниями Генерального прокурора Украины.

5. Конституция Украины (см. ст. 121) направляет надзорную функцию прокуратуры за соблюдением законов в первую очередь на органы, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие.

Система органов дознания определяется ст. 101 УПК, а органов досудебного следствия - ст. 102 КПК.

Не на все органы дознания возлагается обязанность принятия необходимых оперативно-розыскных мероприятий с целью выявления признаков преступления и лиц, его совершивших, и выполнения других задач не процессуального характера. Такая деятельность не возлагается и на органы следствия.

Оперативно-розыскная деятельность - это система гласных и негласных поисковых, разведывательных и контрразведывательных мероприятий, осуществляемых с применением оперативных и оперативно-технических средств. Именно за этой деятельностью должен осуществляться прокурорский надзор. Но ни оперативно-розыскное мероприятие не требует санкции прокурора. Эту деятельность осуществляют соответствующие оперативные подразделения: органов внутренних дел, Службы безопасности Украины, Пограничных войск, Управления государственной охраны и др.. Надзор за ней в пределах своих полномочий осуществляют Генеральный прокурор Украины и другие прокуроры, указанные в Законе, подчиненные ему прокуроры Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя. Прокуроры районного уровня, а также прокуроры специализированных прокуратур таким правом не наделены.

Осуществляя надзор за соблюдением законов органами дознания и досудебного следствия, прокурор принимает меры к тому, чтобы эти органы: старались предусмотренного законом порядка возбуждения уголовных дел, расследование деяний, содержащих признаки преступления, проведения оперативно-розыскных мероприятий, применения технических средств, прекращения и закрытия дел; соблюдали сроков производства следствия и содержания под стражей; неуклонно выполняли требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выясняли обстоятельства, изобличающие оправдывают обвиняемого, смягчают или отягощают его ответственность; проявляли причины совершения преступлений и условия, способствующие этому, принимали меры к их устранению (см. ст. 30 Закона Украины "О прокуратуре").

Для выполнения этих задач прокурор наделен достаточными полномочиями (см. ст. 227 УПК).

6. По стадий предварительного рассмотрения дела судьей, судебного разбирательства, рассмотрения дела по апелляции, кассационного производства, пересмотра судебных решений в порядке исключительного производства, то в них прокурор непосредственно не осуществляет надзора за деятельностью суда, а участвует как равноправный участник судебного заседания (см. ст . 35 Закона Украины "О прокуратуре"). Но прокурор осуществляет надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений (приговоров, постановлений). Прокурор имеет право подать апелляцию, внести кассационное представление, представления о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам, ходатайство о пересмотре судебного решения в порядке исключительного производства по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 4004 КПК (см. ст. 348, 384, 4007, 4009 УПК) об изменении или отмене судебного решения.

7. Прокурор не должен допускать принятия незаконных и необоснованных судебных решений. Когда во время судебного разбирательства нарушаются закон, права и законные интересы участников судебного процесса, прокурор, соблюдая принцип независимости судей и подчинения их только закону, обязан обратить на это внимание председательствующего и предложить устранить нарушения, от кого бы они не исходили (см. . ст. 34, 35 Закона Украины "О прокуратуре"). Свои обращения и требования в суд прокурор может предлагать занести в протокол судебного заседания и при необходимости использовать их в своих апелляциях и представлениях.
ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2021Анализ интернет сайтов