Поводы и основания к возбуждению уголовного дела - Уголовно-процессуальный кодекс Украины. Комментар - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

Статья 94. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела


Поводами к возбуждению уголовного дела являются:

1) заявления или сообщения предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, представителей власти, общественности или отдельных граждан;

2) сообщения представителей власти, общественности или отдельных граждан, задержавших подозреваемое лицо на месте совершения преступления или с поличным;

3) явка с повинной;

4) сообщения, опубликованные в печати;

5) непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления.

Дело может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на наличие признаков преступления.

Комментарий :

1. Повод к возбуждению уголовного дела - как обстоятельство, обуславливает начало уголовно-процессуальной деятельности, предшествующей досудебному следствию, - это акт поведения юридических или физических лиц, который заключается в сообщении о совершенных преступлениях либо о готовящихся преступлениях, изложенный письменно или устно в официальной форме и доведен до сведения указанных органов с целью принятия решения по существу.

Из данного определения следует, что повод к возбуждению уголовного дела - это не юридический факт и не источник информации, а побудительная причина для осуществления уголовно-процессуальной деятельности правоохранительных органов в вышеупомянутом направлении.

2. Ч. 1 ст. 94 УПК содержит исчерпывающий перечень поводов к возбуждению уголовного дела. В этот перечень включены:

1) заявления (сообщения) предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, представителей власти, общественности или отдельных граждан о совершенном преступлении или о преступлении. Эти заявления являются официальным сообщениям о совершенных преступлениях либо о готовящихся преступлениях, выявленных указанными субъектами и направлены ими в письменной или устной форме в адрес правоохранительных органов для рассмотрения и принятия соответствующего решения. Письменное заявление о преступлении, из содержания которого невозможно установить авторство, признается анонимным и не является в связи с этим поводом к возбуждению уголовного дела. Такое отношение к анонимных заявлений обусловлено прежде всего наличием уголовной ответственности за заведомо ложное сообщение о совершенном преступлении (см. ст. 383 УК). Именно поэтому ч. 2 ст. 95 УПК требует, чтобы письменные заявления о преступлениях были должным образом оформлены.

Безусловно, если в анонимной заявлении есть конкретные сведения, указывающие на наличие признаков преступления, то эти заявления следует направлять в оперативные подразделения для принятия соответствующих оперативно-розыскных мероприятий. Это касается заявлений, в которых содержатся конкретные сведения о подготавливаемых преступлений (см. ст. 6 Закона Украины "Об оперативно-розыскной деятельности").

Согласно ч. 3 ст. 2 УК никто не может быть привлечен к уголовной ответственности за одно и то же преступление дважды. В связи с этим не может быть поводом к возбуждению уголовного дела повторная заявление или сообщение о преступлении по одним и тем же фактом, если первое сообщение обоснованно принято по существу (по данному факту уже возбуждено уголовное дело и по нему идет досудебное следствие или лицо уже осуждено за совершение данного преступления);

2) сообщения представителей власти, общественности или отдельных граждан, задержавших подозреваемое лицо на месте совершения преступления или с поличным, - это официальные сообщения о задержании данного лица при указанных обстоятельствах.

В данном случае речь идет о физическом задержку (захват, поимка) подозреваемого на месте совершения преступления или с поличным. Такое инициативное задержания осуществляется указанными субъектами с целью прекращения преступного деяния и доставки подозреваемого в соответствующий правоохранительный орган или для его передачи работникам милиции, прибывшие на место преступления.

О явке с повинной см.. комментарий к ст. 96 УПК.

В практике раскрытия преступлений на стадии возбуждения уголовного дела имеют место факты склонения лица, подозреваемого в совершении преступления, к написанию заявления о явке с повинной при наличии уже поданного заявления о данном преступлении поступила в горрайорганов внутренних дел от другого субъекта (предприятия, организации, учреждения, отдельного гражданина). В этой связи возникает вопрос: есть такая "явка с повинной" поводом к возбуждению уголовного дела?

В данном случае следует исходить из того, что уголовно-процессуальный закон исключает возможность много приводного возбуждении уголовного дела по одним и тем же фактом преступления. Поэтому при наличии уже существующего повода для возбуждения уголовного дела (например, заявления другого гражданина о данном преступлении) явка с повинной не может быть поводом к возбуждению уголовного дела. Она может быть учтена лишь как обстоятельство, смягчающее наказание за содеянное;

3) сообщения о преступлениях, опубликованные в прессе, - это статьи, заметки, письма, фельетоны и др.., Опубликованные в периодической печати (газетах, журналах).

Следует отметить, что материалы стенной газеты не является сообщением, опубликованным в прессе, а значит - не могут быть поводом для возбуждения уголовного дела. Если такие материалы станут известны органам, имеющие право возбуждать уголовные дела, то поводом к такому нарушению будет выявление данными органами признаков преступления.

Статьи, заметки, письма, редакциями газет и журналов не были опубликованы, но пересланы в органы дознания или следствия, могут стать поводом для возбуждения уголовного дела как уведомление государственных учреждений или общественных организаций;

4) непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления означает, что эти субъекты сами, без чьего-либо сообщения, по своей инициативе обнаруживают признаки совершенного или такого, что готовящегося преступления. Такая работа осуществляется, например, органами дознания в процессе административной деятельности, а оперативными подразделениями МВД, СБУ, налоговой милиции - в процессе оперативно-розыскной деятельности.

Согласно ст. 8 Закона Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативные подразделения указанных правоохранительных органов вправе проводить оперативные и контрольные закупки товаров, предметов и вещей, осуществлять визуальное наблюдение в общественных местах с применением средств технического документирования, опрашивать лиц с их согласия, истребовать, получать и изучать документы, а также вести другие информационно-поисковые действия.

Закон Украины "О мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и злоупотреблению ими" от 15 февраля 1995 г. предоставляет право органам, которые ведут борьбу с данной преступной деятельностью, проводить: контрольную поставку таких средств для выявления каналов и источников их поступления в нелегальный оборот (см. ст. 4); оперативную закупку таких средств и веществ с целью изобличения лиц, занимающихся торговлей ими (см. ст. 5); осмотр транспортных средств, груза, находящегося в них, личных вещей водителя и пассажиров (см. ст. 8).

Следователь непосредственно обнаруживает признаки преступления, в отношении которого было возбуждено уголовное дело, в процессе ведения досудебного следствия, прокурор - при осуществлении общего надзора за законностью, а суд - в процессе судебного рассмотрения дела. О непосредственном обнаружении признаков преступления сотрудниками органов дознания составляется рапорт, подлежащего рассмотрению наравне с другими поводами для возбуждения уголовного дела.

Другая информация о преступлении - это сообщения отдельных граждан, сделанные по телефону, негласных сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, сообщения по радио и телевидению, телефонограммы медицинских учреждений о поступлении в них лиц с признаками телесных повреждений, то есть сообщения, не носят характера официальных сообщений о преступлении. Такая информация не является поводом для возбуждения уголовного дела. Если в ходе проверок действий будут обнаружены признаки преступления, то соответствующее служебное лицо составляет рапорт о непосредственном обнаружении признаков преступления, что является поводом для возбуждения уголовного дела.

3. Уголовно-процессуальный закон не выделяет жалобу потерпевшего как самостоятельный повод для возбуждения уголовного дела. Жалоба является разновидностью заявления отдельных граждан, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 94 УПК. Однако в случаях совершения преступлений, дела о которых возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего (см. ст. 27 УПК), необходимо наличие именно такой жалобы и чтобы в ней была просьба о привлечении лица к уголовной ответственности за содеянное. Лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 27 УПК, прокурор может возбудить уголовное дело и при отсутствии жалобы потерпевшего, ссылаясь при этом на один из поводов, указанных в пп. 1 - 5 ч. 1 ст. 94 УПК.

4. Для того чтобы возбудить конкретное уголовное дело, в каждом отдельном случае нужны не только законный повод, но и основание. Согласно ч. 2 ст. 94 УПК основанием для возбуждения уголовного дела являются достаточные данные, указывающие на наличие признаков преступления. Основание для возбуждения уголовного дела состоит из двух взаимосвязанных элементов: наличия признаков преступления в событии, ставшая известной органу дознания, следователю, прокурору и суду; наличии достаточных данных, на базе которых устанавливаются признаки совершенного преступления или преступления, готовится. Согласно ч. 1 ст. 11 УК Украины признакам преступления являются: определение деяния преступлением в Уголовном кодексе; общественная опасность деяния, его противоправность; виновность; совершение деяния субъектом преступления.

О понятии преступления и классификацию преступлений см.. ст. 11, 12 УК.

5. Осознание сущности преступного деяния служит отправной позицией при квалификации содеянного в стадии возбуждения уголовного дела. Юридическая оценка объективных признаков, характеризующих событие преступления (место, время, способ, обстоятельства совершения деяния), сведения о котором имеются в заявлении или сообщении, - это форма отражения юридической значимости данного факта, что влечет за собой возникновение специфических уголовно-правовых отношений между виновным (субъектом преступления) и государством, осуществляющим правосудие.

Таким образом, уголовное дело может быть возбуждено только при наличии в заявлении или в сообщении достаточных данных, на основе которых устанавливаются объективные признаки совершенного или подготовленного преступления.

6. Достаточными данными, указывающими на наличие таких признаков, считается фактическое существование доказательств, подтверждающих реальность конкретного события преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления). В каждом конкретном случае вопрос о достаточности данных для возбуждения уголовного дела решается лицом, осуществляющим дознание, следователем, прокурором по своему внутреннему убеждению с учетом совокупности сведений, содержащихся в исходном материале. Следственная практика свидетельствует, что на момент возбуждения уголовного дела не всегда есть возможность установить, кто совершил или подготовил преступление, и определить степень виновности каждого участника. Кстати, закон этого и не требует. По содержанию ч. 1 ст. 98 УПК, уголовное дело возбуждается, как правило, по факту совершенного или подготовленного преступления. Однако если на момент возбуждения уголовного дела установлено лицо, совершившее данное преступление, уголовное дело должно быть возбуждено в отношении этого лица (см. ч. 2 ст. 98 УПК).

7. При решении вопроса о возбуждении уголовного дела необходимо также выяснить, имеются фактические обстоятельства, исключающие возможность возбуждения уголовного дела (см. ст. 6 УПК).
ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2021Анализ интернет сайтов