Обязательность принятия заявлений и сообщений о преступлениях и порядок их рассмотрения - УПК - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

Статья 97. Обязательность принятия заявлений и сообщений о преступлениях и порядок их рассмотрения


Прокурор, следователь, орган дознания или судья обязаны принимать заявления и сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях, в том числе и по делам, не подлежащим их ведению.

По заявлению или сообщению о преступлении прокурор, следователь, орган дознания или судья обязаны не позднее трехдневного срока принять одно из следующих решений:

1) возбудить уголовное дело;

2) отказать в возбуждении уголовного дела;

3) направить заявление или сообщение по принадлежности.

Одновременно принимаются все возможные меры, чтобы предотвратить преступление или пресечь его. При наличии соответствующих оснований, свидетельствующих о реальной угрозе жизни и здоровью лица, сообщившего о преступлении, следует принять необходимые меры для обеспечения безопасности заявителя, а также членов его семьи и близких родственников, если путем угроз или других противоправных действий в отношении них делаются попытки повлиять на заявителя.

Если необходимо проверить заявление или сообщение о преступлении до возбуждения дела, такая проверка осуществляется прокурором, следователем или органом дознания в срок не более десяти дней путем отобрания объяснений от отдельных граждан или должностных лиц или истребования необходимых документов.

Заявление или сообщение о преступлении до возбуждения уголовного дела могут быть проверены путем проведения оперативно-розыскной деятельности. Проведение определенных в законодательных актах Украины отдельных оперативно-розыскных мероприятий проводится с разрешения суда по согласованному с прокурором представлению руководителя соответствующего оперативного подразделения или его заместителя. Постановление судьи о предоставлении такого разрешения выносится и на него может быть принесена апелляция с соблюдением порядка и в случаях, предусмотренных статьями 177, 178 и 190 настоящего Кодекса.

Комментарий :

1. Прием заявлений и сообщений о преступлении - это получение их правоохранительными органами в свое ведение. Ст. 97 УПК возлагает на прокурора, следователя, в орган дознания и судью обязанность принятия заявлений (сообщений) о любых совершенных или подготавливаемых преступлений, в том числе и те, рассмотрение которых не относится к их компетенции (см. ст. 112 УПК).

Уголовно-процессуальный кодекс Украины не содержит специальной нормы, определяющей порядок приема и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях. Такой порядок регламентируется ведомственными нормативными актами. Так, Инструкция о порядке приема, регистрации, учета и рассмотрения заявлений и сообщений в органах, подразделениях и учреждениях внутренних дел Украины, утвержденной приказом МВД Украины N 500 от 26 ноября 1991 г., указывает, что прием заявлений и сообщений о преступлениях является обязательным " связью всех сотрудников органов внутренних дел. Регистрация таких заявлений и сообщений осуществляется в книге учета происшествий и в журнале учета преступлений сотрудниками дежурной части соответствующего органа внутренних дел. Аналогичный порядок регистрации таких заявлений и сообщений регламентируется соответствующими инструкциями Верховного Суда Украины, Генеральной прокуратурой Украины.

2. Рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях. В п. 5.7 Инструкции о порядке работы органов внутренних дел с заявлениями и сообщениями о преступлениях, утвержденной вышеуказанным приказом МВД Украины, указывается, что под термином "рассмотрение" понимаются действия по проверке сведений о преступлениях и принятие в установленный законом срок соответствующих решений (см. ч. 1 ст. 97).

Таким образом, рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях, как деятельность прокурора, следователя, дознавателя, судьи, заключается в их изучении, анализе, оценке, в случае необходимости проверке, и принятии решений по существу: возбуждение уголовного дела, отказ в возбуждении уголовного дела или направления заявления или сообщения по принадлежности.

При рассмотрении таких заявлений и сообщений выясняются следующие обстоятельства:

- Есть полученная заявление или сообщение о совершенном или подготовленный преступление основанием для возбуждения уголовного дела;

- Содержат ли факты, о которых получены сведения, признаки преступления;

- Или видится в деянии, о котором сообщалось, конкретный вид преступления;

- По какой статье или совокупности статей может быть квалифицировано данное преступление;

- Имеются ли основания для отказа в возбуждении уголовного дела (см. ст. 6 УПК);

- Какими фактическими данными подтверждаются указанные обстоятельства;

- Есть ли необходимость в проверочных действиях, направленных на выяснение тех или иных обстоятельств и необходимых для принятия обоснованного решения по существу;

- Подлежит заявление (сообщение) передачи по принадлежности в другой правоохранительный орган;

- В чью юрисдикцию входит решение заявления или сообщения по существу;

- Обеспечиваются ли права заявителя и других заинтересованных лиц в плане защиты их жизни или здоровья и какие дополнительные меры нужно принять для этого;

- Есть совокупность сведений о совершенном или подготовленный преступление достаточным для принятия окончательного решения, предусмотренного законом (см. ст. 98, 99 УПК).

На основании выясненных обстоятельствах прокурор, следователь, дознаватель или судья не позднее трехдневного срока со дня поступления в орган заявления (сообщения) о преступлении принимает решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении дела, или о направлении данного заявления по принадлежности.

3. По действующему УПК судья вправе возбудить уголовное дело только по жалобе потерпевшего и при наличии достаточных данных, указывающих на совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 27 УПК. В других случаях судьи не предоставлено право возбуждать уголовное дело.

4. Нормой уголовно-процессуального законодательства является обязанность прокурора, следователя, органа дознания или судьи принять меры, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья заявителя, членов его семьи и близких родственников, если имеют место попытки повлиять на этих лиц путем угроз или других противоправных действий (см. ч. 3 ст. 97 УПК).

Согласно ст. 20 Закона Украины "Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве" основанием для применения мер, направленных на обеспечение безопасности заявителя, членов его семьи и близких родственников, является представление ими заявления об угрозе их жизни и здоровью в орган, рассматривает соответствующее сообщение о совершенном преступлении.

Заявление данных лиц может быть как письменной, так и устной. Письменное заявление приобщается к материалам проверки сообщения о преступлении, устная заносится в отдельный протокол, в котором фиксируются данные об угрозе жизни или здоровью заявителя.

5. Основанием для применения мер, направленных на обеспечение безопасности личности, сообщила о совершенном преступлении, членов его семьи и близких родственников, является наличие фактических данных, свидетельствующих о реальности угрозы их жизни и здоровью.

При определении реальности указанной угрозы следует исходить из формы ее проявления. Угроза может быть доведена до заявителя, к членам его семьи и близких родственников устно (в том числе один на один, письменно, письмом, телеграммой), демонстрацией орудий убийства (например, огнестрельного или холодного оружия), угрозой нанесения телесных повреждений, жестами , т.е. действиями, убедительно указывают на намерение того, кто угрожает. Угроза может быть передана и через третьих лиц.

Угроза признается реальной, если виновного характеризуют обстоятельства, которые дают основания для вывода о том, что угроза может быть осуществлена ​​(наличие у виновного оружия, если раньше он был осужден за насильственное преступление, его соответствующий психическое состояние и др.)., Если своим поведением, взаимоотношениями с заявителем, членами его семьи и близкими родственниками винный убеждал, что угроза не пустая и она будет осуществлена.

Фактические данные, свидетельствующие о реальной угрозе жизни, здоровью, жилью и имуществу вышеуказанных лиц, должны быть достаточными. При этом не обязательно, чтобы они воспроизводили указанные факты целиком и всесторонне. Однако недопустимо и принятия решения о применении мер безопасности на основании предположений или таких данных, достоверность которых вызывает обоснованное сомнение.

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона Украины "Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве" мерами обеспечения безопасности являются:

- Личная охрана, охрана жилища и имущества;

- Выдача специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

- Использование технических средств контроля и прослушивания телефонных и иных переговоров, визуальное наблюдение;

- Замена документов и изменение внешности;

- Изменение места работы или учебы;

- Переселение в другое место жительства;

- Помещение в дошкольное воспитательное учреждение или учреждение социальной защиты населения;

- Обеспечение конфиденциальности данных о личности;

- Закрытое судебное разбирательство.

6. Перечень мер безопасности не является исчерпывающим. Ч. 2 ст. 7 указанного Закона предусматривает возможность применения и других мероприятий с учетом характера и степени опасности для жизни, здоровья, жилья и имущества лиц, подлежащих взятию под защиту. При этом законодатель их не конкретизирует. В зависимости от обстоятельств дела он дает возможность применения дополнительных мер безопасности, обеспечение более благоприятных условий и порядка их осуществления как по просьбе лица, берется под защиту, так и по инициативе прокурора, следователя, дознавателя или судьи, принимающие решения об обеспечении безопасности, и органов, на которые возложено их фактическое осуществление.

7. Проверка заявлений и сообщений о преступлениях регламентирована ч. 3 ст. 97 УПК. Она осуществляется прокурором, следователем и дознавателем тогда, когда сведения о фактических обстоятельствах события преступления неполно или неточно описаны заявителем, вследствие чего возникает необходимость в сборе дополнительных материалов, без наличия которых невозможно принять окончательное решение по существу. Эта норма предусматривает сбор дополнительных материалов путем: отобрания объяснений от отдельных граждан или должностных лиц; истребования необходимых документов. Как исключение закон позволяет до возбуждения уголовного дела производить осмотр места происшествия (см. ч. 2 ст. 190 УПК).

8. В стадии возбуждения уголовного дела доказательства могут быть получены органом дознания в процессе проведения оперативно-розыскных действий. Так, в ч. 1 ст. 5 Закона Украины "О мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и злоупотреблению ими" сказано, что для получения доказательств преступной деятельности, связанной с незаконным наркооборота, сотрудникам органов (подразделений), которым предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность , разрешается проводить оперативную закупку (приобретение) этих средств и веществ. Для проведения такой закупки необходимо постановление начальника соответствующего органа, согласована с прокурором.

Ч. 1 ст. 7 указанного Закона устанавливает, что на письменные требования государственных органов (подразделений), которые имеют право вести оперативно-розыскную деятельность, банки, а также кредитные, таможенные, финансовые и другие учреждения, предприятия, организации (независимо от форм собственности) обязаны в течение трех суток направлять информацию и документы об операциях, счетах, вкладах, о внутренних и внешних экономические договоры юридических лиц и граждан, которым имеются оперативные и другие материалы, свидетельствующие об их причастности к незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

Согласно ч. 1 ст. 8 того же Закона должностные лица органов МВД и СБУ на основании заявлений, сообщений о правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, могут производить осмотр транспортных средств, груза, находящегося в них, личных вещей водителя и пассажиров .

При выявлении веществ, вызывающих подозрение как, являющийся наркотических, психотропных веществ или их прекурсоров и требуют дальнейшего исследования, транспорт и указанные лица - водитель и пассажиры могут быть доставлены в орган внутренних дел для выяснения обстоятельств (см. ч. 2 ст. 8 данного Закона).

Согласно п. 24 ч. 1 ст. 11 Закона Украины "О милиции" милиция, как орган дознания, имеет право:

- Требовать от руководителей предприятий, учреждений и организаций объяснения по фактам нарушения законодательства, проверка соблюдения которого отнесена к компетенции милиции, а также в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, проводить проверки по фактам нарушения законодательства, контроль за соблюдением которого отнесен к компетенции милиции, требовать проведение инвентаризаций и ревизий соответствующих сфер финансово-хозяйственной деятельности;

- Органы милиции вправе приступить к проведению проверки субъектов хозяйственной деятельности при условии наличия направления на проверку, которое составляется по форме, установленной Министерством внутренних дел Украины. В направлении на проверку указываются дата его выдачи, название подразделения милиции, цель, вид, основания, дата начала и дата окончания проверки, должности, звания и фамилии должностных лиц подразделения милиции, которые будут проводить проверку. Направление на проверку является действительным при условии наличия подписи руководителя подразделения милиции, скрепленного печатью органа милиции;

- По решению суда в присутствии понятых и руководителей предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, в отношении которых проводится проверка, требовать и изымать оригиналы документов, свидетельствующих о правонарушении, образцы сырья и продукции, а до принятия такого решения суда - в присутствии понятых и руководителей предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, в отношении которых проводится проверка, изучать документы, которые свидетельствуют о правонарушении, за счет соответствующего органа милиции делать с них копии с оставлением лицам, в отношении которых проводится проверка, описания документов, с которых изготовлены копии, опечатывать кассы, склады и архивы на срок не более 24 часов с момента такого опечатывания, указанного в протоколе (п. 24 ч. 1 ст. 11 в редакции Закона N 2322-IV от 12.01.2005).

9. Кроме данных, полученных после таких проверочных действий дополнительные материалы могут быть получены в процессе аудита, т.е. проверки документов бухгалтерского учета и отчетности, осуществляется независимыми лицами или негосударственными аудиторскими фирмами в соответствии с Законом Украины "Об аудиторской деятельности".

По результатам аудита состоят аудиторские заключения. Представлен прокурору, следователю или дознавателю, данный документ, наряду с документами бухгалтерского учета и отчетности, может иметь значение доказательства и указывать на наличие или отсутствие признаков преступления или иных обстоятельств, подлежащих выяснению.

10. Проверка заявления (сообщения) о преступлении должна проводиться в срок не более десяти дней.
ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2021Анализ интернет сайтов