Неприкосновенность личности - Уголовно-процессуальный кодекс Украины. Комментарий - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

Статья 14. Неприкосновенность личности


Никто не может быть арестован иначе как на основании судебного решения.

Прокурор должен немедленно освободить каждого, кто незаконно лишен свободы или содержится под стражей свыше срока, предусмотренного законом или судебным приговором.

Комментарий :

1. Ч. 1 комментируемой статьи вводит в уголовно-процессуальное законодательство нормы ч. 2 ст. 29 Конституции Украины, которая устанавливает: "Никто не может быть арестован или содержаться под стражей иначе как по мотивированному решению суда и только на основаниях и в порядке, установленных законом". По сравнению с ранее существовавшим порядком, Конституция Украины демократизировали процесс принятия мер, ограничивающих свободу человека, его личную неприкосновенность. Теперь только суд своим мотивированным решением и только на основании действующего законодательства может позволить арест человека и его содержания под стражей.

2. Согласно ч. 3 - 6 ст. 29 Конституции Украины в случае неотложной необходимости предотвратить преступление или его пресечь уполномоченные на то законом органы могут применить содержание лица под стражей в качестве временной меры пресечения, обоснованность которой в течение 72 часов должна быть проверена судом. Задержанное лицо немедленно освобождается, если в течение 72 часов с момента задержания ему не вручено мотивированного решения суда о содержании под стражей. Каждому арестованному или задержанному должны быть безотлагательно уведомлены мотивах ареста или задержания, разъяснены права и предоставлена ​​возможность с момента задержания защищать себя лично и пользоваться правовой помощью защитника. Каждый задержанный имеет право в любое время обжаловать в суде свое задержание. Об аресте или задержании должны быть немедленно уведомлены родственники арестованного или задержанного.

3. Рассматривая данную статью, следует учитывать содержание понятий "неприкосновенность личности" и "право неприкосновенности личности".

Неприкосновенность личности (или личная неприкосновенность) - это физическое состояние лица, может быть нарушен действиями различных субъектов. Нарушения неприкосновенности личности (личной неприкосновенности) может быть как правомерным (например, лишение свободы по приговору суда), так и неправомерным (например, необоснованный арест). Именно в таком понимании применяется термин "личная неприкосновенность" в ч. 1 ст. 29 Конституции Украины и термин "неприкосновенность личности" в названии статьи, комментируется.

Таким образом, понятие неприкосновенности личности (личной неприкосновенности) устанавливает границу, которую другие субъекты правомерно могут перейти только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Право неприкосновенности личности - это право лица на государственную защиту от действительно незаконные незаконных по ее мнению посягательствам на неприкосновенность со стороны любых субъектов. Праву неприкосновенности личности корреспондирует обязанность всех других субъектов воздерживаться от таких посягательств и обязанность государства защищать лицо от них.

В отличие от личной неприкосновенности (неприкосновенности личности), право неприкосновенности личности, т.е. право лица на государственную защиту, на законных основаниях ограничить невозможно и любая попытка сделать это будет неправомерным. Итак, все правовые акты, устанавливающие какие-либо ограничения личной свободы (например, приговор суда о лишении свободы за совершенное преступление), действия, в результате которых ограничивается личная свобода (например, арест подозреваемого в совершении преступления), является ограничение неприкосновенности личности (личной неприкосновенности). Поэтому можно говорить о том, что право неприкосновенности личности является своеобразной гарантией защиты личности от неправомерных посягательств на ее неприкосновенность.

Вопросы, касающиеся оснований и порядка заключения под стражу (ареста) подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления, регулируются ст. 106, 115, 148, 150, 155, 156, 158 УПК.

4. Общие основания принятия судебного решения о заключении лица под стражу установлены в ч. 1, 2 ст. 148 и ч. 1 ст. 155 УПК. В то же время законодательство Украины устанавливает, что принятие такого решения в отношении определенного круга лиц возможно только при выполнении дополнительных условий. Это обстоятельство призвана обеспечивать определенным лицам благоприятные условия для деятельности и защищать их от незаконных преследований за совершение служебных полномочий. Таким образом, наличие дополнительных условий следует рассматривать как дополнительные гарантии неприкосновенности указанных в законодательстве субъектов, к которым, прежде всего, относится Президент Украины.

Неприкосновенность личности Президента Украины как главы государства установлена ​​ч. 1 ст. 105 Конституции Украины. Согласно этого конституционного положения лицо, которое на законных основаниях выполняет полномочия Президента Украины, может быть взята под стражу или против него может быть возбуждено уголовное дело только после того, как она будет устранена с поста в порядке импичмента.

Смещении Президента с поста возможно в порядке импичмента, т.е. на основе обвинения Президента в совершении им государственной измены или другого преступления, сформулированного в принятом по специальной процедуре решении Верховной Рады Украины.

Процедура импичмента начинается в случае, когда соответствующее обвинение в отношении Президента поддерживается не менее 226 народными депутатами (конституционным большинством). После этого Верховная Рада Украины создает специальную временную следственную комиссию, в которую входят депутаты, а также обязательно - специальный прокурор и специальные следователи. Результаты работы комиссии рассматриваются на заседании Верховной Рады, в ходе которого при наличии оснований может быть принято решение об обвинении Президента Украины. Решение вступает в силу, если оно принято крайней мере двумя третями конституционного состава Верховной Рады (не менее 300 народными депутатами).

После принятия такого решения дело передается в Конституционный Суд Украины, который рассматривает ее с точки зрения соблюдения предусмотренной Конституцией Украины процедуры и рассмотрения дела на предыдущих этапах. Если Конституционный Суд не найдет нарушений, дело передается в Верховный Суд Украины, а он дает заключение о том, имеют ли деяния, в которых обвиняется Президент, признаки государственной измены или другого преступления. Если вывод имеет утвердительный характер, то только после этого Верховная Рада получает право принять решение об устранении Президента с его поста. Такое решение вступает в силу, если за него проголосовало не менее трех четвертей конституционного состава Верховной Рады (338 народных депутатов).

5. Согласно Конституции Украины без согласия Верховной Рады Украины не могут быть:

- Привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы (взяты под стражу) народные депутаты Украины (см. ч. 3 ст. 80 Конституции Украины);

- Задержаны или арестованы судьи до вынесения обвинительного приговора суда, в том числе судьи Конституционного Суда Украины (см. ч. 3 ст. 126, ст. 149 Конституции Украины).

6. П. 4 ст. 121 Конституции Украины возлагает на прокуратуру Украины полномочия по осуществлению надзора за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан. Закрепленный в ч. 2 ст. 14 УПК обязанность прокурора немедленно освободить каждого, кто незаконно лишен свободы или содержится под стражей свыше срока, предусмотренного законом или судебным приговором, является внедрением в уголовно-процессуальное законодательство указанного конституционного положения.

Аналогичную норму содержит и п. 3 ч. 2 ст. 44 Закона Украины "О прокуратуре", согласно которой "... прокурор обязан немедленно освободить лицо, незаконно находится в местах содержания задержанных, предварительного заключения, ограничения или лишения свободы или в учреждении для выполнения мероприятий принудительного характера".
ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2021Анализ интернет сайтов