Органами досудебного следствия следователи прокуратуры, следователи органов внутренних дел, следователи налоговой милиции и следователи органов безопасности.
Комментарий :
1. В законе органами досудебного следствия названы не учреждения, а должностные лица. Этим законодатель подчеркивает, что производство досудебного следствия - исключительная функция следственных соответствующих ведомств.
2. Права и обязанности следователей различных ведомств при производстве по конкретному уголовному делу одинаковы. Принадлежность следователя к того или иного ведомства не влияет на его процессуальное положение. КПК наделяет всех следственных одинаковым объемом процессуальных полномочий.
Следователь, выступая самостоятельным субъектом проведения следствия, руководствуется внутренним убеждением и требованиями закона при исследовании обстоятельств дела, самостоятельно принимает все решения о направлении следствия и производства процессуальных действий и несет полную ответственность за их законное и своевременное исполнение. Исключение составляют специально указанные в законе случаи, когда решение следователя должны быть санкционированы или утверждены прокурором или когда для их реализации предусмотрено получение согласия суда (судьи).
Судебный контроль, прокурорский надзор и ведомственный процессуальный контроль не ограничивают процессуальную самостоятельность следователя, а являются дополнительными средствами обеспечения законности его деятельности и гарантией соблюдения процессуальных прав участников досудебного следствия (см. ст. 114 УПК и комментарий к ней).
3. Согласно ст. 17 Закона Украины "О прокуратуре" следственный аппарат прокуратуры составляют следователи, старшие следователи, следователи по особо важным делам и старшие следователи по особо важным делам.
В Генеральной прокуратуре Украины, прокуратуре Автономной Республики Крым есть старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам; в прокуратурах областей, городов и других приравненных к ним прокуратурах работают следователи по особо важным делам и старшие следователи; в районных, межрайонных, городских - старшие следователи и следователи.
В военных прокуратурах, в транспортных, природоохранных и других прокуратурах, приравненных к прокуратурам областей, городских и районных, являются соответственно следователи по особо важным делам, старшие следователи и следователи.
4. Сотрудники следственных аппаратов органов внутренних дел, налоговой милиции и органов безопасности с учетом их опыта и квалификации, а также статуса звена, в которой они работают, занимают должности следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам и старших следователей по особо важным делам.
В системе указанных органов следственные аппараты являются самостоятельными структурными подразделениями.
5. Осуществление досудебного следствия - главная функция следователя, независимо от его ведомственной принадлежности. Следователь не вправе проводить оперативно-розыскную деятельность. Это прямо вытекает из норм УПК, а также Закона Украины "Об оперативно-розыскной деятельности". На следователя не могут быть возложены обязанности по выполнению различных административных и других функций, не связанных с осуществлением досудебного следствия.
6. Прокурор вправе принять к своему производству любое дело или поручить это любом подчиненном ему прокурору или следователю.
Прокурор и начальник следственного подразделения имеют право лично производить отдельные следственные действия или расследование дела в полном объеме (см. п. 5 ч. 1 ст. 227, ч. 2 ст. 1141 УПК). В этом случае они выступают в роли следователей и пользуются их полномочиями.
7. Конституция Украины не предусматривает возложение на прокуратуру функций досудебного следствия (см. ст. 121). Однако прокуратура продолжает выполнять в соответствии с действующими законами эту функцию до формирования системы досудебного следствия и введения в действие законов, регулирующих ее функционирование (см. п. 2 Переходных положений Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины" О прокуратуре "от 12 июля 2001 г.).