Обеспечение безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве - УПК Украины - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

Статья 52 (1). Обеспечение безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве


Лица, участвующие в уголовном судопроизводстве, при наличии реальной угрозы их жизни, здоровью, жилью или имуществу имеют право на обеспечение безопасности.

Право на обеспечение безопасности при наличии соответствующих оснований имеют:

1) лицо, заявившее в правоохранительный орган о преступлении или в иной форме участвовала в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступления или способствовала этому;

2) потерпевший или его представитель по уголовному делу;

3) подозреваемый, обвиняемый, защитники и законные представители;

4) гражданский истец, гражданский ответчик и их представители по делу о возмещении вреда, причиненного преступлением;

5) свидетель;

6) эксперт, специалист, переводчик и понятой;

7) члены семей и близкие родственники лиц, перечисленных в пунктах 1 - 6 настоящей статьи, если путем угроз или других противоправных действий относительно них делаются попытки повлиять на участников уголовного судопроизводства.

Орган дознания, следователь, прокурор или суд, получив заявление или сообщение об угрозе безопасности лица, указанного в части второй настоящей статьи, обязаны проверить это заявление (сообщение) и в срок не более трех суток, а в неотложных случаях - немедленно принять решения о применении или отказе в применении мер безопасности. Согласно своего решения они принимают мотивированное постановление или определение и передают ее для исполнения органу, на который возложено осуществление мер безопасности. Это постановление или определение обязательно для исполнения указанными органами.

Орган, которому поручено осуществлять меры безопасности, устанавливает перечень необходимых мер и способов их реализации, руководствуясь при этом конкретными обстоятельствами и необходимостью устранения существующей угрозы. О мерах безопасности, условия их осуществления и правила пользования имуществом или документами, выданными с целью обеспечения безопасности, сообщается лицу, взята под защиту.

При наличии в заявлении (сообщении) об угрозе безопасности лица, указанного в части второй настоящей статьи, сведений о преступлении орган дознания, следователь, прокурор, суд или судья в порядке, предусмотренном статьями 94, 98 и 99 настоящего Кодекса, принимает решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела или о передаче заявления (сообщения) по принадлежности.

О принятом решении заявителю незамедлительно направляется уведомление.

Орган, осуществляющий меры безопасности, письменно информирует орган дознания, следователя, прокурора, суд или судью, в производстве которого находится уголовное дело, о принятых мерах и их результатах.

Комментарий :

1. Данная статья введена в действие в 2000 г. в связи с принятием Закона Украины "Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве" от 23 декабря 1993 г. (изменения в этот Закон внесены 20.01.2005 г.).

2. Основаниями для применения мер безопасности в отношении лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, является наличие реальной угрозы их жизни, здоровью, жилью, имуществу.

Кроме того, в п. 7 ч. 2 комментируемой статьи основанием для применения мер безопасности в отношении членов семей и близких родственников лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, названа наличие угроз или других противоправных действий относительно них, чем делаются попытки воздействия на участников уголовного судопроизводства .

Указанные основания не являются тождественными. В частности, в случае реальной угрозы чести и достоинства участника уголовного судопроизводства Закон не предусматривает применения к нему мер безопасности. Вместе с тем такие меры могут быть применены в отношении членов его семьи или близких родственников, если таким противоправным способом делается попытка влияния на самого участника уголовного судопроизводства.

3. В статье дается перечень лиц - участников уголовного судопроизводства, имеющих право на обеспечение безопасности по основаниям, определенным КПК. Это может быть лицо, заявила в правоохранительный орган о преступлении или в иной форме участвовала или способствовало выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений. Сюда отнесены и лица, которые заявили о преступлении еще до возбуждения уголовного дела и процессуально не признаны свидетелем или потерпевшим.

К этой категории участников уголовного судопроизводства относятся и пострадавшие (см. ст. 49 УПК) и их представители (адвокаты, близкие родственники, законные представители, а также по постановлению лица, производящего дознание, следователя, судьи или по определению суда - другие лица, ч. 1 ст. 52 УПК); подозреваемые (см. ст. 431 УПК); обвиняемые (см. ст. 43 УПК); защитники (см. ст. 44 УПК) законные представители (родители, опекуны, попечители подозреваемого или обвиняемого (подсудимого) или представители тех учреждений и организаций, под опекой или попечительством которых они находятся, - п. 10 ст. 32 УПК); гражданские истцы (см. ч. 1 ст. 50 КПК); гражданские ответчики (см. ч. 1 ст. 51 УПК) свидетели (см. ст. 68 УПК), эксперты (см. ст. 75 УПК) специалисты (см. ст. 1281 УПК); переводчики (см. ст. 128 УПК) и понятые (см. ст. 127 УПК).

К членам семьи, подлежащих защите, относятся супруг (супруга), дети и родители. Членами семьи могут быть признаны и другие лица, если они проживают совместно с нанимателем - участником процесса и ведут с ним общее хозяйство (см. ч. 2 ст. 64 Жилищного кодекса Украины) или находятся на его иждивении. Близкие родственники, подлежащих защите, - это родители, жена (муж), дети, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки (см. п. 11 ст. 32 УПК).

Обеспечения безопасности других участников процесса, в частности судей, прокуроров, следователей, в соответствии с требованиями Закона Украины "О государственной защите работников суда и правоохранительных органов" от 23 декабря 1993

4. Поводом для обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства могут быть: заявление участника уголовного судопроизводства, члена его семьи или близкого родственника обращения руководителя соответствующего государственного органа; непосредственное получение следователем информации о наличии угрозы жизни, здоровью, жилью и имуществу лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве, или членов их семей и близких родственников. Основанием для принятия мер обеспечения безопасности лиц, указанных в ст. 521 УПК, являются фактические данные, свидетельствующие о наличии оснований для применения мер безопасности.

5. При наличии поводов для обеспечения безопасности следователь или прокурор, а также орган дознания обязаны осуществить соответствующую проверку в срок не более трех суток, а в неотложных случаях - немедленно путем проведения необходимых процессуальных действий (допроса, обыска, выемки, освидетельствования, истребование документов, направления поручений органа дознания и т.п.), и принять решение о применении или об отказе в применении мер безопасности.

Суд, если такие поводы появились в судебном заседании, также должен их проверить. Учитывая полномочия суда и специфику судебного разбирательства (открытое судебное заседание, широкий круг участников процесса и т.п.) наиболее целесообразным является направление в таких случаях соответствующему органу судебных поручений согласно требованиям ст. 3151 КПК, срок выполнения которых также не более трех суток.

При проверке поводов к обеспечению безопасности и при применении мер безопасности подлежит проверке характер угроз - будь они направлены на препятствование установлению истины по делу, возможно носят иной характер (не исключено, что лицо, заявляет ходатайство об обеспечении мер безопасности, умышленно дает ложные показания или добросовестно заблуждается в оценке некоторых фактов и т.д., а это, в свою очередь, вызывает своеобразную реакцию обвиняемых (подозреваемых), их родственников и близких). Реальность угрозы устанавливается в каждом отдельном случае исходя из конкретных обстоятельств с учетом как объективного, так и субъективного критериев (содержанию, времени, способа, интенсивности угрозы; данных, характеризующих личность, ее выражает; отношений последней с лицом, участвует в судопроизводстве, и др..).

При определении реальности указанной угрозы следует учитывать как характер совершенного преступления, так и характеристику лица (лиц) обвиняемого (подозреваемого) и его окружения.

6. Данная статья предусматривает не только очень сжатые сроки для проверки поводов для применения мер безопасности, но и возможность немедленного их применения.

Чаще немедленно применяются меры безопасности в отношении участников процесса в случае дачи ими показаний по делам о преступлениях, совершенных организованными преступными группировками с применением насилия. Но возможны и другие случаи, когда по фактическим обстоятельствам дела орган дознания, следователь, прокурор или суд убеждены в необходимости немедленного применения мер безопасности.

7. В случае установления при проверке поводов для применения мер безопасности признаков состава преступления орган дознания, следователь, прокурор обязаны принять решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела, либо о передаче заявления о совершении преступления по принадлежности в соответствии с требованиями ст. 94, 97, 98 и 99 УПК.

Суд или судья вправе возбудить уголовное дело только при наличии признаков состава преступления, указанного в ч. 1 ст. 27 УПК.

В остальных случаях суд (судья) обязан направить заявление или сообщение по принадлежности.

8. После принятия Закона Украины "Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве" и во исполнение распоряжения Кабинета Министров Украины N 335-р от 28 июня 1997 г. приказом Министра внутренних дел Украины "О создании специальных подразделений милиции для обеспечения безопасности работников суда , правоохранительных органов, лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников "N 467 от 23 июля 1997 г. в структуре милиции общественной безопасности были созданы специальные подразделения милиции для обеспечения безопасности работников судов, правоохранительных органов; лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников.

На сегодня эти функции и выполняются спецподразделениями судебной милиции "Грифон" (см. Положение о специальном подразделении судебной милиции "Грифон", утвержденное приказом МВД Украины от 19.11.2003 г. N 1390).

Осуществление специальных мероприятий по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства и государственной защиты работников судов и правоохранительных органов, членов их семей и близких родственников в системе Службы безопасности Украины возложены на подразделения Главного управления борьбы с терроризмом и защиты участников уголовного судопроизводства. Их деятельность регламентируется соответствующими ведомственными нормативными актами.

Меры безопасности лиц осуществляют:

- Органы Службы безопасности Украины относительно лиц, которые заявили о преступлении или в иной форме способствовали принимали участие в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений; потерпевших и их представителей в уголовном деле; подозреваемых, обвиняемых, защитников и законных представителей; гражданских истцов, гражданских ответчиков и их представителей по делу о возмещении вреда, причиненного преступлением; свидетелей; экспертов, специалистов, переводчиков и понятых; членов семей и близких родственников указанных лиц, проходящих по делам о преступлениях, расследование которых отнесено к компетенции Службы безопасности Украины;

- Органы Министерства внутренних дел Украины относительно указанных лиц, проходящих по делам о преступлениях, расследование которых отнесено к компетенции МВД Украины.

Безопасность лиц, которых берут под защиту, если уголовные дела находятся в производстве прокуратуры или суда, обеспечивается их решению органами службы безопасности, органами внутренних дел или органами и учреждениями исполнения наказаний.

Дознаватель, следователь, прокурор и судья, в производстве которых находятся дела, могут не только принимать решения о применении мер безопасности, но и сами осуществлять такие меры, в частности для обеспечения конфиденциальности данных о личности (см. ст. 15 Закона, ст. 523 КПК ). Меры безопасности в отношении военнослужащих осуществляются также командирами (начальниками) воинских частей (соединений, учреждений) (см. ст. 18 Закона).

9. Действующий УПК не предоставляет перечень мер безопасности, применяемых в отношении участников уголовного судопроизводства, кроме такого мероприятия, как неразглашения сведений о лице, в отношении которого осуществляются меры безопасности (подробнее об этом см.. Комментарий к ст. 523 УПК).

Перечень таких мер содержится в ст. 7 Закона Украины "Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве" (далее - Закон), хотя он и не является исчерпывающим.

Личную охрану, охрану жилища и имущества (см. ст. 8 Закона) могут осуществлять в случае, когда невозможно обеспечить конфиденциальность сведений о личности, взятого под защиту.

Указанные меры безопасности включают защиту телесной неприкосновенности личности от противоправных посягательств, защита лица от убытков и ситуаций, которые могут быть опасными для его жизни или свободы, обеспечение свободы ее явно не противоправных действий и безопасности в местах пребывания, на маршрутах движения, защита жизни, здоровья 'я, жилья и имущества. Выполнение этих мероприятий возложено на указанные специальные подразделения милиции или органов Службы безопасности Украины.

Личная охрана лиц, взятых под защиту, как правило, сочетается с осуществлением мероприятий по охране их жилья и имущества, общественного порядка и безопасности в помещениях судов при рассмотрении в судебных заседаниях уголовных дел о наиболее резонансных преступлениях; обеспечении, в случае необходимости, правопорядка и безопасности при закрытых судебных заседаний или выездных заседаний судов.

10. Выдача специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности (см. ст. 9 Закона). Это мероприятие предусматривает выдачу специальных средств самообороны, заряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия, - аэрозольные баллончики, пистолеты и револьверы, предназначенные для отстрела патронов с резиновыми пулями и газовыми зарядами, и др.. (Порядок их выдачи предусмотрен постановлением Кабинета Министров Украины N 706 от 7 сентября 1993 г.). В исключительных случаях может быть предусмотрена выдача огнестрельного оружия.

Как отдельный мера безопасности может применяться выдача таким лицам средств оперативного беспроводной связи - портативных радиостанций, мобильных телефонов и т.п..

Использование технических средств контроля и прослушивания телефонных и иных переговоров (см. п. "в" ч. 1 ст. 7 и ст. 10 Закона). Речь идет о прослушивании телефонных и иных переговоров таких лиц, визуальное наблюдение с применением или без применения звуко-, видеозаписи, фото-и киносъемки (см. также комментарий к ст. 141 УПК).

Обязательным условием применения указанного меры безопасности является письменное заявление этих лиц или их письменное согласие. Но прослушивание телефонных и иных переговоров может иметь место и при отказе лица от защиты при наличии угрозы наступления тяжких последствий. В этом случае технические средства контроля и прослушивания телефонных и иных переговоров применяются по решению суда. Лицо, отказавшееся от защиты, сообщается об их применении, а также о праве обжалования такого вида защиты (см. ст. 17 Закона).

11. Уголовно-процессуальный кодекс Украины (см. комментарий к ст. 187 УПК) регламентирует процессуальный порядок снятия информации с каналов связи. Он может быть применен только при наличии достаточных оснований полагать, что в информации, которой обмениваются с помощью средств связи, содержатся данные о совершенном преступлении, имеющих доказательственное значение, и если иными способами получить эти данные невозможно.

Снятие информации с каналов связи с целью предотвращения преступления может быть применено к возбуждению уголовного дела.

Визуальное наблюдение (см. п. "в" ч. 1 ст. 7 Закона) предусмотрено также ч. 15 ст. 9 Закона Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" от 18 февраля 1992 г., согласно которой это действие может проводиться для обеспечения безопасности работников суда и правоохранительных органов и лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников этих лиц .

12. О замене документов и изменение внешности см.. ст. 11 Закона. Фактически речь идет о двух видах мер безопасности - замену документов, удостоверяющих личность, других документов лица, взятого под защиту, а также изменение ее внешности. Эти меры могут применяться как вместе, так и отдельно друг от друга тогда, когда необходимость замены документов и изменения внешности носит временный характер.

13. Изменение внешности может осуществляться путем проведения соответствующих пластических операций (медицинский аспект) и путем временного маскировки лица, взятого под защиту, с помощью грима, окрашивание волос, использование париков, очков и т.п. (криминалистический аспект).

В большинстве случаев именно криминалистическая изменение внешности в сочетании с другими мерами безопасности (конфиденциальность сведений о личности, личная охрана, закрытый судебное разбирательство и т.п.) позволяет реально обеспечить безопасность личности. Криминалистическая изменение внешности применяется в случаях, когда есть угроза идентификации личности по признакам внешности при производстве процессуальных действий, рассмотрении дела в суде.

Полное изменение внешности (медицинский аспект) должна применяться как крайняя мера лишь по ходатайству или с согласия лица, взятого под защиту, на договорных условиях с органами, осуществляющими меры безопасности. В этом отношении безопасности должно носить комплексный характер - изменение внешности должна быть совмещена с заменой документов, удостоверяющих личность, и документов, а при необходимости дополняться переселением в другое место жительства и сменой места работы или учебы.

Указанные меры могут быть проведены только с санкции прокурора или определением суда и только в исключительных случаях при наличии обстоятельств, когда угроза жизни и безопасности человека, взятого под защиту, не может быть устранена иными средствами (см. ч. 3 ст. 13 Закона).

Полная или частичная замена документов может иметь место и по постановлению следователя, которая направляется для исполнения органу, который осуществляет меры безопасности, и по инициативе самого этого органа. Как и в случае применения изменения внешности, замена документов как мера обеспечения безопасности может осуществляться только тогда, когда иным путем не может быть устранена угроза безопасности лица, взятого под защиту.

14. Об изменении места работы или учебы см.. ст. 12 Закона. Если обеспечение безопасности личности требует ее перевода в другое место работы или учебы, по ходатайству этого лица орган, который принимает такое решение, помогает ей в устройстве на новом месте работы или учебы.

Это связано главным образом с невозможностью дальнейшего пребывания такого лица в коллективе (предприятия, организации, учебного заведения и др.)., Где она, например, разоблачает должностных лиц в совершении преступлений.

При таких условиях орган, принявший решение о применении этой меры безопасности, или по его поручению орган, осуществляющий меры безопасности, обеспечивают трудоустройство лица или перевод ее на другое предприятие, организации, учреждения или на новое место учебы (до другого учебного заведения).

Речь идет о случаях, когда эта мера - основной, а не связан с переселением в другое место жительства (см. ст. 13 Закона), когда по новому месту жительства орган, принявший такое решение, обеспечивает трудоустройство лица.

Решение вопросов о трудоустройстве и предоставления материальной помощи такому лицу регулируется постановлением Кабинета Министров Украины "О порядке решения вопросов переселения в другое место жительства, предоставление жилья, материальной помощи и трудоустройства лиц, взятых под государственную защиту" N 457 от 26 июня 1995

15. О переселении в другое место жительства см.. ст. 13 Закона. Применение этой меры безопасности осуществляется по ходатайству лица, взятого под государственную защиту, или с его согласия, в случае если его безопасность не может быть обеспечена другими мероприятиями. Переселение применяется только в исключительных случаях, когда другими мерами угроза жизни и безопасности лица, взятого под защиту, не может быть устранена.

Решение вопросов о переселении в другое место жительства, предоставления жилой площади, материальной помощи и трудоустройства регулируется указанным постановлением Кабинета Министров Украины N 457 от 26 июня 1995

В случае переселения в другое место жительства лиц, взятых под государственную защиту, жилье таким лицам предоставляется вне очереди по представлению органа, который принял решение о применении мер безопасности, или по ходатайству органа, осуществляющего меры безопасности. Если речь идет о временном переселении такого лица, занимаемая ею до переселения жилая площадь подлежит бронирования за счет органа, принявшего решение о применении мер безопасности.

16. Лицу, взятой под защиту, орган, принявший решение о применении мер безопасности, выплачивает материальную помощь в размере минимальной заработной платы.

Кроме того, такому лицу орган, принявший решение о применении мер безопасности, выплачивает компенсацию за время вынужденного прогула в связи с переселением в другое место жительства, но не более средней заработной платы по предыдущему месту работы, и разницу в зарплате, если заработок по новому месту работы меньше, чем по предыдущему.

Указанные лица также имеют право на возмещение расходов и получение других компенсаций в соответствии со ст. 120 Кодекса законов о труде Украины.

При этом время вынужденного прогула засчитывается в общий стаж работы (см. п. 5 постановления Кабинета Министров Украины N 457 от 26 июня 1995 г.). А представления органа, принявшего решение о применении мер безопасности, является основанием для расторжения с таким лицом трудового договора или для сохранения за ней (по договоренности сторон) места работы на время вынужденного прогула в связи с осуществлением мер безопасности.

Лица, взятые под защиту, в случае переселения трудоустраиваются органом, принявшим решение о применении мер безопасности, либо по его поручению органом, осуществляющим меры безопасности.

Переселение в другое место жительства, как мера безопасности, может быть проведено не только по ходатайству или с согласия лица, взятого под защиту, но и с санкции прокурора или определением суда.

17. О временных мерах безопасности, применяемых в отношении несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных лиц см.. ст. 14 Закона. Отношении несовершеннолетних (т.е. лиц в возрасте до 18 лет) и совершеннолетних нетрудоспособных лиц (т.е. нетрудоспособных лиц старше 18 лет, пожилых людей, инвалидов и других, которые нуждаются в постороннем уходе, бытовом и медицинском обслуживании) могут быть предусмотрены временные меры обеспечения безопасности.

Отношении несовершеннолетних указанные меры безопасности могут быть как основными, так и дополнительными.

Они будут основными, когда лицо является свидетелем или потерпевшим. Такая ситуация имеет место в делах о сексуальном посягательстве на несовершеннолетних со стороны родных или работников детских садов, детских домов и др..

Мероприятия будут дополнительными, если в отношении взрослых участников уголовного судопроизводства избран определенная мера безопасности, а по их несовершеннолетних членов семьи (в том числе детей) необходимо, по обстоятельствам дела, применить другой временная мера, связанная с временным помещением в безопасное место.

Участие в уголовном судопроизводстве несовершеннолетних детей, могут служить единственным носителем доказательной информации, возможна и необходима, но ее обязательным условием должно стать исключение какого-либо влияния криминального характера на детей как во время дачи ими показаний на предварительном следствии и в суде, так и после рассмотрения дела в суде.

Мерой обеспечения этого условия может стать временное помещение несовершеннолетних детей в дошкольные воспитательные учреждения, где им будут созданы надлежащие условия по уходу, воспитанию и обучению. Такой вариант необходим, например, в случае когда дети не могут находиться в месте, где находятся их родители или родственники.

Закон предусматривает применение меры безопасности в виде временного помещения несовершеннолетних детей в дошкольные воспитательные учреждения только при условии предоставления письменного согласия их родителей или других законных представителей.

18. Относительно совершеннолетних нетрудоспособных лиц (например, из числа членов семьи) в качестве меры безопасности применяют помещения их в учреждения органов социальной защиты: домов-интернатов для граждан преклонного возраста и инвалидов, пансионатов для ветеранов войны и труда.

К этой же категории указанных учреждений можно отнести и психоневрологические интернаты. К принимаются на полное государственное содержание инвалиды I и II группы с психоневрологическими заболеваниями старше 18 лет, которым не противопоказано пребывание в интернате (независимо от наличия родителей или родственников, обязанных их содержать по закону).

19. По обеспечению конфиденциальности в отношении участников уголовного судопроизводства см.. комментарий к ст. 523 КПК.

20. О закрытое судебное заседание см.. ст. 16 Закона. Перечень оснований, при наличии которых судебное заседание может быть закрытым, определен ст. 20 УПК и является исчерпывающим. Закрытое судебное разбирательство, кроме других случаев, допускается также по мотивированному определению суда в любом деле, если этого требуют интересы безопасности лиц, взятых под защиту (см. ч. 2 ст. 20 УПК).

Пленум Верховного Суда Украины (см. п. 6 постановления "О применении законодательства, предусматривающего государственную защиту судей, работников суда и правоохранительных органов и лиц, участвующих в судопроизводстве" N 10 от 18 июня 1999 г.) обратил внимание на то, что в целях предотвращения разглашения показаний потерпевших и свидетелей, изобличающих преступников, при наличии связанной с этим реальной угрозы посягательства на их жизнь, здоровье, жилье или имущество суды должны рассматривать уголовные дела (особенно о преступлениях, совершенных организованными группами) в закрытом судебном заседании (см. также комментарий к ст. 20 УПК).

21. Об обеспечении безопасности в условиях военной службы см.. ст. 18 Закона. В такой специфической социальной сфере, которой являются Вооруженные Силы Украины, необходимы дополнительные (специальные) меры безопасности, поскольку в условиях военной службы большинство из мер безопасности, приведенных в ст. 7 Закона, могут быть неэффективными (например, предоставление лицу охраны, в случае если он проживает за пределами территории воинской части).

Поэтому для защиты военнослужащих, кроме общих, предусмотрены и такие специфические меры, как командировку в другой воинской части или военного учреждения, а также перевод на новое место службы.

Чаще при раскрытии и расследовании дел о неуставных отношениях между военнослужащими срочной службы (и о некоторых других преступлениях, в частности о кражах военного имущества, повреждение военной техники и др.). Следователь военной прокуратуры направляет письмо командиру воинской части, где проходит службу потерпевший или свидетель в деле (или иной участник уголовного судопроизводства), о необходимости отправить его к конкретной воинской части (командир воинской части в соответствии со ст. 101 УПК является органом дознания). Одновременно такое же письмо направляется командиру своей воинской части - о временном прикомандировании потерпевшего (свидетеля) до личного состава части (до принятия судом решения по делу).

После того, как приговор вступает в законную силу, соответствующий прокурор обращается с требованием к руководителю мобилизационного управления штаба оперативного командования о необходимости перевода указанного лица на постоянную службу в другую часть (до окончания срока срочной военной службы).

22. Об обеспечении безопасности лиц, находящихся в местах лишения свободы или в местах со специальным режимом содержания, см.. ст. 19 Закона. Места лишения свободы или места со специальным режимом содержания относятся к специфической социальной сферы и кроме мер безопасности, предусмотренных ст. 7 Закона, там возможно применение и других мероприятий - в виде перевода лиц, нуждающихся в защите, в другое место лишения свободы или в другое место со специальным режимом содержания, а также в виде отдельного содержания.

В соответствии со ст. 10 Уголовного-исполнительного кодекса Украины в случае наличия опасности для жизни и здоровья осужденных, к которым по закону Украины в связи с их участием в уголовном судопроизводстве принято решение о применении мер безопасности, администрация учреждения исполнения наказаний принимает меры по обеспечению безопасности этих лиц. Кроме того, к указанным лицам могут быть применены следующие меры: обеспечение изолированного содержания; перевод в другое учреждение исполнения наказаний.

К этой же категории кроме осужденных относятся и лица, которым мерой пресечения избрано предварительное заключение. Речь идет о обвиняемого, подсудимого, подозреваемого в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, и осужденного, приговор в отношении которого вступил в законную силу (см. ст. 1 Закона Украины "О предварительном заключении" от 30 июня 1993 г.).

23. Ст. 7 Закона Украины "Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве" предусматривает осуществление и других мероприятий с учетом характера и степени опасности для жизни, здоровья, жилья и имущества лиц, взятых под защиту. Законодатель не конкретизирует их, но в зависимости от обстоятельств дела предоставляет возможность принятия дополнительных мер безопасности, обеспечения более благоприятных условий и порядка их осуществления как по ходатайству лица, взята (берется) под защиту, так и по инициативе органов, принимающих решение об обеспечении безопасности и органов, на которые возложена их осуществления. К таким мерам можно отнести, например, временное помещение в безопасное место (см. ст. 9 Закона Украины "О государственной защите работников суда и правоохранительных органов" от 23 декабря 1993 г.), оборудование жилья средствами противопожарной и охранной сигнализации, замена государственных номерных знаков транспортных средств, принадлежащих лицу, взятой под защиту, замена номеров квартирных телефонов и др.. В любом случае применение дополнительных мер безопасности не должно нарушать законных прав участников уголовного судопроизводства, других граждан, должен быть безопасным для окружающих.

Определение перечня необходимых дополнительных мер безопасности и способов их реализации органами, на которые возложена их осуществления, должно учитывать конкретные обстоятельства дела и необходимость устранения существующей угрозы их разглашение.

24. Согласно Порядку финансирования мер безопасности лиц, взятых под государственную защиту, утвержденного приказом Министра финансов, Министра внутренних дел, Службы безопасности и Государственного комитета по делам охраны государственной границы Украины N 5/25/21/33/20 от 11 января 1996 г., финансирование и материально-техническое обеспечение мер безопасности лиц, взятых под государственную защиту, осуществляются за счет государственного бюджета, местных бюджетов или за счет лица, участвующего в уголовном судопроизводстве и взята под государственную защиту, если на это есть ее письменное согласие.

25. Производстве отдельных следственных действий и организация расследования и судебного рассмотрения уголовного дела в целом должны исключать утечку информации относительно лиц, взятых под защиту, и по осуществлению конкретных мер безопасности.

Неприятие, несвоевременное принятие или принятие недостаточно обоснованных решений, а также непринятие, несвоевременное принятие достаточных мер безопасности участников уголовного судопроизводства, работников суда и правоохранительных органов, если это повлекло тяжкие последствия, влечет уголовную ответственность (см. ст. 380 УК).

Разглашение сведений о мерах безопасности в отношении лица, взятого под защиту, влечет административную ответственность по ст. 18511 Кодекса Украины об административных нарушениях.

Если в случае разглашения таких сведений вызвано повреждения здоровья, виновные могут быть привлечены к уголовной ответственности. Разглашение таких сведений образует состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 381 УК, если был причинен вред здоровью лица, взятого под защиту. В случае причинения потерпевшему смерти или иных тяжких последствий действия виновных квалифицируются по ч. 2 ст. 381 УК.
ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов