Действие актов гражданского законодательства во времени - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

Стаття № 5. Действие актов гражданского законодательства во времени. Комментарий


1. Акты гражданского законодательства регулируют отношения, возникшие со дня вступления в силу.
 
2. Акт гражданского законодательства не имеет обратного действия во времени, кроме случаев, когда он смягчает или отменяет гражданскую ответственность лица.

3. Если гражданские отношения возникли раньше и регулировались актом гражданского законодательства, утратившим силу новый акт гражданского законодательства применяется к правам и обязанностям, которые возникли с момента вступления в силу.


 

Комментарий:

 
1. Норма ст. 5 ГК устанавливает общие правила действия актов гражданского законодательства во времени. Относительно этих общих норм, правила п. 4 - 10 Заключительных положений ГК имеют характер специальных норм, и поэтому подлежат преимущественному применению.

Акты гражданского законодательства регулируют отношения, возникшие со дня вступления в силу этих актов.

Законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, должны быть доведены до сведения населения в порядке, установленном законом (ч. 2 ст. 57 Конституции Украины). Однако такой закон Верховная Рада не принимала. При таких условиях Президент, уполномоченный Конституцией ст. 94 Конституции официально обнародовать законы, издал Указ "О порядке официального обнародования нормативно-правовых актов и вступления их в силу" от 10 июня 1997 г., которым признал официальными печатные издания относительно обнародования нормативно-правовых актов "Официальный вестник", "Ведомости Верховной Рады Рады Украина "," Урядовый курьер "," Голос Украины "," Президентский вестник ".

Нормативно-правовые акты гражданского права вступают в силу в сроки, установленные законодательством. Закон вступает в силу через десять дней со дня его официального обнародования, если иное не предусмотрено самим законом, но не ранее дня его опубликования (ч. 5 ст. 94 Конституции).

Если закон, иной нормативный правовой акт публикуется в нескольких официальных печатных изданиях, он считается обнародованным со дня выхода первого из них, т.е. более раннего.

Итак, самим законом может быть предусмотрено, что он вступает в силу в ином порядке. Однако допускается введение нормативно-правовых актов в действие без или до их опубликования. На правовые отношения, возникшие в этот день или позже, распространяется действие этого закона.

Датой принятия закона или решения путем проведения референдума считается день проведения референдума. Такие законы и решения вводятся в действие со дня их опубликования, если в самом законе или решении не определен иной срок (ст. 44 Закона "О всеукраинском и местных референдумах").

 

2. Порядок вступления в силу иных нормативно-правовых актов определяется Указом Президента "О порядке официального обнародования нормативно-правовых актов и вступления их в силу" от 10 июня 1997

Акты Президента Украины общенормативного характера вступают в силу через десять дней со дня их официального обнародования, если иное не предусмотрено самими актами, но не ранее дня их опубликования в одном из официальных печатных изданий.

 
3. Нормативно-правовые акты (постановления и распоряжения) Кабинета Министров Украины вступают в силу с момента их принятия, если в них не установлен более поздний срок введения их в действие. При этом нормативно-правовыми актами Кабинета Министров Украины, определяющие права и обязанности граждан, установлено, что они вступают в силу не ранее дня их опубликования в официальных печатных изданиях (ст. 5 Указа "О порядке официального обнародования нормативно-правовых актов и вступления в силу ").

Если нормативный акт опубликован в газете "Урядовый курьер" раньше, чем в "Официальном вестнике Украины" и "Ведомостях Верховной Рады Украины", он вступает в силу после его опубликования в этой газете.

4. Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан или имеют межведомственный характер, вступают в силу через десять дней после их государственной регистрации, если в них не установлен более поздний срок, но не ранее дня их официального опубликования. Государственную регистрацию осуществляют Министерство юстиции Украины и его органы в Автономной Республике Крым, областях, районах (п. 1 Указа Президента "О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти" от 3 октября 1992 г.). Это правило распространяется на акты министерств, других центральных органов исполнительной власти, управлений, отделов и других служб областных, Киевской и Севастопольской городских, районных государственных администраций и их управлений, отделов и т.п..
 
Такие нормативно-правовые акты вступают в силу через десять дней после их государственной регистрации, если в них не установлен более поздний срок вступления в силу.

 

5. Нормативные акты Национального банка (постановление правления), регулирующих отношения с участием граждан, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции и вступают в силу согласно тем же правилам, что и акты министерств и других центральных органов исполнительной власти (ст. 56 Закона "О Национальном банке Украина "). Постановления Национального банка, регулирующих отношения с участием юридических лиц и не касаются физических лиц, вступающих в силу в сроки, установленные в таких постановлениях, но не ранее дня принятия. Нормативные акты Национального банка Украины также не могут иметь обратной силы.

Решение сельских, поселковых, городских, районных в городах советов, районных и областных советов вступают в силу со дня их официального обнародования, если советом не установлен более поздний срок вступления в силу (ст. 59 Закона "О местном самоуправлении в Украине").

 
6. Действие закона не ограничено сроком, если в самом законе не указано иное или его сама сущность закона не предусматривает его действие в течение определенного периода времени.

 Закон действует до его отмены в установленном порядке. Об отмене закона может быть прямо указано в новом законе. Если новый закон прямо не предусматривает отмену предыдущего, не противоречит новому и регулирует те же отношения, его следует считать утратившим силу в соответствующей части или в целом, с момента вступления в силу нового закона.

7. Часть пятая ст. 94 Конституции не допускает вступления закона в силу ранее дня его опубликования. Однако Конституция (ст. 58) устанавливает обратную силу законов и других нормативно-правовых актов, которые смягчают или отменяют любую юридическую ответственность. При этом Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что ст. 58 Конституции распространяется только на физических лиц (Решение КС Украины от 9 февраля 1999 г. N 1-рп/99).

 На развитие конституционных положений о действии законодательства во времени, ст. 5 ГК устанавливает, что акты гражданского законодательства обратной силы не имеют. Поэтому акты не имеют обратного действия во времени. Однако такие акты имеют обратное действие во времени, если они смягчают или отменяют гражданскую ответственность (ч. 2 ст. 5 ГК). Это означает, что акты гражданского законодательства действуют на будущее время и не применяются к отношениям, возникшим до вступления в силу.

 При этом, поскольку Конституционный Суд Украины пришел к выводу о распространении ст. 58 Конституции только на физических лиц (Решение КС Украины от 09.02.99 г., дело об обратном действии во времени законов и других нормативно-правовых актов), ч. 2 ст. 5 ГК распространяет как на физических лиц, так и на юридических лиц правило о предоставлении обратного действия во времени актам гражданского законодательства, смягчают или отменяют ответственность.

 К гражданским отношениям, возникшим ранее, новый акт гражданского законодательства применяется к тем правам и обязанностям, которые возникли с момента вступления в силу. Для этого норма ч. 3 ст. 5 ГК требует соблюдения трех условий: а) отношения относятся к сфере гражданско-правового регулирования б) акт, регулирующий их, утратил силу в) права и обязанности участников этих отношений возникают и после вступления в силу нового акта гражданского законодательства.

 
8. Если акт гражданского законодательства, регулирующего гражданские отношения, утратил силу, новый нормативно-правовой акт с момента вступления в силу применяется в юридических фактов гражданского права и порождаемых ими гражданских прав и обязанностей. Это общее правило ГК Украины дополняется специальной нормой пункта 4 Заключительных и переходных положений настоящего Кодекса о том, что новый Гражданский кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые продолжают существовать после вступления в силу. В связи с этим новый ГК Украины подлежит применению сразу после 1 января 2004 года, если до этого решения по соответствующему делу принято не было. Если судебное решение было принято до 1 января 2004 г., то апелляционная и кассационная инстанции должны применять те нормативно-правовые акты, действовавшие на день вынесения решения судом первой инстанции.

ГК Украины не исключает действия специальных правил, которые не допускают применения новых актов гражданского законодательства к обязательствам, которые возникли на основании договоров, заключенных до вступления такими актами.

Примером таких правил является норма ч. 3 ст. 10 Закона "Об аренде государственного и коммунального имущества", которым условия договора аренды признаются действующими на весь срок действия договора, хотя бы после заключения договора законодательством были установлены правила, ухудшающие положение арендатора. Эта норма разрешает вопрос соотношения условий (текста) договоров и актов законодательства, принятых после заключения договора. Условия договора ГК Украины (ч. 1 ст. 268 ГК) понимает широко как условия, изложенные в договоре, так и как положения законодательства, которые определяют содержание прав и обязанностей сторон. Этот подход закреплен положениями Закона Украины "Об аренде государственного и коммунального имущества", согласно которому (ч. 3 ст. 10 Закона) условия договора аренды признаются действующими на весь срок действия договора, хотя бы после заключения договора законодательством были установлены правила, ухудшающие положение арендатора. Приведенные положения следует рассматривать как возможность действия положений отмененного нормативно-правового акта до окончания срока действия договора аренды и невозможности применения (в соответствующей части) в обязательства, основывается на этом договора, акта законодательства, который вступил в силу после заключения договора аренды. При этом те права, которые возникли до момента вступления новым актом гражданского законодательства на основании акта, который действовал и потерял силу, подлежат защите на общих основаниях, в частности предусмотренных главой 3 ГК Украины "Защита гражданских прав и интересов" (статьи 15 - 23 ГК ).

 Иными словами, в этом случае фактически имеющийся эффект юридически обязательных норм отмененного нормативного акта с одновременным неприменением норм нового нормативно-правового акта с ранее возникших и продолжающихся отношений.

 Правотворческой практике известны единичные случаи принятия новых актов гражданского законодательства с условием, что принятые ранее нормативные акты подлежат применению лишь в части, не противоречащей новому закону. В этом случае специальные нормы законов, которые вошли в противоречие с более общими положениями нового закона, также не подлежат применению. При отсутствии такого указания в новом законе, специальные правила принятых законов продолжают действовать. ГК Украины нормой ч. 2 ст. 4 закрепляет императивное правило, согласно которому другие законы Украины должны отвечать ЦК с соблюдением процедуры одновременного внесения соответствующих изменений в ГК и новый закон, которым иначе регулируются гражданские отношения, чем ГК Украины. Эта норма ГК Украины следует рассматривать как положение о недопустимости применения законодательных и иных нормативно-правовых актов, которые вошли в противоречие с ним. При таких условиях иметь значение возможность толкования норм нового закона как специальных относительно норм ГК, поскольку правило о преимуществе специальной нормы перед общей отрицается императивным правилом о недопустимости применения законов, которые противоречат ГК. Такие специальные положения законов не должны подвергаться преимущественному применению перед положениями ГК, являются более общими. В этой связи недостаточно логичной представляется позиция авторов, которые, обосновывая применение правила о преимуществе специальной нормы перед общей, фактически не учитывают императивную норму ч. 2 ст. 4 ГК.
ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов