Акты гражданского законодательства Украины. Комментарий - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

Стаття № 4. Акты гражданского законодательства Украины. Комментарий


1. Основу гражданского законодательства Украины составляет Конституция Украины (КУ).
 
2. Основным актом гражданского законодательства Украины является Гражданский кодекс Украины.
 
Актами гражданского законодательства являются также другие законы Украины, которые принимаются согласно Конституции Украины и этого Кодекса (далее - закон).

Если субъект права законодательной инициативы подал в Верховную Раду Украины проект закона, который регулирует гражданские отношения иначе, чем этот Кодекс, он обязан одновременно подать проект закона о внесении изменений в Гражданский кодекс Украины. Представленный законопроект рассматривается Верховной Радой Украины одновременно с соответствующим проектом закона о внесении изменений в Гражданский кодекс Украины.

3. Гражданские отношения могут регулироваться актами Президента Украины в случаях, установленных Конституцией Украины.

4. Актами гражданского законодательства являются также постановления Кабинета Министров Украины.

Если постановление Кабинета Министров Украины противоречит положениям этого Кодекса или другому закону, применяются соответствующие положения этого Кодекса или иного закона.

5. Органы государственной власти Украины, органы власти Автономной Республики Крым могут выдавать нормативно-правовые акты, регулирующие гражданские отношения, лишь в случаях и в пределах, установленных Конституцией Украины и законом.

6. Гражданские отношения регулируются одинаково на всей территории Украины.

 

Комментарий:

 

1. Норма ст. 4 ГК определяет виды и иерархию актов писаного (позитивного) права и оставляет без прямого ответа вопрос соотношения природного (сверхнормативного) права и позитивного права, которое формулируется в актах гражданского законодательства. Такой подход фактически ведет к признанию актов гражданского законодательства основным, приоритетным источником гражданского права, в котором формулируется позитивное право и выйти за пределы которого разрешается только с целью достижения справедливости, верховенства права как составной естественного права. В этой связи актуальность приобретает проблема определения концептуальных подходов аналитического процесса решения гражданско-правовых споров: из-за подведения решение в существующую правовую норму или изначально находится справедливое решение дела, а затем ищется ему нормативное обоснование.

Однако, независимо от соотношения и очередности применения норм писаного и естественного права, их взаимосвязь заключается в непосредственном включении естественного права в системе позитивного права частью первой ст. 8 Конституции, которая закрепляет принцип верховенства права. При этом, закрепление в Конституции определяющих видов естественного права, закрепление их в других законах, в частности, в п. 6 ст. 3 ГК, минимизирует хотя и не исключает возможность прямого применения норм естественного права без ссылки на нормы позитивного права.

 
2. В ст. 4 ГК Украины применяется термин "акты гражданского законодательства" как обобщающая категория позитивного (писаного) права в гражданско-правовой сфере, под которой понимаются нормативно-правовые акты, регулирующие гражданские отношения, выданные компетентным органом публичной власти.

Статья 4 ГК Украины в перечень подзаконных актов гражданского законодательства относит: 1) ГК Украины, другие законы, регулирующие гражданские отношения, 2) акты Президента в случаях, установленных Конституцией Украины, 3) постановления Президента Украины, которые не противоречат ГК Украины, другим законам , 4) гражданско-правовые акты, выданные другими государственными органами, органами власти Автономной Республики Крым в случаях и пределах, установленных Конституцией и законом.

Норма ст. 4 ГК Украины содержит положения, согласно которому подзаконный акт гражданского законодательства может быть выдан только государственным органом, как отдельным субъектом публичного права с присущей ему публичной правосубъектностью. Доктрина права государственным органом признает субъект публичных правоотношений и носителя публичных полномочий, юридически обособленного наделением его собственной, отличной от других органов, компетенции. Поэтому для целей публичного права указанные субъекты в принципе не нуждаются наделение их правами юридического лица. Ограничение круга субъектов издание подзаконных актов гражданского законодательства государственными органами дополнительную актуальность придает вопросам допустимости издания таких актов юридическими лицами публичного права, которым делегированы властно-распорядительные полномочия государственного органа.

 Такого рода юридические лица наделены специальной правосубъектностью с целью удовлетворения публичного интереса исключительно или преимущественно путем осуществления хозяйственной деятельности. В последнем случае речь идет о дуалистическую, частно-публичное правосубъектность лица, уполномоченного совершать частно-и публично-правовые действия. В связи с этим юридическое лицо публичного права может быть наделена (путем делегирования) частью публичной компетенции государственного органа в случаях и пределах, установленных законом. К таким юридическим лицам может быть отнесено бюро технической инвентаризации, государственные корпорации и т.п.. На отношения по осуществлению такими юридическими лицами публичного компетенции следует распространять положения законодательства о государственных органах, в частности в части издания подзаконных актов гражданского законодательства.

 
3. Акты гражданского законодательства охватывают собой законы, законодательные и подзаконные акты. Во законодательными актами следует понимать законы, другие акты Верховной Рады, имеющие силу законов (кодексы, основы законодательства, постановления Верховной Рады, принятые до введения в действие Конституции Украины 1996 г.). Во актами гражданского законодательства понимаются нормативно-правовые акты соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, формулируют нормы гражданского права.

При этом такие акты нередко содержат разнопрофильные нормы права. Так, ГК Украины содержит отдельные нормы административного, трудового и гражданского процессуального права. В связи с этим удобный тезис о презумпции отнесения к актам гражданского законодательства комплексных нормативно-правовых актов, которые содержат в себе нормы гражданского и других отраслей права.

 
3. ГК Украины признает Конституцию Украины основой гражданского законодательства Украины, однако не актом гражданского законодательства. Конституция Украины является основой всего законодательства Украины и содержит нормы различного характера, определяя основы как гражданского, так и всего отечественного законодательства.

Однако, отдельные ее положения устанавливают принципиальные нормы гражданского законодательства и, таким образом, регулирующих гражданские отношения. Эти положения Конституции Украины также могут применяться при рассмотрении судами дел, касающихся прав и интересов, независимо от того, предусмотрены последние непосредственно в ЦК (постановление Пленума Верховного Суда Украины от 1 ноября 1996 г. N 9 "О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия ").

 

4. Гражданское законодательство может быть разделено на две группы: а) Гражданский кодекс Украины, другие законы б) подзаконные акты гражданского законодательства.

 Такая классификация проведена зависимости от юридической силы отдельных актов гражданского законодательства: акты гражданского законодательства должны выдаваться в соответствии с Конституцией; ЦК не может противоречить Конституции; гражданские законы должны соответствовать ГК, подзаконные акты не могут противоречить ГК и другим гражданским законам. Любые акты гражданского законодательства при изменениях и дополнениях должны согласовываться с ЦК.

 
5. Гражданские отношения могут также регулироваться актами Президента Украины, на основании и во исполнение Конституции и законов Украины издает указы и распоряжения, являющиеся обязательными к выполнению на территории Украины (ст. 106 Конституции Украины).


6. Актами гражданского законодательства являются также постановления Кабинета Министров Украины, которые имеют общенормативного характер и регулируют гражданские отношения. Акты Президента и Кабинета Министров в сфере гражданского права должны соответствовать Конституции, ГК или иному закону. Не является актами гражданского законодательства постановления Кабинета Министров Украины ненормативного характера, которые являются актами применения права и касаются лишь отдельных субъектов гражданского права (например, постановление КМ Украины о создании государственного унитарного предприятия).


7. Органы государственной власти могут издавать нормативно-правовые акты, регулирующие гражданские отношения, лишь в случаях и в пределах, установленных законом. Такие акты могут выдаваться при наличии компетенции государственного органа на принятие нормативно-правовых актов и соответствия этих актов положениям ГК и другим гражданским законам.


8. Любые акты гражданского законодательства должны одинаково регулировать гражданские отношения на всей территории Украины. В связи с этим установление в таких актах преимуществ, ограничений, особенностей по региональному (территориальному), субъектной т.п. признаку недопустимо.
ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов