Статья 85. Нормы труда
Нормы труда - нормы выработки, времени обслуживания, численности - устанавливаются для работников в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.
В условиях коллективных форм организации и оплаты труда могут применяться также укрупненные и комплексные нормы.
Нормы труда подлежат обязательной замене новыми по мере проведения аттестации и рационализации рабочих мест, внедрения новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда.
Достижение высокого уровня выработки продукции отдельным работником, бригадой за счет применения по собственной инициативе новых приемов труда и передового опыта, совершенствования своими силами рабочих мест не является основанием для пересмотра норм.
Комментарий :
1. Институт нормирования труда еще при социализме, когда контроль за законностью в трудовых отношениях осуществлялся более удовлетворительно, характеризовался существенным отрывом правовых норм от жизни. Нормы права, касающиеся нормирования труда, существовали во многом сами по себе, а общественные отношения, которые те нормы призваны были регулировать, - сами по себе. Да и сами правовые положения, регулирующие нормирование труда, были противоречивыми. С одной стороны, они устанавливали публично-правовые и императивные нормы. С другой - основной нормативный акт, посвященный нормированию труда, в обозримой ретроспективе всегда назывался рекомендациями.
Украина получила в наследство практику социалистического правового регулирования оплаты труда. Основные правовые нормы по вопросам нормирования труда сосредоточены в разделе Кодекса законов о труде, комментируется. За период независимости Украины в этой главе вносились изменения два раза. В частности, Законом от 5 июля 1995 года по Кодексу законов о труде исключена статья 93, которая определяла порядок разрешения разногласий, возникающих при установлении и пересмотре некоторых норм труда. В связи с этим коллективные трудовые споры по поводу установления, изменения, пересмотра и отмены норм труда стали рассматриваться в порядке, установленном для данной категории споров, а индивидуальные трудовые споры по указанным вопросам - согласно законодательству, которое регулирует порядок рассмотрения этих споров ( в настоящее время в Украине уже действовало союзное Положение о порядке рассмотрения трудовых споров, которое допускало рассмотрение в порядке, установленном для индивидуальных трудовых споров, только споров о применении условий труда, а не об их установке).
2. На 1995 год в экономике Украины стали констатировать наличие разрушительных процессов в системе оплаты труда. Признавалось, что на обследованных Министерством труда предприятиях нормирования труда было оставлено на усмотрение руководителей предприятий. На большинстве указанных предприятий нормы труда не пересматривались более 10 лет, а на отдельные работы они и вообще отсутствовали.
При таких условиях 20 марта 1995 Кабинет Министров Украины принял постановление "О мерах по улучшению нормирования труда в народном хозяйстве". Вскоре 19 апреля 1995 коллегия Министерства труда Украины приняла Рекомендации по нормированию труда в народном хозяйстве (далее в пределах комментария к этой главе Кодекса законов о труде - Рекомендации). 7 июля 1995 приказом Министерства статистики Украины утверждена Инструкция о составлении предприятиями отчета о выполнении норм выработки и состоянии нормирования труда по форме N 4-ПВ. Так была сформирована действующая в настоящее время в Украине система правового регулирования оплаты труда.
3. Органом функционального управления в сфере нормирования труда является Министерство труда и социальной политики Украины. В принятом Президентом Украины Указе "Об образовании Министерства труда и социальной политики Украины" (ст. 3) по этим Министерством признано право участвовать в реализации государственной политики в сфере оплаты труда. С учетом этого п. 3 Положения о Министерстве труда и социальной политики Украины среди главных задач Минтруда называет разработку и осуществление мероприятий, имеющих целью совершенствование нормирования труда, разработку и утверждение межотраслевых и отраслевых норм и нормативов затрат труда. Право этого Министерства участвовать в реализации государственной политики в сфере нормирования труда, выполнении задания осуществления мер по совершенствованию нормирования труда означает и право издания нормативных актов названных вопросов. В составе Министерства труда и социальной политики Украины создан Национальный центр производительности, в задачи которого входит совершенствование системы нормирования труда, упорядочение всей совокупности нормативных материалов по нормированию труда.
4. Комментируемая статья содержит императивные правовые нормы прямого действия. Правда, в силу отсутствия адекватной системы контроля выполнения этих норм и ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение их юридическое значение на практике иногда ставится под сомнение. Еще один фактор, который усиливает сомнения в императивном значении норм комментируемой статьи, - это их воспроизведения (в буквальном или переработанном виде) в Рекомендациях. И все же юридически не подлежит сомнению характер норм ст. 85 КЗоТ в качестве обязательных, а не рекомендательных.
5. Нормы труда - это родовое понятие, которое охватывает такие нормы, которые призваны в конечном счете (хотя бы и косвенно) влиять на интенсивность труда работников. В законодательстве иногда делаются попытки распространить понятие норм труда на рабочее время. Так, в части первой ст. 3 Закона "Об оплате труда" понятие нормы труда употребляется в широком смысле охватывает и продолжительность работы и интенсивность труда. В этом есть определенная логика. Действительно, разве правило о сорокачасовой рабочая неделя не является нормой труда (нормой рабочего времени)? Положительный ответ на этот вопрос очевиден. Но применение понятия нормы труда за пределами института нормирования труда является, по нашему мнению, не всегда оправданным, поскольку запутывает сложившуюся в законодательстве терминологии, и в итоге затрудняет применение соответствующих правовых норм.
6. Для нормирования труда работников применяются нормы выработки, нормы времени, нормы обслуживания и нормы численности.
Нормы выработки - это установленный объем работы (количество единиц продукции, измеряемая в любых других единицах количество продукции), который работник (группа работников соответствующей квалификации) должен выполнить (изготовить) за единицу времени при определенных организационно-технических условий.
Норма времени - это выраженные в соответствующих единицах времени затраты рабочего времени, установленных для изготовления единицы продукции (выполнения объема работы, измеряемого другой, который применяется для этого единицей) работником или группой работников соответствующей квалификации в определенных организационно-технических условий.
Нормы обслуживания - это количество или размер производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест, других объектов), которые работник (группа работников определенной квалификации) должен обслужить в течение единицы рабочего времени в определенных организационно-технических условий. Разновидностью нормы обслуживания признаются нормы управления, которые определяют количество работников, подчиненных одному руководителю.
Нормы численности - это установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения производственных или управленческих функций или объемов работ. Нормами численности признаются затраты труда по профессиям, специальностям, группам или видам работ, по отдельным функциям в целом по цеху, другом структурном подразделении, предприятию. Норма численности работников по предприятию утверждается в виде штатного расписания. Но руководитель предприятия, по общему правилу, не лишается права принимать на работу внештатных сотрудников, оформляя отношения, возникающие при этом не только гражданско-правовыми, но и трудовыми договорами. Если устав предприятия не дает такого права руководителю, то его не может быть лишен собственник. Однако принятие внештатных работников более затруднено в учреждениях, содержащихся за счет бюджета, особенно с учетом сметного характера их финансировании.
7. Часть первая статьи, комментируется, требует, чтобы нормы труда отвечали достигнутом (существующем) на предприятии уровню техники, технологии, организации производства и труда. Если такого соответствия нет, работник может в порядке, установленном для рассмотрения трудовых споров, в том числе и путем непосредственного обращения с иском в суд, оспорить установленные нормы, а при сдельной форме оплаты труда требовать также осуществления доплаты за выполненную работу путем перерасчета размера оплаты труда на основе норм, которые соответствуют существующим условиям труда. Перерасчет размера оплаты по заявлению работника при повременной оплате труда невозможен, хотя бы выполненную работником сверх установленной нормы работу можно было бы измерить, и на этой основе определить соответствующую ее объема и качества заработную плату, поскольку почасовая оплата не предусматривает определение размера основной заработной платы в зависимости от показателей, характеризующих интенсивность труда. Что же касается владельца, то он при выявлении несоответствия норм труда ее условиям вправе решить вопрос об их замене или просмотр согласно ст. 86 КЗоТ в любое время.
8. Нормы труда могут устанавливаться на отдельную операцию, взаимосвязанную группу операций либо на конечный комплекс работ. В последнем случае речь идет о укрупненные и комплексные нормы, возможность применения которых предусмотрена частью второй ст. 85 КЗоТ . Укрупненные и комплексные нормы согласно этому правилу применяются при коллективных формах организации и оплаты труда. Однако Рекомендации вопреки букве Кодекса законов о труде, но согласно его духу допускают возможность применения укрупненных и комплексных норм также и при индивидуальной форме организации и оплаты труда (п. 1.4). Укрупненные нормы устанавливаются на планово-учетную единицу (узел, бригадокомплект, объем сельскохозяйственных работ, этап или объекты строительства и др.).
9. Часть первая ст. 85 КЗоТ требует, чтобы нормы труда устанавливались на соответствующие виды работ (т.е. для работников, которые их выполняют) в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. Это означает необходимость учета существующих на соответствующем рабочем месте организационно-технических условий труда. С другой стороны, изложенное правило обусловлено также тем, что нормы труда рассчитываются на основе нормативных материалов для нормирования труда, утвержденным в централизованном порядке (п. 1.5 Рекомендаций). Правда, чуть ниже (п. 1.6) Рекомендации допускают возможность разработки норм труда на основе местных нормативных материалов. Но они разрабатываются на отдельные виды работ только при отсутствии соответствующих межотраслевых и отраслевых нормативных материалов, а также при создании на предприятии более прогрессивных организационно-технических условий по сравнению с теми, которые учитывались при разработке действующих межотраслевых и отраслевых нормативных материалов на соответствующие виды работ. Местные нормативные материалы утверждаются собственником. Согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации они не подлежат. Такой порядок объясняется тем, что нормативные материалы, хотя и являются обязательными для применения, но они непосредственно трудовые отношения не регулируют, они являются лишь основой для разработки норм труда, которые непосредственно регулируют трудовые отношения.
10. К нормативным материалам, которые обязательно должны применяться при разработке на предприятии норм труда, относятся нормативы времени, включая микроэлементе нормативы, нормативы численности, нормативы времени обслуживания, нормативы режимов работы оборудования. Рекомендации (п. 1.5) до нормативных материалов по нормированию труда также относят единые и типовые нормы труда, хотя согласно ст. 85 и 89 КЗоТ они должны рассматриваться как правовые нормы, регулирующие трудовые отношения непосредственно ("нормы труда ... устанавливаются для работников ..." - ст. 85 КЗоТ ).
11. Нормативные материалы по сфере их применения делятся на межотраслевые, отраслевые и местные. Межотраслевые нормативы утверждаются Министерством труда и социальной политики. Отраслевые нормативные материалы разрабатываются при отсутствии межотраслевых материалов по нормированию труда и утверждаются министерствами (ведомствами). Указанные органы определяют также сроки действия утвержденных ими нормативных материалов для нормирования труда. По результатам проверки прогрессивности действующих нормативных материалов для нормирования труда срок их действия может быть продлен.
12. Комментируемая статья, лишь косвенно устанавливает необходимость руководствоваться при разработке и утверждении норм труда межотраслевыми и отраслевыми нормативными материалами для нормирования труда. Поэтому она не решает вопрос о сфере действия названных нормативных материалов. Не дается ответ на эти вопросы в Рекомендациях. Следует полагать, что отраслевые нормативные материалы являются обязательными для предприятий, учреждений и организаций соответствующих отраслей народного хозяйства. Распространять их на предприятия, которые не входят в систему области, что составляет сферу управления соответствующего органа исполнительной власти, можно было бы только при условии, что полномочия утверждать акты по вопросам нормирования труда, обязательные для предприятий, не входящих в систему данной отрасли , такой орган был предоставлен законом (ст. 19 Конституции Украины). Следует, однако, учитывать, что предприятие имеет право добровольно руководствоваться соответствующими отраслевыми нормативами. Если же оно не будет этого делать, оно должно разработать свои (местные) научно обоснованные нормативные материалы, которые станут основой для разработки норм труда.
Межотраслевые нормативные материалы для нормирования труда являются обязательными для предприятий всех форм собственности и всех отраслей народного хозяйства. Но следует учитывать, что государство не осуществляет должного контроля за соблюдением правила о соответствии норм труда уровню техники, технологии, организации производства и труда. Если Министерство труда и социальной политики и осуществляло такой контроль, оно не обладает средствами воздействия на владельцев, которые не выполняют требования части первой ст. 85 КЗоТ . Средствами для этого обладают только органы государственной налоговой службы в отношении юридических лиц - плательщиков налога на прибыль. Они могли бы проводить проверки качества норм труда, который применяется плательщиками налога на прибыль, выявлять суммы необоснованно начисленной и выплачиваемой в связи заработной платы, рассчитывать размер завышения валовых расходов, уменьшения налогооблагаемой прибыли и применять финансовые санкции. Сегодня они к этому не готовы. Да и смысла в этом нет, поскольку после начала налоговыми органами такой практики все предприятия перейдут исключительно на почасовую форму оплаты труда, при которой установления научно обоснованных норм труда никогда не считалось обязательным. Стимулировать интенсивность работы сотрудников при повременной оплате труда при этом можно по премированию.
13. Отраслевые и местные нормативные материалы могут использоваться только при отсутствии на соответствующие виды работ межотраслевых нормативов или в том случае, когда отраслевые и местные нормативные материалы являются более прогрессивными, чем межотраслевые.
14. Часть третья ст. 85 КЗоТ предусматривает обязательную замену норм труда новыми по мере проведения аттестации и рационализации рабочих мест, внедрения новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих повышение производительности труда. Контроль за исполнением владельцами этой обязанности не установлено, средств юридической ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение практически нет, поэтому владельцы нередко уклоняются от надлежащего выполнения этой обязанности. Создается впечатление, что сам законодатель не принял окончательного решения - регулировать отношения по замене норм труда императивными нормами, или оставить этот вопрос на усмотрение владельцев, предоставляя им только научно-методическую помощь путем разработки и публикации не обязательных для применения нормативных материалов по нормированию труда. Не приняв определенного решения, законодатель оставляет действующими правила, которые многие считают возможным не выполнять должным образом. Порядок проведения аттестации определяется соответствующими отраслевыми положениями (п. 3.11 Рекомендаций). Если аттестация рабочих мест не предусмотрена, каждая действующая на предприятии норма труда проверяется не менее чем два раза за пять лет (там же). Проведение проверки норм труда Кодексом законов о труде не предусмотрено, но и не запрещено. Можно даже утверждать, что косвенно Кодекс законов о труде признает возможным проведение проверки норм труда, поскольку допускает пересмотр норм труда без проведения организационно-технических средств, повышающих производительность труда.
15. В силу части третьей ст. 85 КЗоТ проведения организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, дает владельцу право на замену действующих норм труда новыми. К таким мероприятиям относятся: 1) улучшение технологического и организационного оснащения, инструмента, 2) совершенствование конструкций изделий, 3) механизация и автоматизация производственных процессов; 4) применение новых видов материалов, сырья, топлива, 6) внедрение рационализаторских предложений (п. 3.10 Рекомендаций ). К организационно-технических мероприятий, повышающих производительность труда, Рекомендации относят также внедрение межотраслевых и отраслевых (ведомственных) норм и нормативов по труду, включенных министерствами (ведомствами) в список рекомендованных для применения, хотя, на наш взгляд, такие меры вряд ли могут быть отнесены к организационно-технических мероприятий, повышающих производительность труда.
16. Хотя часть третья ст. 85 КЗоТ и предусматривает замену норм труда в связи с проведением мероприятий, которые повышают производительность труда, в силу части первой той же статьи, которая требует соответствия норм труда достигнутому уровню техники, технологии, организации производства и труда, замена норм может производиться и с появлением обстоятельств, которые снижают производительность труда.
С другой стороны, Рекомендации (п. 3.10) уменьшение и увеличение партии деталей (продукции), которые обрабатываются и изготавливаются работником (бригадой), или такта производственного процесса считают организационно-техническими мероприятиями, которые влекут изменение норм труда, но возможность изменения норм труда в связи с этим допускают. Рекомендации были бы ближе к букве части третьей ст. 85 КЗоТ , если бы не устанавливали не предусмотренные законом основания для замены норм труда, а признавали названы меры организационно-техническими мероприятиями, которые являются основанием для замены норм труда.
17. Часть четвертая ст. 85 КЗоТ содержит гарантию для работников, бригады, которые за счет применения по собственной инициативе новых приемов труда и передового опыта, совершенствования своими силами рабочих мест достигли высокого уровня выработки продукции. Такие обстоятельства не являются основаниями для пересмотра (увеличения) норм труда и соответствующего снижения расценок. Изложенное правило не предусматривает какого-либо срока применения работником (бригадой) по собственной инициативе новых приемов труда и передового опыта, или работы в условиях совершенствования своими силами рабочих мест, по истечении которого возможно повышение норм труда. Только замена техники и технологии, совершенствование организации производства и труда при этом не по инициативе работников (бригады) или выявления ошибочно установленных норм труда является основанием для пересмотра (замены) норм труда. Такой вывод следует из части четвертой ст. 85 КЗоТ . Но п. 3.13 Рекомендаций исключает возможность пересмотра норм труда по названных условий только в период между аттестациями рабочих мест или проверками норм труда. Между тем, часть четвертая ст. 85 КЗоТ не ограничивает срок применения ранее действующих норм труда, если высший уровень выработки достигнут за счет факторов, указанных в этой статье. И нормы труда, в результате применения работниками по своей инициативе новых приемов труда и др., оказались не соответствующими действующим условиям производства, не могут быть пересмотрены по результатам аттестации рабочих мест.