Введение, замена и пересмотр норм труда - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

Статья 86. Введение, замена и пересмотр норм труда


 
Введение, замена и пересмотр норм труда производится собственником или уполномоченным им органом по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем).

Собственник или уполномоченный им орган должен разъяснить работникам причины пересмотра норм труда, а также условия, при которых должны применяться новые нормы.

О введении новых и изменении действующих норм труда собственник или уполномоченный им орган извещает работников не позднее чем за один месяц до введения.



Комментарий :

1. Понятие "введение", "замена", "просмотр" не определяются ни в Кодексе законов о труде, ни в рекомендациях. Из содержания Рекомендаций (например, п. 3.6) можно сделать вывод о том, что введение рассматривается как родовое понятие, по которому замена и пересмотр являются видовыми понятиями. Однако родовое понятие введения не полностью охватывается видовыми понятиями замены и пересмотра. Введение - это не только замена и пересмотр, но и установление новых норм труда, не связанное с заменой или просмотром. Например, без замены или пересмотра устанавливаются нормы труда на новые виды работ.

Кроме того, внедрение - это понятие, касающееся предприятия. А замена и пересмотр могут проводиться и соответствующими органами исполнительной власти (если речь идет о замене или пересмотр единых или типовых норм).

Понятие "просмотр" используется по так называемым ошибочно установленных и устаревших норм. Устаревшими считаются нормы, которые используются на работах, трудоемкость которых снизилась в результате общего улучшения организации производства и труда, роста профессионального мастерства и совершенствования производственных навыков сотрудников. Ошибочно установленными считаются нормы, при установлении которых были неправильно учтены организационно-технические условия, допущены ошибки при использовании нормативных материалов и при проведении расчетов. Просмотр - это введение новых норм без проведения любых организационно-технических мероприятий, повышающих производительность труда.

Замена - это введение новых норм в связи с проведением организационно-технических мероприятий, повышающих производительность труда.

Однако следует признать, что Кодекс законов о труде не всегда различает понятия "замена" и "просмотр" норм труда. Так, в части третьей ст. 85 КЗоТ речь идет о замене норм, которая сама по себе производится не только в связи с проведением организационно-технических мероприятий, повышающих производительность труда, но и в связи с проведением аттестации рабочих мест, изменить организационно-технические условия труда не может, а только дает возможность выявить ошибочно установленные и устаревшие нормы. А в части второй ст. 86 КЗоТ уже понятия "просмотр" норм употребляется в отношении не только устаревших и ошибочно установленных норм, но и во всех случаях, когда вместо одних норм труда начинают использоваться другие.

2. Пункт 3.14 Рекомендаций предусматривает ежегодную разработку и утверждение до начала года план замены и пересмотра норм труда с целью проведения планомерной работы по снижению трудовых затрат. Основой для разработки такого плана является предусмотрены меры по повышению производительности труда. В трудовых коллективов структурных подразделений и бригад доводятся соответствующие запланированные мероприятия. Обязательства, касающиеся замены и пересмотра норм труда, включаются в коллективный договор. Но значение коллективного договора как регулятора этих отношений снижается в связи с тем, что законодательство не предусматривает его обязательного ежегодного заключения, в то время как план замены и пересмотра норм труда должен утверждаться на каждый год. Но ничего не мешает утверждать его как приложение к коллективному договору с ежегодной заменой.

3. Комментируемая статья, обязывает владельцу введение, замену и пересмотр норм труда согласовать с выборным органом первичной профсоюзной организации. Одновременно часть первая ст. 15 Закона "Об оплате труда" предусматривает установление норм труда в коллективном договоре. И только для случаев, когда на предприятии коллективный договор не заключен, предусмотрено установление условий оплаты труда, в том числе и норм труда, собственником по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации. Следует признать, что ст. 15 Закона "Об оплате труда" в этой части оказалась оторванной от реальности. Нормы труда являются достаточно мобильными, а коллективный договор - это акт относительно стабилен. Поэтому установление норм труда на все виды работ в коллективном договоре практически невозможно. В коллективном договоре нормы труда можно установить только на выполнение тех работ, которые носят постоянный характер. При этом имеются в виду работы по изготовлению конкретной продукции. Кроме того, по сравнению со ст. 86 КЗоТ , ст. 15 Закона "Об оплате труда" носит более общий характер. Поэтому противоречие между ст. 86 КЗоТ и ст. 15 Закона "Об оплате труда" при их применении должна решаться в пользу первого из названных правовых предписаний.

В связи с исключением из Кодекса законов о труде ст. 93 сейчас отсутствует специальный механизм разрешения разногласий между владельцем и выборным органом первичной профсоюзной организации, возникающие в процессе получения согласия на введение, замену и пересмотр норм труда. Законодатель исходит из того, что владелец и выборный орган первичной профсоюзной организации равнозначно заинтересованы в нормальной работе предприятия, поэтому должны достичь компромисса, а если это не удалось, - решить спор в установленном порядке.

Обращает на себя внимание необоснованное ужесточение закона: согласования с выборным органом первичной профсоюзной организации требует внедрения, замену и пересмотр всех норм труда. Но среди норм труда является разовые, нормы труда на работы, выполняемые в связи с авариями и т.п.. По букве ст. 86 КЗоТ они также должны быть предварительно согласованы с выборным органом первичной профсоюзной организации. Законопослушному владельцу можно порекомендовать в случае невозможности по объективным причинам получения предварительного согласия выборного органа на введение норм труда в таких случаях спросить его согласие дальнейшем.

4. Пересмотр действующих норм труда существенно затрагивает интересы работников, может вызвать возникновение острого конфликта. Поэтому часть вторая ст. 86 КЗоТ обязывает владельца разъяснять работникам причины пересмотра норм труда, а также условия, при которых новые нормы будут применяться.

Следует учитывать, что в части второй ст. 86 КЗоТ речь идет о пересмотре в широком смысле этого слова, включающая просмотр не только устаревших и ошибочно установленных норм, но и установление вместо ранее действующих новых норм труда в связи с проведением организационно-технических мероприятий, повышающих производительность труда.

5. Собственник обязан сообщать работникам о введении новых и замене действующих норм труда не позднее чем за месяц до начала действия новых норм. Сравнение части третьей ст. 86 КЗоТ и ст. 29 Закона "Об оплате труда" дает основание утверждать, что хотя косвенное введение новых норм труда и влияет на условия оплаты труда, сообщения о введении новых норм труда должно производиться в сроки, установленные специальным правилом ст. 86 КЗоТ .

Желая приблизить содержание ст. 86 КЗоТ к жизни, авторы Рекомендаций устанавливают исключение из правила о необходимости предупреждения работников за один месяц о введении новых или изменении действующих норм труда. При внедрении временных и разовых норм труда, а также укрупненных и комплексных норм труда, установленных на основе пооперационных норм труда, работников информируют не менее чем за один месяц, но во всех случаях до начала выполнения работ (п. 3.6 Рекомендаций). Не было никакой необходимости в Рекомендациях вопреки закону устанавливать сроки сообщения о введении укрупненных и комплексных норм труда, введенных на основании пооперационных норм. Что касается включения в Рекомендации специального срока предупреждения работников о введении временных и разовых норм, то оно полностью целесообразным, поскольку смягчает остроту конфликта, вызванного несбыточность требований части третьей ст. 86 КЗоТ .
ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов