Заключение трудового договора. Статья 24
Трудовой договор заключается, как правило, в письменной форме. Соблюдение письменной формы является обязательным:
1) при организованном наборе работников;
2) при заключении трудового договора о работе в районах с особыми природными географическими и геологическими условиями и условиями повышенного риска для здоровья;
3) при заключении контракта;
4) в случаях, когда работник настаивает на заключении трудового договора в письменной форме;
5) при заключении трудового договора с несовершеннолетним (статья 187 настоящего Кодекса);
6) при заключении трудового договора с физическим лицом;
7) в других случаях, предусмотренных законодательством Украины.
При заключении трудового договора гражданин обязан предъявить паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку, а в случаях, предусмотренных законодательством, - также документ об образовании (специальность, квалификацию), о состоянии здоровья и другие документы.
Заключение трудового договора оформляется приказом или распоряжением собственника или уполномоченного им органа о зачислении работника на работу.
Трудовой договор считается заключенным и тогда, когда приказ или распоряжение не были изданы, но работник фактически был допущен к работе.
Лицу, приглашенному на работу в порядке перевода с другого предприятия, учреждения, организации по согласованию между руководителями предприятий, учреждений, организаций, не может быть отказано в заключении трудового договора.
Запрещается заключение трудового договора с гражданином, которому по медицинскому заключению предложенная работа противопоказана по состоянию здоровья.
Комментарий :
1. Ч. 5 ст. 65 ГК относит к компетенции руководителя предприятия решения вопросов деятельности предприятия в пределах и порядке, определенных уставом предприятия. В силу этого руководитель предприятия имеет право заключать трудовые договоры с работниками.
На практике считается допустимым поручать заключение трудового договора со всеми работниками руководителям обособленных подразделений предприятий. Правда, при этом предварительное решение вопроса о принятии на должность руководителей и специалистов нередко оставляют за руководителем предприятия - юридического лица.
2. Право руководителя решать вопросы приема на работу может ограничиваться законом и учредительными документами предприятия. Так, полномочием избирать членов исполнительного органа акционерного общества наделяются общее собрание акционеров (п. "г" части четвертой ст. 41 Закона "О хозяйственных обществах").
3. Наряду с понятиями принятия на работу, заключение трудового договора в нормативно-правовых актах нередко используются понятия избрания, назначения сотрудников или утверждения в должности.
Избрание всегда означает принятие коллективного решения. Чаще всего термин "избрание" употребляется тогда, когда соответствующий коллегиальный орган решает вопрос о принятии на соответствующую должность одного из членов этого органа. Так, Председатель Верховной Рады Украины, его заместители избираются народными депутатами Украины (ст. 88 Конституции Украины). Избираются секретарь сельского, поселкового, городского совета, председатель районного, областного совета, его заместители (ст. 26, 43 Закона "О местном самоуправлении в Украине"). Но и судьи Верховной Радой избираются (п. 27 ст. 85 Конституции Украины, Закон "О порядке избрания на должность и освобождения от должности профессионального судьи Верховной Радой Украины"), хотя они не входят в состав коллегиального органа, которые выбирает. Избираются и члены исполнительного органа акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью (ст. 41, 59 Закона "О хозяйственных обществах"), хотя они могут не быть акционерами, участниками общества с ограниченной ответственностью. Избрание, как правило, не является заключением трудового договора, а лишь предпосылкой для издания распорядительного акта, на основании которого возникают трудовые правоотношения.
4. Назначение - это также только принятие решения о заключении с работниками трудового договора, но не само заключение. Широкие полномочия по назначению должностных лиц предоставлены ст. 85 Конституции Украины Верховной Раде Украины, ст. 104 Конституции - Президенту Украины. Назначение также является основанием для издания распорядительного акта, что порождает трудовые правоотношения. Однако, встречается и такое назначение, которое одновременно является и заключением трудового договора. Так, сельский, поселковый, городской председатель назначает на должности руководителей отделов и управлений, других исполнительных органов совета, предприятий, учреждений, организаций, которые принадлежат к коммунальной собственности соответствующих территориальных общин (подпункт 10 п. 3 ст. 43 Закона "О местном самоуправлении в Украина "). Председатель Гостаможслужбы назначает на должности начальников таможен (ст. 5 Указа Президента Украины "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Украины от 29 ноября 1996 года N 1145"). Понятие "назначение" используется в ст. 66 Кодекса торгового мореплавания о принятии на работу лиц судового экипажа.
5. У законодательстве встречается и такая правовая форма, как утверждение на должность. Основами законодательства Украины о культуре установлено, что специально уполномоченные центральные органы государственного управления утверждают на должности руководителей государственных учреждений, предприятий, организаций, учреждений (ст. 21). Но это - обычное заключения трудового договора.
Уставами организаций и других объединений граждан может быть, например, предусмотрено, что собрание общественной организации принимают решение об утверждении или неутверждения на должность руководителя коллегиального органа этой организации, избранного этим коллегиальным органом на период до принятия соответствующего решения собранием.
6. Прием на работу в отдельных случаях предусматривает согласования этого вопроса в установленном рядомку.
В части первой ст. 66 Кодекса торгового мореплавания сформулирована вполне определенная запрет принимать на работу лиц судового экипажа без согласия капитана судна. Внесение этого правила в нормативный акт, имеющий силу закона, категоричность запрета дают основания для вывода о том, что нарушение указанной запрета может повлечь увольнения работника на основании ст. 7 КЗоТ (поскольку судебная практика признает статью нормой прямого действия). Вместе с тем следует учитывать, что отказ капитана принять в состав экипажа лицо, которое направил на судно владелец судна, должна быть обоснована, оформленное письменно и направлено (вручено) судовладельцу и лицу, которому отказано в приеме на работу.
7. Согласование вопроса о принятии на работу предусмотрено в случаях назначения на должности, осуществляется Президентом Украины по согласованию с Верховной Радой. Назначение на должности (прием на работу) руководителей служб ветеринарной медицины министерств и других центральных и местных органов исполнительной власти согласовывается с Государственным департаментом ветеринарной медицины (п. 14 Положения о Государственном департаменте ветеринарной медицины).
8. Комментируемая статья, предусматривает заключение трудового договора, как правило, в письменной форме. Привычной после формулировки правила есть указания на исключение из этого правила. В части первой ст. 24 КЗоТ законодатель избрал другой вариант: после изложения правила пересчитал случаи, когда оно является обязательным, в связи с чем само правило утратило признак обязательности.
9. Письменная форма трудового договора обязательно при организованном наборе работников. В Украине продолжает действовать постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему совершенствованию организованного набора работников и общественного призыва молодежи". П. 6 этого постановления предусматривает заключение органом по вопросам труда (ныне эту функцию выполняют органы государственной службы занятости - ст. 19 Закона "О занятости населения"; п. 1 постановления Кабинета Министров Украины "О переселении семей в сельскую местность и организованный набор работников" ) от имени предприятий и организаций трудовых договоров с работниками, "направленными на работу в порядке организованного набора". С учетом ст. 19 Закона "О занятости населения" такие трудовые договоры государственная служба занятости может заключать от имени предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности со всеми работниками (а не только с рабочими).
10. Определение круга работ, для выполнения которых необходимо заключать трудовой договор в письменной форме в соответствии с п. 2 части первой ст. 24 КЗоТ , производится прежде всего на основании раздела XXI Списка производств, работ, профессий и должностей работников, работа на которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья , дающий право на ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда.
11. Заключение трудового договора в письменной форме является обязательным и в других случаях, предусмотренных законодательством, хотя бы они и не были прямо названы в ст. 24 КЗоТ . Например, заключение письменного трудового договора предусмотрено для работников, деятельность которых связана с государственной тайной (постановление Кабинета Министров Украины "Об установлении письменной формы трудовых договоров с работниками, деятельность которых связана с государственной тайной"). Типовая форма трудового договора с работниками, деятельность которых связана с государственной тайной, утвержденная приказом Государственного комитета по вопросам государственной тайны. Тем же приказом утверждена форма Обязанности гражданина Украины в связи с допуском к государственной тайне. Обязательность письменной формы трудового договора вытекает из ст. 241 КЗоТ , которая предусматривает регистрацию заключенных в письменной форме трудовых договоров между работниками и нанимателями - физическими лицами, ст. 25 Закона "О свободе совести и религиозных организациях" (в случае заключения трудового договора с такой организацией), п. 14 Положения о порядке организации и проведения оплачиваемых общественных работ (при заключении срочных трудовых договоров на выполнение таких работ), ст. 15 Закона "Об альтернативной (невоенной) службе" (при заключении трудового договора с работником, который проходит такую службу). Следует, однако, учитывать, что государственные органы вправе устанавливать правила об обязательности применения письменной формы трудового договора только в случаях, когда им такое полномочие предоставлено.
12. Однако закон не дает ответа на вопрос, как же трудовой договор должен оформляться письменно. Следует признать, что письменной формой трудового договора является документ под названием "трудовой договор", "контракт", который подписывают его стороны. Поэтому нельзя признать письменной формой трудового договора заявление работника о приеме на работу, хотя бы и с резолюцией владельца "Отдела кадров. В приказ", и приказ о приеме на работу. Если признать письменной формой трудового договора таким образом встречного выражение воли сторонами трудового договора, то мы вынуждены будем утверждать, что письменная форма трудового договора у нас применялась практически всегда. Это не соответствует содержанию ст. 24 КЗоТ . Однако соответствующая резолюция собственника на заявлении работника свидетельствует о достижении сторонами согласия по вопросу о принятии на работу.
13. Заключение письменного трудового договора путем подписания сторонами документа под таким заголовком или заключения устного трудового договора с представлением работником заявления о приеме на работу не исключает действия общего правила, следует из ст. 24 КЗоТ , согласно которому трудовой договор может считаться заключенным только с момента издания приказа (распоряжения) о приеме на работу или фактического допуска к работе.
Одновременно и само издание приказа о приеме на работу не является достаточным для вывода о заключении трудового договора и возникновения трудовых правоотношений, если сторонами не достигнуто соглашение об условиях труда или работник фактически не допущен к ее выполнению или он сам не приступил к работе. Издан приказ в этом случае может быть отменено, хотя законодательство прямо не предусматривает возможности отмены приказа о приеме на работу.
14. Предвидя, как правило, письменную форму трудового договора, допуская устную его форму, закон предусматривает удвоение формы трудового договора: заключение трудового договора в соответствии с частью третьей статьи, комментируется, оформляется приказом или распоряжением собственника о приеме работника на работу. Вместе с тем согласно части четвертой статьи 24 КЗоТ трудовой договор считается заключенным, если приказ (или распоряжение) о приеме работника на работу не было выдано, но работник фактически был допущен к работе. Такое правило могло вообще привести к потере владельцем или уполномоченным им органом контроля за принятием сотрудников на работу. Поэтому Пленум Верховного Суда Украины в постановлении "О практике рассмотрения судами трудовых споров" объяснил, что фактический допуск к работе может быть приравнен к заключению трудового договора только в том случае, если работник допущен к работе с ведома собственника или уполномоченного им органа.
15. Для внесения ясности в отношения сторон, заключивших трудовой договор, важно дать юридическую оценку факта заключения трудового договора в устной форме. Может ли работник, ссылаясь на свидетелей, доказывать факт заключения договора, требовать допуска к работе, оплате времени вынужденного прогула, если вопреки достигнутой устной договоренности собственник или уполномоченный им орган не издал приказ (распоряжение) о приеме работника на работу и не допустил к работе?
Ответ на поставленный вопрос трудно дать на основе и части первой и части третьей ст. 24 КЗоТ . Кажется, что ответ можно дать с учетом части четвертой ст. 24 КЗоТ : фактический допуск к работе приравнивается к заключению договора, хотя бы и не было юридического факта, указанного в части третьей ст. 24 (издания приказа или распоряжения). Ст. 24 КЗоТ вполне определенно устанавливает, что договор считается заключенным, если издан приказ (распоряжение) о приеме работника на работу, и предусматривает единственное исключение из этого правила (фактический допуск к работе приравнивается к заключению трудового договора). Тем самым фактически признается, что заключение трудового договора в устной или письменной форме, как это предусмотрено или допускается частью первой ст. 24 КЗоТ , является предварительным, чем-то вроде договора о намерениях. Неслучайно, разъясняя вопрос о моменте, с которого договор считается заключенным, Пленум Верховного Суда Украины в постановлении "О практике рассмотрения судами трудовых споров" (п. 7) вообще не упоминает заключения трудового договора, как это предусмотрено частью первой ст. 24 КЗоТ , а ведет речь только о двух юридические факты, с которыми связывается возникновение трудовых правоотношений, - приказ о приеме на работу и фактический допуск к работе.
16. Недостаточно четкое правовое регулирование процедуры заключения трудового договора порождает неопределенность во взаимоотношениях сторон, заключивших трудовой договор. Особенно справедливо это утверждение в случаях, когда трудовой договор заключается с условием о начале работы не на следующий день, а через две недели (после увольнения работника с предыдущего места работы, где об увольнении необходимо предупредить собственника за две недели) или через другой промежуток времени. В принципе, законодательство не запрещает заключать трудовые договоры с условием о начале работы позже. В частности, прямо предусмотрено заключение трудового договора с таким условием в случаях организованного набора работников. Естественно, это касается трудовых договоров, заключаемых с условием о переезде на работу в другую местность.
Однако при решении вопроса о целесообразности заключения трудового договора с условием о начале работы не сразу после заключения трудового договора, а позже, следует учитывать, что в трудовом праве очень много таких норм, которые не обеспечены мерами ответственности или другими средствами обеспечения их реализации. И работник, заключивший трудовой договор и даже получил на руки приказ о приеме на работу с условием о начале работы позже, вряд ли сумеет добиться фактического допуска к работе, если на его место к моменту начала работы фактически будет принят другой работник.
17. При приеме на работу работник обязан представить трудовую книжку. Представление трудовой книжки является обязательным и тогда, когда нанимателем является физическое лицо. Без трудовой книжки возможно принятие на работу только по совместительству. Работник обязан при поступлении на работу представить также паспорт. Прием на работу без паспорта влечет административную ответственность (ст. 200 КоАП). Документ об образовании, о присвоении соответствующей квалификации обязательно подается, если это необходимо для допуска к соответствующей работе. В других случаях предъявление этого документа не обязательно, но его предоставление может стать важным аргументом в пользу целесообразности принятия такого работника на работу. В предусмотренных законодательством случаях для заключения трудового договора работник обязан предоставить также справку о состоянии здоровья и другие документы (например, военный билет, как это предусмотрено п. 1.4 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников). Прием на работу военнообязанных и работников, которые вопреки требованиям законодательства не состоящих на воинском учете, влечет административную ответственность на основании ст. 2113 КоАП.
18. Согласно ст. 13 Закона "О государственной службе" лицо, претендующее на занятие должности государственного служащего 3 - 7 категории, должна предоставить по месту будущей службы ведомости о доходах и обязательствах финансового характера, в том числе и за рубежом, относительно себя и членов своей семьи 'й. Лицо, претендующее на занятие должности государственного служащего 1 и 2 категории, должно подать также сведения о недвижимом и драгоценные движимое имущество, принадлежащее ему и членам его семьи, вкладах в банках и ценных бумагах. Согласно постановлению Кабинета Министров Украины "О применении статьи 13 Закона" О государственной службе ", указанные сведения предоставляются в виде декларации, форма которой утверждена приказом Министерства финансов Украины. Лицо, претендующее на занятие должности государственного служащего, подает декларацию по месту будущей службы вместе с заявлением о приеме на работу или об участии в конкурсе.
Стоит также обратить внимание на то, что указанные сведения предоставляются государственным служащим также ежегодно до 15 апреля за предыдущий отчетный год. Сведения, содержащиеся в декларациях, являются конфиденциальными.