Гарантии при заключении, изменении и прекращении трудового договора. Статья 22
Запрещается необоснованный отказ в приеме на работу.
Согласно Конституции Украины любое прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении, изменении и прекращении трудового договора в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, членства в профессиональном союзе или другом объединении граждан, рода и характера занятий, места проживания не допускается.
Требования относительно возраста, уровня образования, состояния здоровья работника могут устанавливаться законодательством Украины.
Комментарий :
1. В науке трудового права проблеме необоснованного отказа в приеме на работу уделялось достаточно много внимания. Ученые пришли к выводу, что необоснованным, при наличии вакантного рабочего места (должности), является отказ в приеме на работу, немотивированная или мотивированное ссылками на обстоятельства, которые не относятся к деловым качествам работника. Однако практика пока еще не нашла путей обеспечения последовательной реализации запрета необоснованного отказа в приеме на работу, поскольку доказать необоснованность отказа очень трудно. Одновременно, в отдельных случаях законодатель создал условия для того, чтобы работнику было легче доказывать необоснованность отказа в приеме на работу. Так, женщинам, имеющим детей до трех лет, беременным женщинам и матерям, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, предоставлено право требовать, чтобы собственник в письменной форме сообщил о причинах отказа в принятии на работу (ст. 184 КЗоТ ).
Прием на работу лиц судового экипажа допускается только с согласия капитана. На капитана возлагается обязанность оформить отказ в приеме на работу письменно с соответствующим обоснованием и передать такой отказ судовладельцу и лицу, которому капитан отказал в приеме на работу (ст. 66 Кодекса торгового мореплавания).
2. Конституция Украины признает, а Кодекс законов о труде Украины гарантирует гражданам Украины право на труд. Согласно этому ст. 22 КЗоТ запрещает любое прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении, изменении и прекращении трудового договора в зависимости от происхождения, социального или имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, членства в профессиональном союзе или другом объединении граждан, в зависимости от характера занятий и места жительства. Здесь лишь несколько конкретизируется ст. 2 КЗоТ , согласно которой государство взяло на себя обязанность обеспечить равенство трудовых прав всех граждан, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. Приведенное правило не исключает силу абзаца пятого ч. 4 ст. 6 Закона "О потребительской кооперации", который признает за членами потребительских обществ право быть принятым в первоочередном порядке на работу в потребительское общество в соответствии с образования и профессиональной подготовки.
3. Запрет установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора не исключает дополнительных гарантий обеспечения права на труд, устанавливаемые для отдельных категорий работников. Они предусмотрены ст. 5 Закона "О занятости населения" для таких граждан трудоспособного возраста, нуждающихся в социальной защите и не способных на равных конкурировать на рынке труда:
1) для женщин, имеющих детей в возрасте до 6 лет;
2) для одиноких матерей, имеющих детей до 14 лет или детей-инвалидов;
3) для молодежи, которой предоставляется первое рабочее место: а) которая закончила или прекратила обучение в средних учебных заведениях б) которая освободилась со срочной или альтернативной (невоенной) службы. К категории молодежи относятся граждане от 15 до 28 лет (часть первая ст. 197 КЗоТ ). Дополнительные гарантии для этой категории граждан устанавливаются при условии, что они зарегистрировались в государственной службе занятости как ищущие работу, не позднее одного года со дня окончания обучения или увольнения с военной или альтернативной службы (п. 3 Положения о порядке бронирования на предприятиях, в организациях и учреждениях рабочих мест для трудоустройства граждан, нуждающихся в социальной защите - далее в пределах комментария к этой статье для краткости - Положение);
4) для детей (сирот), оставшихся без попечения родителей: а) детей до 18 лет б) воспитанников, учеников, студентов, курсантов, слушателей, стажеров после окончания учебных заведений очной формы обучения, но не позже достижения ими 23-летнего возраста при условии их регистрации в государственной службе занятости как ищущие работу, не позднее одного года со дня окончания обучения. Ограничения 23-летним возрастом предусмотрено Положением (подпункт "в" п. 3);
5) для лиц, которым исполнилось 15 лет, и до достижения 16 лет с согласия одного из родителей или лица, которое их заменяет, как исключение, принимаются на работу;
6) для лиц предпенсионного возраста (мужчины - по достижении 58 лет, женщин - 53 лет);
7) для лиц, освобожденных после отбытия уголовного наказания или принудительного лечения при условии регистрации в государственной службе занятости не позднее одного года после отбытия наказания или принудительного лечения.
4. С целью трудоустройства перечисленных граждан местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов по представлению центров занятости ежегодно бронируют на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности с численностью работников более 20 человек до 5 процентов общей численности рабочих мест по рабочим профессиям. Такое рабочие места могут быть и с гибкими формами занятости (надомная работа, гибкий рабочий день).
5. Квота рабочих мест устанавливается для каждой из следующих категорий граждан: 1) для женщин, имеющих детей до 6 лет, 2) для одиноких матерей, 3) для молодежи 4) для лиц предпенсионного возраста, 5) для уволенных после отбытия наказания или принудительного лечения.
6. Размер брони - 5 процентов - является предельным. В этих пределах броня устанавливается с учетом экономического положения предприятия, численности работающих, количества граждан, которые требуют трудоустройства. При определении предельного размера брони учитываются только рабочие места по рабочим профессиям. Должности руководителей, специалистов и служащих не учитываются.
Положение не содержит достаточно четких формулировок, поэтому на практике некоторые его нормы понимаются так, что предельный размер брони - 5 процентов - может устанавливаться ежегодно независимо от того, сколько работников, нуждающихся в социальной защите, было принято в предыдущие годы, сколько таких работников было принято предприятием самостоятельно (без направления их на данное предприятие государственной службой занятости). Это ставит предприятия в зависимость от центров занятости, которые имеют право ежегодно планировать броню в размере до 5 процентов, хотя бы предприятие совсем не мало вакантных рабочих мест. В перспективе должно прав установление обязательной для предприятия общего количества рабочих мест для лиц, нуждающихся в социальной защите. Эти рабочие места могли бы замещаться по направлению государственной службы занятости по мере того, как они становятся вакантными.
В случае сокращения численности или штата работников в размере, превышающем установленную для предприятия квоту, местные государственные администрации (исполкомы советов) уменьшают или вообще не устанавливают для этих предприятий квоту приема на работу граждан, нуждающихся в социальной защите.
Следует учитывать, что броня для трудоустройства лиц, требующих социальной защиты, совсем не касается обязанности предприятия создавать рабочие места для инвалидов (см. комментарий к ст. 172 КЗоТ ).
7. Положение (п. 7) предусматривает предварительное согласование размера брони. Для этого предложения по установлению брони центры занятости за месяц до внесения на рассмотрение соответствующего органа проекта решения об установлении брони и квоты направляют предприятиям, которые уточняют перечень рабочих мест и в двухнедельный срок передают его в центр занятости. При наличии разногласий между центром занятости и предприятием по размерам брони и квоты окончательное решение принимается соответствующей местной государственной администрацией или исполкомом соответствующего совета.
После утверждения брони и квоты на следующий год предприятия в двухнедельный срок согласовывают с центрами занятости перечень рабочих мест, выделяемых в счет брони, и поквартальный график трудоустройства граждан.
Ликвидация забронированных рабочих мест возможно только по согласованию с государственной службой занятости и местной государственной администрацией (исполкомом совета).
8. Прием на работу на забронированные рабочие места осуществляется только по направлению государственной службы занятости. О принятии на работу на указанные рабочие места собственник обязан уведомить центр занятости в трехдневный срок. Об отказе в принятии на работу положено в тот же срок уведомить центр занятости с указанием мотивов отказа. В случае отказа в приеме на работу граждан, нуждающихся в социальной защите и направлены центром занятости для трудоустройства в счет брони, государственная служба занятости взимает с предприятия штраф, равный пьятидесятикратному размера необлагаемого минимума доходов граждан. В настоящее время указанный штраф составляет 850 грн.
9. Дополнительной гарантией реализации права на труд является возложение на предприятия обязанности принимать на работу молодых специалистов, ранее заказанных (ст. 197 КЗоТ ), работников, направленных в порядке организованного набора (постановление Кабинета Министров Украины "О переселении семей в сельскую местность и организованный набор работников ").
10. Важнейшим способом обеспечения равенства при приеме на работу мог бы конкурс. Но его применение ограничено только отдельными случаями, предусмотренными законодательством. По нашему мнению, в перспективе конкурс как организационно-правовая норма получит широкое распространение. Сегодня проведение конкурса предусмотрено только в отдельных случаях.
При принятии нормативных актов, регулирующих трудовые отношения государственных служащих в Украине, законодатель стремится учитывать закреплено в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека право каждого человека на равный доступ к государственной службе в своей стране. С учетом этого ст. 15 Закона "О государственной службе" устанавливает, что принятие на государственную службу на должности третьей - седьмой категории осуществляется на конкурсной основе (за исключением случаев, установленных законом). Порядок проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственных служащих утвержден постановлением Кабинета Министров Украины. Указанным Порядком Кабинет Министров, конечно же, не мог отменить установленную законом обязательность проведения конкурсов. Но решение конкурсной комиссии п. 32 Порядка не признается безусловно обязательным для руководителя, так как оно является только основанием для принятия руководителем органа исполнительной власти решения о назначении победителя конкурса на должность или зачисления в кадровый резерв, но не обязывает руководителя заключить трудовой договор, если руководитель считает нецелесообразным принимать на работу победителя конкурса. Порядок проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственных служащих устанавливает, что решение о проведении конкурса принимается руководителем органа, в котором объявляется конкурс. Для проведения конкурса создается специальная конкурсная комиссия во главе, как правило, с заместителем руководителя. Информация о конкурсе на замещение вакантных должностей и условия конкурса подлежат публикации в прессе и распространению через другие средства массовой информации не позднее чем за месяц до проведения конкурса и доводятся до сведения работников органа, в котором объявляется конкурс. Лица, желающие участвовать в конкурсе, подают на имя руководителя заявление, к которому прилагаются личный листок по учету кадров, автобиографию, копию документа об образовании, декларацию о доходах и обязательствах финансового характера, в том числе и за рубежом, относительно себя и членов своей семьи по специальной форме. Лица, работающие в органе, где объявлен конкурс, или зачислены в кадровый резерв этого органа и желающих участвовать в конкурсе, указанных документов к заявлению не добавляют. По решению комиссии к участию в конкурсе допускаются лица, отвечающие условиям конкурса. Поскольку указанным постановлением не определено минимальное количество участников конкурса, то формально он может проводиться и с участием одного человека.
Участники конкурса своевременно уведомляются о времени и месте проведения экзамена. Комиссия проводит также собеседование с участниками конкурса.
На основе изучения представленных документов, результатов экзамена, собеседования конкурсная комиссия принимает решение по каждому участнику конкурса путем голосования. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее членов. Решение комиссии принимается простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. В случаях равного раздела голосов решающим является голос председателя комиссии.
11. Согласно ч. 3 ст. 54 Закона "Об образовании" на конкурсной основе осуществляется прием на работу научно-педагогических работников. Это правило сформулировано как императивная норма, которая не знает исключений.
12. Гарантируя или в любом случае стремясь гарантировать гражданам право на труд, законодательство о труде в некоторых случаях устанавливает и ограничения для приема на работу. На государственную службу могут приниматься только граждане Украины (ст. 4 Закона "О государственной службе"). Капитаном морского торгового судна может быть только гражданин Украины (ст. 53 Кодекса торгового мореплавания). Согласно п. 2 ст. 24 Закона "Об общем среднем образовании" должность руководителя общеобразовательного учебного заведения независимо от подчинения, типа и формы собственности может занимать лицо, являющееся гражданином Украины.
13. Реальное значение имеет указание в ст. 12 Закона "О государственной службе" невозможность избрания или назначения на должность в государственном органе и его аппарате лица, "имеющие судимость, несовместимую с занятием должности". К сожалению, специального перечня преступлений, судимость за которые официально признана несовместимой с прохождением государственной службы, пока нет. Этот вопрос должен решаться с учетом характера совершенного лицом преступления и в соответствии с положением ст. 3 и 5 Закона "О государственной службе" о принципах государственной службы и этики поведения государственного служащего. В частности, необходимо обратить внимание на положение статьи 5 Закона о недопущении государственным служащим действий и действий, которые могут негативно влиять на его репутацию. Это означает, что государственный служащий может быть лицом, репутация которой не вызывала бы у граждан предположения о его предвзятости, необъективности или предрасположенность к незаконным или аморальных действий. В связи с этим следует признать, что судимость за любое преступление, отнесенное Уголовным кодексом к категории тяжких (статья 12 УК), приводит к тому, что лицо, которое имеет эта судимость, не может считаться имеющей репутацию, совместимая с пребыванием на государственной службе, а потому ограничения, установленные статьей 12 Закона "О государственной службе", распространяются на всех лиц, имеющих судимость за тяжкие преступления.
Что касается судимости за преступления, не являющиеся тяжкими, то, по нашему мнению, в этих случаях всегда следует считать несовместимым с занятием должности на государственной службе судимость за преступления, совершенные должностным лицом. Речь идет, в частности, о преступлениях, предусмотренных статьями 191, 364 - 368 и другим статьям УК, где субъектом преступления является должностное лицо или отдельные категории должностных лиц. Поскольку лицо уже совершило преступление при исполнении своих служебных обязанностей, то в дальнейшем следует ограничить для нее возможности совершать новые подобные преступления и причинять этим вред интересам граждан и общества. Следует признать несовместимой с занятием должности на государственной службе судимость за преступления, которые хотя и не являются тяжелыми, но имеют явно выраженное коррупционное окраски, в частности, - за преступления, предусмотренные статьями 369 и 370 УК.
В случае увольнения государственного служащего за совершение коррупционных действий такому лицу запрещается занимать должности в государственных органах и их аппарате в течение трех лет со дня их совершения (часть первая ст. 7 Закона "О борьбе с коррупцией").
14. Не могут быть приняты на работу лица, которым приговором суда в течение определенного времени (не более 5 лет) запрещено заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности. За неисполнение решения суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью ст. 382 УК установлена уголовная ответственность (штраф от 500 до 1000 минимальных размеров заработной платы либо лишение свободы до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение трех лет). Уголовная ответственность установлена только за совершение такого правонарушения умышленно. Поэтому, если собственник или уполномоченный им орган допустил нарушение вследствие незнания о запрете лицу занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или по другим причинам, которые свидетельствуют о его неосторожности, привлечение к уголовной ответственности невозможно.
15. Ряд ограничений, которые должны следовать при приеме на работу, установлены с целью обеспечения охраны труда.
Женщины не могут быть приняты на работы, которые входят в специальный перечень, утвержденный Министерством здравоохранения Украины по согласованию с Государственным комитетом по надзору за охраной труда и некоторыми другими ведомствами. Сейчас действует Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Украины. Он состоит из двух разделов. Раздел 1 названного Перечня введен в действие с 10 апреля 1994 Раздел 2 подлежит введению в действие отдельными приказами Министерства здравоохранения Украины по мере создания в стране необходимых для этого экономических и технических условий. Кроме того, женщины не могут быть приняты на те работы, выполнение которых предусматривает подъема и перемещения тяжестей. Предельные нормы подъема и перемещения тяжестей утверждены приказом Министерства здравоохранения Украины.
16. Несовершеннолетние не могут быть приняты на работы, указанные в Перечне тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних.
17. Не допускается принятие на работу работников, подлежащих предварительному (при приеме на работу) и периодическому медицинскому осмотру, если по результатам медицинского осмотра работник признан "непригодным к труду" (такой термин используется в приложении 2 к Положению о порядке проведения медицинских осмотров работников определенных категорий ) по соответствующей специальности, должности при существующих условиях труда.
Инвалиды могут быть приняты на работу только в соответствии с рекомендациями медико-социальной экспертной комиссии (часть третья ст. 69 Основ законодательства Украины о здравоохранении).
Общей основанием для отказа в приеме на работу перечисленным категориям работников в соответствующих случаях является ст. 24 КЗоТ , запрещающий заключать трудовой договор с гражданином, которому выводу предложенная работа противопоказана по состоянию здоровья согласно медицинскому.
18. В законодательстве содержатся и другие ограничения на принятие на работу. Так, приказом Министерства здравоохранения Украины и Государственного комитета Украины по вопросам государственных секретов утвержден Перечень психических заболеваний (расстройств), которые могут нанести ущерб охране государственной тайны и при наличии которых допуск к государственной тайне гражданину не предоставляется, а значит, и не может быть принят на работу, связанную с допуском к государственной тайне.
19. Само по себе отсутствие соответствующего документа об образовании, по общему правилу не является, ограничивающий право на поступление на работу, хотя владелец на этом основании может отказать в приеме на работу. Ст. 22 КЗоТ допускает возможность только установление законодательством требований к возрасту, уровню образования, состоянию здоровья работника. Обязательным является наличие документа об образовании для лиц, принимаемых на работу на должности по медицинскими и фармацевтическими профессиями, на должности нотариусов, судей, лиц, занимающихся ветеринарной практикой, работников, ведущих педагогическую, учебно-тренировочную и оздоровительную работу в сфере физической культуры и спорта (ст. 74 Основ законодательства о здравоохранении, ст. 7 Закона "О статусе судей", ст. 3 Закона "О нотариате", ст. 69 Закона "Об адвокатуре", ст. 3 Закона "О ветеринарной медицине ", ст. 30 Закона" О физической культуре и спорте ") и т.д.). В дополнение к требованиям, которые установлены в ст. 42 Закона "О банках и банковской деятельности" к руководителям банков, Национальный банк Украины определяет своими нормативно-правовыми актами профессиональные требования к руководителям исполнительных органов, главных бухгалтеров банков и имеет право требовать увольнения с этих должностей лиц, которые не отвечают установленным требованиям для занятия указанных должностей (ст. 61 Закона "О Национальном банке Украины"). Многочисленные обязательные требования к работникам вытекающие из правил об охране труда. Оборудование вправе эксплуатировать в порядке выполнения трудовых обязанностей только лица, прошедшие обучение, сдавшие квалификационный экзамен и получили соответствующую квалификацию. Учитывая актуальность проблемы охраны труда на горных предприятиях, часть четвертая ст. 40 Горного закона предусматривает выдачу работникам, к профессиональной подготовке которых законодательством устанавливаются специальные требования по безопасности труда, свидетельств на право выполнения этих работ или руководства ими. Отсутствие такого свидетельства является безусловным основанием для отказа в приеме на работу, если стороны не договорились об предварительное специальное обучение. Некоторыми министерствами установлены требования к возрасту работников охраны. Такие ограничения могут иметь силу только при условии, что соответствующие министерства и ведомства имеют полномочия на издание подобных нормативных актов, а сами эти акты зарегистрированы в Министерстве юстиции.
Собственник не вправе заблаговременно в соответствующем локальном акте определить требования к уровню образования, превышающие те, которые установлены квалификационными характеристиками, и отказать в приеме на работу лицам, которые не отвечают этим требованиям. Однако, он вправе отказать в приеме на работу, ссылаясь на недостаточный уровень образования и отсутствие опыта работы, если эти доводы владельца соответствуют содержанию трудовой функции.