Трудовой договор. Комментарий ст. 21 КЗоТ. Продолжение
41. Работники-совместители имеют право на отпуск наравне с другими. Положением об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций предусмотрено, что оплата отпуска или выплата компенсации за неиспользованный отпуск совместителям осуществляется в соответствии с действующим законодательством. На это последняя формулировка "в соответствии с действующим законодательством" стоит обратить внимание. Речь не идет о том, что оплата производится в случаях, предусмотренных законодательством. Устанавливается, что оплата времени отпуска осуществляется согласно законодательству, т.е. отпуск за работой, выполняемой по совмещению, оплачивается всегда - как на государственном предприятии, так и на предприятиях негосударственного сектора (в последнем случае в силу распространения на совместителей в негосударственном секторе общего законодательства о труд). Отпуск, предоставленная за работой, выполняемой по совместительству, подлежит оплате даже если работник заключил трудовой договор о работе по совместительству на том же предприятии, где он работает по основному трудовому договору. Но эта оплата осуществляется не путем учета заработка за работой, выполняемой по совместительству, при исчислении среднего заработка для оплаты отпуска, а путем предоставления одновременно двух оплачиваемых отпусков - по основной работе и по тому, что совместимо, как это предусмотрено п. 3 постановления Кабинета Министров Украины "О работе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций".
42. Запись о работе по совместительству в трудовую книжку может осуществляться по желанию работника. Запись эта делается по основному месту работы на основании справки, которую работник подает с выполняемой по совмещению.
43. Увольнения совместителей с работы осуществляется при наличии общих оснований, предусмотренных законодательством. Только для лиц, работающих по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях государственной и коммунальной форм собственности, установлены дополнительные основания для прекращения трудового договора о работе по совместительству:
1) по инициативе владельца совместитель может быть уволен с работы в связи с принятием на работу работника, не являющегося совместителем;
2) трудовой договор о работе по совместительству подлежит прекращению в связи с ограничением совместительства через особые условия и режим труда. При этом не имеет значения, где эти ограничения введены (по основному месту работы или по совместительству).
Следует также учитывать, что указание в ст. 431 КЗоТ особенности порядка увольнения совместителей из указанных выше двух оснований нельзя понимать как установление самих оснований. Поэтому сфера действия правил о дополнительных основаниях для увольнения совместителей ограничивается работниками государственных предприятий.
44. Порядок увольнения совместителей является аналогичным общем порядке увольнения работников. Только в случаях увольнения в связи с принятием на работу в государственное предприятие, учреждение, организацию работника, не являющегося совместителем, и ограничением совместительства увольнения государственного предприятия, учреждения, организации осуществляется без согласия выборного органа первичной профсоюзной организации.
45. Правило о том, что совместителю при увольнении не выплачивается выходное пособие, распространяется только на случаи увольнения совместителей с предприятий, учреждений, организаций государственного сектора. При увольнении с предприятия, учреждения, организации негосударственной формы собственности работник-совместитель имеет право на получение выходного пособия на общих основаниях.
46. Увольнение с работы, выполняемой по совмещению, согласно п. 1 ст. 40 КЗоТ не является высвобождением, как оно понимается в главе III-А Кодекса законов о труде Украины, поскольку работник продолжает работу по основному трудовому договору и остается в составе занятого населения (ст. 1 Закона "О занятости населения"). Поэтому в этом случае работнику-совместителю согласно ст. 44 КЗоТ выплачивается выходное пособие в размере не меньше среднего месячного заработка (кроме случаев увольнения совместителя с предприятия, учреждения, организации государственной формы собственности), но процедура увольнения, установлена статьей 492 КЗоТ, следовать не должно.
47. Принимая нормативные акты, касающиеся совместительства, Кабинет Министров Украины, а также Министерство финансов Украины считают необходимым урегулировать условия выполнения некоторых видов работ, которые не относятся к категории совместительства.
Положение об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций имеет приложение, которое называется "Перечень работ, которые не являются совместительством». В этот Перечень включены следующие работы:
1) литературная работа, в том числе работа по редактированию и рецензирование отдельных произведений, оплачиваемая из фонда авторского гонорара;
2) техническая, медицинская, бухгалтерская и другая экспертиза с разовой оплатой труда;
3) педагогическая работа с почасовой оплатой труда в объеме не более 240 часов в год. Типовым положением об учебно-тренажерный центр Госкомрыбхоза Украины (п. 3.4) капитанам и членам экипажей учебно-тренировочных судов, а также всему педагогическому персоналу учебно-тренажерного центра предоставлено право вести учебно-тренажерный работу в пределах 480 часов в год, что не считается совместительством ;
4) выполнение обязанностей медицинских консультантов учреждений здравоохранения в объеме не более 12 часов в месяц с разовой оплатой труда;
5) руководство аспирантами в научно-исследовательских учреждениях и высших учебных заведениях ученых и высококвалифицированных специалистов, которые не находятся в штате этих учреждений и учебных заведений, с оплатой их труда из расчета 50 часов в год за руководство каждым аспирантом; заведование кафедрами, которое осуществляется высококвалифицированными специалистами, в том числе теми, которые занимают руководящие должности в учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях с оплатой труда из расчета 100 часов за учебный год;
6) проведение консультаций научными работниками научно-исследовательских институтов, преподавателями высших учебных заведений и институтов, преподавателями высших учебных заведений и институтов усовершенствования врачей, главными специалистами органов здравоохранения в лечебно-профилактических учреждениях в объеме до 240 часов в год с почасовой оплатой труда ;
7) работа по договорам ведущих научных, научно-педагогических и практических работников по краткосрочному обучению кадров на предприятиях и в организациях;
8) выполнение без занятия штатной должности на том же предприятии, в учреждении, организации, с которыми работник заключил основной трудовой договор, следующих видов работ: выполнение учителями средних общеобразовательных и преподавателями профессиональных учебно-образовательных, а также высших учебных заведений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, педагогическая работа руководящих и других работников учебных заведений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, руководство производственным обучением и практикой учащихся и студентов, дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени и т.п.;
9) переписывание нот, выполняемая по заданиям предприятий;
10) организация и проведение экскурсий на условиях почасовой или сдельной оплаты труда, а также сопровождение туристских групп в системе туристско-экскурсионных учреждений профсоюзов;
11) иная работа, которая выполняется в том случае, если на основной работе работник работает неполный рабочий день и, соответственно этому, получает неполный оклад (ставку), если оплата его труда по основной и другой работе не превышает полного оклада (ставки) за основному месту работы.
12) выполнение обязанностей, за которые установлена доплата к окладу (ставке) в процентах или гривнах.
Приведенном Перечень нельзя придавать слишком большого значения, хотя обычно для работников государственных предприятий, для которых установленные законодательством ограничения на работу по совместительству, для работников государственных предприятий, для которых ограничения на совместительство установлены руководителями вместе с выборными органами первичных профсоюзных организаций, для работников всех предприятий , для которых ограничения на совместительство установленные коллективным или трудовым договорами, приведен Перечень имеет существенное значение, дает право на выполнение соответствующих работ и получения дополнительного заработка.
В других случаях квалификация перечисленных работ как таковых, которые не являются совместительством, существенного значения не имеет, поскольку законодательство, по общему правилу, совместительство не ограничивает.
48. Следует обратить внимание на правило п. 11 Положения об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций. Согласно этому правилу высококвалифицированным специалистам народного хозяйства разрешается по согласованию с собственником или уполномоченным им органом осуществлять педагогическую деятельность в высших учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров по совместительству в рабочее время до четырех часов в неделю с сохранением за ними заработной платы по основному месту работы. Данное правило особенно тем, что оно позволяет работнику в одно и то же время считаться выполняет трудовые обязанности в двух местах - по основному месту работы и по другим местом.
Контракт как особая форма трудового договора
49. Часть третья статьи 21 Кодекса законов о труде Украины определяет контракт как особую форму трудового договора, в котором срок его действия, права, обязанности и ответственность сторон (в том числе материальная), условия материального обеспечения и организации труда работника, условия расторжения договора, в том числе досрочного, могут устанавливаться соглашением сторон. От контрактов следует отличать письменные трудовые договоры, хотя бы они и предполагали права, обязанности и даже ответственность сторон. В частности, не распространяется правовой режим контракта на заключенный в письменной форме трудовой договор с работниками, деятельность которых связана с государственной тайной (заключение письменного трудового договора с такими работниками предусмотрено постановлением Кабинета Министров Украины). Не подпадают под действие части третьей статьи 21 КЗоТ также соглашения между администрацией вуза и лицами, которые учатся за счет государственных средств, согласно которым эти лица обязуются после окончания обучения и получения соответствующей квалификации отработать в государственном секторе экономики не менее 3 лет ( ст. 2 Указа Президента Украины "О мерах по реформированию системы подготовки специалистов и трудоустройства выпускников высших учебных заведений").
50. На сегодня сложилась значительная по объему законодательная база, посвященная контрактам. В большом количестве специальных законов предусматривается возможность заключения контрактов. Кабинет Министров Украины постановлением от 19 марта 1994 года утвердил Положение о порядке заключения контрактов при приеме (найме) на работу работников. Министерство труда Украины приказом от 15 апреля 1994 года утвердило типовую форму контракта с работником.
Вопросы заключения контрактов с руководителями предприятий, находящихся в государственной собственности, при найме на работу урегулированы специальными нормативными актами. Это - Положение о порядке заключения контракта с руководителями предприятий общегосударственной собственности при приеме на работу, Типовая форма контракта с руководителем предприятия, находящегося в общегосударственной собственности. Если термин "предприятие" толковать буквально, названные нормативные правовые акты нельзя было распространять на руководителей учреждений и организаций. Но в упомянутом Положении содержится ссылка на Декрет Кабинета Министров "Об управлении имуществом, находящимся в общегосударственной собственности", согласно которому выдана указанное постановление. А в этом Декрете есть указание на то, что в нем под предприятием понимается не только предприятия, но и учреждения, организации (ст. 2). Это дает основание для распространения указанных выше нормативно-правовых актов на руководителей учреждений и организаций, находящихся в общегосударственной собственности, с которыми заключаются контракты.
Постановлением Кабинета Министров Украины утверждены особенности применения Типовой формы контракта с руководителем предприятия, находящегося в общегосударственной собственности, при заключении контрактов с директорами шахт Минуглепрома. Ими предусмотрено включение в контракты ряда дополнительных условий.
Фонд государственного имущества Украины утвердил Положение о порядке заключения или перезаключения контракта с председателем правления открытого акционерного общества, холдинговой компании и государственной акционерной компании и Типовой форме контракта с председателем правления открытого акционерного общества.
51. Сегодня контракты могут заключаться с такими работниками:
1) с руководителями предприятий (ч. 4 ст. 65 ГК ). Ст. 65 ГК дает основания для вывода о том, что заключение контракта с руководителем предприятия является обязательным. Должность руководителя может иметь разное название - директор, генеральный директор, управляющий, начальник, председатель правления и т. д. Руководитель предприятия - это и должностное лицо предприятия, согласно уставу предприятия имеет полномочия, указанные в ч. 5 ст. 65 ГК .
Однако в законодательстве иногда устанавливаются по этому поводу некоторые особенности. Так, правления сельскохозяйственного кооператива возглавляет председатель кооператива. Очевидно, он и является руководителем предприятия, с которым может заключаться контракт. Вместе с тем ст. 17 Закона "О сельскохозяйственной кооперации" императивным правилом предоставляет правлению кооператива полномочия нанимать исполнительного директора и предусматривает заключение с ним контракта. Абзац шестой части второй ст. 15 Закона "О сельскохозяйственной кооперации" устанавливает полномочия правления кооператива заключать "трудовые договоры (контракты) в случае найма на работу исполнительной дирекции ...". Эти правила воспроизводятся в ст. 16 Закона "О кооперации" и ст. 104 Хозяйственного кодекса и, таким образом, они были распространены на все кооперативы.
Ч. 4 ст. 65 ГК является основанием для заключения трудовых контрактов с руководителями предприятий негосударственной формы собственности. Однако Типовая форма контракта с руководителем предприятия, находящегося в общегосударственной собственности, в данном случае может применяться только как методический материал. При заключении контракта с руководителем негосударственного, в том числе и коммунального, предприятия подлежит применению Типовая форма контракта с работником, утвержденной Минтруда согласно поручению, данному этом Министерству постановлением Кабинета Министров;
2) с руководителями учреждений и организаций, находящихся в общегосударственной собственности и не принадлежат к категории предприятий. Основанием для заключения контрактов с этой категорией работников является ст. 2 и 4 Декрета Кабинета Министров "Об управлении имуществом, находящимся в общегосударственной собственности", которые предусматривают применение контрактной формы трудового договора и предоставляют министерствам и другим подведомственным Кабинету Министров органам исполнительной власти полномочия в пределах их компетенции заключать и расторгать контракты с руководителями предприятий. Поскольку под предприятиями в этом Декрете понимаются учреждения, организации (ст. 2), указание на возможность заключения контрактов с руководителями предприятий распространяется и на руководителей учреждений и организаций, находящихся в общегосударственной собственности. Декреты Кабинета Министров имеющие силу законов (ст. 1 Закона "О порядке применения Закона Украины" О временном приостановлении полномочий Верховной Рады Украины, предусмотренных п. 13 статьи 97 Конституции Украины, и полномочий Президента Украины, предусмотренных п. 74 статьи 1145 Конституции Украины ") . Следовательно, установление контрактной формы трудового договора Декретом Кабинета Министров не противоречит ст. 21 КЗоТ. Если управлению государственным имуществом осуществляет местная государственная администрация, представитель местной государственной администрации наделяется полномочием заключать контракты с руководителями соответствующих предприятий, учреждений, организаций (часть первая ст. 36 Закона "О местных государственных администрациях"). В силу указанной статьи и п. 5 части первой ст. 39 этого же Закона председатели местных государственных администраций могут заключать контракты и с руководителями предприятий, учреждений, организаций коммунальной собственности, функции управления имуществом которых переданы в установленном порядке местным государственным администрациям (в частности, имуществом, находящимся в совместной собственности территориальных общин и полномочия управления которому соответствующая совет передал местной государственной администрации);
3) с научно-педагогическими и педагогическими работниками дошкольных, средних учебных заведений, заведений для граждан, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, учреждений внешкольного образования, профессионально-технических учебных заведений, высших учебных заведений, заведений последипломного образования. Правовым основанием для заключения контракта с педагогическими работниками является статья 54 Закона "Об образовании". Ст. 20 Закона "Об образовании" специально предусматривает возможность заключения контрактов с руководителями учреждений образования общегосударственной собственности. О заключении контрактов с руководителями учреждений образования коммунальной собственности в Законе "Об образовании" речь не идет. Однако, надо думать, что с ними также могут заключаться контракты, поскольку они относятся к категории педагогических работников. Это правило распространяется и на другие соответствующие учреждения независимо от форм собственности. Отсутствие в Законе "Об общем среднем образовании" норм по заключению контрактов с педагогическими работниками, в том числе и с руководителями общеобразовательных учебных заведений, не является основанием для утверждения о невозможности заключения контрактов с руководителями и педагогическими работниками дошкольных учреждений. Даже указание на то, что до приведения законов Украины в соответствие с Законом "Об общем среднем образовании" применяется только в части, не противоречащей этому Закону (ч. 2 ст. 48 Закона "Об общем среднем образовании"), не препятствует заключению контрактов с педагогическими работниками и руководителями общеобразовательных учебных заведений, поскольку в ч. 1 ст. 26 Закона "Об общем среднем образовании" есть ссылка на то, что трудовые отношения в системе общего среднего образования регулируются законодательством Украины, Законом "Об образовании" и другими актами. Закон "Об образовании" как раз и предусматривает заключение контрактов с педагогическими работниками и руководителями системы образования. Специально отмечается (ст. 24 Закона "О профессионально-техническом образовании") на заключение контрактов с директорами государственных профессионально-технических учебных заведений. Закон "О профессионально-техническом образовании" также не исключает заключения контрактов с педагогическими работниками заведений профессионально-технического образования. Возможность заключения контрактов с ними на основании ст. 54 Закона "Об образовании" следует из ссылки в части первой ст. 47 Закона "О профессионально-техническом образовании" на то, что права, обязанности и специальные гарантии педагогических работников определяются, в частности, Законом "Об образовании". Такое же ссылку в ч. 4 ст. 21 и ст. 23 Закона "О внешкольном образовании" и ч. 1 ст. 31 Закона "О дошкольном образовании" является основанием для заключения трудовых контрактов с педагогическими работниками дошкольных и внешкольных учебных заведений. В ст. 40 Закона "О высшем образовании" предусматривается заключение трудовых контрактов с деканами факультетов. Относительно других педагогических и научно-педагогических работников этого не предусмотрено. Но заключение трудовых контрактов с научно-педагогическими и педагогическими работниками высших учебных заведений может осуществляться на основании ст. 54 Закона "Об образовании";
4) с наемными работниками товарной биржи (статья 12 Закона Украины "О товарной бирже"). На товарной бирже все работники имеют статус наемных. Итак, со всеми работниками товарной биржи могут заключаться трудовые контракты;
5) с наемными работниками коллективного сельскохозяйственного предприятия (статья 19 Закона Украины "О коллективном сельскохозяйственном предприятии")
6) с наемными работниками фермерского хозяйства (ст. 22 Закона Украины "О фермерском хозяйстве");
7) Закон "О научной и научно-технической деятельности" предусматривает возможность принятия на работу научных работников в научное учреждение после выхода на пенсию по срочному трудовому договору (контракту). Общее правило о возможности заключения контрактов с научными работниками, что содержалось в редакции того же Закона, действовавшей ранее, утратило силу;
8) с работниками предприятий, учреждений, организаций в специальных (свободных) экономических зонах (ст. 17 Закона Украины "Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон")
9) с работниками потребительских обществ, союзов потребительских обществ и подчиненных им предприятий (ст. 14 Закона "О потребительской кооперации");
10) с помощниками адвокатов (ст. 8 Закона "Об адвокатуре"). Контракт заключается между адвокатским объединением (адвокатом) и помощником адвоката;
11) возможность привлечения к работе в рабочих группах, создаваемых комитетами Верховной Рады, на контрактной основе (п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона "О комитетах Верховной Рады Украины") означает, что с такими специалистами могут заключаться как гражданско-правовые, так и трудовые контракты;
12) с лицами, которые осуществляют профессиональную деятельность в спорте (ст. 23 Закона "О физической культуре и спорте"). С такими лицами названным Законом предусмотрено заключение контрактов "как правило". Формулировка "осуществляющие профессиональную деятельность в спорте" не относятся к категории достаточно отработанных. Безусловно, под него подпадают профессиональные спортсмены, тренеры и другие специалисты, непосредственно обслуживающие процессы подготовки и выступления спортсменов. Другие работники спортивных организаций вряд ли подпадают под категорию тех, с которыми могут заключаться контракты. Специально предусмотрено привлечение квалифицированных тренеров на условиях контрактного договора в центре олимпийской подготовки с сохранением и выплатой средней заработной платы по основному месту работы (п. 2.4 Типового положения о центре олимпийской подготовки). Это положение подзаконного акта является действующим, поскольку полностью соответствует ст. 23 Закона "О физической культуре и спорте";
13) Законом "О железнодорожном транспорте" предусмотрена возможность широкого применения контрактной формы трудового договора в этой области. Статьей 15 Закона устанавливается, что работники железнодорожного транспорта общего пользования, которые осуществляют обслуживание пассажиров, трудоустраиваются на предприятиях пассажирского железнодорожного транспорта общего пользования по контрактной форме трудового договора. Считаем, что в этом случае термин "трудоустройство" ("трудоустраиваются") означает, что заключение контракта возможно только в случае принятия на работу новых сотрудников, а также при переводе на другую работу лиц, подлежащих увольнению по п. 1, 2 и 6 ст. 40 КЗоТ. Перечень категорий и должностей работников железнодорожного транспорта, которые трудоустраиваются по контрактной форме трудового договора, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины. В Перечень вошли руководители (начальники вокзалов, начальники объединенных бюро железных дорог по распределению мест в поездах, заведующие билетными кассами), специалисты (инструкторы резерва проводников, ревизоры, ревизоры-инструкторы по контролю пассажирских поездов), технические служащие (кассиры билетные) и работники (проводники пассажирских вагонов). С руководителями предприятий, учреждений, организаций железнодорожного транспорта контракты могут заключаться на основании ч. 4 ст. 65 ГК и ст. 2, 4 Декрета Кабинета Министров "Об управлении имуществом, находящимся в общегосударственной собственности";
14) с наемными работниками, поступающих на работу в сельскохозяйственные кооперативы (п. 2 ст. 35 Закона "О сельскохозяйственной кооперации"). С этой категорией работников трудовой договор в форме контракта заключается только по согласию сторон. Если буквально толковать закон, предстоит сделать вывод, что отказ работнику в приеме на работу по мотиву отказа заключить контракт будет необоснованным, поскольку контракт заключается только по согласию сторон. Однако следует учитывать, что запрет необоснованного отказа в приеме на работу вообще контролируется недостаточно строго. Аналогичное правило предусмотрено ст. 34 Закона "О кооперации". Оно распространяется на все кооперативные организации (кооперативы и кооперативные объединения ");
15) по мнению Г. Ротаня, который не поддерживают другие участники авторского коллектива, в силу ст. 3 Кодекса законов о труде, которая дает право устанавливать "особенности работы" членов кооперативов, коллективных сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств, работников предприятий с иностранными инвестициями уставами таких предприятий, трудовые контракты с членами кооперативов, коллективных сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств, а также с работниками предприятий с иностранными инвестициями могут заключаться при условии, что это предусмотрено уставами указанных предприятий. Указание в решении Конституционного Суда на недопустимость введения контрактной формы трудового договора коллективными договорами и иными локальными нормативными актами (решение по делу о конституционном обращении Киевского городского совета профессиональных союзов относительно официального толкования части третьей ст. 21 КЗоТ от 9 июля 1998 г.), как новая редакция части 3 статьи 21 КЗоТ, на его взгляд, не касаются кооперативов, коллективных сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств, предприятий с иностранными инвестициями. На этих предприятиях контрактная форма трудового договора может вводиться на основании устава, поскольку частью второй ст. 3 КЗоТ, что является специальной нормой закона, предусмотрена возможность установки уставами особенностей регулирования труда. Вместе, допуская установления особенностей регулирования труда уставами названных предприятий, ст. 3 КЗоТ не допускает снижение уровня гарантий, установленных законодательством о занятости, охраны труда, труда женщин, молодежи, инвалидов. Поэтому в случаях, когда уставами предусматривается возможность заключения контрактов, у последних не могут снижаться указанные гарантии. Другими словами, контрактам, заключаемым с работниками предприятий с иностранными инвестициями, не могут устанавливаться условия расторжения трудового контракта, в том числе и досрочно. С работниками других предприятий, указанных в части второй ст. 3 КЗоТ, такие условия могут устанавливаться, что признает судебная практика сформировалась. Дело в том, что Верховный Суд Украины не считает увольнение, например, члена коллективного сельскохозяйственного предприятия по определенной должности или работы расторжением трудового договора, поскольку в таком случае речь идет об организации работы членов коллективного сельскохозяйственного предприятия согласно уставу предприятия (Применение судами гражданского и гражданско -процессуального законодательства. - М.: Ин Юре, 2002. - С. 170);
16) относительно стажеров нотариусов ст. 13 Закона "О нотариате" предписывает определять условия их работы трудовым контрактом, заключаемым между ним и частным нотариусом (государственной нотариальной конторой). Это, по нашему мнению, означает разрешение на заключение контрактов с этой категорией работников;
17) ч. 4 ст. 16 Закона "О почтовой связи" предусматривает заключение контрактов с руководителем национального оператора и руководителями его филиалов; в ч. 5 ст. 41 Закона "О телекоммуникациях" говорится о контрактах с руководителями операторов и провайдеров и руководителями их филиалов;
18) обязательное оформление трудовых отношений контрактом предусмотрено ст. 7 Закона "О защите человека от влияния ионизирующего излучения" при привлечении работников к ликвидации радиоактивных аварий и их последствий. Приписывается включать в контракт условие о возможном дозу облучения;
19) часть третья ст. 79 Основ законодательства о здравоохранении предоставляет учреждениям здравоохранения, гражданам и их объединениям право согласно законодательству самостоятельно заключать договоры (контракты) с иностранными физическими лицами о любых формах сотрудничества в области здравоохранения. Здесь предусмотрена возможность заключения широкого круга договоров, в том числе и трудовых договоров в форме контрактов. Подобное право предоставляется ст. 30 Основ законодательства о культуре учреждениям, предприятиям, организациям и учреждениям культуры, гражданам и их объединениям, если заключен трудовой контракт квалифицируется как форма международного культурного обмена.
20) согласно части первой ст. 12 Закона "Об аварийно-спасательных службах" на контрактной основе комплектуется личный состав профессиональных аварийно-спасательных служб (основной и вспомогательный). Часть четвертая той же статьи относит к компетенции Кабинета Министров установление формы контракта с этой категорией работников. Такая Типовая форма утверждена 12 октября 2001
52. Как определение законом сферы применения контрактов не должно, на наш взгляд, квалифицироваться простое указание на право соответствующего работодателя заключать в соответствии с законодательством трудовые договоры (контракты). Так, ч. 1 ст. 35 Закона "О соглашениях о разделе продукции" устанавливает, что инвестор (в том числе иностранный) принятие на работу работников для нужд соглашения о распределении продукции осуществляет путем заключения трудового договора (контракта). Это положение не решает вопрос о возможности заключения трудового договора в форме контракта, оно не может толковаться как установление разрешения на заключение трудовых контрактов. Подобным же образом в ч. 2 ст. 18 Закона "О концессиях" указывается на обязанность концессионера заключать в соответствии с законодательством трудовые договоры (контракты), как правило, с работниками - гражданами Украины. Отсюда нельзя сделать вывод о возможности заключения трудовых контрактов с такими работниками, если эта возможность не вытекает из законов, которые распространяются на эти отношения.
Указание в ст. 19 Закона "О пожарной безопасности" на то, что на службу в государственную пожарную охрану граждане принимаются на контрактной основе, не следует понимать как возможность заключения контрактов с рабочими и служащими, которые работают в учреждениях пожарной охраны. Это правило касается только рядового и начальствующего состава государственной пожарной охраны, на которых распространяется Положение о прохождении службы личным составом органов внутренних дел (а не законодательство о труде).
53. В ст. 42 Закона "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы" предписывает оплату труда лиц, осуществляющих медицинское обслуживание, работают в учреждениях народного образования и культуры на загрязненных территориях, проводить согласно контракту. Отмечается также, что решение вопросов, связанных с обеспечением условий контракта, осуществляется Кабинетом Министров. Применение в данном случае термина "контракт" не надо толковать так, что имеются в виду контракты, о которых говорится в части третьей ст. 21 КЗоТ. В названном Законе речь идет о контракте, который заключают стороны обычного трудового договора для индивидуального регулирования условий оплаты труда.
54. Ст. 54 КТМ устанавливает, что принятие на работу членов экипажа судна, их права и обязанности, условия работы на судне и оплаты труда, социально-бытового обслуживания в море и в порту, а также порядок и основания освобождения регулируются законодательством Украины, настоящим Кодексом, уставами службы на морских и рыболовных судах, генеральными и отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными и трудовыми договорами (контрактами). Здесь лишь дается перечень источников, в которых формулируются права и обязанности сторон трудового договора с участием членов экипажа морского торгового судна. Было бы неправильным толковать ст. 54 КТМ как разрешение на применение контрактной формы трудового договора.
55. При определении сферы применения контрактной формы трудового договора и в научной литературе и в консультациях практиков было распространено ссылки на статью 9 Закона "О предпринимательстве" как на основание заключения контрактов. Такую же позицию занимал и Верховный Суд Украины, с целью смягчения подхода к работникам считал, что при заключении контракта на основании ст. 9 Закона "О предпринимательстве" следует соблюдать правила ст. 23 КЗоТ, что позволяет заключать срочные трудовые договоры только в случаях, предусмотренных настоящей статьей и иными законодательными актами. Однако установление законодательством возможности заключения контрактов является одним из случаев, когда допускается заключение трудового договора на срок, так как согласно части третьей ст. 21 КЗоТ определения срока контракта или решения вопроса о его заключении на неопределенный срок относится к компетенции сторон трудового контракта. Поэтому, разрешив заключать контракты, правотворческий орган автоматически разрешил заключать его в срок. Упомянутое правило ст. 9 Закона "О предпринимательстве" изменено Законом от 26 апреля 2001 г. Но прежняя редакция и ее толкование вызывают интерес с точки зрения границ толкования правовых норм. Ст. 9 Закона "О предпринимательстве" в ранее действующей редакции устанавливала только требования к трудовому договору (контракту, соглашению) ("при заключении трудового договора (контракта, соглашения) предприниматель обязан обеспечить условия и охрану