Трудовой договор-1 - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

Трудовой договор. Статья 21

 Трудовой договор есть соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом или физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган или физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

Работник имеет право реализовать свои способности к продуктивному и творческому труду путем заключения трудового договора на одном или одновременно на нескольких предприятиях, в учреждениях, организациях, если иное не предусмотрено законодательством, коллективным договором или соглашением сторон.

Особой формой трудового договора является контракт, в котором срок его действия, права, обязанности и ответственность сторон (в том числе материальная), условия материального обеспечения и организации труда работника, условия расторжения договора, в том числе досрочного, могут устанавливаться соглашением сторон. Сфера применения контракта определяется законами Украины.


Комментарий :

1. В статье, которая комментируется, дается легальное определение трудового договора. Следует учитывать, что трудовой договор как документ под таким заголовком, подписанный его сторонами, заключается сих пор далеко не всегда, точнее будет сказать, что такой договор в письменном виде оформляется очень редко. Часто трудовой договор не заключается в письменной форме даже тогда, когда закон признает такую ​​форму обязательной (часть первая ст. 24 КЗоТ ).

Законодательство о труде, хотя и предписывает заключать трудовые договоры, по общему правилу, в письменной форме, все же не может быть признано слишком суровым о необходимости соблюдения письменной формы трудового договора по сравнению, например, с гражданским законодательством. Поэтому он может быть оформлен и документом под таким заголовком ("трудовой договор"), и изданием собственником или уполномоченным им органом приказа о приеме на работу согласно заявлению работника. Трудовой договор считается заключенным также и тогда, когда работник фактически допущен к работе, хотя никакие документы о принятии на работу не оформлялись.

2. Одновременно в отдельных случаях работа может выполняться не на основании трудового договора, а из других юридических оснований. В частности, возможно выполнение работы на основании гражданско-правового договора. Отличить трудовой договор от договора гражданско-правового характера по социально-экономическому содержанию трудно, хотя основной критерий отличия и понятен: гражданско-правовой договор заключается для достижения результатов труда, а трудовой - регулирует сам процесс труда. В реальности, однако, грань между гражданско-правовым и трудовым договорам нередко стираются. Эта тенденция усугубляется тем, что широкое применение получило использование термина "трудовое соглашение" о и гражданско-правовых и трудовых договоров, заключаемых для выполнения определенной работы. Мы бы не рекомендовали вообще использовать название "трудовое соглашение" по обоим названных разновидностей договоров, поскольку это вносит неопределенность в отношения сторон.

3. Схема разграничения гражданско-правовых и трудовых договоров по критерию их предмета (объекта) такова: если физическое лицо взяло на себя обязанность выполнить работу и передать заказчику результат работы - это договор подряда или иной гражданско-правовой договор. Если физическое лицо взяло на себя обязательство создать произведение науки, литературы, искусства и передать его заказчику - это тоже гражданско-правовой (авторский) договор. Если же гражданин выполняет работы под руководством другой стороны, принявшей на себя обязанность организовать труд, получила право давать указания о последовательности проведения работ - это трудовой договор.

Однако никто не запретил заключить гражданско-правовой договор, по которому никакой результат работы заказчику передаваться не будет, поскольку услуга, что делается по такому договору неотделима от самого процесса ее предоставления (например, услуга по охране объекта или личной охраны).

4. С учетом трудностей разграничения гражданско-правовых и трудовых договоров по содержательным (социально-экономическим) критерием различать их следует по формально-юридическим признакам. При заключении гражданско-правового договора следует включить в него условия о том, что подрядчик (исполнитель, автор и т.д.) выполняет работу за свой риск, самостоятельно организует выполнение работы, не подлежит внутреннему трудовому распорядку заказчика, не имеет права на получение пособия по социальному страхованию. Напротив, при заключении трудового договора работник подлежит внутреннему трудовому распорядку работодателя, о принятии его на работу издается приказ, работник имеет право на получение пособия по социальному страхованию и т.д..

5. Трудовой договор как основание трудовых правоотношений получил всеобщее распространение. Согласно ст. 2 КЗоТ он заключается при приеме на работу на предприятия, в учреждения, организации. Трудовой договор считается также основанием для трудовых правоотношений, в которых находятся государственные служащие. Содержание Закона Украины "О государственной службе" позволяет утверждать, что законодательство о труде распространяется даже на высших должностных лиц, начиная от Президента Украины и Председателя Верховной Рады Украины.

6. Работник как сторона трудового договора - это всегда физическое лицо, поэтому указание в ст. 3 КЗоТ на то, что особенности регулирования труда членов кооперативных объединений определяются соответствующим специальным законодательством, не может применяться, потому что это правило не имеет предмета правового регулирования. В кооперативные объединения могут входить только кооперативы (ст. 30 Закона "О кооперации", ст. 26 Закона "О сельскохозяйственной кооперации") и потребительские общества, их союзы (ст. 8 Закона "О потребительской кооперации"). Поскольку граждане не могут быть членами кооперативных объединений, не существует такого явления как труд членов названных объединений.

Иностранцы и лица без гражданства как сторона трудового договора

7. Заключение трудового договора на территории Украины с иностранцами, т.е. гражданами других государств или лицами без гражданства, имеет существенные особенности. Наравне с гражданами Украины право на трудоустройство (заключение трудового договора) обладают лишь иностранцы, которые постоянно проживают в Украине (ст. 8 Закона "О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства"), т.е. те, которые получили в установленном порядке удостоверение на постоянное проживание в Украине. Согласно постановлению Кабинета Министров "Об утверждении Порядка оформления иностранцам и лицам без гражданства разрешения на трудоустройство в Украине" разрешение на трудоустройство не требуется иностранцам, постоянно проживающим в Украине, и другим иностранцам в случаях, предусмотренных законами и международными договорами Украины. Кроме того, ч. 2 ст. 35 Закона "О соглашениях о разделе продукции" дает право инвестору нанимать на работу иностранцев в рамках и в соответствии должностей (специальностей), определенных соглашением о распределении продукции, без получения разрешения на трудоустройство.

Ст. 79 Основ законодательства Украины о здравоохранении вытекает право учреждения здравоохранения, граждан и их объединений самостоятельно заключать такие трудовые договоры и контракты, которые могут быть квалифицированы как договоры о международном сотрудничестве в сфере здравоохранения. Указание на право заключать договоры (контракты) самостоятельно следует толковать как освобождение от обязанности получать разрешение на трудоустройство. Такое же право предоставлено учреждениям, предприятиям, организациям и учреждениям культуры, гражданам и их объединениям, если трудовой договор (контракт) может быть квалифицирован как форма международного культурного обмена. Это следует из ст. 30 Основ законодательства Украины о культуре.

8. Постоянное место жительства в отношении иностранцев и лиц без гражданства должны соответствовать ст. 1 Закона "О внешнеэкономической деятельности" как место жительства на территории любого государства не менее одного года физического лица, не имеющего постоянного места жительства на территории других государств, и намерен жить на этой территории в течение неограниченного срока, не ограничивая такое проживание определенной целью, и при условии, что такое проживание не является результатом выполнения этим лицом служебных обязанностей или обязательств по договору (контракту). Это определение не может распространяться на случаи временного въезда с целью трудоустройства, хотя бы общая продолжительность пребывания и превышала 1 год.

9. Иностранец может получить разрешение на иммиграцию и иммигрировать на постоянное жительство при условии, что он: 1) имеет в Украине законный источник существования, 2) находится в близких родственных отношениях (отец, мать, дети, брат, сестра, муж, дед, баба, внук) с гражданами Украины, 3) находится на содержании гражданина Украины; 4) имеет на своем иждивении гражданина Украины, 5) в иных предусмотренных законами Украины случаях (ст. 3 Закона "О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства").

10. Разрешение на трудоустройство иностранцев выдается Государственным центром занятости Министерства труда и социальной политики Украины, а по его поручению - центрами занятости Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя. С заявлением о получении разрешения в государственный центр занятости обращается работодатель. К заявлению прилагаются: 1) обоснование необходимости использования труда иностранцев и возможности создания для них необходимых условий пребывания и деятельности; 2) копия контракта между иностранным и украинским субъектами хозяйственной деятельности на выполнение определенного объема работ или услуг (если такой контракт заключен) 3 ) копии устава и свидетельства о государственной регистрации субъекта хозяйственной деятельности (заверенные в установленном порядке) 4) список иностранных граждан, о предоставлении права на трудоустройство которым просит работодатель (с указанием их полного имени фамилии, года рождения, номера паспорта, специальности ( профессии), пола), 5) квитанция (платежное поручение) о перечислении платы за рассмотрение заявления в размере десяти необлагаемых минимумов доходов граждан; 6) копия проекта контракта работодателя с работником-иностранцем, 7) документ (приказ, выдержка из протокола, доверенность ), который удостоверяет право представителя работодателя представлять его интересы в центре занятости; 8) копии документов об образовании или квалификации, 9) справка органа государственной налоговой службы об оплате работодателем предусмотренных законодательством налогов и сборов (п. 5 Порядка оформления иностранцам и лицам без гражданства разрешения на трудоустройство в Украине).

Государственный центр занятости принимает решение об оформлении разрешения в течение 30 дней после получения заявления с приложением необходимых документов. Разрешение оформляется при условии, что в Украине (в данном регионе) отсутствуют работники, способные выполнять данный вид работ или есть достаточное обоснование целесообразности использования труда иностранных специалистов.

Разрешение на трудоустройство выдается сроком до одного года. Срок разрешения может быть продлен, если работодатель обратился с заявлением в Государственный центр занятости за месяц до окончания срока действия разрешения в установленном порядке.

Однако срок непрерывного пребывания иностранцев в Украине с целью трудоустройства не может превышать 4 года. После перерыва продолжительностью не менее 6 месяцев иностранцу снова может быть оформлено разрешение на трудоустройство.

11. Иностранные граждане, которые заключили на территории Украины трудовой договор без соответствующего разрешения, подлежат немедленному выдворению органами внутренних дел. В случае использования труда иностранцев или лиц без гражданства без разрешения Государственного центра занятости Украины (по его поручению - соответствующими центрами занятости Автономной Республики Крым, областных, городов Киева и Севастополя) с предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности государственная служба занятости взимает штраф за каждое такое лицо в пятидесятикратного размере необлагаемого минимума доходов граждан (850 грн.). Эти средства направляются в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (п. 1 ст. 16 Закона "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы"). Подчеркнем, что указанный штраф взимается только с предприятий, но и с бюджетных учреждений. Однако взыскание штрафа с работодателей-физических лиц за такие нарушения не предусмотрена.

12. Трудовой договор не является трудовым отношениям лиц, осужденных к лишению свободы. Труд этих лиц регулируется ст. 118 - 122 Уголовно-исполнительного кодекса и другими актами уголовно-исполнительного законодательства. Одновременно в определенной части труд лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, регулируется законодательством о труде. Так, трудовое законодательство распространяется на осужденных в части, касающейся охраны труда и техники безопасности, освобождение от работы в праздничные дни, применения суммированного учета рабочего времени и предоставление им еженедельных дней отдыха (ст. 119 Уголовно-исполнительного кодекса Украины).

13. Трудовое законодательство распространяется на трудовые отношения осужденных, отбывающих наказание в виде исправительных работ без лишения свободы. Поэтому все, что говорится в трудовом законодательстве о сотрудниках (кроме исключений, установленных Уголовно-исполнительным кодексом Украины), распространяется и на осужденных, отбывающих наказание в виде исправительных работ без лишения свободы.

14. Трудовой договор является основанием трудовых отношений с гражданами, направленными на альтернативную (невоенную) службу. К этим лицам, по установленным исключениями, применяется законодательство о труде (ст. 15 Закона "Об альтернативной (невоенной) службе").

15. Другая сторона трудового договора - это собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган. Стороной трудового договора может быть также физическое лицо, заключившее трудовой договор с работником. Заключение трудовых договоров физическими лицами как работодателями в условиях реформ, перехода экономики к рыночным отношениям приобретает все большее распространение по той причине, что гражданам разрешено заниматься предпринимательством как с созданием юридического лица, т.е. предприятия, так и без ее создания. Закон "Об адвокатуре" (ст. 4) не называет прямо адвокатов, занимающихся адвокатской деятельностью индивидуально, субъектами предпринимательской деятельности. Однако им также дано право принимать на работу помощников. Изложенное касается и частных нотариусов (ст. 24 Закона "О нотариате").

16. До 20 марта 1991 года, когда была изменена редакция статьи 21 Кодекса законов о труде Украины, законодательство считало стороной трудового договора не собственника или уполномоченный им орган, а само предприятие, учреждение, организацию. Признание стороной трудового договора собственника, по нашему мнению, является достаточно удачным. Более того, указание на собственника как на сторону трудового договора может ввести в заблуждение. Создается впечатление, что собственник несет не только обязанности, но и ответственность перед работником. Между тем - это не так. Правда, такое утверждение требует добротной аргументации. Действительно, признание владельца стороной трудового договора, получает в силу этого договора права и принимает на себя обязанности, противоречит ч. 3 ст. 96 ГК Украины, согласно которой участник (учредитель) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица. Однако ЦК допускает исключения из этого правила, одним из которых - возможна такая мысль - и есть указанная норма ст. 21 КЗоТ . Итак, нужно решить, что же кроется за признанием владельца или уполномоченного им органа стороной трудового договора, стоит действительно признать его, а не предприятие, учреждение, организацию стороной трудового договора.

17. В пользу приоритетного применения ст. 21 КЗоТ для решения вопроса о том, кто является стороной трудового договора, есть такие аргументы: 1) ч. 3 ст. 96 ГК Украины сформулирован норму условного действия (применяется, если иное не установлено законодательными актами). Именно такое исключение и установлена ​​ст. 21 КЗоТ , 2) ст. 21 КЗоТ вообще не решает вопрос об ответственности собственника за долги созданных им юридических лиц, а признает стороной трудового договора не юридическое лицо (предприятие, учреждение, организацию), а владельца. Так, на сторону договора возлагаются все обязанности перед работником.

Однако приведенные рассуждения опровергаются более весомыми аргументами в пользу признания обязанным и ответственным перед работником не собственника, а предприятия. Достаточно привести два из них: 1) п. 2 ч. 1 ст. 112 ГК предусматривает удовлетворение требований работников за счет имущества ликвидируемого предприятия, а не собственника, а ч. 4 этой же статьи признает погашенными претензии, не удовлетворенные за недостатком такого имущества; 2) подобные правила установлены ст. 31 и 33 Закона "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом". Ст. 112 ГК и ст. 31 и 33 Закона "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" являются нормами специальными. Они решают вопросы именно о том, кто отвечает перед работником за недостатком имущества предприятия, и не допускают возможности возложения на собственника ответственности за долги созданных им предприятий (за исключением установленных законодательством случаев). Этим нормам следует предоставить приоритет перед ст. 21 КЗоТ , который формулирует норму общего характера. Итак, перед работником владелец, по общему правилу, отвечать не может. Но сторона не несет в данных правоотношениях ответственность - это и не сторона договора (правоотношений). Очевидно, кто-то другой несет ответственность за исполнение обязанностей в данных правоотношениях. Этот другой должен считаться стороной и правоотношений, и договора. В этом случае стороной трудового договора может признаваться предприятие (учреждение, организация).

Бывший (до 20 марта 1991 года) указание в ст. 21 КЗоТ на предприятие, учреждение, организацию как сторону трудового договора не только отражало реально существующее положение, но и оставляло место для администрации предприятия, учреждения, организации как органа, осуществляющего трудо-правовую дееспособность предприятия, учреждения, организации, а в определенной степени и как так называемого спивсубьекта трудового договора на стороне нанимателя, который принимает некоторые обязанности на себя непосредственно. Да и сейчас законодательство позволяет под "органом, уполномоченным собственником" понимать администрацию предприятия, организации, учреждения.

Законом "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Украинской ССР при переходе республики к рыночной экономике" от 20 марта 1991 года сроком "владелец или уполномоченный им орган" в тексте КЗоТ заменены слова "администрация предприятия, организации", "администрация предприятия, учреждения, организации "(ст. 70 названного Закона). В тексте с этим можно согласиться, хотя термин "администрация" все-таки был немного конкретнее, чем понятие "собственник или уполномоченный им орган". Но при изменении текста ст. 21 КЗоТ термином "собственник или уполномоченный им орган" заменены не только слова "администрация предприятия, учреждения, организации", но и собирательное понятие "предприятие, учреждение, организация", которое употреблялось ранее.

И при всем единстве собственника или уполномоченного им органа (или бывшей администрации) с предприятием, учреждением, организацией все-таки - это разные субъекты. И законодатель, в принципе, понимает, какие обязанности несет и никаких прав приобретает в трудовых правоотношениях предприятие, учреждение, организация, а каких - собственник. Чтобы в этом убедиться, стоит только перевернуть Кодекс законов о труде. Только в ст. 1 Закона "Об оплате труда" допущена очевидная юридическая ошибка: обязанность выплачивать заработную плату в этой статье вслед за ст. 21 КЗоТ возложена на владельца, хотя в действительности этот долг несет предприятие, учреждение, организация (обратим внимание на то, что с социальной точки зрения этой норме ст. 1 Закона "Об оплате труда" можно согласиться, поскольку она побуждает государство как собственника к поиску источников для погашения задолженности по заработной плате перед работниками бюджетной сферы).

Между тем, материальные обязанности несет и материальные права имеет в трудовых правоотношениях не владелец, а предприятие, учреждение, организация. Стороной же трудовых правоотношений в той их части, что касается организационных и личных прав и обязанностей, является собственник или уполномоченный им орган (далее вместо слов "владелец уполномоченный им орган" для краткости будет использоваться термин "владелец". Время наряду с термином " владелец "эта сторона трудового договора (наниматель, работодатель) будет обозначаться в соответствующих случаях как" предприятие, учреждение, организация ", а для краткости -" предприятие ").

18. Следует обратить внимание на то, что в последнее время законодатель все чаще для обозначения стороны, с которой работник заключает трудовой договор, использует термин "работодатель", что с теоретической точки зрения является более удачным. Во работодателем подразумевают лицо, наняла работника по трудовому договору (контракту). Другое определение термина "работодатель" содержится в Основах законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании, в которых он используется как обобщающий для объединения в рамках единого понятия работодателя терминов "собственник или уполномоченный им орган" и "предприятие, учреждение, организация" . В таком же смысле термин "работодатель" используется и в Законах "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (ст. 1) "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением "(ст. 2). Используется термин "работодатель" и в подзаконных нормативных актах.

19. Субъектом трудового договора на стороне работодателя (нанимателя) может быть не только собственник (и предприятие, представляется им), но и физическое лицо, не создала предприятие.

20. Заключение трудовых договоров как работодателями физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без создания юридического лица (предприятия), с работниками допускается Хозяйственным кодексом Украины. Право этих физических лиц принимать работников на работу, заключать с ними трудовые договоры не ограничено. На таких работников полностью распространяется законодательство Украины о труде. Другие физические лица также имеют право заключать трудовые договоры с целью использования труда наемных работников в потребительских целях (шофер, домработница, повар и т.д.).

21. Уместно обратить внимание на роль трудового договора, как юридического факта, который приводит в действие правовые нормы, которые формулируют права и обязанности сторон трудового договора. Заключение трудового договора означает, что и работник и собственник приобрели права и взяли на себя обязанности, установленные для сторон трудового договора законодательством о труде, генеральным, отраслевым и региональным соглашениями и коллективным договором. Роль трудового договора на практике преимущественно к этому и сводится. Поэтому, когда в ст. 21 КЗоТ указывается на два обязанности собственника или уполномоченного им органа по трудовому договору - выплачивать заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, - это вовсе не означает, что стороны и действительно договариваются о размере заработной платы (основной и дополнительной) и об условиях труда. Конечно и размер заработной платы и условия труда на момент заключения трудового договора (хотя бы на локальном уровне) нормативно определены. Поэтому условие трудового договора о заработной плате сводится к тому, что в приказе о приеме на работу употребляются слова "с окладом по штатному расписанию". А условия труда, необходимые для выполнения работы, вообще не упоминаются ни в заявлении работника о приеме на работу, ни в приказе владельца. Заключение трудового договора автоматически распространяет на его стороны раньше (нормативно) установлены условия труда.

22. Указание в ст. 21 КЗоТ на два обязанности работника также не означает, что стороны трудового договора действительно о чем-то договариваются. Обязанность работника подвергаться внутреннему трудовому распорядку означает распространение на него Типовых правил внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, а также местных правил внутреннего трудового распорядка, которые утверждаются трудовыми коллективами по представлению собственника и выборного органа первичной профсоюзной организации (в . 142 КЗоТ ).

23. Обязанность выполнять работу, обусловленную трудовым договором, хотя и допускает согласование вопроса о том, какую работу должен выполнять работник, но значение этой договоренности преувеличивать нельзя. Несмотря на такую ​​договоренность, несмотря на необходимость согласования и указания в трудовой книжке структурного подразделения, в котором работник будет работать (п. 2.14 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников), собственник в силу закона имеет право по своему усмотрению перемещать работника с одного рабочего места на другое, из одного структурного подразделения в другое (часть вторая ст. 32 КЗоТ ). С соблюдением установленной процедуры он может также изменять существенные условия труда. Так что формулировка части первой ст. 21 КЗоТ "выполнять работу, определенную этим соглашением" в большей степени оторвано от конкретных правовых норм, чем прежнее формулировка той же статьи до ее изменения Законом "О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украинской ССР при переходе республики к рыночной экономике", которая возлагала на работника обязанность "выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности" и оставляла сторонам для решения лишь один вопрос: какова же эта специальность, квалификация или должность, работу по которому будет выполнять работник.

Правда, в связи с принятием Конституции Украины, запретившей в ст. 43 применение принудительного труда, появилась возможность утверждать, что любое нарушение условий трудового договора содержание выполняемой работы и рабочее место противоречит указанной конституционной норме. Но сегодня можно со всей определенностью утверждать, что суды будут принимать подобные доказательства, тем более, что ст. 32 КЗоТ , которая допускает перемещение работников и изменение существенных условий труда, менялась уже после принятия Конституции, но эти изменения не коснулись прав собственника перемещать работников и изменять существенные условия труда.

24. Заключение трудового договора подводит его стороны под действие соответствующих правовых норм. Установленные ими права и обязанности становятся с момента заключения трудового договора субъективными правами и юридическими обязанностями сторон трудового договора. Правда, многие установленные нормами законодательства о труде прав и обязанностей превратятся в субъективные права и юридические обязанности сторон трудового договора при наступлении более конкретных, чем заключения трудового договора, юридических фактов. Так, трудовой договор порождает только общий обязанность выплачивать заработную плату, а обязанность выплатить сдельный заработок в точно определенной сумме следует из юридического факта - показателя выполнения норм выработки, обязанность выплатить точно определен размер премии следует из юридического факта - достижения установленного показателя премирования и т.д..

Но все эти права и обязанности на практике, да и в теории, квалифицируют как права и обязанности, возложенные (приобретенные) трудовым договором (в силу трудового договора). Законодатель, однако, очень осторожен при употреблении, например, в п. 3 ст. 40 КЗоТ термина "обязанности, возложенные на него (работника - Авт.) трудовым договором", и основанием для увольнения называет неисполнение работником без уважительных причин не только названных обязанностей, но и обязанностей, возложенных на работника правилам внутреннего трудового распорядка. Между тем, обязанность подлежать внутреннему распорядку работник взял на себя по трудовому договору, и в силу его заключения работник стал нести эту обязанность.

25. К категории обязанностей работника по трудовому договору следует отнести и те обязанности, установленные им, но выходят за пределы рабочего времени. Это - обязанности не поступать на работу по совместительству, когда это запрещено, не разглашать коммерческую тайну, не совершать в свободное от работы время других действий, которые запрещены для работников законодательством о труде, коллективным или трудовым договором. Правовые нормы, формулируют обязанности работников не разглашать и не использовать в свою пользу или в пользу третьих лиц конфиденциальную информацию стали включать в содержание нормативно-правовых актов. Согласно части второй ст. 61 Закона "О банках и банковской деятельности" при вступлении в должность служащего банка работник подписывает обязательство о неразглашении банковской тайны.

26. Вместе с тем нельзя не видеть и то обстоятельство, что в некоторой степени трудовой договор выполняет не только функцию юридического факта, но и еще одну функцию. Он является регулятором трудовых отношений между работником и собственником (предприятием). В этой связи в науке условия трудового договора делятся на необходимые и факультативные. Необходимые условия трудового договора - это те условия, которые необходимы для трудового договора как юридического факта. Соглашение о необходимых условиях трудового договора зачастую достигается и выражается косвенно: написав заявление о приеме на работу, работник косвенно выражает согласие подвергаться внутреннему трудовому распорядку; издав приказ о приеме на работу, владелец косвенно соглашается соответствии с законодательством о труде и коллективного договора выплачивать заработную плату и создать условия для работы. Только соглашение о работе, для выполнения которой заключается трудовой договор, должна быть выражена, хотя бы и одним словом, но путем прямого указания на характер этой работы (специальность и квалификацию или должность).

Факультативные условия трудового договора - это такие условия, выходящие за рамки трудового договора как юридического факта, порождающего трудовые правоотношения. Отсутствие факультативных условий не может поколебать юридическую силу трудового договора. Факультативные условия как раз и позволяют трудовому договору выполнять роль индивидуального регулятора трудовых отношений. Факультативные условия трудового договора в период социализма рассматривались как выходящие за рамки обязанностей работника и собственника, названных в части первой ст. 21 КЗоТ . Как примеры факультативных условий в теории назывались условия о предоставлении работнику квартиры, выделении места в дошкольном детском учреждении для ребенка и т.п. На самом деле законодательство о труде, по крайней мере, в период так называемого "зрелого социализма" не препятствовало включению в трудовые договоры гораздо более широкого круга так называемых факультативных условий . Они, безусловно, могут касаться и характера выполняемой работником работы и особенностей внутреннего трудового распорядка и заработной платы, и условий, необходимых для выполнения работы. Перечислим некоторые из возможных факультативных условий трудового договора: расширение содержания трудовой функции за счет включения в него работ, не относящихся к специальности, должности, по которым работник будет работать; продвижение по службе, перевод на другую работу с учетом интересов собственника или работника, замена оборудование, машины, механизма, на которых работник работает, повышение квалификации работника или создание условий для этого (например, оплата обучения, осуществляемого на платной основе), установление неполного рабочего времени, предоставление дополнительного отпуска, сроки предоставления отпусков, установление индивидуальных условий оплаты труда , особенностей компенсаций, если, например, работа связана с частыми выездами в командировки, определение условий, касающихся поощрения работника, условий охраны труда и т.п..

27. В условиях рыночной экономики актуальным стал вопрос о границах правомерности факультативных условий трудовых договоров и о мерах обеспечения их выполнения.

Исходным пунктом решения этих вопросов является тот факт, что трудовые отношения регулируются, по общему правилу, нормами, является одностороннее императивными. Они допускают отступления в сторону улучшения положения работника и не допускают цессии в противоположную сторону (мы здесь не затрагиваем границ правомерности условий трудовых контрактов, поскольку этому вопросу в дальнейшем уделяется достаточное внимание). Поэтому соглашение сторон трудового договора допускается только по вопросам, которые не урегулированы законодательством, а также в случаях, когда нормам права прямо или косвенно оказывается диспозитивные значения (поясним, что под императивными в юриспруденции понимаются такие нормы, не допускающие соглашения сторон договора, противоречит таким нормам. Диспозитивные нормы дают возможность сторонам договора решить соответствующий вопрос на свое усмотрение. Диспозитивные нормы применяются только тогда, когда стороны не воспользовались правом урегулировать на свое усмотрение договором свои отношения. Они лишь восполняют неурегулированность отношений договором).

28. Что касается системы обеспечения выполнения факультативных условий трудового договора, то, в отличие от гражданского права, трудовое право такой системы не предусматривает. Но мерой обеспечения является уже сама возможность защиты прав работников. Однако такая защита не всегда возможен. Если, например, предприятие взяло на себя обязанность предоставить работнику в аренду или в собственность квартиру, а ее у предприятия нет, то даже при наличии соответствующего решения суда предприятие не может быть принужден к исполнению обязанности из-за невозможности исполнения решения суда. Правда, в таких случаях не исключается определение судом другого способа исполнения судебного решения. Таким способом может быть взыскании денежной суммы, что может компенсировать соответствующие расходы работника. Однако для принятия таких решений достаточного правового основания нет.

29. Большое значение для работников имеет определение в трудовом договоре его рабочего места. По общему правилу, в
ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов