Гарантии обеспечения права граждан на труд - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

Гарантии обеспечения права граждан на труд. Комментарий Статьи 5 (1)

 

Государство гарантирует трудоспособным гражданам, постоянно проживающим на территории Украины:

свободный выбор вида деятельности;

бесплатное содействие государственными службами занятости в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовки, образования, с учетом общественных потребностей;

предоставление предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с их предварительно поданными заявками работы по специальности выпускникам государственных высших учебных, профессиональных учебно-воспитательных учреждений;

бесплатное обучение безработных новым профессиям, переподготовку в учебных заведениях или в системе государственной службы занятости с выплатой стипендии;

компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность;

правовую защиту от необоснованного отказа в приеме на работу и незаконного увольнения, а также содействие в сохранении работы.



Комментарий:

1. Комментируемая статья, носит слишком общий характер. Нормы такого типа отечественная правоприменительная практика периода социализма просто не замечала. Это позволяло законодателю поднимать гарантии права на труд до уровня нереального (ведь подобные нормы никто не воспринимал как правовые). Ст. 51 КЗоТ признает государство непосредственным гарантом перед трудоспособными гражданами, которые проживают в Украине, в реализации ими права на труд. Если речь идет о гарантиях правовой защиты от необоснованного отказа в приеме на работу и незаконного увольнения, то такие гарантии действительно находятся в сфере полномочий и возможностей государства. Это касается и других гарантий. Однако безоговорочное предоставление государством гарантий, например, компенсации материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность, несколько выходит за обычные пределы обязанностей государства, и означает лишь гарантию защиты государством соответствующих прав работников перед собственниками.

2. Обращают на себя внимание недостатки текста комментируемой статьи, связанные с тем, что не проводится достаточно четкая граница между правами, которые составляют соответственно части первой ст. 2 КЗоТ содержание права на труд и гарантии этого права. Если ст. 2 КЗоТ в содержание права на труд включает "право на свободный выбор профессии, рода занятий и работы", то согласно ст. 51 КЗоТ "свободный выбор вида деятельности", судя по ее названию, признается одной из гарантий права на труд, а судя по ее содержанию, - тем правом, реализацию которого государство гарантирует, т.е. признает себя обязанной перед гражданином в создании условий для реализации им своего права и ответственной за неустранение препятствий к реализации этого права.

3. Гарантированное государством право свободного выбора вида деятельности в ст. 43 Конституции Украины сформулирована более категорично, как запрещение применения принудительного труда. Однако в трактовке понятия принудительного труда нельзя проявлять излишнюю жесткость. Согласие на работу, которую работник свободно выбирает или на который свободно соглашается, отнюдь не сводится к содержанию заявления о принятии на работу. Такое согласие может быть выражено и вступлением на обучение за счет средств бюджета в условиях законодательства, которое обязывает отработать определенный срок в соответствии с направлением, и подачей заявления о приеме на такую ​​работу, где с учетом особенностей организации труда законодательство предусматривает возможность привлечения работников к выполнению работ, не входящих в круг трудовых обязанностей по специальности. Верховная Рада, существенно сократив перечень таких случаев, все же оставила определенные исключения в новой редакции ст. 33 КЗоТ.

4. В абзаце третьем ст. 51 более подробно, чем в ст. 2 КЗоТ, раскрывается содержание государственной гарантии занятости. Указывается на бесплатное содействие гражданам со стороны государственной службы занятости в подборе подходящей работы и трудоустройстве. Это не исключает предпринимательской деятельности в этой сфере, т.е. предоставление платных услуг в подборе подходящей работы и трудоустройстве, поскольку ст. 51 КЗоТ гарантирует предоставление бесплатно таких услуг только государственной службой занятости.

5. Государство гарантирует только содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве, однако не гарантирует ни самого подбора, ни трудоустройства. Да и сам подбор и трудоустройство государственная служба занятости не только в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовки, образования работника, но и с учетом общественных потребностей.

6. С целью урегулирования отношений по трудоустройству молодых специалистов принят Указ Президента Украины "О мерах по реформированию системы подготовки специалистов и трудоустройства выпускников высших учебных заведений". В развитие Указа Кабинет Министров Украины утвердил Порядок трудоустройства выпускников высших учебных заведений, подготовка которых осуществлялась по государственному заказу, Положение о порядке приема лиц на обучение по образовательно-профессиональным программам подготовки магистров по специальности "Государственная служба" в образовательной области "Государственное управление" и трудоустройство выпускников, Положение о приеме, стажировке слушателей и трудоустройства выпускников Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, а также перечень органов, где проводится стажировка слушателей Академии.

Перечисленные акты прямо не предусматривают представления предприятиями, учреждениями, организациями заявок на молодых специалистов. Однако такие заявки подаются в процедуре формирования и размещения государственного заказа и контроля за его выполнением.

Таким образом, абзац четвертый ст. 51 КЗоТ распространяется только на молодых специалистов, подготовленных в рамках государственного заказа, однако даже по этой категории работников косвенно допускается отказ в приеме на работу с компенсацией заказчиком расходов на переезд выпускника и членов его семьи как к месту назначения, так и в обратном направлении, к месту постоянного проживания (например, п. 15 Порядка трудоустройства выпускников высших учебных заведений, подготовка которых осуществлялась по государственному заказу). Представляется, что ссылаясь на абзац четвертый ст. 51 и часть вторую ст. 197 КЗоТ, специалист все же вправе через суд требовать, чтобы заказчик выполнил свою обязанность по принятию на работу. Указанные правила о компенсации будут действовать только в случае невозможности реализации права выпускника на работу путем принуждения другой стороны к выполнению обязанности, корреспондирует этому праву. Но такое принуждение обычно будет невозможно, поскольку законодательство не предусматривает возложение судом на работодателя обязанности создать новое рабочее место.

7. Государственная гарантия бесплатного обучения безработных новым профессиям, переподготовку в учебных заведениях или в системе государственной службы занятости с выплатой стипендии является реальной. Впрочем следует учитывать, что обучение и переподготовка безработных производятся с учетом общественных потребностей в специалистах той или иной профессии.

8. В связи с принятием Конституции Украины расширяется сфера судебной защиты от необоснованного отказа в приеме на работу и незаконного увольнения. Однако судебную защиту от необоснованного отказа в приеме на работу является неэффективным вследствие нерешенности в законодательстве вопрос о возможности увольнения работника, принятого на рабочее место (должность), на которое претендует работник, которому необоснованно отказано в приеме на работу, в связи с признанием судом необоснованности отказа и возложением на собственника обязанности устранить нарушения закона. По нашему мнению, действующее законодательство не дает оснований для увольнения работника, который был принят на работу на то рабочее место (должность), в принятии на которое ранее было необоснованно отказано другому претенденту.

9. Ст. 51 КЗоТ не является единственной, устанавливает государственные гарантии. Ст. 57 Закона "Об образовании" устанавливает многочисленные гарантии педагогическим, научно-педагогическим работникам и другим категориям работников учебных заведений. В этой статье наряду поставлены гарантии, содержащих в себе различные правовые конструкции. Во-первых, это - такие гарантии, в силу которых государство принимает на себя обязанность осуществить выплаты или предоставить работникам другие материальные блага через соответствующие уполномоченные государственные органы (в частности, назначать и выплачивать пенсии). Во-вторых, это - такие гарантии, согласно которым государство обеспечивает защиту (реализацию) тех прав работников, которым корреспондируют обязанности работодателей. Так, государство не создает надлежащие условия труда, не выплачивает повышенных должностных окладов за научные степени и ученые звания, а только устанавливает соответствующие права и обязанности сторон трудового договора и обеспечивает судебную защиту этих прав. Роль государства в названных двух случаях достаточно ясной. В третьем случае (касается, в частности, ежегодного денежного вознаграждения, выплаты помощи на оздоровление) установлена ​​гарантия для работников, но не установлены обязанностей работодателей, которые кореспондувалы соответствующим правам работников. Некоторые работники стали обращаться с исками к работодателям о взыскании средств, выплату которых государство им гарантировало. Суды иногда такие иски удовлетворяли. Но такие судебные решения имели законное основание только тогда, когда они предусматривали изъятие из учебных заведений, находящихся в государственной собственности, поскольку в конечном счете государство отвечает по долгам учреждений, финансируемых из государственного бюджета (ч. 3 ст. 39 Закона "О собственности "). Удовлетворение указанных требований работников в учебные заведения коммунальной формы собственности, а тем более - других форм собственности не должно каких-либо оснований. Гарантию государства нельзя толковать как обязанность работодателя. Если государство предоставило работникам гарантию, то воплощение ее в жизнь может осуществляться в двух правовых формах: 1) путем возложения нормативно-правовым актом, принимается государственным органом в соответствии с его компетенцией, на работодателя обязанности произвести выплату в пользу работника или предоставить материальные блага , 2) путем выплаты за счет государственного бюджета. При отсутствии законодательно закрепленного обязанности работодателей в указанных случаях иски следовало удовлетворять за счет государственного бюджета, а не работодателей.
ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов