Особенности регулирования труда некоторых категорий работников. Комментарий Статьи 7 КЗоТ
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах с особыми природными географическими и геологическими условиями и условиями повышенного риска для здоровья, временных и сезонных работников, а также работников, работающих у физических лиц по трудовым договорам, дополнительные (кроме предусмотренных в статьях 37 и 41 настоящего Кодекса) основания для прекращения трудового договора некоторых категорий работников при определенных условиях (нарушение установленных правил приема на работу и др.). устанавливаются законодательством.
Комментарий:
1. В отечественной системе законодательства сложился большой массив правовых норм, призванных отразить особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников. Многие из них содержатся в Кодексе законов о труде, другие установленные специальными законами в соответствии с указаниями, содержащимися в Кодексе законов о труде, третьи предусмотренных законом (хотя и без указания на это в Кодексе законов о труде, но в противоречие с ним), четвёртые включены в подзаконные акты в соответствии с поручениями, которые давались соответствующим государственным органам в Кодексе законов о труде или в других законах. Есть и такие подзаконные акты, которые устанавливают особенности правового регулирования труда, не предусмотренных законами, но в силу полномочия, данного нормативными актами, определяющими компетенцию соответствующего органа исполнительной власти. Все перечисленные группы правовых норм и нормативных актов, в том числе и бывшего Союза ССР, следует признать действующими, если только нет конкретного правового основания для признания их утратившими силу.
2. Нормы действующего законодательства о труде дифференцируют регулирования трудовых отношений по следующим критериям:
1) по признаку возраста установлены особенности правового регулирования труда молодежи (лиц в возрасте до 28 лет), несовершеннолетних, в том числе несовершеннолетних в возрасте от 14 до 15 лет, от 15 до 16 лет и от 16 до 18 лет. Достижение пенсионного возраста или другого близкого к нему возраста в силу специальных норм также отражается в соответствующих случаях на трудовые правоотношения. Иногда трудо-правовое значение приобретает и другой возраст. Так, ежегодные медицинские осмотры обязательны для лиц моложе 21 лет (ст. 191 КЗоТ). На должности, требующие выполнения работ с применением респираторов, принимаются лица в возрасте от 20 до 35 лет. Предельный возраст пребывания на таких должностях не должен превышать 50 лет, если не предоставляется предусмотрено разрешение (п. 9 Положения о Государственной военизированной горноспасательной службе);
2) по признаку пола установлены особенности правового регулирования труда женщин. Внутри этой группы работников выделяются беременные женщины;
3) по признаку семейного положения установлены льготы для женщин, имеющих детей до трех лет, детей до 6 лет, если они в соответствии с медицинским заключением нуждаются в домашнем уходе, детей до 14 лет; до 15 лет, а также для кормящих одиночек, имеющих детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида. Большинство из этих льгот могут быть предоставлены другому лицу, осуществляющему уход за ребенком (ст. 1861 КЗоТ);
4) по признаку отношения к средствам производства установлены особенности правового регулирования труда членов кооперативов, сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств (часть вторая ст. 3 КЗоТ);
5) по критерию национальной принадлежности средств производства установлены особенности правового регулирования труда работников предприятий с иностранными инвестициями (см. п. 15 комментария к ст. 3);
6) по критерию гражданства установлены особенности правового регулирования труда иностранцев, иммигрировавших в Украину с целью трудоустройства на определенный срок;
7) по критерию влияния условий труда на здоровье работника установлены особенности правового регулирования труда на работах с тяжелыми и вредными условиями труда;
8) по критерию интенсивности интеллектуального и нервной нагрузки установлены особенности правового регулирования труда педагогических, научно-педагогических, научных работников, врачей, других категорий работников;
9) целый ряд случаев дифференциации правового регулирования труда установлена по критерию отрасли народного хозяйства, в которой осуществляется работа;
10) по критерию срока трудового договора установлены особенности правового регулирования труда временных и сезонных работников, а также работников, заключивших срочный трудовой договор;
11) по критерию соотношения нормативного и индивидуального (договорного) регулирования трудовых отношений выделяется группа работников, с которыми могут заключаться трудовые договоры в форме контракта;
12) по критерию общественной важности выполняемых трудовых функций установлены особенности правового регулирования трудовых отношений государственных служащих. Внутри этой группы установлены особенности правового положения судей, работников прокуратуры и других.
3. Приведенный перечень критериев дифференциации правового регулирования трудовых отношений не является исчерпывающим. И все же он несравненно более широкий, чем предусмотренный ст. 7 КЗоТ. С учетом этого следует сделать вывод о том, что хотя в ст. 7 КЗоТ и не предусмотрена возможность установления критериев дифференциации правового регулирования труда, не предусмотренных настоящей статьей, все же такие критерии и соответствующие им особенности могут устанавливаться. Ст. 7 КЗоТ, которая призвана, согласно ее заголовку, устанавливать критерии, направления и пределы дифференциации правового регулирования трудовых отношений, предусмотрела только отдельные критерии такой дифференциации. Внесение изменений в ст. 7 КЗоТ Законом от 15 декабря 1993 года, в результате которого из статьи были изъяты многие положения о дифференциации правового регулирования трудовых отношений, не означало отмены ранее установленных особенностей правового регулирования труда (если не говорить об особенностях, установленные для районов Крайнего Севера, особенностей, что не могли применяться, поскольку в Украине нет районов с таким названием). Применение этих особенностей возможно только для работников арктических научных экспедиций и моряков, которые работают в этих районах.
4. Часть первая ст. 7 КЗоТ предусматривает установление законодательством особенностей правового регулирования труда лиц, работающих "в районах с особыми природными географическими, геологическими условиями и условиями повышенного риска для здоровья". Мы взяли в кавычки слова ст. 7 КЗоТ, чтобы сразу же подчеркнуть, что слова "условиями повышенного риска для здоровья" относятся к характеристике районов, а не работ. Иными словами, по рассмотренному критерию могут выделяться только работники, работающие в соответствующих районах, а не в условиях, определенных характером производства. Вместе с тем это не исключает установления особенностей правового регулирования труда лиц, занятых на работах с вредными и опасными условиями (ст. 7 Закона "Об отпусках", ст. 100 КЗоТ). Одновременно в законодательных актах используется и терминология, в силу которой особые природные географические и геологические условия рассматриваются как непосредственные признаки работы ("работа с особыми природными географическими и геологическими условиями ..." - ст. 100 КЗоТ, работа, выполняемая "в особых природных географических и геологических условиях ", - ст. 8 Закона" Об отпусках ").
5. С тех пор, как в 1993 году была предусмотрена возможность установления особенностей правового регулирования трудовых отношений в связи с особыми природными условиями, соответствующее законодательство развивалось довольно медленно. Только статьей 6 Закона "О статусе горных населенных пунктов в Украине" было предусмотрено установление льгот гражданам, которые работают в горных районах. Согласно этой статье Кабинет Министров Украины принял постановление "Об условиях оплаты труда лиц, работающих в горных районах".
6. Во признаки районов с условиями повышенного риска для здоровья подпадает территория подверглась радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Законом "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы" (ст. 39 - 47) установлены существенные особенности регулирования труда лиц, работающих на территории радиоактивного загрязнения. В некоторых случаях они получили дальнейшее развитие в других законах и подзаконных актах.
7. Предвидя возможность установления особенностей правового регулирования труда временных и сезонных работников, ст. 7 КЗоТ дает ответ на вопрос, не противоречат Конституции и законам Украины указы Президиума Верховного Совета СССР "Об условиях труда временных рабочих и служащих" и "Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах". Эти указы сохранили силу в Украине, действуют они лишь в части, что прямо противоречит законодательству Украины.
8. Закон "Об аварийно-спасательных службах" (ст. 13) предусматривает установление особенностей труда и отдыха оперативного личного состава специальных аварийно-спасательных служб в уставах таких служб (из содержания ст. 9 Закона следует, что имеются в виду именно уставы аварийно-спасательных служб как организационных структур). Ст. 13 упомянутого Закона также предусматривает утверждение Кабинетом Министров Украины Устав о дисциплине работников специальных (военизированных) аварийно-спасательных служб.
9. Ст. 7 КЗоТ допускает возможность установления законодательством дополнительных оснований (кроме предусмотренных Кодексом законов о труде) для прекращения трудового договора отдельных категорий работников при определенных условиях. Тем самым признается соответствие Кодексу законов о труде нормам Закона "О государственной службе", Типовой формы трудового договора с работником, деятельность которого связана с государственной тайной, и других нормативных актов, которыми установлены дополнительные основания для увольнения работников. Сохранили силу и некоторые нормативно-правовые акты Союза ССР, предусматривающие дополнительные основания для увольнения работников (если они, как это предусмотрено Постановлением Верховной Рады Украины от 12 сентября 1991 г., не противоречат Конституции и законам Украины). Следует подчеркнуть, что дополнительные основания для увольнения работников могут быть установлены законодательством, то есть не только законами, но и подзаконными актами (актами органов исполнительной власти) при условии, что соответствующие государственные органы должным уполномоченные выдавать такие акты.
Дополнительные основания прекращения трудового договора
10. Ряд дополнительных оснований для прекращения трудового договора установлена ст. 30 Закона "О государственной службе". Употребление в части первой названной статьи слов "государственная служба прекращается" дает основания утверждать, что увольнение работников по основаниям, перечисленным в этой части, является не только правом соответствующего государственного органа или должностного лица перед работником (государственным служащим), но и его обязанностью перед государством, выполнение которого контролируется органом, имеющим право требовать от работодателя выполнения законов. Поэтому увольнение по основаниям, перечисленным в части первой ст. 30 Закона "О государственной службе" нельзя однозначно квалифицировать как расторжение трудового договора по инициативе собственника. Оно осуществляется, в частности, без согласия профсоюзного органа, поскольку такое согласие необходимо при расторжении трудового договора по инициативе только по основаниям, перечисленным в части первой ст. 43 КЗоТ.
11. Согласно ст. 7 КЗоТ на основании п. 1 части первой ст. 30 Закона "О государственной службе" трудовой договор с государственными служащими прекращается в связи с нарушением установленных правил приема на работу, т.е. принятием на государственную службу с нарушением условий, установленных ст. 4 Закона "О государственной службе". Такими нарушениями следует считать несоблюдение правил проведения конкурсного отбора или иной процедуры, установленной законодательством (например, отсутствие согласования назначения на должность).
12. Государственная служба прекращается, а работник должен быть уволен с работы при несоблюдении связанных с прохождением государственной службы требований, предусмотренных ст. 16 Закона "О государственной службе". С учетом этого работник (государственный служащий) подлежит освобождению в следующих случаях:
1) осуществление коррупционных действий, указанных в ст. 1 Закона "О борьбе с коррупцией". В ст. 7 этого Закона прямо указано, что осуществление государственным служащим коррупционных действий влечет увольнение с должности. Коррупционными деяниями признаются: незаконное получение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, в связи с выполнением таких функций, материальных благ, услуг, льгот или получение предметов (услуг) путем приобретения их по цене ниже фактической (действительной) стоимости, получение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, кредитов или ссуд, приобретение ценных бумаг, недвижимости или преимуществ, не предусмотренных действующим законодательством;
2) несоблюдение специальных ограничений, установленных ст. 5 Закона "О борьбе с коррупцией". Ст. 5 Закона "О борьбе с коррупцией" устанавливает, что государственный служащий не имеет права:
- Способствовать, используя свое служебное положение, физическим или юридическим лицам в осуществлении ими предпринимательской деятельности, а также в получении субсидий, субвенций, дотаций, кредитов или льгот с целью незаконного получения за это материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ;
- Заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно или через посредников или подставных лиц, быть поверенным третьих лиц в делах государственного органа, в котором он работает, а также выполнять работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской, творческой деятельности, а также медицинской практики). Создание (учреждение) юридического лица, а также владение корпоративными правами не должно признаваться предпринимательской деятельностью, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Государственные служащие лишены права быть только участниками товарищества, поскольку согласно определению такого общества (ст. 119 ГК; ч. 5 ст. 80 ГК, ст. 66 Закона "О хозяйственных обществах") все его участники занимаются предпринимательской деятельностью, а также участниками с полной ответственностью коммандитного общества, поскольку такие участники в соответствии со ст. 133 ГК, ст. 81 Закона "О хозяйственных обществах" осуществляют управление делами такого общества. Государственные служащие не лишены, однако, чтобы быть вкладчиками в коммандитном обществе, поскольку последние не осуществляют предпринимательскую деятельность;
- Входить самостоятельно, через представителя или подставных лиц в состав правления или других исполнительных органов кредитно-финансовых учреждений, хозяйственных обществ и т.п., организаций, союзов, объединений, кооперативов, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
- Отказывать физическим и юридическим лицам в информации, предоставление которой предусмотрено правовыми актами, умышленно задерживать ее, предоставлять недостоверную или неполную информацию;
- Способствовать, используя свое служебное положение, физическим и юридическим лицам в осуществлении ими внешнеэкономической, кредитно-банковской и другой деятельности с целью незаконного получения за это материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ;
- Неправомерно вмешиваться, используя свое служебное положение, в деятельность других государственных органов или должностных лиц с целью помешать выполнению ими своих полномочий;
- Быть поверенным третьих лиц в делах государственного органа, деятельность которого он контролирует;
- Предоставлять незаконные преимущества физическим или юридическим лицам во время подготовки и принятия нормативно-правовых актов или решений;
3) участие в забастовках и совершение иных действий, препятствующих нормальному функционированию государственного органа.
13. Увольнение по п. 1 ст. 30 Закона "О государственной службе" имеет определенные особенности. Так, если в случае участия государственного служащего в забастовке или совершения им иного действия, что препятствует нормальному функционированию государственного органа (часть 2 ст. 16 Закона "О государственной службе"), он может быть уволен при обнаружении одного факта такого деяния, то увольнение государственного служащего за совершение им действий, предусмотренных статьями 1 и 5 Закона "О борьбе с коррупцией", происходит несколько иначе, связано с различными правовыми последствиями таких действий, установленных Законом "О борьбе с коррупцией". Дело в том, что согласно ст. 7 этого Закона совершение государственным служащим, как и любым другим лицом, уполномоченным на выполнение функций государства (такими лицами ст. 2 Закона "О борьбе с коррупцией" называет также народных депутатов Украины и депутатов и председателей местных советов, а с учетом изменений в законодательстве - городских, поселковых, сельских голов), коррупционных действий, если они не содержат состава преступления, влечет увольнение с должности или иное отстранение от выполнения функций государства за один факт совершения соответствующего действия. Что же касается увольнения за нарушение любого из установленных ст. 5 указанного Закона ограничений, то, если оно не содержит состава преступления, увольнения согласно ст. 8 Закона "О борьбе с коррупцией" проводится только в случае повторного в течение года нарушения.
14. Основанием для прекращения государственной службы и увольнения государственного служащего с работы является достижение предельного возраста прохождения государственной службы (п. 3 части первой ст. 30 Закона "О государственной службе"). Согласно ст. 23 Закона "О государственной службе" предельный возраст пребывания на государственной службе составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. В случае необходимости руководитель государственного органа по согласованию с начальником Главного управления государственной службы Украины может продлить срок пребывания на государственной службе, но не более чем на 5 лет. В исключительных случаях после окончания этого срока государственные служащие могут быть оставлены на государственной службе только на должностях советников или консультантов по желанию руководителя соответствующего государственного органа.
Согласно ст. 15 Закона "О статусе судей" полномочия судьи прекращаются в случаях достижения судьей 65-летнего возраста. П. 10 и 45 Положения о порядке и условиях прохождения службы в таможенных органах Украины устанавливает, что должностные лица таможенных органов, имеющих персональные звания, освобождаются по достижении 50 (женщины) и 55 (мужчины) лет. Это правило не должно применяться, поскольку ст. 408 Таможенного кодекса предписывает определять правовой статус должностных лиц таможенной службы в соответствии с Конституцией, названного Кодекса, а в части, не урегулированной этими актами, - Законом "О государственной службе".
15. П. 5 части первой ст. 30 Закона "О государственной службе" предусматривает возможность прекращения государственной службы в случае возникновения обстоятельств, препятствующих пребыванию государственного служащего на государственной службе. Такие обстоятельства перечислены в ст. 12 Закона "О государственной службе" (недееспособным, выявление или возникновение судимости, нарушение правил об ограничении совместной службы родственников и т.п.).
16. П. 6 части первой ст. 30 Закона "О государственной службе" предусматривает прекращение государственной службы в случае отказа государственного служащего от принятия присяги или нарушение ее. Присяга государственных служащих предполагает возложение на них обязанностей не только чисто юридического содержания (строго придерживаться Конституции и законов Украины и т.п.), но и морального содержания (высоко нести звание государственного служащего, добросовестно исполнять свои обязанности). Включение моральных обязательств в содержание присяги придает им юридическое значение. Нарушение таких обязанностей является нарушением присяги и влечет за собой прекращения государственной службы.
17. На основании п. 7 части первой ст. 30 Закона "О государственной службе» государственная служба подлежит прекращению в случае непредоставления сведений о доходах и обязательствах финансового характера или представления неправдивых сведений относительно этого. Ст. 13 Закона "О государственной службе" устанавливает порядок декларирования доходов государственных служащих. Лица, претендующие на должность государственного служащего третьей - седьмой категорий, подают по месту будущей службы, а в дальнейшем - ежегодно, сведения о доходах и обязательствах финансового характера, в том числе за границей, относительно себя и членов семьи. Лица, претендующие на должность государственного служащего первой и второй категорий, должны подать (а в дальнейшем - ежегодно подавать) также сведения о недвижимом и драгоценные движимое имущество, вклады и ценные бумаги, принадлежащие им и членам их семей.
18. Нет оснований для вывода о том, что увольнение государственного служащего на основании п. 2 и 7 ст. 30 Закона "О государственной службе" и в некоторых случаях на основании п. 5 (например, если государственный служащий скрыл сведения о том, что он имеет судимость, что является несовместимым с занятием должности) и п. 6 (в случае нарушения Присяги государственного служащего ) этой статьи, является дисциплинарным взысканием и предусматривает соблюдение процедуры применения дисциплинарного взыскания. Это подтверждается тем, что из части первой ст. 30 Закона "О государственной службе" следует, что предусмотренные ею основания прекращения государственной службы применяются в дополнение к общим основаниям (очевидно, имеются в виду основания прекращения трудового договора), предусмотренных Кодексом законов о труде. Что касается указания в ст. 14 Закона "О государственной службе" возможность применения к государственному служащему дисциплинарного взыскания, в том числе за нарушение ограничений, связанных с прохождением государственной службы, и за действия, порочащие его как государственного служащего или дискредитирует государственный орган, в котором он работает , то такие действия одновременно могут быть основанием для применения к государственному служащему дисциплинарного взыскания (в том числе и увольнение, при наличии основания, по п. 3, 7, 8 ст. 40 или п. 1 ст. 41 КЗоТ) и для прекращения государственной службы по ст. 30 Закона "О государственной службе". Причем, одновременное применение дисциплинарного взыскания и части первой ст. 30 Закона "О государственной службе" не исключается, но усложняет правоотношения, а потому является нежелательным.
19. Отставка, как основание для прекращения государственной службы, предусмотренная п. 4 части первой ст. 30 Закона "О государственной службе" относительно государственных служащих, занимающих должности первой и второй категорий (ст. 23 Закона "О государственной службе"). Отставка имеет черты, общие с расторжением трудового договора по инициативе работника, однако юридически - это самостоятельное основание для прекращения государственной службы (трудового договора). Отставка осуществляется в порядке, установленном ст. 31 Закона "О государственной службе", и влечет за собой предоставление государственному служащему некоторых прав, которых нет лицо, освободившуюся например, по собственному желанию.
20. Часть вторая ст. 30 Закона "О государственной службе" допускает возможность прекращения государственной службы государственными служащими патронатной службы в связи со сменой руководителя. Прямо возможность увольнения в этом случае предусмотрена п. 8 Порядка пребывания на государственной службе работников патронатной службы членов Кабинета Министров Украины и глав местных государственных администраций.
Прекращение государственной службы в рассматриваемом случае, должно быть квалифицировано как расторжение трудового договора по инициативе собственника. Это подтверждается указанным Порядком, который предписывает в подобных случаях в трудовой книжке делать ссылку на п. 1 ст. 40 КЗоТ. Логика п. 8 названного Порядка такова: патронатная служба должна обслуживать лично руководителя государственного органа. Если же он прекратил государственную службу на своем посту, ликвидируются все должности патронажной службы. Новый руководитель вводит для себя новые (хотя бы и со старым названием) должности и имеет право набирать новых сотрудников.
При увольнении работников патронатной службы в связи со сменой руководителя должны соблюдаться требования частей второй и третьей ст. 40, ст. 492 и части третьей ст. 184 КЗоТ.
21. В связи с принятием Конституции не вносились изменения в ст. 9 Дисциплинарного устава прокуратуры Украины, действовать в первоначальной редакции. Между тем, Дисциплинарный устав прокуратуры Украины утвержден не законом, а постановлением Верховной Рады, в то время как п. 22 части первой ст. 92 Конституции допускает определение деяний, являющихся дисциплинарными правонарушениями, и ответственность за них исключительно законами Украины. Кроме других дисциплинарных взысканий Дисциплинарный устав прокуратуры предусматривает следующие взыскания в виде увольнения и увольнение с лишением классного чина. Закон "О прокуратуре" и Дисциплинарный устав прокуратуры Украины не исключают распространения на трудовые отношения работников прокуратуры Закон "О государственной службе". Однако работники прокуратуры не могут освобождаться на основании п. 6 части первой ст. 30 Закона "О государственной службе" в связи с нарушением Присяги сотрудника прокуратуры, поскольку этот пункт предусматривает возможность увольнения в связи с нарушением именно Присяги, предусмотренной ст. 17 этого Закона (Присяги государственного служащего). При таких условиях увольнения работников прокуратуры в связи с нарушением Присяги сотрудника прокуратуры на основании п. 6 части первой ст. 30 Закона "О государственной службе" было бы применением закона по аналогии. Но применение по аналогии норм, устанавливающих ответственность, на наш взгляд, недопустимо.
22. Основаниями для увольнения должностных лиц Государственной таможенной службы является служебное несоответствие, нарушение дисциплины, правил таможенного контроля, иные поступки, дискредитирующие должностное лицо, согласно Дисциплинарного устава работников таможенных органов Украины (п. 45 Положения о порядке и условиях прохождения службы в таможенных органах Украины). Прямое применение этого правила, поскольку оно устанавливает возможность увольнения за нарушение, дискредитирующие должностное лицо, не вполне соответствовало бы п. 22 части первой ст. 92 Конституции. Однако следует признать, что названные нарушения подпадают под действие п. 6 части первой ст. 30 Закона "О государственной службе" (нарушение Присяги государственного служащего). Поэтому увольнение должностных лиц таможенных органов по основаниям, указанным в п. 45 Положения о порядке и условиях прохождения службы в таможенных органах Украины, следует делать, ссылаясь на п. 6 части первой ст. 30 Закона "О государственной службе" (согласно ст. 1 Закона "О государственной службе" должностные лица таможенных органов, безусловно, должны быть отнесены к категории государственных служащих). Что касается служебного несоответствия как основания увольнения, то Положение о порядке и условиях прохождения службы в таможенных органах Украины не раскрывает содержание этого понятия. Судя по тому, что ст. 14 Закона "О государственной службе" предупреждение о неполном служебном соответствии признает одной из мер дисциплинарного воздействия, норма ст. 45 Положения о порядке и условиях прохождения службы в таможенных органах Украины, которая предусматривает возможность увольнения в связи с служебным несоответствием, следует понимать как увольнение за совершение действий, которые являются нарушением Присяги государственного служащего. В этом случае увольнение также целесообразно осуществлять на основании п. 6 части первой ст. 30 Закона "О государственной службе". Согласно части второй ст. 410 Таможенного кодекса Дисциплинарный устав, действующий в отношении должностных лиц таможенной службы, утверждаемым законом. Закон, которым утвержден Дисциплинарный устав таможенной службы Украины, было принято 6 сентября 2005
23. Дополнительные основания для увольнения работников установлены п. 20 Устава о дисциплине работников морского транспорта. Устав был утвержден постановлением Совета Министров СССР и сохраняет силу в Украине в соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины "О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР". Однако с принятием Конституции Украины назван Устав пришел в противоречие с ее ст. 92 (п. 22 части первой), согласно которой деяния, которые являются дисциплинарными правонарушениями, и ответственность за них определяется исключительно законами Украины. С учетом изложенного необходимо отметить, что утратило силу правило о возможности увольнения работника за совершение в период пребывания за границей или во время обслуживания иностранного судна в советском порту деяния, несовместимого с честью и достоинством работника морского транспорта, за нарушение таможенных правил. Установка этой же нормой упомянутого Устава такого мероприятия дисциплинарного взыскания в виде увольнения с работы за грубое нарушение дисциплины, угрожает безопасности мореплавания, также не вполне соответствует ст. 92 Конституции. Однако такое противоречие не может быть основанием для вывода о том, что увольнение на этом основании невозможно. Дело в том, что, признавая высшую юридическую силу Конституции, ст. 8 Конституции признает принцип верховенства права. А это значит, что и сама Конституция действует только при условии, что она не противоречит признанным ею правам человека и гражданина. Утверждение о невозможности увольнения работников морского транспорта за грубое нарушение дисциплины, угрожает безопасности мореплавания, поскольку это установлено актом Союза ССР, противоречит Конституции, создает условия для нарушения права человека на жизнь (ст. 27 Конституции), на безопасную для жизни и здоровья я окружающую среду (ст. 50 Конституции). Поэтому увольнения работника морского транспорта на этом основании, на наш взгляд, не противоречит Конституции.
24. Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта предусмотрена возможность увольнения в порядке применения дисциплинарного взыскания за такие нарушения, последствия которых угрожают безопасности движения поездов, жизни и здоровью граждан. В приложении к названному Положению приводится перечень нарушений, которые дают основания для увольнения, а также перечень категорий работников, которые могут быть уволены на основании п. 12 настоящего Положения. Учитывая то, о чем говорилось в предыдущем пункте, следует признать силу и этих правил.
25. Даже ст. 3 КЗоТ, допуская возможность регулирования трудовых отношений на отдельных видах предприятий их уставами, не допускает возможности ограничения уставами гарантий занятости, установленные для работников законодательством о труде. И все же ст. 14 Закона "О потребительской кооперации" допускает возможность установления уставами потребительских обществ и союзов потребительских обществ порядка применения дисциплинарных взысканий (включая увольнение с работы) к лицам, которые занимают в таких организациях выборные платные должности. По нашему мнению, указанное формулировки вряд ли может быть интерпретировано как предвидеть в уставах дополнительные основания для расторжения трудового договора по инициативе собственника. В любом случае это противоречило бы п. 22 части первой ст. 92 Конституции Украины.
26. Специальная оговорка в ст. 7 КЗоТ сделано относительно возможности установления законодательством такого дополнительного основания прекращения трудового договора в нарушение установленных правил приема на работу. Такое нарушение названное как пример дополнительного основания для прекращения трудового договора некоторых категорий работников при определенных условиях, может устанавливаться (устанавливается) законодательством. Уже сама формулировка "дополнительные ... основания устанавливаются ...") указывает на то, что законодатель предусмотрел в данном случае ссылки на соответствующие нормы, а не норму прямого действия. В пользу такого вывода свидетельствует и то обстоятельство, что согласно ст. 7 КЗоТ дополнительные основания для прекращения трудового договора устанавливаются законодательством "для некоторых категорий работников". Если же считать, что в ст. 7 КЗоТ непосредственно сформулирована основание для увольнения всех работников, то такое заключение будет противоречить смыслу ст. 7 КЗоТ.
Однако Пленум Верховного Суда Украины разъяснил, что прекращение трудового договора в связи с нарушением правил приема на работу со ссылкой на ст. 7 КЗоТ возможно, если только специальной нормой законодательства Украины предусмотрено ограничение приема на работу при определенных условиях, например, лиц, лишенных приговором суда права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение определенного судом срока, прием на работу, связанную с материальной ответственностью, лиц, ранее судимых за хищения, взяточничество и другие преступления, если судимость не снята и не погашена (п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Украины "О практике рассмотрения судами трудовых споров"). Это не полностью соответствует содержанию ст. 7 КЗоТ, согласно которой специальной нормой законодательства должны устанавливаться дополнительные основания для прекращения трудового договора. И все же надо признать, что в специального законодательного определения нарушения правил приема на работу в качестве основания прекращения трудового договора эта статья может применяться как таковая, устанавливающий основания прекращения трудового договора.
27. Норма ст. 7 КЗоТ, допускающая возможность прекращения трудового договора, в частности, в связи с нарушением установленных правил приема на работу может применяться в случае нарушения положения о том, что право на государственную службу имеют только граждане Украины. Нарушением установленных правил приема на государственную службу является и принятие на государственную службу лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость, а также нарушение норм об ограничении совместной службы близких родственников (ст. 12 Закона "О государственной службе", ст. 251 КЗоТ).
28. В связи с нарушением правил приема на работу возможном прекращении трудового договора с руководителем общеобразовательного учебного заведения независимо от подчинения, типа и формы собственности, если при принятии нарушены правила о том, что такие должности имеют право занимать только граждане Украины, имеющие высшее педагогическое образование на уровне специалиста или магистра, стаж педагогической работы не менее трех лет и успешно прошли аттестацию (п. 2 ст. 24 Закона "Об общем среднем образовании").
Вместе нарушение правил о согласовании назначени