Объективная сторона контрабанды - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

 

В соответствии с таможенным правом ПЕРЕМЕЩЕНИЕ через таможенную границу Украины - это совершение действий по ввозу на таможенную территорию Украины или вывозу с этой территории или транзит через территорию Украины товаров, транспортных средств или иных предметов любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, с использованием с этой целью людей, авиационного, водного, автомобильного, железнодорожного и трубопроводного транспорта, а так же линий электропередачи. Например, перемещение товаров и иных предметов через таможенную границу Украины в международных почтовых отправлениях осуществляется в упакованных и оформленных Согласно требованиям актов Всемирного почтового союза и Правил пользования услугами почтовой связи письмах, бандеролях, специальных мешках с отметкой «М», мелких пакетах, почтовых посылках, отправлениях заказной почтой с отметкой «EMS», которые принимаются для пересылки за пределы Украины, доставляются в Украину или перемещаются по территории Украины транзитом предприятиями почтовой связи. Такая пересылка в международных почтовых и экспресс-отправлениях товаров, запрещённых к пересылке, в соответствии с таможенным правом (ст. 341 ТК

2002г.) влечёт за собой административное наказание в виде конфискации таких товаров.

Перемещение товаров через таможенную границу Украины в экспресс-отправлениях - это в соответствии со ст. 1 п. 25 ТК 2002г. перемещение товаров и других предметов, надлежащим образом упакованных, которые перевозятся экспресс-перевозчиком любым видом транспорта с целью доставки получателю в определенный срок.

Перечень конкретных приёмов незаконного пересечения таможенной границы многообразен. В международной практике встречаются и чисто «криминальные» способы перемещения предметов помимо таможенного контроля на специально приспособленных летательных приспособлениях, или на торпедах, или, используя для этого обученных животных и т.п.. К указанным действиям относится фактическое перемещение предметов через таможенную границу Украины.

Под таможенной границей понимается граница территории, на которой действует единое таможенное законодательство. Пределы таможенной территории Украины являются таможенной границей Украины. Таможенная граница Украины совпадает с государственной границей Украины, за исключением пределов территории специальных таможенных зон. Пределы территории специальных таможенных зон составляют таможенную границу (ст. 4 ТК 1991г., ст.6 ТК 2002г.).

Территории специальных таможенных зон, расположенных в Украине, считаются находящимися вне пределах таможенной территории Украины, кроме случаев, определенных законами Украины. Таким образом, понятия государственной границы и таможенной границы в Украине, как и в Российской Федерации, не совпадают.

Таможенный контроль в соответствии с таможенным правом Украины представляет собой проведение таможенными органами минимума таможенных процедур, необходимых для обеспечения соблюдения законодательства Украины по вопросам таможенного дела. Таможенный контроль товаров, предметов и транспортных средств перевозщиков в пунктах пропуска через государственную границу Украины осуществляется круглосуточно в соответствии с типовыми технологическими схемами пропуска через государственную границу Украины автомобильных, водных, железнодорожных и воздушных транспортных средств перевозщиков, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины. Таможенный контроль осуществляется непосредственно должностными лицами таможенных органов, а порядок осуществления такого контроля определяется КМУ в соответствии с нормами ТК (ст. ст. 40, 41 ТК 2002г.).

Таможенные процедуры - это операции, связанные с осуществлением таможенного контроля за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины, таможенного оформления этих товаров и транспортных средств, а также со взиманием предусмотренных законом налогов и сборов (ст. 1 п. 19 ТК 2002г.)

Таможенными органами Украины являются специально уполномоченный орган исполнительной власти в области таможенного дела (ГТС Украины), региональные таможни и таможни.

Перемещение товаров или иных предметов, указанных в ч.1 ст.201 УК, через таможенную границу Украины в форме ПОМИМО таможенного контроля, то есть уголовно-противоправно, незаконно признаётся в случаях: 1) перемещения предметов вне (помимо) определённых таможенными органами Украины мест расположения таможен (таможенных постов); 2) перемещения предметов в местах расположения таможен (таможенных постов), но вне установленного времени производства таможенного оформления, а также 3) перемещения предметов через таможенную границу Украины в местах расположения зон таможенного контроля с использованием незаконного освобождения от контроля. Такое определение вытекает из ст. 116 ТК в редакции Закона Украины от 17 мая 2001 г.№2415-III и воспроизводится в ст.351 ТК 2002г. Последний способ перемещения предметов, связанный с незаконным освобождением от таможенного контроля, не был ранее (до 17.05.2001г.) известен таможенному праву Украины и не имеет аналогов, например, в ТК Российской Федерации и в ТК Беларуси.

Таким образом, «помимо таможенного контроля», что образует самостоятельную уголовно наказуемую форму контрабанды - это в соответствии со ст. 116 ТК 1991г. в ред. от 17.05.2001г. (ст.351 ТК 2002г.) перемещение товаров и иных предметов через таможенную границу Украины вне (помимо) определённых таможенными органами мест (таможен, таможенных постов) без специального на то разрешения, или в пунктах пропуска на таможенной границе, но вне установленного времени производства таможенного оформления без специального на то разрешения, а также перемещение предметов через таможенную границу в местах расположения зон таможенного контроля с незаконным освобождением от таможенного контроля вследствие злоупотребления служебным положением должностными лицами таможенного органа. Сюда же судебная практика обосновано относит и случаи перемещения товаров и транспортных средств путём прорыва таможенной границы в пункте пропуска, т.е. открытого перемещения (ввоз или вывоз) через таможенную границу товаров или транспортных средств, вопреки прямому запрету присутствующего при этом должностного лица, осуществляющего таможенный контроль, или такое же перемещение товаров вне зоны таможенного контроля через государственную границу Украины.

Насилие в отношении должностных лиц таможенных органов или пограничников, препятствующих прорыву границы, может выражаться в нанесении побоев, совершении иных насильственных действий, причинивших физическую боль, умышленном причинении легкого, средней тяжести и тяжкого телесного повреждения, а также в убийстве лица, осуществляющего таможенный контроль или в умышленном применении такого же вреда здоровью, убийстве лица, входящего в состав наряда по охране государственной границы Украины. В этих случаях содеянное виновными квалифицируется, как контрабанда по признаку перемещения предметов помимо таможенного контроля и как преступление против авторитета органов государственной власти по статьям: «Угроза или насилие в отношении работника правоохранительного органа» (ст. 345 УК) или «Посягательство на жизнь работника правоохранительного органа» (ст. 348 УК), так как лицо, осуществляющее таможенный контроль, как и пограничник, может рассматриваться как сотрудник правоохранительного органа, а его деятельность - как деятельность, направленная, в том числе и на обеспечение охраны общественного порядка.

Уголовно наказуемый способ объективной стороны контрабанды в виде перемещения предметов преступления вне места расположения таможенных постов наиболее распространён для таможен, расположенных на границах Украины с Российской Федерацией, Беларусью и Молдовой, где существует так называемая «прозрачная граница».

Новый способ контрабанды помимо таможенного контроля в виде незаконного освобождения от таможенного контроля, по существу не нарушает установленный ТК порядок перемещения предметов через таможенную границу Украины, а является таможенным правонарушением в сфере таможенного контроля и таможенного оформления. На практике такое нередко имеет место, когда за взятку должностные лица таможен в зоне таможенного контроля незаконно позволяют перемещение товаров без таможенного оформления, что освобождает и от обязанности уплаты таможенных пошлин и сборов. До 17.05.2001г. такое незаконное перемещение товаров и иных ценностей не являлось уголовно наказуемым способом контрабанды «помимо таможенного контроля», так как это освобождало виновное лицо лишь от обязанностей декларировать перемещаемые предметы, что считалось в таможенном праве нарушением в сфере таможенного оформления (ст. 118 ТК 1991г.), но не нарушением порядка перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу Украины (ст. ст. 115 и 116 ТК 1991г.).

С точки зрения действующего законодательства данный способ незаконного перемещения предметов через таможенную границу Украины предполагает предварительный сговор между таможенником и контрабандистом о таком совместном незаконном перемещении товаров, что образует соучастие по предварительному сговору группой лиц. Таможенник в этом случае выполняет часть объективной стороны состава контрабанды в виде незаконного освобождения непосредственного исполнителя от таможенного контроля при перемещении этим лицом предметов преступления через таможенную границу Украины в зоне таможенного контроля. Поэтому, налицо совместные действия в виде соучастия, при которых должностное лицо таможенного органа, действуя в интересах исполнения преступления контрабандистом, умышленно помогает ему совершить главное действие, а именно: незаконно переместить предмет контрабанды через таможенную границу в зоне таможенного контроля, то есть в месте, определенном таможенными органами в пунктах пропуска через таможенную границу Украины или в других местах таможенной территории Украины, в пределах которой таможенные органы осуществляют таможенный контроль и другие таможенные процедуры. Судебной практикой и теорией уголовного права такое соучастие обосновано рассматривается, как соисполнение преступления с распределением усилий между соисполнителями. Здесь должностное лицо таможенного органа в зоне таможенного контроля в пункте пропуска через таможенную границу Украины совершает определенную часть уголовно наказуемой формы контрабанды, названной в ст. 201 УК в виде перемещения товаров «помимо таможенного контроля», которая конкретно описана в ст. 116 ТК в редакции от 17.05.2001г. (ст. 351 ТК 2002г.). Поэтому таможенник становится соисполнителем рассматриваемого преступления, выполняя часть этого способа в виде «незаконного освобождения от таможенного контроля», а также совершает должностное преступление в сфере служебной деятельности в виде превышения власти (ст. 365 УК). Это вытекает из ч. 2 ст. 9 п. «з» ТК Украины 1991г., так как, будучи должностным лицом таможенных органов Украины, на которых по должности возложена задача борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил, умышленно совершает действия, явно выходящие за пределы предоставленных ему полномочий в сфере таможенного контроля, чем причиняет существенный вред таможенному делу в Украине.

Иначе следует квалифицировать действия пограничника, который, например, за взятку умышленно освобождает контрабандиста от пограничного контроля и способствует, затем уклониться ему от таможенного контроля в пункте пропуска на государственной границе. В этом случае состава соучастия в контрабанде в действиях пограничника нет, так как нет в деянии контрабандиста уголовно наказуемого способа «помимо таможенного контроля», связанного с незаконным освобождением его от таможенного контроля должностным лицом таможенного органа. Поэтому, содеянное пограничником образует состав должностного воинского преступления в виде превышения военным должностным лицом власти (ст. 424 УК), нарушение уставных правил несения пограничной службы (ст. 419 УК) и получение взятки (ст. 368 УК), а действия контрабандиста - состав административно наказуемого нарушения таможенных правил в виде недекларирования предметов, перемещаемых через таможенную границу Украины в зоне таможенного контроля (ст. 118 ТК 1991г.), и составы преступлений в виде дачи взятки и подстрекательство пограничника к совершению должностного воинского преступления и подстрекательство к нарушению уставных правил несения пограничной службы, что наказуемо по ст. 369 УК, пункту 4 ст. 27 УК и ст. 429 УК, п.4 ст. 27 УК и ст. 419 УК.

Судебная практика прошлых лет рассматривала такой способ перемещения предметов через таможенную границу в пункте пропуска на государственной границе Украины, то есть в зоне таможенного контроля, как «с сокрытием от таможенного контроля», поскольку в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 26.02.1999г. №2 «О судебной практике по делам о контрабанде и нарушении таможенных правил» было записано: «Действие должностного лица, которое содействовало незаконному перемещению предметов через таможенную границу, надлежит рассматривать как пособничество в контрабанде, совершенное путем сокрытия от таможенного контроля и соответствующее должностное преступление». Однако, это не вытекало из диспозиции ст. 70 УК 1960г. в ред. Закона Украины от 15.02.1995г. № 64/95-ВР и не соответствовало ст. 115 ТК 1991г., где были определены уголовно наказуемые способы сокрытия от таможенного контроля. Видимо поэтому, чтобы восполнить этот пробел в праве, и изменили ст.11б ТК 1991г. Законом Украины № 2415-III от 17.05.2001г., дополнив способы «помимо таможенного контроля» тем, что включили сюда, в том числе, и перемещение предметов через таможенную границу Украины в зоне таможенного контроля с незаконным освобождением от такого контроля, а в ст. 351 ТК 2002г. уточнили, что совершается это именно «должностными лицами таможенного органа».

По данным Государственного таможенного комитета Украины, отражённым в Приказе № 564 от 20.12.1996г. «О создании региональных таможен и таможен Государственной таможенной службы Украины» на конец 1996г. в составе таможенной службы Украины насчитывалось: 8 региональных таможен; 2 специализированных таможни, 42 таможни Государственной таможенной службы Украины и 1 магистральная таможня в составе Восточно-региональной таможни, Новый способ перемещения предметов «помимо таможенного контроля» означает, что субъект контрабанды с ведома должностного лица таможенного органа игнорирует таможенный контроль, который должен проводиться должностными лицами этих таможенных органов Украины на указанных таможнях и таможенных постах путём проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенного досмотра, учёта товаров и транспортных средств. Незаконное освобождение от таможенного контроля, например, из дружеских или семейных отношений, либо личных симпатий или за взятку, совершённое должностным лицом, проводящим таможенный контроль, должно рассматриваться теперь как соисполнительство в контрабанде, совершаемой путём незаконного освобождения контрабандиста от таможенного контроля. Естественно, содеянное, например, взяткодателем, который таким способом избегает таможенного контроля в пункте пропуска, следует квалифицировать как контрабанда, совершённая им путём незаконного освобождения от таможенного контроля по предварительному сговору с должностным лицом таможенного органа. Этим же уголовно наказуемым способом, по нашему мнению, охватываются теперь и случаи незаконного перемещения предметов через таможенную границу Украины с использованием документов, полученных по сговору у должностного лица таможенного органа незаконным путем, что одновременно является и самостоятельным уголовно наказуемым способом контрабанды с сокрытием от таможенного контроля в виде перемещения предметов через таможенную границу по документам, полученным незаконным путём. Например, умышленное оформление работником таможеного органа грузовой таможенной декларации без надлежащего таможенного оформления груза, а также с ведома должностного лица таможни вывоз товаров за границу, которые подлежат лицензированию, по лицензии, которая получена за взятку.

Как показывало обобщение судебной практики в 1993г. и в 1998г. из изученных дел наиболее распространённой была всё же контрабанда, совершённая путём сокрытия предметов от таможенного контроля. Однако, чаще всего такой контрабандой признавалось именно то, что граждане, выезжая за границу, нарушали порядок таможенного оформления, не

декларируя те предметы, которые подлежали обязательному декларированию и не заявляли об их наличии работникам таможен при устном опросе по пунктам декларации, что контрабандой по ст. 70 УК не являлось и не считается таковой по ст. 201 УК, если нет сговора с должностным лицом таможенного органа об освобождении от таможенного контроля.

Вернуться к содержанию | Продолжение главы

ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов