Объективная сторона контрабанды - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

Таким образом, квалификация содеянного по ст. 201 УК зависит от конкретного уголовно наказуемого способа перемещения любых предметов контрабанды через таможенную границу Украины, а не от наличия у лица, перемещающего такие предметы, возможности их незаконного перемещения через таможенную границу в силу своего служебного положения или другими лицами (не должностными) в виду халатного отношения к таможенному контролю со стороны должностных лиц таможенного органа. Например, когда начальник пассажирского поезда, используя свое служебное положение, провозит без признаков сокрытия от таможенного контроля товары в почтовом вагоне или в своем купе, рассчитывая, что его не будут подвергать таможенному контролю. Или, когда при перемещении товаров через таможенную границу железнодорожным транспортом сотрудники таможенных органов не подвергали багаж и ручную кладь пассажиров таможенному контролю. Либо, когда должностные лица таможни или пограничники через свой пункт пропуска на государственной границе во время дежурства сами незаконно перемещают товары, используя для этого свои служебные полномочия, но при условии, что совершают такое перемещение товаров или иных предметов без признаков сокрытия их от таможенного контроля, предусмотренных в ст. 115 ТК 1991г., а также без признаков перемещения предметов через таможенную границу Украины вне места расположения таможни или вне времени производства таможенного оформления (ст. 116 ТК 1991г.). В этих случаях нет состава контрабанды, так как отсутствует уголовно наказуемый способ объективной стороны этого преступления, предусмотренный в ст. ст. 115 и 116 ТК в ред. от 17.05.2001г., и содеянное должностными лицами является уголовно наказуемым злоупотреблением служебным положением. В действиях частных лиц усматривается административный проступок, так как имеет место незаконное перемещение товаров в зоне таможенного контроля, которые не декларируются, что наказуемо по ст. 118 ТК 1991г., ст. 340 ТК 2002г.

Следовательно, по действующему законодательству перемещение товаров и иных предметов через таможенную границу Украины в пунктах пропуска на таможенной границе, то есть в зоне таможенного контроля, которые умышленно не указываются в таможенной декларации и не предъявляются к таможенному досмотру, хотя и перемещаются с нарушениями установленного порядка таможенного оформления и таможенного налогообложения, то есть незаконно с точки зрения таможенного права, не наказуемы по ст. 201 УК, если нет сговора с должностными лицами таможни о таком способе незаконного перемещения этих предметов.

Перемещение предметов через таможенную границу Украины с СОКРЫТИЕМ ОТ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ - следующая уголовно наказуемая форма перемещения предметов, образующая в соответствии со ст. 201 УК, объективную сторону контрабанды. В диспозиции ст. 115 ТК 1991г. (ст. 352 ТК 2002г.) такими способами сокрытия от таможенного контроля признаются: 1) перемещение товаров с использованием тайников и других средств или способов, затрудняющих выявление (обнаружение) таких товаров; или 2) путем придания одним товарам вида других; либо 3) с представлением таможенному органу в качестве основания для перемещения товаров поддельных документов; или 4) документов, полученных незаконным путем; либо 5) документов, содержащих ложные (неправдивые) сведения, в том числе, являющихся основанием для перемещения других предметов. Таким образом, уголовно наказуемой формой сокрытия от таможенного контроля товаров признаётся любое их утаивание путём перечисленных в Таможенном кодексе пяти способов. Отнесение к сокрытию от таможенного контроля недекларирования товаров или иных предметов, как это имело место в судебной практике прошлых лет, было бы правомерным лишь в определённых случаях. А именно, когда таможенному органу Украины, как основание для перемещения товаров или иных ценностей, названных в ст. 201 УК, предоставляются документы, которые содержат ложные сведения. Это возможно при предъявлении таможенной декларации, в которой не указывается, что именно ввозится или вывозится, а равно, если предоставляется для проверки уполномоченному таможенному органу декларация., где перемещаемые через таможенную границу Украины предметы называются не своим наименованием, то есть имеет место недостоверное декларирование. Б случае перемещения таким способом товаров или иных ценностей, перечисленных в ст. 201 УК, уголовная ответственность наступает по данной статье, так как усматривается уголовно наказуемый способ контрабанды, указанный в ст. 115 ТК 1991г. (ст.352 ТК 2002г.) в виде сокрытия перемещаемых предметов от таможенного контроля путём предоставления таможенному органу документов, содержащих ложные сведения. Если ложные сведения заявляются таможенному органу в отношении перемещаемых товаров, то ответственность по ст. 201 УК наступает, если их стоимость составляет тысячу и более необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, т.е. если имеет место незаконное перемещение товаров в крупных размерах. Обнаружение такого сокрытия товаров или иных ценностей в пунктах пропуска через таможенную границу Украины или в иных местах расположения таможен до пересечения грузом линии таможенной границы должно квалифицироваться, как приготовление либо покушение на контрабанду. Если товары или иные ценности обнаружены после произведённой проверки документов, когда предметы контрабанды были перемещены за пределы таможенной границы, имеет место, оконченное преступление.

Незаконное перемещение гражданами товаров или иных ценностей, которые не указываются в таможенной декларации и не предъявляются к таможенному досмотру; или пересылаются ими без указания в декларации вещей в таможенных отправлениях по почте; или имеет место перемещение предметов, фактически принадлежащих другим лицам, и предъявленных к

таможенному контролю под видом личного имущества, если об этом не было заявлено в таможенной декларации, при отсутствии сговора с должностными лицами таможни о таком способе незаконного перемещения предметов через таможенную границу Украины в зоне таможенного контроля, - образует состав административного проступка в виде нарушения таможенных правил путём недекларирования, что наказуемо по ст. 118 ТК 1991г. (ст. 340 ТК 2002г.). Здесь не усматриваются признаки нарушения таможенных правил, описанных в ст. 115 или в ст. 116 ТК, в том числе и в ред. Закона Украины от 17.05.2001г. Это требует внести соответствующие изменения в ч.1 ст. 201 УК указав, что объективную сторону контрабанды образует, в том числе, и перемещение товаров или иных ценностей через таможенную границу Украины в зоне таможенного контроля, сопряженное с их недекларированием.

Тайниками, в смысле ст. 115 ТК 1991 г. (ст. 352 ТК 2002г.), являются, как специально изготовленные с целью незаконного перемещения товаров через таможенную границу Украины, так и оборудованные и приспособленные с этой целью на транспортных средствах конструктивные емкости и предметы, предварительно подвергавшиеся разборке, монтажу и т.н. Примером из практики может послужить дело моториста Л., работавшего на судне "Анатолий Макаров" Черноморского пароходства и совершавшего рейсы в Грецию. В своей каюте за переборкой Л. оборудовал тайник, вход в который замаскировал дощечкой, прибил к ней три гвоздя и развесил рабочую одежду. Сотрудниками Одесской таможни в тайнике были обнаружены золотые изделия и 5 икон 17-18 веков. Действия Л. были правильно квалифицированы как контрабанда товаров в виде ювелирных изделий и иных предметов в виде исторических ценностей.

Наиболее распространёнными местами сокрытия контрабандных предметов в тайниках на транспорте являются покрышки ходовых и запасных колес; специально переоборудованные или изготовленные топливные и водяные баки; ящики для инструмента с двойными стенками и днищами и т.п.

Использованием иных средств, затрудняющих выявление предметов, признаётся сокрытие последних в чемоданах, одежде, обуви, головных уборах, вещах личного пользования, на теле либо в организме человека или ЖИВОТНОГО.

Придание одним предметам вида других - это изменение их внешних признаков (формы и состояния, упаковки, ярлыков, этикеток и т.п.)

Необходимо учитывать, что основанием для перемещения предметов через таможенную границу Украины являются установленные таможенным правом Украину документы, без которых невозможно получить разрешение таможни на пропуск предметов через таможенную границу, в частности, это могут быть таможенная декларация, коносамент, лицензия, квота, товаросопроводительные документы, разрешения соответствующих государственных органов и другие документы.

Поддельными следует считать как фальшивые документы, так и подлинные, в которые внесены ложные сведения или отдельные изменения, искажающие содержание информации относительно фактов, которые ими

удостоверяются, а также документы с поддельными оттисками печатей, штампов, подписями и т.п.

Под незаконно полученными понимаются документы, которые лицо получило при отсутствии законных оснований либо с нарушением установленного порядка, например, за взятку.

Документами, содержащими ложные (неправдивые) данные, являются такие, в которых сведения относительно существа соглашения, наименования, ассортимента, веса, количества или стоимости предметов, относительно отправителя или получателя, относительно государства, из которого они вывезены или в которое перемещаются, и т.п. не соответствует действительности.

Под обманным использованием таможенных и иных документов следует понимать действия лиц, связанные с предоставлением таможенному контролю в качестве оснований для перемещения товаров или иных ценностей заведомо поддельных документов или полученных незаконным путем либо документов, содержащих ложные сведения.

Сокрытием от таможенного контроля в виде использования документов, содержащих ложные сведения, судебной практикой признаются случаи, когда предметы умышленно ввозятся в Украину под видом транзита через её территорию, например легковые машины иностранного производства, а фактически - с целью их реализации в Украине. В иных случаях нарушение обязательств об обратном вывозе или обратном ввозе предметов или о транзите влечет административную ответственность в соответствии с ТК.

Примером уголовно наказуемого способа перемещения товаров с сокрытием от таможенного контроля является случай, имевший место в следственной практике УСБУ в Харьковской области. А именно, когда сокрытие от таможенного контроля выразилось в незаконном ввозе крупной партии текстильной продукции в виде ткани артикул С89-ТИ под видом ткани артикул С94-ТИ, то есть с предоставлением таможенному органу документов, которые содержали ложные сведения, так как являлись основанием для перемещения другого, менее дорогого товара.

В Научно-практическом комментарии УК Украины от 5 апреля 2001г., изданного в 2002г. под редакцией Н.И. Мельника и Н.И. Хавронюка, авторы комментария к ст. 201 УК Дудоров А.А. и Хавронюк Н.И на стр. 553 такую ситуацию предлагают квалифицировать по ст. 222 УК, как мошенничество с финансовыми ресурсами или по ст. 212 УК. Они пишут, что декларирование товаров не своим наименованием, например, под другим кодом товарной номенклатуры (как в нашем примере из практики СО УСБУ в Харьковской области) с целью занижения таможенной стоимости при наличии признаков состава преступления, предусмотренного ст. 222 УК (предоставление заведомо ложной информации с целью получения льгот по налогам), должно рассматриваться как мошенничество с финансовыми ресурсами или квалифицироваться по ст. 212 УК. Представляется, что здесь имеет место состав контрабанды товаров в крупных размерах с сокрытием их от таможенного контроля в виде перемещения товаров через таможенную границу Украины по документам, которые содержат ложные сведения и

являются основанием для премещения других товаров, т.к. имеет место декларирование товаров не своим наименованием. Поэтому содеянное виновными образует состав контрабанды и мошенничество с финансовыми ресурсами (ст.ст. 201 и 222 УК).

Контрабанда считается оконченным преступлением с момента незаконного фактического перемещения предметов контрабанды через таможенную границу Украины, то есть с одной стороны границы на её другую сторону. Пересечение грузом линии таможенной границы является обязательным условием для признания контрабанды оконченным преступлением. Поэтому предъявление таможенной декларации, содержащей ложные сведения, при вывозе товаров за пределы таможенной территории Украины должно признаваться покушением на контрабанду. Также следует квалифицировать и действия лица, пытавшегося вывезти предметы контрабанды за пределы Украины с использованием тайников, но задержанного на таможне во время таможенного контроля. На практике реже встречаются уголовные дела, в которых контрабанда была бы оконченной и подавляющее большинство случаев - это покушение на контрабанду. Данный факт свидетельствует о том, что в случае благополучного пересечения контрабандистом линии таможенного контроля, доказать сам факт совершения контрабанды бывает трудно.

Если предметы контрабанды выявлены во время досмотра или передосмотра вещей, или личного досмотра, в том числе повторного при въезде в Украину или при выезде за пределы Украины, содеянное надлежит квалифицировать как оконченное покушение на контрабанду со ссылкой на ч. 2 ст. 15 УК Украины.

Создание условий для контрабанды (подыскание соучастников, определение путей перемещения предметов, придания им другого вида, подделка документов или привлечение лиц с целью обеспечения беспрепятственного перемещения предметов контрабанды) необходимо рассматривать как приготовление к этому преступлению и квалифицировать по ч. 1 ст. 14 УК и ст. 201 УК, а действия, связанные с попыткой незаконного перемещения предметов через таможенную границу Украины и не доведённые до конца по причинам, не зависящим от воли виновного., как покушение на его совершение и квалифицировать но части 2 или 3 ст. 15 УК и ст. 201 УК. Указания в формуле квалификации на часть 1 ст. 14 УК или на часть 2 или 3 ст. 15 УК при совершении контрабанды объясняется тем, что, во-первых, каждое обвинение должно быть четким и ясным. Указание, во-вторых, на приготовление, оконченное или неоконченное покушение на контрабанду обеспечивает право на защиту от определенного обвинения. В-третьих, суд при назначении наказания за приготовление или за покушение на контрабанду должен, в частности, учитывать степень осуществления лицом преступного намерения (ч. 1 ст. 68 УК), о чем свидетельствует и тот факт, приготовление, оконченное или неоконченное покушение на контрабанду оно совершило.

При контрабанде возможен добровольный отказ от доведения преступления до конца. В соответствии со ст. 17 УК добровольным отказом является окончательное прекращение лицом по своей воле приготовления к преступлению или покушению на преступление, если при этом оно осознавало возможность доведения преступления до конца. Применительно к составу контрабанды, учитывая особенности объективной стороны этого преступления, добровольный отказ от совершения контрабанды может иметь место только до момента фактического перемещения предметов преступления через таможенную границу при осознании лицом реальной возможности доведения преступления до конца, то есть на стадии приготовления и неоконченного покушения на контрабанду. Так, например, это возможно до заполнения таможенной декларации или в момент её заполнения, так как здесь совершаются действия, которые квалифицируются как приготовление к незаконному перемещению. После подачи декларации и принятия её таможенным органом все действия, направленные на незаконное перемещение, до момента фактического пересечения таможенной границы, следует квалифицировать как покушение на контрабанду, а после фактического пересечения таможенной границы - как оконченный состав. При ввозе процедура перемещения начинается с фактического пересечения таможенной границы и продолжается до выпуска товара из зоны таможенного контроля.

Правильное представление о достаточно сложной объективной стороне контрабанды необходимо для точной уголовно - правовой её квалификации, тем более, что таможенный контроль нередко осуществляется не на таможенной границе в месте её пересечения, а в других местах (например, в аэропортах, речных и морских портах). В таких случаях при ввозе товара контрабандным способом на таможенную территорию Украины пересечение таможенной границы по воздуху или воде еще не образует оконченного состава контрабанды, что произойдет позже при прохождении зоны таможенного контроля с сокрытием контрабандного товара от таможенного контроля теми способами, которые указываются в ст. 115 ТК 1991г., ст. 352 ТК 2002г. и поэтому образуют уголовно наказуемую форму объективной стороны контрабанды. Наоборот, при контрабандном вывозе товара для признания преступления оконченным недостаточно прохождения зоны таможенного контроля в аэропорту (морском, речном порту), а требуется фактическое перемещение товаров через таможенную границу Украины.

Добровольный отказ исключается, если лицо выдает предметы контрабанды на предложение работника таможни о добровольной выдаче сокрытых предметов при личном досмотре после объявления ему письменного решения начальника таможни или лица, его замещающего, о личном досмотре или осмотре вещей, транспортных средств, товаров и других предметов, то есть при оконченном покушении на контрабанду. В постановлении Пленума Верховного Суда Украины от 26.02.1999г. в п.15 сказано, что добровольный отказ от совершения контрабанды возможен лишь на стадии приготовления к незаконному перемещению предметов через таможенную границу Украины либо неоконченного покушения на его совершение, когда лицо сознаёт возможность доведения преступления до конца, но по собственной инициативе отказывается от этого.

Вернуться к содержанию

ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов