Предмет контрабанды по ст. 201 УК Украины - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

К предметам контрабанды, но уже в виде товаров, следует относить предметы промышленного назначения, применяемые в производственной сфере, вывоз (пересылка) которых физическим лицам за пределы таможенной территории Украины запрещается. Такой Перечень утверждён Постановлением КМУ от 11.09.1996г. № 1094 и сюда входят:

> металлы редкоземельные, скандий и иттрий в чистом виде, в смесях или сплавах;

> ртуть;

> шкура крупного рогатого скота или животных из семейства лошадиных;

> шкура овец или ягнят;

> иные виды кожевенного сырья;

> отходы и лом медные;

> сплавы медно-цинковые (латунные);

> сплавы медно-оловянные (бронзы);

> сплавы медно-никелевые (купроникели) или сплавы медно-никелево-цинковые (нейзильберы);

> прутки и профили медные;

> проволока медная;

> плиты, листы, полосы и ленты медные, толщиной более 0.15 мм;

> никель и изделия из него, включая отходы и лом;

> недрагоценные металлы, другие (вольфрам, молибден, тантал, магний, кобальт, висмут, кадмий, титан, цирконий, сурьма, марганец, бериллий, хром, германий, ванадий, галлий, гафний, индий, ниобий, рений, талий) и металлокерамика, и изделия из них, включая отходы и лом.

Эти предметы промышленного назначения, за исключением ртути, которая относится к предметам контрабанды в виде ядовитых веществ, являются предметами контрабанды в виде товаров, незаконное перемещение которых гражданами Украины, иностранцами и лицами без гражданства за пределы таможенной границы Украины образует признаки состава контрабанды с учётом их стоимостного критерия «в крупных размерах». К такому выводу мы приходим, поскольку эти товары не включены в перечень товаров в Приложениях к постановлениям КМУ №1703 от 18.12.2001г. и №1939 от 25.12.2002г. и поэтому не должны признаваться предметами контрабанды в виде СВСТ. Контрабандный ввоз таких товаров, также как и СВСТ, которые называются в десяти перечнях товаров, перечисленных в Приложениях к постановлению КМУ от 18.12.2001г. №1703 и в пяти перечнях в Приложениях к постановлению КМУ от 25.12.2002г. №1939, влечет ответственность по правилам контрабанды товаров с учётом их стоимостного критерия в «крупных размерах». Иначе состава контрабанды не будет и содеянное является нарушением таможенных правил. К такому выводу мы приходим, анализируя диспозицию ч. 1 ст. 201 УК, где товары в виде СВСТ называются предметом контрабанды, в случае нарушения установленных законодательством соответствующих правил их вывоза за пределы Украины.

Товары промышленного назначения, применяемые в производственной сфере, вывоз которых физическим лицам за пределы таможенной территории Украины запрещен, а также СВСТ - продукцию в виде определенных товаров, как предметы контрабанды по ст. 201 УК, следует отличать от аналогичных предметов - продукции и товаров, которые могут быть использованы для создания оружия, военной и специальной техники и незаконный вывоз которых за пределы Украины образует признаки преступления, предусмотренного в ст. 333 УК.

Товары промышленного назначения, перечисленные в постановлений КМУ от 11.09.1996г. № 1094 и СВСТ, как предметы контрабанды в ст. 201 УК, отличаются от продукции и товаров, как предметов преступления в

ст.333 УК, по особенностям государственного контроля за международными передачами таких товаров двойного пользования независимо от условий поставки, характера соглашений, таможенного режима и прочих особенностей перемещения этих товаров через таможенную границу Украины. В смысле таможенного оформления и те, и другие предметы подлежат обязательному декларированию и предъявлению таможенным учреждениям. То есть, таможенный режим их вывоза через таможенную границу Украины одинаковый с предметами контрабанды в виде товаров и СВСТ.

На предметы преступления, предусмотренные в ст. 333 УК в виде товаров и сырья, которые могут быть использованы для создания ракетного, ядерного, химического и других видов оружия, военной и специальной техники, вывоз которых контролируется, распространяется специальный режим экспорта в виде экспортного контроля. Согласно Положения «О порядке проведения экспертизы в области экспортного контроля», утвержденного постановлением КМУ от 15 июля 1997г. № 769 таковыми признаются товары военного и специального назначения и товары двойного использования.

Товары военного и специального назначения в соответствии с Положением о порядке проведения экспертизы в области экспортного контроля (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением КМУ от 15 июня 1999г. № 1042) - это вооружение, боеприпасы, взрывчатые вещества, военная техника, их составные части, комплектующие изделия и технологии, специально предназначенные для их производства, другие виды продукции, другие технологии, работы, услуги, которые специально предназначены для использования в вооружении и военной технике или составляют государственную тайну.

Вооружение - это различные виды боевой техники (самолеты, танки, военные корабли и т.д.), боевое неогнестрельное оружие, средства связи, навигационные приборы, средства защиты от боевых отравляющих веществ и др.

Товары двойного пользования - это отдельные виды изделий, оборудования, материалов, программного обеспечения и технологий, а также связанные с ними работы и услуги, которые могут быть использованы во время создания оружия массового уничтожения (ядерного, химического, биологического и токсического), средства доставки такого оружия или создания обычных видов вооружения, военной и специальной техники. Как представляется, здесь речь идет о материалах и оборудовании так называемого двойного назначения, которые в принципе имеют мирное назначение, но могут быть использованы для создания соответствующего оружия или средств его доставки.

Под материалами в данном случае понимаются различные сплавы, композиты, химические продукты, органические вещества, другие предметы производственного или опытно - конструкторского назначения, а под оборудованием - различные механизмы, приспособления, контрольно-измерительная аппаратура и другие средства, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, то есть для

проведения научных исследований, разработок, проектирования, производства, испытания и обслуживания.

Отнесение тех или иных товаров, продукции и т.п. к данным предметам, то есть к номенклатуре товаров, подпадающих под экспортный контроль, определяется на основании выводов соответствующих государственных служб экспортного контроля в порядке, утвержденном КМУ и исходя из Списка товаров двойного использования, Положения о порядке проведения экспертизы в области экспортного контроля и Положения о порядке привлечения военных представительств к выполнению работ в области экспортного контроля, утвержденного Приказом Государственной службы экспортного контроля Украины, Министерства обороны Украины, Службы безопасности Украины и Министерства внутренних дел Украины от 29 июля 1999г. № 128/227/160/598, зарегистрированного в Министерстве юстиций Украины 26 августа 1999г. под №580/3873.

Незаконный вывоз за пределы таможенной территории Украины товаров военного и специального назначения или товаров двойного использования при наличии признаков объективной и субъективной стороны контрабанды, по нашему мнению, должен влечь уголовную ответственность по ст.201 УК, если предметом незаконного международного товарооборота, связанного с их вывозом за пределы Украины, являются такие товары, которые одновременно подпадают и под признаки предметов преступления, предусмотренного в ст.201 УК в виде товаров, СВСТ, оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ. К такому выводу мы приходим, анализируя санкции этих статей УК, где контрабанда является более тяжким преступлением нежели то преступление, которое предусмотрено в ст. 333 УК, при том, что объективная сторона и предмет преступления в этом случае одинаковы. Если предметом незаконного вывоза через таможенную границу Украины помимо таможенного контроля или с сокрытием от него являются товары военного или специального назначения, которые составляют государственную тайну, содеянное виновными образует объективные признаки состава государственной измены в форме шпионажа (ст. 111 УК) и ст. 333 УК. Однако, если предметом такого незаконного вывоза являются товары двойного назначения, которые одновременно подпадают и под признаки предметов контрабанды, содеянное квалифицируется, как контрабанда (ст. 201 УК) и государственная измена (ст. 111 УК) без ссылки на ст. 333 УК.

Таким образом, нарушения установленного порядка вывоза за пределы таможенной территории Украины сырья, материалов и оборудования, которые могут быть использованы для создания ракетного, ядерного, химического других видов оружия, военной и специальной техники, что предусмотрено в ст. 333 УК, влечет ответственность по этой статье УК, если нет признаков «Контрабанды» (ст. 201 УК) и «Государственной измены» (ст. 111 УК),

Контрабандный ввоз на территорию Украины сырья, материалов и оборудования, а также военной и специальной техники, которые являются предметом преступления, предусмотренного в ст. 333 УК, должен влечь

ответственность по правилам контрабанды товаров с учетом их стоимостного критерия в крупных размерах, а незаконный ввоз оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ - по правилам контрабанды иных ценностей, то есть независимо от стоимостных размеров контрабанды таких предметов и веществ.

Об исторических и культурных ценностях, как предметах контрабанды, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Украины и о самих этих правилах говорится в Законе Украины от 21.09.1999г. «О вывозе, ввозе и возвращении культурных ценностей», в Положении о Государственной службе контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу Украины, утвержденного постановлением КМУ №983 от 20.06.2000г. и в ст. 1 п. II нового ТК 2002г., где под культурными ценностями понимаются все объекты материальной и духовной культуры, имеющие художественное, историческое, этнографическое и научное значение и подлежащие сохранению, воспроизведению и охране в соответствии с законодательством Украины. В соответствии с ч.3 ст. 2 Закона от 21.09.3999г. указанные ценности могут принадлежать как государству, так и отдельным гражданам, которые обязаны соблюдать установленный настоящим Законом порядок вывоза, ввоза и возвращения культурных ценностей. Принадлежность предмета к такой категории и его стоимость устанавливаются на основании заключения экспертизы. На это указывается в п.7 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 2602.1999г. №2 «О судебной практике по делам о контрабанде и нарушений таможенных правил».

К культурным ценностям в соответствии со ст. 1 Закона от 21.09.1999г. относятся предметы, связанные с историческими событиями, развитием общества и государства, историей науки и культуры, а также касающиеся жизни и деятельности выдающихся деятелей государства, политических партий, общественных и религиозных организаций, науки, культуры и искусства. Таким образом, формально культурной ценностью может быть признано любое ценное историческое и культурное имущество и, в первую очередь, отнесённое к национальному достоянию Украины, так как вывоз таких ценностей за пределы Украины без обязательного их обратного ввоза запрещён.

В ст. 14 Закона Украины от 21.09.99 г. определены культурные ценности, не подлежащие вывозу из Украины. Это: культурные ценности, внесённые в Государственный реестр национального-культурного достояния; культурные ценности, включённые в Национальный архивный фонд; культурные ценности, включённые в Музейный фонд Украины.

В этом же Законе в Разделе 3 установлены правила вывоза и ввоза других культурных ценностей, например, в ст. 16 Закона определяется порядок оформления права на вывоз культурных ценностей в виде семейных ценностей; в ст. 17 - личных наград; в ст. 19 - вывоз культурных ценностей путём пересылки в международных почтовых отправлениях и т.д.

В разделе 3 Закона в ст. ст. 21 и 22 устанавливаются правила ввоза культурных ценностей в Украину, в том числе и тех культурных ценностей, по которым объявлен розыск. Такой ввоз запрещается, т.е. считается

незаконным и такие культурные ценности подлежат изъятию таможенными органами Украины с целью возврата их в установленном порядке собственнику. Естественно, те кто нарушают эти правила вывоза и ввоза культурных ценностей, совершая это помимо таможенного контроля или с сокрытием от него, независимо от стоимости предмета в виде культурных ценностей, совершают преступление, предусмотренное в ст. 201 УК.

Таким образом, в отношении исторических и культурных ценностей установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Украины, что отличает их от товаров, ввоз и вывоз которых через таможенную границу Украины регулируется только общими правилами, установленными в ТК Украины.

Как представляется, исторические ценности являются частью культурных ценностей и выделение их в перечне предметов контрабанды наряду с культурными ценностями в ст. 201 УК является лишним упоминанием в тексте статьи, на квалификацию не влияет и они всегда будут называться предметом контрабанды с формулировкой «культурные ценности в виде исторических ценностей».

Следующими предметами, правовой режим которых внутри страны и в международном товарообороте регулируется специальными нормативными актами, в соответствии со ст. 201 УК Украины являются ядовитые вещества в твёрдом, порошкообразном или жидком виде. Это яды и токсины, употребление которых даже с незначительным превышением дозы может привести к смерти, например, атропина сульфат, мышьяк, стрихнин, сулема, цианистый калии, ртуть и т.п. Перечень таких веществ устанавливается Министерством охраны здоровья на основании Закона Украины от 4 апреля 1966г. «О врачебных методах» и приводится в приложении №5 к приказу Министерства Охраны Здоровья Украины от 18 августа 1985г. №153 «Об утверждении нормативных актов - перечне врачебных методов». Перечень сильнодействующих веществ содержится в приложении №6 к данному приказу.

Сильнодействующие вещества это лекарственные и иные средства, употребление которых вне назначения или с нарушением норм дозировки может причинить тяжкий вред организму человека. Например, гормональные препараты: бромазепам, диазепам, клофелин, медазепам, солутан и др. Указанные вещества имеют такие общие признаки: опасность для жизни или здоровья человека; они не являются наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами или прекурсорами; эти предметы изъяты из гражданского оборота и не имеют свободного международного товарооборота; их правовой режим экспорта и импорта регулируется специальными нормативными актами.

Уголовная ответственность за незаконное перемещение сильнодействующих и ядовитых веществ через таможенную границу Украины по мнению большинства авторов, комментирующих ст. должна наступать только в тех случаях, когда количество указанных значительно превышает размеры, необходимые для лечения конкретного лица. Этот вопрос решается на основании материалов уголовного дела о контрабанде.

Радиоактивные вещества (точнее было бы записать в диспозиции ст. 201 УК «материалы», как это сделано в ч.1 ст. 265 УК, где в Разделе 9 Особенной части устанавливается ответственность за незаконное обращение с радиоактивными материалами), как предмет контрабанды, в соответствии с п. 1.8 Правил обеспечения сохранности ядерных материалов, радиоактивных отходов, иных источников ионизирующего излучения (утверждены приказом Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 14 декабря 2000г. № 241) - это радиоактивные материалы, которые содержат радионуклиды, источники естественного либо искусственного происхождения ионизирующего излучения, радиоактивные вещества и ядерные материалы, находящиеся в любом физическом состоянии в установке либо в изделии или в ином любом виде и относительно которых действуют специальные правила по ядерной и радиационной безопасности. Они ограничены в гражданском обороте, так как опасны для жизни и здоровья и могут использоваться для создания ядерного оружия. Порядок экспорта и импорта ядерных материалов устанавливается КМУ.

В статье 201 УК не называются предметом контрабанды отравляющие вещества, под которыми понимаются химические реагенты и их соединения, воздействующие на центральную нервную систему и органы дыхания и даже в незначительном количестве вызывающие их поражение, однако не относящиеся к химическому оружию. Представляется, что их перемещение через таможенную границу Украины помимо таможенного контроля или с сокрытием от него, то есть контрабандным способом, также следует квалифицировать по ст. 201 УК независимо от стоимостного размера таких отравляющих веществ.

Последними в этом перечне, изъятых из свободного гражданского оборота предметов, называются в ч.1 ст. 201 УК взрывчатые вещества, а также оружие и боеприпасы. Для установления их признаков следует обращаться к постановлениям Кабинета Министров Украины, где устанавливается правовой режим, связанный с порядком изготовления, приобретения, учёта, перевозки и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых веществ. А именно, к Положению о разрешительной системе, утвержденному КМУ 12 октября 1992г. №576 с последующими изменениями и к Инструкции МВД Украины от 21 августа 1998г. №622 с изменениями, внесенными приказом от 13 апреля 1999г. № 192. Подробно понятие этих предметов раскрывается в постановлении №3 Пленума Верховного Суда Украины от 26 апреля 2002г. «О судебной практике по делам о похищении и ином незаконном обращении с оружием, боевыми припасами, взрывчатыми веществами, взрывными устройствами или радиоактивными материалами». В соответствии с п. 6 этого постановления Пленума Верховного Суда к взрывчатым веществам относятся химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому само распространяющемуся химическому превращению - взрыву. Это: порох, динамит, тротил, нитроглицерин и иные химические вещества, их соединения или смеси, способные взрываться без доступа кислорода.

Под оружием, как предметом контрабанды, понимается как огнестрельное так и холодное оружие, В соответствии с п. 4 этого постановления Пленума Верховного Суда Украины к огнестрельному оружию относятся все виды боевого, спортивного, нарезного охотничьего оружия, для произведения выстрела из которого используется сила давления газов, образующихся при сгорании взрывчатого вещества, то есть пороха или иных специальных горючих смесей, как серийного изготовления, так и кустарного производства или переделанного для произведения выстрела.

Вернуться к содержанию | Продолжение главы

ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов