Предмет контрабанды по ст. 201 УК Украины - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

Пневматическое оружие, сигнальные, стартовые, строительные, газовые пистолеты, ракетницы, не содержащие в себе взрывчатых веществ и смесей, не являются предметом контрабанды оружием, а представляют собой предмет контрабанды в виде товаров. Гладкоствольное охотничье оружие и боевые припасы к нему в силу прямого указания на это в ст. 201 УК относятся также к предмету контрабанды в виде товаров.

К холодному оружию в соответствии п. 8 этого же постановления Пленума Верховного Суда Украины относятся средства и приспособления, отвечающие стандартным образцам или исторически сложившимся типам оружия, или иные предметы, имеющие колющий, колюще-режущий, рубящий, дробящий либо ударный эффект (штык, стилет, нож, кинжал, нунчаки, кастет и т.п.) и предназначенные для поражения живой цели. Например, охотничьи и тактические ножи, обладающие отличительными признаками, присущими этому виду оружия: удобная нескользкая рукоять р. искривленное в передней части лезвие, которым удобно разделывать убитую дичь. В лезвиях тактических ножей используется гораздо более упругая сталь, а сама их форма конструктивно ориентирована преимущественно не на резку, а на удар.

Под боевыми припасами в соответствии с п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Украины понимаются устройства или предметы конструктивно предназначенные для поражения цели оружием соответствующего вида. Это патроны к нарезному огнестрельному оружию разных калибров, артиллерийские снаряды, бомбы, мины, гранаты, боевые части торпед и ракет, а также другие изделия в собранном виде, снаряжённые взрывчатым веществом и предназначенные для стрельбы из огнестрельного оружия или производства взрыва. Таким образом, боеприпасы, как предмет контрабанды, это не только боеприпасы к огнестрельному оружию.

Ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения, например, токсичное, а также средства их доставки, применяемые в военных целях для массового уничтожения (поражения) живой силы противника, боевой техники, сооружений, заражения окружающей природной среды, продовольствия, воды и иных материальных объектов, хотя и не называются в ч.1 ст. 201 УК, однако по смыслу закона также являются предметом контрабанды. Предметом рассматриваемого преступления должны признаваться и обычные виды военного оружия (реактивное, ракетное, минное, зажигательное, торпедное и т.п.), а также взрывные устройства, которые представляют собой комбинацию взрывчатого вещества и специального приспособления, предназначенного для производства взрыва. В п. 7 постановления №3 Пленума Верховного Суда Украины от 26 апреля 2002 г. специально разъясняется, что следует понимать под взрывными устройствами. Эти устройства могут состоять на вооружении армии, специальных служб, а также использоваться в промышленности и строительстве.

Основным характерным признаком оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ является их назначение для поражения живой цели, а также уничтожения или повреждения окружающей среды. Поэтому спорным представляется суждение некоторых авторов о том, что предметы преступлений против общественной безопасности, обладающие признаками: повышенная общественная опасность, специальное назначение и особый правовой режим могут быть в таком виде только как предметы преступлений против общественной безопасности, При контрабанде данных предметов не имеет значения пригодны ли эти предметы (оружие, боевые припасы и взрывчатые вещества) по своему назначению для поражения живой дели, уничтожения или повреждения окружающей среды. Представляется, что если этот признак оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств отсутствует, то в данном конкретном случае незаконное перемещение таких предметов через таможенную границу Украины состава контрабанды не образует, так как отсутствует факультативный объект контрабанды этих предметов в виде общественной безопасности и содеянное подпадает под признаки контрабанды товаров, что наказуемо по ст. 201 УК с учетом их стоимости в крупных размерах.

Перемещение через таможенную границу Украины помимо таможенного контроля или с сокрытием от него составных частей огнестрельного оружия образует состав контрабанды оружием, если оружие перемещается в разобранном виде и умысел лица, его перемещающего, направлен на совершение контрабанды оружия в целом, а не его отдельных составных частей, что наказуемо по ст. 201 УК по правилам контрабанды товаров с учетом их стоимости.

Для уголовно-правовой квалификации контрабанды ядовитых, сильнодействующих, радиоактивных или взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов качественные свойства предмета контрабанды являются тем критерием, который позволяет отграничивать этот состав контрабанды от менее опасного состава контрабанды товаров. В тоже время, судебная практика придерживается правила, что для уголовной ответственности за контрабанду этих предметов как минимум должно незаконно перемещаться столько любых из указанных выше средств или веществ, количество которых достаточно, чтобы использовать их специфические свойства. Об этом должен быть соответствующий вывод специалистов. Вопрос о контрабанде указанных предметов в незначительном количестве должен решаться органом дознания, следствием или судом на основании ст.11 УК с учетом конкретных обстоятельств дела.

Контрабандное перемещение ядовитых, сильнодействующих, радиоактивных и взрывчатых веществ, а также боеприпасов в «незначительном количестве» означает, что в этом случае отсутствует признак общественной опасности состава контрабанды этих предметов и веществ. Не будет здесь и административного правонарушения. Это же относится и к незаконному перемещению (ввозу или вывозу) в небольших размерах исторических и культурных ценностей или вывозу за пределы Украины СВСТ, что формально и может содержать признаки контрабанды, но в силу малозначительности не представляет общественной опасности. Административной ответственности здесь так же не предусмотрено.

Другим обязательным признаком, ограничивающим применение ст. 201 УК, является количественное выражение предмета контрабанды в виде товаров. Условием привлечения к уголовной ответственности по ст. 201 УК за незаконное перемещение через таможенную границу Украину товаров признается совершение этого деяния в крупных размерах. В соответствии с примечанием к ст. 201 УК контрабанда товаров считается совершенной в крупных размерах, если их стоимость в гривнах в тысячу и более, раз превышает необлагаемый налогом минимум доходов граждан.

Поскольку стоимость предметов контрабанды в виде обычных товаров имеет юридическое значение, то она подлежит установлению во всех случаях расследования этого преступления. При этом следует руководствоваться Законом Украины от 5 апреля 2001г. «О Таможенном тарифе Украины» (с последующими изменениями), в соответствии, с положениями которого определяется таможенная стоимость перемещаемых товаров.

Стоимость предметов контрабанды в виде товаров, что учитывается судом при определении «крупных размеров», как обязательного количественного признака состава контрабанды товаров, соответствует их таможенной стоимости, так как должна определяться на момент совершения преступления при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Украины. Поэтому, таможенная стоимость предметов контрабанды имеет значение, как для правильного установления размеров налогов и сборов за перевозимый товар в виде таможенных пошлин и сборов, взыскание которых возложено на таможенные органы Украины, так и для правильной квалификации контрабанды обычных товаров и отграничения этого преступления от нарушения таможенных правил, схожих по объективной стороне с контрабандой товаров.

Таможенная стоимость товаров - это в соответствии с таможенным правом (ст. 259 ТК 2002г.) заявленная декларантом или определенная таможенным органом стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, которая исчисляется на момент пересечения ими таможенной границы Украины. Различают таможенную стоимость товаров, которые импортируются (ввозится) в Украину (ст. 266 ТК 2002 г.) и товаров, которые вывозится (экспортируются) из Украины (ст. 274 ТК 2002г.)

Таможенная стоимость предметов контрабанды может быть больше, чем их стоимость, т.к. слагается из цены товара, указанной в счёте-фактуре, и фактических затрат, если они не включены в счет-фактуру, куда входят затраты на погрузку, разгрузку, перегрузку, страхование и транспортирование к пункту пересечения таможенной границы Украины; затраты на таможенное оформление {оплата услуг таможенного брокера);

С другой стороны, в ст. 201 УК наряду с историческими и культурными ценностями называется новый предмет контрабанды - СВСТ, в отношении которых не требуется устанавливать крупных размеров стоимости предмета преступления при их незаконном вывозе за пределы Украины,

Авторы Научно-практического комментария УК Украины от 05.04.2001г. под редакцией Н.И. МЕЛЬНИКА и Н.И. ХАВРОНЮКА, отмечают, что нарушение порядка перемещения через таможенную границу Украины валюты Украины, иностранной валюты, банковских металлов, платёжных и иных документов, платёжных карточек влечёт административную ответственность, предусмотренную ТК Украины. С этим следует согласиться.

Исключение из числа предметов контрабанды валюты Украины, иностранной валюты и ценных бумаг, выраженных в этих валютах, а также банковских металлов, то есть валютных ценностей, и перевод их в предметы административных проступков в виде нарушения таможенных правил, представляется правильным решением законодателя, так как валютные ценности не являются товаром в смысле ст. 201 УК, а подпадают под понятие иных предметов контрабанды: такие ценности ограничены в гражданском обороте (за исключением валюты Украины и ценных бумаг в валюте Украины) и в отношении них законодательством установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Украины, в том числе, и в отношении валюты Украины и ценных бумаг, выряженных в валюте Украины.

Под товаром в соответствии со ст. 15 п.11 ТК 1991г. понимается любая, перемещаемая через таможенную границу Украины, продукция, в том числе продукция, на которую распространяются права интеллектуальной собственности, услуги, работы, являющиеся объектом купли-продажи или обмена. В уголовном праве к товарам, как предметам контрабанды, относят различного рода движимое имущество, электрическую, тепловую и иные виды энергии, а так же воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, способные быть предметом внешнеторговой деятельности.

К предметам в виде товаров относят и вещи, т.е. материальные, физически осязаемые объекты: орудия и средства производства, предметы потребления, различные виды энергетических ресурсов и сырья, произведённых или добытых человеком и поэтому ставших товаром. Таким образом, под товарами в уголовном праве понимают широкий круг предметов, в том числе и технологии, и информацию, и объекты интеллектуальной и промышленной собственности (полезные модели, промышленные образцы, а также товарные знаки, знаки обслуживания и т.п.). В то же время, в ТК Украины 1991г. понятием «товары» не охватываются ряд ценностей, которые называются в п. 14 ст. 15 ТК 1991г., а именно, перемещаемые через таможенную границу Украины валюта Украины, валютные и другие ценности, перечень которых определяется законодательством Украины и которые в ст. 70 УК 1960г. в ред. От 17.05.2001 г., наряду с товарами назывались самостоятельными предметами контрабанды в виде «валюты, ценностей и иных предметов».

В ст.1 п. 39 ТК Украины 2002г. под товарами, как предметами таможенных правонарушений, понимается любое движимое имущество (в том числе валютные ценности, культурные ценности), электрическая, тепловая и другие виды энергии, а также транспортные средства, за исключением транспортных, средств, которые используются исключительно для перевозки пассажиров и товаров через таможенную границу Украины.

Следует заметить, что отнесение в новом ТК Украины 2002г. к числу предметов таможенных правонарушений в виде административных проступков наряду с валютными ценностями, также культурных ценностей, которые по действующему УК могут быть предметом только контрабанды -преступления, противоречит уголовному закону и потребует с 1.01.2004г. либо изменения редакции ч. 1 ст. 201 УК, либо исключения из ст.1 п. 39 ТК 2002г. указания на культурные ценности, как предмет нарушения таможенных правил, поскольку в соответствии со ст. 201 УК они признаются предметом преступления. Представляется, что правильным было бы исключить культурные ценности из числа предметов таможенных правонарушений в ст. 1 п. 39 ТК 2002г., оставив их в списке ч.1 ст. 201 УК наряду с СВСТ, оружием, боеприпасами и другими, обозначенными там предметами контрабанды, т.к. их стоимость в денежном выражении не должна влиять на квалификацию рассматриваемого преступления.

Личные вещи граждан в виде предметов первой необходимости, предназначенные для обеспечения жизнедеятельности гражданина-собственника и являющиеся собственностью такого гражданина, предметом контрабанды в виде товаров не являются. Перечень таких предметов определяется КМУ с учётом норм,: которые применяются для определения личных вещей в странах Европейского Содружества.

В тоже время, товары, которые непосредственно ввозятся гражданином в сопровождаемом багаже каким-либо видом транспорта на таможенную территорию Украины, или пересылаются в несопровождаемом багаже, то есть премещаются через таможенную границу отдельно от гражданина или уполномоченного им лица с оформлением багажных документов, или перемещаются в международных почтовых отправлениях - подлежат обязательному письменному декларированию таможенным органам в порядке, установленном для граждан и 'поэтому признаются товаром в смысле ст.201 УК. Однако, такие товары не являются предметом рассматриваемого преступления, если их суммарная стоимость не составляет крупного размера, предусмотренного в примечании к ст. 201 УК. Нарушения порядка таможенного оформления таких товаров в виде их обязательного письменного декларирования и порядка налогообложения, установленного в Законе Украины от 13.09.2001г. «О порядке ввоза (пересылки) в Украину, таможенного оформления и налогообложения личных вещей, товаров и транспортных средств, которые ввозятся (пересылаются) гражданами на таможенную территорию Украины» влечёт только административную ответственность по ст. 118 ТК 1991г. (ст. 340 ТК 2002г.). Если ввозимые товары перемещаются через таможенную границу Украины в пункте пропуска с сокрытием от таможенного контроля или перемещаются через таможенную границу Украины помимо таможенного контроля, то ответственность наступает по ст. ст. 115 или 116 ТК Украины 1991г. (ст. ст. 352, 351 ТК 2002г.), а если стоимость перемещаемого товара составляет тысячу и более необлагаемых налогом минимумов доходов граждан - наступает уголовная ответственность по ст. 201 УК. Если таким способом перемещаются СВСТ, исторические и культурные ценности, а также другие предметы, названные в ч.1 ст. 201 УК, уголовная ответственность наступает независимо от их стоимости.

По мнению авторов Комментария к УК Украины 2001г. под редакцией КАРМАЗИНА Ю.А СТРЕЛЬЦОВА Е.Л. понятием «товар» охватываются и те объекты, которые по действующим нормативно-правовым актам подлежат таможенному контролю, таможенной идентификации или декларированию. Например, может быть установлена необходимость декларирования определённого вида видео- и аудиокассет, иных носителей информации, что превращает их в возможный предмет контрабанды. В учебнике «Уголовное право России. Том 2. Особенная часть», изданного в Москве в 1998г., также отмечается, что предметом контрабанды могут быть любые товары, то есть вещи, ценности, соответствующие юридическому понятию товара, а также те объекты, которые по действующим нормативно-правовым актам подлежат таможенному контролю, таможенной идентификации или декларированию. Необходимость декларирования, то есть таможенного оформления перемещаемых, например, рукописей, книг, видео- и аудиокассет, иных носителей информации, если она устанавливается нормативно-правовыми актами, превращает их в возможный предмет контрабанды.

Вернуться к содержанию | Продолжение главы

ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов