Родовой и непосредственный объекты контрабанды - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ КОНТРАБАНДЫ

§1. Родовой и непосредственный объекты контрабанды, как преступления, предусмотренного в ст. 201 УК Украины

Нарушение установленных законодательством правил ввоза и вывоза или только ввоза или вывоза товаров и иных ценностей через государственную границу Украины в зависимости от признаков этих предметов и способов их незаконного перемещения, при наличии других юридических признаков, образует, в одном случае, преступления, а в другом - нарушение таможенных правил в виде административных проступков. Это вытекает, как из действующего УК Украины 2001г. и ТК Украины 1991г., принятого 12.12.1991г. и введенного в действие с 1.01.1992г., так и ТК Украины 2002г., принятого Верховной Радой Украины 11 июля 2002г. и который должен был вступить в силу с 1 января 2003г., но по Закону Украины от 24.12.2002г. № 348-IV вступает в силу с 1.01.2004г.

К числу преступлений, связанных с незаконным перемещением через государственную границу Украины товаров и иных ценностей относятся: контрабанда (ст. 201 УК); контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров (ст. 305 УК); торговля людьми или иная незаконная сделка о передаче человека через государственную границу Украины (ст. 149 УК): незаконный ввоз на территорию Украины отходов и вторичного сырья (ст. 268 УК); ввоз в Украину с целью сбыта или распространения произведений, которые пропагандируют культ насилия и жестокости (ст. 300 УК); или ввоз в Украину произведений, изображений или иных предметов порнографического характера с целью сбыта или распространения (ст. 301 УК); незаконная переправка лиц через государственную границу Украины (ст. 332 УК); незаконный вывоз за пределы Украины сырья, материалов, оборудования и технологий для создания оружия, а также военной и специальной техники (ст. 333 УК).

Нарушениями таможенных правил перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу Украины, схожих по предмету и объективной стороне с контрабандой, являются таможенные правонарушения, предусмотренные в ст. ст. 115 и 116 ТК 1991г., где сказано, что перемещение предметов через таможенную границу Украины с сокрытием от таможенного контроля (ст. 115 ТК) или помимо таможенного контроля (ст. 116 ТК) влечет ответственность по этим статьям «при отсутствии признаков преступления» - ст. 115 ТК или «при отсутствии признаков контрабанды» - ст. 116 ТК.

Недекларирование предметов, перемещаемых через таможенную границу Украины в пунктах пропуска на таможенной границе или в пунктах пропуска, размещенных на таможенной границе Украины там, где она совпадает с пределами специальных таможенных зон, а также на территории специальных таможенных зон, то есть незаявление по установленной форме точных сведений о предметах, которые подлежат обязательному декларированию в случае перемещения через таможенную границу Украины, наказуемо по ст. 118 ТК 1991г.

Аналогичное положение закреплено и в ст. ст. 352, 351 и 340 ТК Украины 2002г.

Из перечисленных выше преступлений, объективная сторона которых выражается в незаконном ввозе или вывозе предметов через государственную границу Украины в действующем УК содержится две нормы, в которых устанавливается ответственность за контрабанду. Это ст. 201 УК, имеющая название «Контрабанда», а также ст. 305 УК «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров», которая, как об этом сказано в п. 12 постановления №2 Пленума Верховного Суда Украины от 26.02.1999г. «О судебной практике по делам о контрабанде и нарушении таможенных правил», является специальным составом контрабанды. Следовательно, в ст. 201 УК устанавливаются признаки основного состава контрабанды.

В соответствии с ч. 1 ст. 201 УК Украины контрабандой признаётся перемещение товаров через таможенную границу Украины помимо таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля, совершённое в крупных размерах, а также незаконное перемещение: 1) исторических и культурных ценностей, 2) ядовитых, 3) сильнодействующих, 4) радиоактивных или 5) взрывчатых веществ, 6) оружия и 7) боеприпасов (кроме гладкоствольного охотничьего оружия и боевых припасов к нему), а равно контрабанда 8) стратегически важных сырьевых товаров, в отношении которых законодательством установлены соответствующие правила вывоза за пределы Украины. Причём, как мы это видим из текста статьи УК, для признания действий виновного преступлением применительно к последним восьми видам предметов, в отличие от товаров, не требуется устанавливать их незаконного перемещения в крупных размерах, то есть сам факт перемещения этих предметов через таможенную границ)' Украины, в указанных в ст. 201 УК формах, образует оконченное преступление. Поэтому, установление их стоимостного размера не является обязательным условием привлечения к уголовной ответственности за контрабанду. Это же относится и к контрабанде наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, что предусмотрено в ст. 305 УК, но является преступлением против здоровья населения в сфере оборота этих средств и веществ. Таким образом, в названных выше двух составах контрабанды много общего. Во-первых, в ст. 201 УК предметы преступления в виде ядовитых, сильнодействующих, радиоактивных или взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов так же, как и все предметы, названные в ст. 305 УК, ограничены в гражданском обороте. Во-вторых, для перемещения таких предметов через таможенную границу Украины, в отличие от товаров, установлены специальные правила. В-третьих, административной ответственности за нарушение таможенных правил, связанных с их незаконным перемещением через таможенную границу Украины в зависимости от стоимостных размеров таких предметов и веществ, не предусмотрено и возможна только уголовная ответственность. И, наконец, в

этих составах преступлений одинаковые по форме объективная и субъективная стороны, нет отличий и в признаках субъектов преступлений. Однако, отличия в характере предметов, а отсюда и в объекте преступлений, обусловило отнесение состава контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров в новом УК Украины в Раздел 13 Особенной части к преступлениям в сфере оборота этих средств и веществ, причиняющих вред здоровью населения.

Рассмотрим основной состав контрабанды с учётом изменений, которые коснулись перечня предметов, квалифицирующих признаков и стоимостных размеров контрабанды товаров в ст. 201 УК Украины, принятого 5 апреля 2001г. седьмой сессией Верховной Рады Украины третьего созыва, по сравнению со ст. 70 УК 1960г. в ред. от 17.05.2003г.

Суть рассматриваемого состава контрабанды заключается в незаконном, с точки зрения ст. 201 УК, перемещении товаров, а также иных ценностей, названных в ст. 201 УК, через таможенную границу Украины.

Незаконность этого перемещения определяется тем, что оно осуществляется помимо (вне) таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля в пунктах пропуска на таможенной границе Украины или в других местах зоны таможенного контроля, через которые осуществляется железнодорожное, автомобильное, морское, речное, воздушное и иное сообщение. В ст. 305 УК, которая является специальным составом относительно преступления, предусмотренного в ст. 201 УК, также записано, что контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров - это их перемещение через таможенную границу Украины вне таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля.

Принимая во внимание, что ст.100 ТК Украины 1991г. «Контрабанда» в ред. Закона Украины от 17.05.2001г. № 2415-III, где устанавливается определение контрабанды, не действует, а в новом ТК Украины 2002г. отсутствует законодательное определение контрабанды и формулируется только понятие нарушения таможенных правил, а также, что ст.209 КоАП Украины «Контрабанда» Законом Украины № 2415-III от 17.05.2001г. исключена, следует отметить, что контрабанда - это исключительно уголовно-правовое понятие. В настоящее время в соответствии со ст. ст. 201 и 305 УК под контрабандой понимается перемещение товаров через таможенную границу Украины помимо таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля, совершенное в крупных размерах, а равно такое же незаконное перемещение предметов и веществ, названных в этих, статьях УК, независимо от их стоимостного размера. Такая трактовка уголовно наказуемой контрабанды мало чем отличается от определения контрабанды в ст. 100 ТК Украины 1991г. в ред. Закона Украины от 17.05.2001г. и соответствует ст. 354 «Контрабанда» проекта Таможенного кодекса Украины, подготовленного КМУ и направленного после его принятия Верховной Радой Украины 20.12.2001г. на подпись Президенту 15.02.2002г.

В Разделе XIX «Контрабанда», в главе 61 «Контрабанда как преступление», в ст. 354 проекта ТК Украины было написано:

Контрабандой является перемещение товаров через таможенную границу Украины помимо таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля, совершенное в крупных размерах, а также незаконное перемещение исторических и культурных ценностей, ядовитых, сильнодействующих, радиоактивных, взрывчатых веществ, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, оружия и боеприпасов (кроме гладкоствольного охотничьего оружия и боеприпасов к нему), а равно контрабанда стратегически важных сырьевых товаров, в отношении которых законодательством установлены соответствующие правила вывоза за пределы Украины.

Ответственность за контрабанду устанавливается Уголовным кодексом Украины.

Поскольку анализируемая статья 201 УК, заменившая с существенными изменениями ст. 70 УК 1960г. в ред. от 17.05.2001 г., помещена в Разделе 7 Особенной части УК Украины «Преступления в сфере хозяйственной деятельности», то законодатель тем самым считает, что родовым объектом этих преступлений является хозяйственная (экономическая) деятельность в Украине, то есть совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности общества. Таковыми признаются общественные отношения по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг.

Следует заметить, что социально-политическая и уголовно-правовая оценка контрабанды на разных этапах развития нашего государства определялась по-разному. Так, в УК Украины 1922 и 1927 г.г. нормы об ответственности за рассматриваемое преступление были размещены в главе Особенной части УК «Преступления против порядка управления», В УК Украины 1960г. ответственность за контрабанду была установлена в главе Первой «Преступления против государства», разделе втором «Иные преступления против государства» Особенной части УК и относили к числу преступлений, посягающих на основы государственного управления в сфере осуществления экономической деятельности - ст. 70 УК. Сюда же входили изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 79 УК) и нарушение правил о валютных операциях (ст. 80 УК). Состав нарушения правил о валютных операциях ещё в прежнем УК Законом Украины от 14.09.2000г. исключен и в новом УК также не предусмотрен. Незаконное совершение валютных операций на территории Украины в виде, например, купли-продажи иностранной валюты, если это не содержит признаков состава нарушения порядка занятия хозяйственной или банковской деятельностью (ст.202 УК), влечёт наказание по ст. 162 КоАП Украины. Составы изготовления или сбыта поддельных денег, государственных ценных бумаг либо билетов государственной лотереи (ст. 199 УК) и контрабанда (ст. 201 УК) в новом УК включены в число преступлений в сфере хозяйственной деятельности и по признаку объекта оба эти посягательства внутри раздела преступлений в сфере хозяйственной деятельности относятся к преступлениям в сфере бюджетной, банковской и

кредитной системы Украины. К этим видам хозяйственных преступлений, по мнению ученых, кафедры уголовного права НЮА Украины им. Ярослава

Мудрого, авторов учебника «Уголовное право Украины. Особенная часть», изданного в 2001г., относятся также преступления, предусмотренные в ст. ст. 200, 204, 207, 208, 210, 211, 212, 215 и 216 УК.

Под непосредственным объектом контрабанды большинство авторов, занимающихся проблемой ответственности за эти преступления, называют установленный порядок внешнеэкономической деятельности в части осуществления внешнеторговой деятельности, экономические интересы государства, его таможенную политику. Или общественные отношения, обеспечивающие интересы внешнеэкономической торговой деятельности. Или общественные отношения в сфере установленного государством порядка перемещения материальных ценностей, а так же отдельных предметов и веществ, которые ограничены в свободном обороте, через таможенную границу Украины с целью защиты экономики, культуры, национальной безопасности. При этом, под установленным порядком перемещения материальных ценностей понимают общий порядок (правила) перемещения через таможенную границу Украины товаров и специальный порядок в отношении стратегически важных сырьевых товаров, исторических и культурных ценностей, оружия, боеприпасов и других ценностей, названных в ч, 1 ст. 201 УК. Этими определениями, как правило, и ограничиваются, не раскрывая элементов охраняемого уголовным законом общественного отношения и не анализируя высказывания других авторов по поводу названия объекта контрабанды. Поэтому следует прислушаться к мнению других юристов, в том числе и О.Н.Омельчука в диссертации «Контрабанда по уголовному праву Украины». А именно, что специфическим признаком контрабанды является многогранность объекта: основным непосредственным объектом являются общественные отношения по внешнему и внутреннему товарообороту в Украине. Дополнительным обязательным объектом -общественные отношения по установленному порядку перемещения через таможенную границу Украины товаров, исторических и культурных ценностей и других предметов, названных в ч. 1 ст. 201 УК. Факультативными непосредственными объектами в зависимости от предмета контрабанды ими называются:

охраняемые уголовным законом общественные отношения по уплате налогов, сборов других обязательных платежей государству при контрабанде товаров;

культурное наследие - при контрабанде культурных и исторических ценностей;

общественная безопастностъ - при контрабанде оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

народное здоровье - при контрабанде ядовитых, сильнодействующих, радиоактивных или отравляющих веществ.

Вернуться к содержанию | Продолжение главы

ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов