Родовой и непосредственный объекты контрабанды - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

 §1. Родовой и непосредственный объекты контрабанды, как преступления, предусмотренного в ст. 201 УК Украины (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Как мы видим, в этой классификации объектов не называется объект контрабанды стратегически важных сырьевых товаров, в отношении которых законодательством установлены соответствующие правила вывоза за пределы Украины, что является недостатком предложенной научной классификации объектов контрабанды. Вызывает возражение и утверждение диссертанта о том, что основным непосредственным объектом контрабанды являются, в том числе, и общественные отношения по внутреннему товарообороту в Украине. Тем не менее, следует согласиться с мнением юристов, которые в классификации объектов контрабанды выделяют основной непосредственный и дополнительные факультативные объекты. Например, с авторами соответствующего раздела учебника НЮА Украины имени Ярослава Мудрого «Уголовное право Украины. Особенная часть» под редакцией профессоров М.И.Бажанова, В.В. Сташиса, В.Я. Тация, а также с Дударовым А.А. и Хавронюком Н.И. - авторами комментария к ст.201 УК в Научно - практическом комментарии УК Украины от 5 апреля 2002г., изданного в 2002г., и другими учеными.

В настоящее время вопрос о содержании общественных отношений, на которые посягает преступление, предусмотренное в ст.201 УК, остается дискуссионным и требует своего дальнейшего и самостоятельного изучения. Тем не менее, следует заметить, что внешнеэкономическая деятельность, как вид хозяйственной деятельности, не является непосредственным объектом контрабанды, поскольку нарушение порядка занятия хозяйственной деятельностью предусмотрено в УК Украины 2001г. как самостоятельное преступление в Разделе VII Особенной части в ст. 202 УК «Нарушение порядка занятия хозяйственной и банковской деятельностью». Этот вывод вытекает из определения понятия «внешнеэкономическая деятельность», которое дается в ст.1 «Определение терминов» Закона Украины от 16 апреля 1991г. «О внешнеэкономической деятельности» и означает «деятельность субъекта хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, построенная на взаимоотношениях между ними, имеющая место, как на территории Украины, так и за её пределами». Поэтому, контрабанду правильно было бы рассматривать, как преступление против установленного порядка внешнеэкономической деятельности в части государственного регулирования внешнеторговой деятельности, связанной с ввозом и вывозом через таможенную границу товаров и иных ценностей. Это вытекает из действующего законодательства, так как в Украине сохраняется государственное регулирование экономики, которое распространяется, в том числе, и на внешнеэкономическую деятельность, где также устанавливается определенный порядок (правила) её осуществления.

Исходя из сущности контрабанды, как преступления в бюджетной сфере хозяйственной деятельности общества, следует согласиться с точкой зрения тех ученых, которые считают, что общественная опасность этого преступления в том, что оно причиняет ущерб финансовой системе в части формирования бюджета от сбора таможенных платежей, так как государственное регулирование внешнеторговой деятельности предполагает регулирование операций по импорту и экспорту товаров различными методами, в том числе, и путем установления импортных и экспортных таможенных пошлин. Контрабандное перемещение товаров нарушает этот порядок таможенного налогообложения, причиняя ущерб бюджетной системе, как составной части (элементу) финансовой системы, под которой

(бюджетной системой Украины) в специальной литературе понимается совокупность налогов, сборов и других обязательных платежей, взимаемых на территории Украины.

С внешней стороны это общественно опасное посягательство на бюджетную систему выражается в нарушении установленного в Таможенном кодексе, и поставленного под охрану в УК порядка перемещения через таможенную границу Украины товаров или иных ценностей, перечисленных в ч. 1 ст. 201 УК, которые в соответствии с таможенными правилами Украины подлежат обязательному таможенному оформлению и налогообложению, как условиями прохождения таможенного контроля. Причем, это нарушение порядка премещения через таможенную границу Украины товаров или иных ценностей образует признаки объективной стороны контрабанды, если внешне это нарушение установленного порядка премещения товаров или иных ценностей выражается или в форме перемещения предметов помимо таможенного контроля, или перемещения таких предметов преступления через таможенную границу Украины в пунктах пропуска на таможенной границе с сокрытием их от таможенного контроля. Поэтому, для правильного установления непосредственного объекта контрабанды, то есть незаконного с точки зрения ст.201 УК премещения через таможенную границу Украины товаров или иных ценностей, названных в ч. I ст. 201 УК, следует выяснить те общественные отношения, которые регулируются этими правилами, так как если эти правила (порядок) перемещения товаров или иных предметов контрабанды через таможенную границу Украины не нарушаются, то нет и состава рассматриваемого преступления, с чем, кстати, соглашаются все авторы, которые пишут о контрабанде.

Профессор Таций В.Я., доценты Киричко В.Н. и Перепелица А.И -авторы соответствующего раздела учебника «Уголовное право Украины. Особенная часть», подготовленного на кафедре уголовного права НЮА Украины имени Ярослава Мудрого, непосредственным объектом данного преступления называют общественные отношения, обеспечивающие нормальный товарооборот через таможенную границу и внесение в бюджет пошлины и сборов, хотя никак это не аргументируют. Однако, к такому выводу мы приходим, анализируя таможенное законодательство, где устанавливаются правила перемещения товаров через таможенную границу Украины. Контрабандное перемещение товаров или иных ценностей, названных в ч, 1 ст. 201 УК, нарушая установленный порядок их перемещения через таможенную границу Украины, одновременно нарушает и установленный в Таможенном кодексе порядок их таможенного оформления и таможенного налогообложения. Этим причиняется существенный вред финансовым интересам государства в бюджетной сфере, поскольку незаконное перемещение предметов контрабанды сопровождается уклонением от уплаты обязательной таможенной пошлины, НДС и таможенного сбора. Причем, вред непосредственному объекту данного преступления в бюджетной сфере хозяйственной деятельности общества причиняется во всех случаях путем (способом) нарушения установленного порядка товарооборота через таможенную границу Украины, что неизбежно влечет за собой неуплату таможенных платежей и сборов за премешаемые через таможенную границу Украины контрабандным способом предметы преступления. Поэтому, непосредственным объектом контрабанды являются общественные отношения в сфере международного товарооборота, которые регулируются общими правилами, установленными в ТК, и предусматривают обязательное таможенное оформление премещаемых через таможенную границу Украины товаров или иных ценностей, названных в части I cm. 20I УК, что обеспечивает их нормальный товарооборот через таможенную границу Украины с уплатой в бюджет таможенных пошлин и сборов.

Такая трактовка непосредственного объекта состава контрабанды соответствует его родовому и видовому объекту, под которым мы называем сферу бюджетной, банковской и кредитной системы Украины. Это отвечает и сложившемуся мнению, что непосредственный объект должен лежать в плоскости родового объекта, т.е. тех же общественных отношений, что и родовой объект, относясь к нему, как часть к целому. При этом, сохраняя общее, он должен иметь все черты особенного, которые отличают его от других непосредственных объектов преступлений этой группы. Например, от преступления в виде умышленного уклонения от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, предусмотренного в ст. 212 УК, которое также посягает на бюджетную сферу хозяйственной деятельности общества, контрабанда отличается по непосредственному объекту преступления, хотя ущерб объекту оба эти преступления (ст. 201 УК и ст. 212 УК) причиняют в виде упущенной выгоды: вследствие неуплаты в бюджет установленных законом налогов и сборов. Отличия в объектах этих преступлений мы усматриваем в следующем.

При контрабанде непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие нормальный товарооборот через таможенную границу. Украины с уплатой в бюджет таможенной пошлины и сборов.

При уклонении от уплаты налогов и сборов (ст. 212 УК) непосредственным объектом являются только общественные отношения в сфере установленного законодательством порядка налогообложения юридических и физических лиц, что обеспечивает поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в доходную часть государственного и местного бюджетов, а также государственных целевых фондов, что может иметь место, в том числе, и при несоблюдении таможенных процедур в виде умышленного уклонения от внесения в бюджет таможенных пошлин и сборов за перемещаемые через таможенную границу Украины контрабандным способом товары или иные ценности, названные в части 1 ст. 201 УК.

Таким образом, можно сделать вывод, что контрабанда, как преступление в бюджетной сфере хозяйственной деятельности общества, является специальным составом по отношению к преступлению, предусмотренному в ст. 212 УК, так как внешне, то есть с объективной стороны это преступление выражается в причинении вреда бюджетной системе только в случае контрабандного способа уклонения от таможенною налогообложения. То есть, в случае нарушения установленного таможенным законодательством и поставленного под охрану уголовного закона порядка международного товарооборота через таможенную границу Украины с обязательным внесением в бюджет таможенных пошлин и сборов.

Анализ содержания целей запретов и ограничений на ввоз и вывоз или только вывоз с территории Украины отдельных предметов и веществ, названных в ч.1 ст. 201 УК, показывает, что непосредственный объект контрабанды таких предметов, в отличие от контрабанды товаров, имеет сложную природу и включает различные по своему содержанию виды общественных отношений. Важное положение среди охраняемых в ст. 201 УК ценностей, помимо сказанного выше применительно к контрабанде обычных товаров, занимает государственное регулирование в сфере установления ограничений субъектам внешнеторговой деятельности на вывоз с территории Украины товаров, экспорт которых подлежит лицензированию. То есть, вывоз которых осуществляется не только с обязательным таможенным оформлением перемещаемых через таможенную границу Украины товаров, но еще и в особом порядке, а именно по лицензии. По мнению большинства юристов, занимающихся проблемой уголовно-правовой ответственности за контрабанду, такой особый порядок (специальные правила) вывоза за пределы страны отдельных видов товаров в установленных объемах и по лицензии относится к предметам контрабанды в виде стратегически важных сырьевых товаров (СВСТ) - продукции, перечень которой ежегодно устанавливается КМУ и утверждается высшим органом, осуществляющим государственное регулирование внешнеэкономической деятельностью. По Закону Украины «О внешнеэкономической деятельности" от 16.04.1991 г. с изменениями, внесенными Законами Украины на 7.02.2002г., высшим органом, осуществляющим государственное регулирование такой деятельности, является Верховная Рада Украины, к компетенции которой в соответствии со ст. 9 Закона относится, в том числе, и «утверждение списков товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию или запрещается согласно статьям 16 и 17 настоящего Закона». В соответствии со ст. 16 этого Закона лицензирование и квотирование внешнеэкономических операций, то есть разрешение на экспорт (импорт) товара в течение определенного времени с определением его общего объема, который разрешено экспортировать с территории Украины (импортировать на территорию Украины) в течение установленного срока и который определяется в натуральном или стоимостных единицах, осуществляется государством с целью формирования рациональной структуры экспорта и импорта отдельных видов товаров и тем самым защиты внутреннего рынка, а также выполнения соответствующих международных соглашений и стимулирования прогрессивных изменений в экономике Украины.

Государственное регулирование ввоза и вывоза через таможенную границу Украины устанавливается и в отношении исторических и культурных ценностей, которые, как и СВСТ, в соответствии с ч. 1 ст. 201 УК признаются предметом контрабанды, находятся в свободном обороте внутри страны, но перемещаются через таможенную границу Украины по специальным правилам, которые установлены в Законе Украины от 21.09.1995г. «О вывозе, ввозе и возвращении культурных ценностей».

И, наконец, государственное регулирование внешнеторговой деятельности в сфере экспорта и импорта оружия и боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, сильнодействующих и ядовитых веществ, которые также называются в ч. 1 ст. 201 УК, но в отличие от СВСТ и исторических и культурных ценностей ограничены в гражданском обороте, осуществляется путем предоставления субъектам участникам внешнеэкономической деятельности специальных полномочий на их ввоз или вывоз, что предполагает особый порядок контроля в сфере их экспорта и импорта. Поэтому, указанные предметы и вещества, также как СВСТ и культурные ценности, перемещаются через таможенную границу Украины по специальным правилам.

В соответствии с Таможенным тарифом Украины (ТТУ) по состоянию на 24.02.2002г. на предметы преступления, как в виде товаров, так и названных в части 1 ст. 201 УК, устанавливаются соответствующие импортные и экспортные пошлины. Отсюда, нарушения общего порядка (правил) перемещения товаров через таможенную границу Украины и нарушения специального порядка ввоза и вывоза или только вывоза через таможенную границу Украины предметов, названных в ч. 1 ст. 201 УК, при совершении контрабанды одинаково причиняют ущерб бюджетной системе из-за неуплаты в бюджет обязательных импортных или экспортных таможенных пошлин и сборов Сказанное выше, позволяет утверждать, что основным непосредственным объектом контрабанды, как преступления, предусмотренного в ст. 201 УК, являются охраняемые уголовным законом общественные отношения по внешнему, а не внутреннему товарообороту, которые обеспечивают нормальный товарооборот через таможенную границу Украины с уплатой в бюджет таможенных пошлин и сборов.

При контрабанде предметов, исчерпывающим образом названных в ч.1 ст. 201 УК, дополнительным обязательным объектом этого преступления являются общественные отношения, которые регулируются специальными правилами, устанавливающими особый порядок осуществления международного товарооборота, изъятых из свободного обращения предметов (оружия и боеприпасов, за исключением гладкоствольного охотничьего оружия и боеприпасов к нему, взрывчатых, ядовитых, сильнодействующих и радиоактивных веществ), а также не изъятых из гражданского оборота, но ввоз и вывоз которых через таможенную границу Украины осуществляется в особом порядке (исторические и культурные ценности), или вывоз которых за пределы Украины ограничен определенными квотами и подлежит лицензированию (продукция, перечень которой ежегодно устанавливается КМУ и утверждается Верховной Радой Украины и которая в ст. 201 УК называется предметом контрабанды в виде стратегически важных сырьевых товаров).

Общественные отношения, охраняемые уголовным законом в указанной сфере международного товарооборота таких предметов, являются дополнительным обязательным непосредственным объектом контрабанды, так как входят в структуру родового объекта рассматриваемого преступления и им, наряду с основным непосредственным объектом, всегда причиняется ущерб в случаях совершения преступления, предусмотренного в ст. 201 УК.

Посягательство на эти общественные отношения путем нарушения установленного законодательством специального порядка перемещения через таможенную границу Украины, перечисленных в ч. I ст. 201 УК предметов, по сравнению с контрабандой обычных товаров, имеет повышенную общественную опасность, поскольку такие предметы контрабанды сами по себе представляют определённую опасность (ядовитые, сильнодействующие, радиоактивные или взрывчатые вещества, оружие и боеприпасы), либо имеют важное экономическое значение для государства или историческую и культурную значимость для национальных интересов Украины (стратегически важные сырьевые товары, в отношении которых законодательством установлены соответствующие правила вывоза за пределы Украины СВСТ, исторические и культурные ценности). Контрабандное перемещение указанных предметов значительно повышает степень общественной опасности совершённого преступления. Поэтому, в этих составах преступлений, учитывая характер незаконно перемещаемых через таможенную границу предметов, следует выделять наряду с основным и дополнительным обязательным объектом еще и факультативные непосредственные объекты, которыми являются:

- общественная безопасность - при контрабанде оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ:

- народное здоровье - при контрабанде ядовитых, сильнодействующих и радиоактивных веществ;

- экономическая безопасность - при контрабанде СВСТ.

- национальное культурное наследие Украины и общественные отношения в сфере международного сотрудничества в деле охраны культурного наследия всего человечества - при контрабанде исторических и культурных ценностей.

Таким образом, подводя итог сказанному об объекте контрабанды, как преступления предусмотренного в ст. 201 УК, можно утверждать, что основным непосредственным объектом этого преступления в бюджетной сфере хозяйственной деятельности общества являются общественные отношения в сфере международного товарооборота, которые регулируются общими правилами и предусматривают обязательный таможенный контроль перемещаемых через таможенную границу Украины товаров и иных ценностей с уплатой в бюджет таможенных пошлин и сборов.

Дополнительным обязательным непосредственным объектом являются общественные отношения в сфере международного товарооборота, которые регулируются специальными правилами и предусматривают наряду с таможенным контролем и уплатой в бюджет импортных и экспортных таможенных пошлин и сборов ещё и особый порядок государственного регулирования международного товарооборота: 1) изъятых из свободного обращения предметов в виде оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих и радиоактивных веществ; 2) не изъятых из гражданского оборота, но ввоз и вывоз которых через таможенную границу осуществляется в особом порядке - предметов контрабанды, которые по Закону Украины от 21.09.1999г. «О вывозе, ввозе и возвращении культурных ценностей» относятся к национальному культурному наследию Украины; 3) ограниченных в экспорте товаров в виде СВСТ - продукции, вывоз которой за пределы Украины подлежит квотированию и лицензированию.

Дополнительными факультативными объектами контрабанды в случаях перемещения через таможенную границу Украины помимо таможенного контроля или с сокрытием от него, изъятых из свободного обращения оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, является общественная безопасность, а при контрабанде ядовитых, сильнодействующих и радиоактивных веществ народное здоровье. Контрабандный вывоз за пределы Украины СВСТ дополнительно причиняет ущерб экономической безопасности страны, а контрабандное перемещение через таможенную границу Украины исторических и культурных ценностей дополнительно причиняет ущерб общественным отношениям в сфере охраны национального культурного наследия Украины и международного сотрудничества в этом.

Выяснение родового и непосредственного объектов преступления, предусмотренного в ст. 201 УК, свидетельствует о большом значении предмета контрабанды, юридическому анализу которого специально посвящается следующий параграф лекции.

Вернуться к содержанию

ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов