Статья 147. Взыскания за нарушение трудовой дисциплины
За нарушение трудовой дисциплины к работнику может быть применена только одна из следующих мер взыскания:
1) выговор;
2) увольнение.
Законодательством, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий работников и другие дисциплинарные взыскания.
Комментарий :
1. Комментируемая статья, предусматривает применение к работникам за нарушение трудовой дисциплины таких взысканий как выговор и увольнение. Пленум Верховного Суда Украины признает дисциплинарным взысканием увольнение по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 4, 7, 8 ст. 40 и п. 1 ст. 41 КЗоТ (п. 22 постановления «О практике рассмотрения судами трудовых споров"). Очевидно, таким должен признаваться и увольнение на основании п. 11 ст. 41 КЗоТ . Вместе увольнения согласно п. 7 ст. 36, п. 2 и 3 ст. 41 КЗоТ дисциплинарным взысканием не признается. П. 25 Типовых правил утратил силу в той части, в которой он устанавливает дисциплинарные взыскания, не предусмотренные ст. 147 КЗоТ .
2. Другие виды взысканий могут устанавливаться только законами. Это прямо следует из п. 22 части первой ст. 92 Конституции. Поэтому применение такого вида взыскания в виде замечания, предусмотренного ст. 2 раздела II Устава о дисциплине работников специальных (военизированных) аварийно-спасательных служб было бы незаконным. Вместе с тем приведения законодательства в соответствие с Конституцией Украины требует определенного времени. Поэтому мы считаем, что часть вторая ст. 147 КЗоТ не потеряла полностью силу в связи с принятием Конституции Украины. Имеется в виду, что п. 22 ст. 92 Конституции не допускает определение иными нормативными актами, кроме законов, деяний, которые являются дисциплинарными нарушениями, и ответственности за их совершение. Одновременно и процесс приведения законодательных актов в соответствие с Конституцией не может быть бесконечным. Поэтому следует ожидать внесения изменений в статьи, комментируется, и соответствующих подзаконных актов. Уже внесены изменения в Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта, которым исключены правила о возможности применения таких видов взыскания как перемещение на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев, перемещение на низшую должность на срок до шести месяцев, поскольку эти меры взыскания имели признаки принудительного труда, что противоречит ст. 43 Конституции Украины. Вместе лишение машинистов права управления локомотивом с предоставлением работы помощником машиниста, лишение свидетельства водителя моторно-рельсового транспорта несъемного типа, свидетельства помощника машиниста локомотива с предоставлением работы, не связанной с управлением локомотивом и моторно-рельсовым транспортом на срок до одного года, с п . 12 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта не исключено.
При утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Кабинет Министров Украины пытался локализовать применения перечисленных мер взыскания. Хотя это Положение распространяется на всех работников отрасли (кроме указанных в п. 2 настоящего Положения), перечисленные взыскания могут применяться только по категории работников, перечень которых утверждается Министерством транспорта Украины по согласованию с профсоюзами (считать, что к работникам, которые не вошли в упомянутого перечня, дисциплинарные взыскания применяются на основе и в соответствии с нормами Кодекса законов о труде). С целью локализации перечисленных мер взыскания в Положении (п. 13 и 15) подробно определяются основания применения таких мер взыскания в виде лишения права управления и увольнения.
Лишение права управления (лишения свидетельства) с предоставлением другой работы на срок до 1 года не следует считать связанным с применением принудительного труда. Предоставление другой работы в этом случае возможно только по просьбе работника и призвано смягчить остроту ситуации, связанной с дальнейшей невозможностью выполнения работником прежней работы. Если работник откажется от предоставленной ему работы, он подлежит увольнению с работы согласно п. 2 ст. 40 КЗоТ .
3. Закон "О государственной службе" (ст. 14) устанавливает следующие меры дисциплинарного воздействия как предупреждение о неполном служебном соответствии и задержка до одного года в присвоении очередного ранга или в назначении на высшую должность. В названном Законе они названы именно мерами дисциплинарного воздействия, а не взыскание. В Положении о рангах государственных служащих (п. 4) задержка в присвоении очередного ранга также названа как мера дисциплинарного воздействия. Так, предупреждение о неполном служебном соответствии и задержка в присвоении очередного ранга в назначении на должность не является дисциплинарным взысканием.
Установка Законом "О государственной службе" дополнительных мер дисциплинарного воздействия, которые могут применяться в отношении государственных служащих, не исключает возможности применения к ним мер взыскания, предусмотренных ст. 147 КЗоТ .
Лишение премии или надбавок к заработной плате не может рассматриваться как мера дисциплинарного взыскания даже тогда, когда это прямо предусмотрено за несвоевременное выполнение заданий, ухудшения качества работы или нарушение трудовой дисциплины.
4. Закон "О статусе судей» предусматривает возможность применения в отношении судей судов Украины таких взысканий, как выговор, понижение квалификационного класса, увольнение с должности. Установка специальных правил о дисциплинарной ответственности судей дает основание для вывода, что нормы Кодекса законов о труде о дисциплинарной ответственности на судей не распространяются.
5. Дисциплинарный устав прокуратуры Украины устанавливает следующие меры взыскания:
1) выговор;
2) понижение в классном чине;
3) снижение в должности;
4) лишение нагрудного знака "Почетный работник прокуратуры Украины»;
5) освобождение;
6) увольнение в лишением классного чина.
6. Горный закон Украины в ст. 51 предусматривает, что за нарушение горного законодательства работники горных предприятий несут дисциплинарную ответственность Положение о дисциплине работников горных предприятий. Это Положение не устанавливает других видов взысканий, кроме предусмотренных ст. 147 КЗоТ . Но следует учитывать, что ссылка в ст. 51 Горного закона в упомянутое Положение не соответствует п. 22 части первой ст. 92 Конституции.
7. Основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности является нарушение трудовой дисциплины. Закон не требует, чтобы такое нарушение обязательно приводило к каким-либо последствиям. Для привлечения работника к дисциплинарной ответственности достаточно, чтобы был зафиксирован сам факт нарушения. Вместе последствия нарушения учитываются при определении тяжести дисциплинарного проступка и выборе дисциплинарного взыскания. Если при выборе меры дисциплинарного взыскания учитываются последствия нарушения, собственник должен быть готовым к тому, чтобы доказать при рассмотрении трудового спора наличие вредных последствий и их причинную связь с допущенным работником нарушением.
8. Нарушение трудовой дисциплины определяется в п. 24 Типовых правил как неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей. Это определение, данное в подзаконном акте Союза ССР, подлежит корректировке с учетом содержания части первой ст. 147 КЗоТ , в которой речь идет о нарушении именно трудовой дисциплины, а не только трудовых обязанностей. К категории трудовых обязанностей работника очень трудно (а скорее - невозможно) отнести соблюдение обязанностей не разглашать коммерческую тайну, не работать по совместительству. Но к категории трудовой дисциплины соблюдение этих обязанностей относятся, если только они внесены в местные правила внутреннего трудового распорядка, коллективного или трудового договора.
9. Вместе вина как один из признаков нарушения трудовой дисциплины вполне необходимой для привлечения работника к дисциплинарной ответственности. В законодательстве о труде не раскрывается содержание категории вины, не определяются ее виды. В соответствующих случаях орган, рассматривающий трудовой спор, может применять по аналогии нормы других отраслей отечественного права. Это касается и случаев, когда в действиях работника содержится признак крайней необходимости. Если работник не вышел на работу в связи с аварией системы центрального отопления в квартире, где он проживает, и необходимостью его личного участия в ликвидации последствий аварии, нарушение трудовых обязанностей имеет место, но вины (даже в форме небрежности) в действиях работника нет. Не будет вины в его действиях в случае необходимости экстренного обращения за медицинской помощью, хотя бы больничный работнику и не был издан.
С другой стороны, собственник, как правило, не берет на себя обязанность доставлять работников на работу собственным транспортом. Проблема транспорта должна решаться работником, как правило, без помощи владельца. Поэтому ссылка работника на плохую работу городского транспорта, по общему правилу, не исключает вины работника, например, в опоздании на работу. Лишь прекращение работы транспорта из-за стихийного бедствия, аварии и другие чрезвычайные обстоятельства исключает вину работника в опоздании на работу. Критерием, по которому определяется наличие в действиях работника, является должная забота работника о выполнении трудовых обязанностей.