Предельные нормы применения сверхурочных работ - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

Статья 65. Предельные нормы применения сверхурочных работ


 
Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Собственник или уполномоченный им орган должен вести учет сверхурочных работ каждого работника.



Комментарий :

1. Часть первая статьи, комментируется, устанавливает предельное количество сверхурочных работ для одного работника. В течение любых двух календарных дней подряд сверхурочные работы не должны превышать четырех часов. В расчете на год предельная продолжительность сверхурочных работ не может превышать 120 часов.

2. Ограничение количества сверхурочных работ по каждому работнику отдельно предполагает необходимость учета сверхурочных работ каждого работника. Типовая форма первичного учета П-15 "Список лиц, которые работали в сверхурочное время" утвержденная приказом Министерства статистики Украины. Она должна использоваться для учета сверхурочных работ.

3. Поскольку ст. 65 КЗоТ является нормой прямого действия, не предусматривает исключений, следует признать, что не имеют силы, те нормы подзаконных актов Союза ССР, которые в большей степени, чем ст. 65 КЗоТ , ограничивали возможность проведения сверхурочных работ (имеется в виду п. 18 Положения о рабочем времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта и метрополитенов; п. 11 Положения о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава судов речного флота; п. 8 Положения о рабочем время и время отдыха плавающего состава судов морского флота и т.д.).

Ненормированный рабочий день

4. В главе IV Кодекса законов о труде, посвященном рабочему времени, понятие "ненормированный рабочий день» вообще не употребляется. Однако в главе V КЗоТ "Время отдыха" говорится о дополнительный отпуск работникам с ненормированным рабочим днем. Закон "Об отпусках" также предусматривает предоставление дополнительного отпуска работникам с ненормированным рабочим днем. Следовательно, ненормированный рабочий день - это правовая конструкция, которая сегодня признается законодательством.

5. В период социализма сложилось определенное, в принципе, оправдано трактовка ненормированного рабочего времени, хотя достаточно четкого определения этой категории законодательство не давало. Основой для понимания ненормированного рабочего времени было указание, которое содержалось в п. 2 постановления Совета Министров СССР от 29 сентября 1953 г.: администрация учреждений, предприятий, организаций имеет право привлекать работников с ненормированным рабочим днем ​​к работе в сверхурочное время только в исключительных случаях и не вправе заранее обязывать их работать по особому распорядку более рабочий день (смену). Такое правило содержится и в Рекомендациях о порядке предоставления работникам с ненормированным рабочим днем ​​ежегодного отпуска за особый характер труда: "На работников с ненормированным рабочим днем ​​распространяется установленный на предприятии, в учреждении, организации режим рабочего времени. В связи с этим владелец или уполномоченный им орган не имеет права систематически привлекать работников, которые работают в таком режиме, к работе сверх установленной продолжительности рабочего времени "(п. 4). Вместе допускается в случае необходимости привлечения этой категории работников к работе сверх нормальной продолжительности рабочего времени (п. 1 названных Рекомендаций). Это обусловлено тем, что объем работы при ненормированном рабочем дне определяется не только продолжительностью рабочего времени, но и кругом обязанностей и объемом выполняемых работ, нагрузкой (там же).

Одновременно в названных Рекомендациях содержится и широкое понимание ненормированного рабочего дня. В п. 3 Рекомендаций указывается, что дополнительный отпуск работникам с ненормированным рабочим днем ​​предоставляется в качестве компенсации за выполненный объем работ, степень напряженности, сложность и самостоятельность в работе, необходимость периодического выполнения служебных обязанностей сверх установленной продолжительности рабочего времени. Следует признать, что такой вывод вполне соответствует ст. 8 Закона "Об отпусках", которая устанавливает работникам с ненормированным рабочим днем ​​дополнительный отпуск именно за характер работы, а не только за работу сверх установленной продолжительности нормы рабочего времени. Таким образом, при определении продолжительности отпуска работникам с ненормированным рабочим днем ​​за особый характер работы необходимо учитывать все перечисленные факторы. Чисто арифметический подход - количество дней дополнительного отпуска должна соответствовать количеству часов работы сверх нормы рабочего времени в течение года - было бы неправильным.

6. Правовая конструкция ненормированного рабочего дня касается рабочего дня. Итак, в Украине не действует как таковой, что противоречит законам Украины, п. 5 постановления НКТ СССР "О работников с ненормированным рабочим днем", который допускает установление в трудовых, коллективных договорах, правилах внутреннего трудового распорядка случаев, когда работники с ненормированным рабочим днем могут привлекаться к работе в выходные и праздничные дни без предоставления установленных законодательством компенсаций на случай проведения сверхурочных работ.

Исходя из такого понимания ненормированного рабочего дня, п. 2 Рекомендаций не допускает применения этой правовой конструкции отношении работников, занятых неполный рабочий день. Вместе Рекомендации допускают применение ненормированного рабочего дня относительно работников, которые работают на условиях неполной рабочей недели, однако полного рабочего дня.

7. Установка специальной компенсации работникам за ненормированный рабочий день (дополнительный отпуск) означает, что любыми льготами при ненормированном рабочем дне (право приходить на работу позже установленного времени начала работы или покидать работу раньше) работник не пользуется.

8. Потерял правовое значение перечень работников, для которых может устанавливаться ненормированный рабочий день, давался в постановлении НКТ СССР "О работников с ненормированным рабочим днем". Однако вместо этого постановления категории работников, для которых может устанавливаться режим ненормированного рабочего дня, были определены в Рекомендациях о предоставлении работникам с ненормированным рабочим днем ​​ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда. Рекомендации утверждены приказом Министерства труда от 10 октября 1997 года N 7, однако в Министерстве юстиции не регистрировались. Итак, силы нормативно-правового акта они не имеют.

Пункт 5 Рекомендаций допускает возможность применения режима ненормированного рабочего дня для всех категорий работников (руководителей, специалистов и рабочих). Здесь названы служащие, которые не относятся к категории специалистов. Однако и эта категория работников может работать на условиях ненормированного рабочего дня. Конкретнее категории работников, для которых может устанавливаться ненормированный рабочий день, определяются так:

- Лица, рабочее время которых по характеру работы делится на части неопределенной продолжительности;

- Лица, которые распределяют время для работы по своему усмотрению;

- Лица, труд которых не поддается точному учету во времени. Можно согласиться с тем, что де-факто действительно такие работы существуют, однако законодательство, касающееся внутреннего трудового распорядка, рабочего времени, не предусматривает таких случаев, чтобы рабочее время точно не учитывался.

9. Утверждение списков должностей, работ и профессий работников с ненормированным рабочим днем ​​производится при принятии коллективного договора, соглашения. Списки должны непосредственно вноситься в содержание соглашений, коллективных договоров или добавляться к ним.

Если список работников с ненормированным рабочим днем внесен в отраслевой или региональной соглашения (или утвержден в виде приложения к нему), на предприятии (в коллективном договоре) такой список может быть только расширены. Его сужение означало бы ухудшение положения работников по сравнению с соглашением и противоречило бы ст. 16 КЗоТ и ст. 5 Закона "О коллективных договорах и соглашениях". Внесение списка работников с ненормированным рабочим днем соглашениям, предусмотренное ст. 8 Закона "Об отпусках", вовсе не тождественно утверждению министерствами и другими центральными органами исполнительной власти по согласованию с соответствующими отраслевыми профсоюзами ориентированных перечней работ, профессий и должностей с ненормированным рабочим днем. Утверждение таких перечней Законом "Об отпусках" не предусмотрено. Предоставление указанным органам такого права Рекомендациями о порядке предоставления работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда означает, что указанные перечни могут иметь только методическое значение.

10. Список профессий, должностей работников с ненормированным рабочим днем ​​с указанием конкретной продолжительности отпуска утверждается на предприятии как приложение к коллективному договору. В пределах установленной семидневной продолжительности рассматриваемой дополнительного отпуска и с учетом ст. 5 Закона "О коллективных договорах и соглашениях", которая запрещает трудовыми договорами ухудшать положение работников по сравнению с коллективным договором, продолжительность такого отпуска может определяться трудовым договором.

11. Работник с ненормированным рабочим днем ​​может быть привлечен владельцем к работе после окончания рабочего дня установленной продолжительности. Такое распоряжение владельца работник обязан выполнять. Его неисполнение квалифицируется как нарушение трудовой дисциплины.

Закон не требует, чтобы работники с ненормированным рабочим днем привлекались к работе после окончания рабочего дня только по тем основаниям, которые установлены для применения сверхурочных работ (ст. 62 КЗоТ ). Работа работника с ненормированным рабочим днем после окончания рабочего дня не является сверхурочной работой. Однако для привлечения работников с ненормированным рабочим днем к работе сверх нормы рабочего времени необходимые основания (производственная необходимость, другие исключительные обстоятельства).

12. Обязанность работника с ненормированным рабочим днем ​​выполнять работу после окончания рабочего дня может следовать не только по распоряжению владельца об этом, но и быть обусловлена ​​необходимостью своевременного выполнения работы, определенной трудовым договором. В оправдание несвоевременного выполнения работы работник не может ссылаться на то, что в течение установленной продолжительности рабочего времени он объективно не мог выполнить непомерно большой объем работы. В необходимых случаях работник с ненормированным рабочим днем ​​должен по собственной инициативе продолжить работу и тогда, когда закончился рабочий день в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности.

13. Если работник внесен в перечень работников с ненормированным рабочим днем ​​и пользуется правом на дополнительный отпуск, он должен время от времени привлекаться к работе по окончании установленной продолжительности рабочего времени. Поэтому при решении вопроса о включении конкретных должностей, работ и профессий в Список должностей, работ и профессий, где работники имеют право на дополнительный отпуск в связи с ненормированным рабочим днем, должна учитываться реальная потребность в привлечении соответствующих работников к работе после окончания установленной продолжительности рабочего дня. Дополнительный отпуск работникам с ненормированным рабочим днем ​​- это безосновательный льгота для работников, а способ компенсации периодического переробитку сверх нормы рабочего времени и других особенностей характера работы. При решении вопроса о внесении соответствующих должностей, работ и профессий указанному Список, при определении продолжительности дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, следует учитывать, что при наличии оснований и с соблюдением установленного порядка работники с ненормированным рабочим днем ​​также могут привлекаться к выполнению сверхурочных работ.

Чередование

14. В советский период в трудовом законодательстве широко использовалась правовая конструкция дежурство. Чередованием считалось пребывание работника на предприятии, в учреждении, организации по распоряжению администрации до начала или после окончания рабочего дня, в выходные дни как ответственного за порядок и для оперативного решения неотложных вопросов.

Теперь ситуация изменилась. Там, где есть необходимость в ответственных дежурных, там есть и соответствующие должности, соответствующие работники, в обязанности которых входит дежурство. Очевидно, к дежурству при необходимости могут быть привлечены и другие работники с их согласия. При условии соблюдения требования добровольности работники могут привлекаться к дежурству в случаях и порядке, установленных постановлением Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1954 года. Привлечение работников к дежурству возможно в исключительных случаях после окончания рабочего дня, в выходные и праздничные дни. Запрещается привлекать работников к дежурству чаще одного раза в месяц. Продолжительность дежурства вместе с продолжительностью работы не может превышать нормальной продолжительности рабочего времени с учетом времени дежурства. Если же работник привлекается к дежурству в выходной или праздничный день, работнику должен быть предоставлен отгул в течение ближайших 10 дней. Продолжительность отгула должна равняться продолжительности дежурства.

15. В Украине сохраняют силу отдельные специальные правила о дежурстве, установленные актами Союза ССР. Так, пунктом 11 Положения о рабочем времени и времени отдыха плавсостава судов морского флота при стоянках в портах, в зависимости от конкретных условий и в случае вывода судна из эксплуатации (ремонт, отстой и т.д.) для командного состава устанавливается дежурство с предоставлением отгула продолжительностью одни сутки. Действие этого правила не было отменено установкой недопустимости применения принудительного труда, поскольку выполнение таких работ (дежурство) в предусмотренных случаях предварительно установлено нормативными актами. Соглашаясь устроиться на работу, работник соглашается в соответствующих случаях и на привлечение его к дежурству. Вместе с тем, названное Положение решает только вопрос режима работы при привлечении к дежурств (продолжительность дежурства, предоставлении времени отдыха в течение следующих суток). Вопрос об отнесении дежурства в рабочее время (полностью или частично) Положение не решает. Оно должно решаться локальными нормативными актами. При этом часть времени дежурства должна быть зачислена в счет рабочего времени полностью, а другая (когда очередной имел возможность отдыха) - может быть отнесена частично или не зачислена полностью.

16. В Украине также появились нормативные акты, в которых употребляется термин "дежурство". Например, Государственным таможенным комитетом был издан приказ "О дежурство руководящего состава таможен", согласно которому начальникам таможен было поручено обеспечить обязательное дежурство руководящего состава (начальников и заместителей начальников таможен и таможенных постов), а также сотрудников служб по борьбе с контрабандой и нарушением таможенных правил в праздничные, предпраздничные, выходные и предвыходные дни. Чередование, время которого включается в рабочее время, предусмотренное п. 5.3 Правил определения рабочего времени и времени отдыха экипажей воздушных судов гражданской авиации Украины.

Довольно часто в праздничные и нерабочие дни вводится дежурство руководства Кабинета Министров Украины и руководства министерств и других центральных органов исполнительной власти.

17. Стороны Генерального соглашения на 1999 - 2000 годы взяли на себя обязательство подготовить и утвердить положение о порядке чередования работников и внести связанные с этим предложения об изменении и дополнении законодательства о труде. Но это условие Генерального соглашения не была выполнена.
ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов