Ежегодные дополнительные отпуска и их продолжительность - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

Статья 76. Ежегодные дополнительные отпуска и их продолжительность


 
Ежегодные дополнительные отпуска предоставляются работникам:

1) за работу с вредными и тяжелыми условиями труда;

2) за особый характер труда;

3) в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Продолжительность ежегодных дополнительных отпусков, условия и порядок их предоставления устанавливаются нормативно-правовыми актами Украины.


Комментарий :

1. Дополнительные отпуска, предусмотренные ст. 76 КЗоТ , ст. 7 и 8 Закона "Об отпусках", называются ежегодными, как и основная.

Не вполне, однако ясно, о какой год идет речь, когда говорят - "ежегодная". Относительно основного отпуска слово "ежегодная" означает, что отпуск предоставляется за рабочий год, исчисляемый со дня начала работы до окончания 365 (366) дней. При этом день окончания рабочего года соответственно отодвигается на число дней, которые согласно законодательству не включаются в стаж работы, дающий право на отпуск.

Правила исчисления стажа, дающего право на дополнительный отпуск, более строгими. Законом "Об отпусках" они сделаны еще жестче. Периоды, которые включаются в стаж работы, дающий право на отпуск в связи с вредными условиями труда, не совпадают с периодами, которые зачисляются в счет ежегодного основного отпуска. Поэтому рабочий год, который дает право на дополнительный отпуск, далеко не всегда будет совпадать с рабочим годом, дающий право на основной отпуск.

2. Ст. 7 и 8 Закона "Об отпусках» предусматривают возможность предоставления работникам двух видов ежегодных дополнительных отпусков:

1) ежегодного дополнительного отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда;

2) ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда. В этой категории дополнительных отпусков выделяется два подвида: а) дополнительный отпуск отдельным категориям работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных, географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья б ) дополнительный отпуск работникам с ненормированным рабочим днем.

Кроме того, в ст. 4 Закона "Об отпусках" выделяются другие дополнительные отпуска, предусмотренные законодательством.

3. За работу с вредными и тяжелыми условиями труда дополнительный отпуск продолжительностью до 35 календарных дней предоставляется работникам, занятым на работах, связанных с негативным влиянием на здоровье вредных производственных факторов, по Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, занятость работников на работах в которых дает право на ежегодный дополнительный отпуск. В пределах до 35 календарных дней конкретная продолжительность такого дополнительного отпуска должна устанавливаться коллективным или трудовым договором. Употребление в части второй ст. 7 Закона "Об отпусках" именно союза "или" означает, коллективно-договорное и индивидуально-договорное регулирование продолжительности дополнительного отпуска, которая рассматривается в данном пункте комментарии, должно осуществляться общего правила ст. 5 Закона "О коллективных договорах и соглашениях", которым запрещается включать в трудовые договоры условия, ухудшающие положение работников по сравнению с коллективными договорами.

Критериями, на основании которых должна определяться конкретная продолжительность дополнительного отпуска, предоставленного за работу с вредными и тяжелыми условиями труда в коллективном или трудовом договоре, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и времени занятости работника в таких условиях. В настоящее время действует Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины. Хотя этот акт утвержден в соответствии с Законом "О пенсионном обеспечении" и он не был непосредственно ориентирован на определение продолжительности ежегодного дополнительного отпуска, все же его следует применять при отсутствии другого. Непосредственной правовой основой для определения продолжительности дополнительного отпуска по рассматриваемой основания, рассматривается, Показатели и критерии условий труда, по которым будут предоставляться ежегодные дополнительные отпуска работникам, занятым на работах, связанных с негативным влиянием на здоровье вредных производственных факторов (далее для краткости - Показатели и критерии). Этот нормативный акт определяет продолжительность дополнительного отпуска в зависимости от вида вредных производственных факторов, класса, условий и характера труда. Продолжительность дополнительного отпуска в показателях и критериях определена на основе Гигиенической классификации труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Украины от 27 декабря 2001 г. N 528.

Содержание Показателей и критериев свидетельствует о том, что они не допускают учета других факторов при определении продолжительности дополнительного отпуска. Тем самым у них пока не учтено положение части второй ст. 7 Закона "Об отпусках", которое предписывает при определении конкретной продолжительности ежегодного дополнительного отпуска учитывать не только результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, но и время занятости работников в таких условиях. Исправить эту ситуацию на предприятии практически достаточно сложно, поскольку учет занятости работников в условиях, которые дают основания для дополнительного отпуска, нарушило бы всю систему Показателей и критериев. Только в отдельных случаях в связи с постоянной занятостью на работах с вредными и тяжелыми условиями труда можно было бы устанавливать несколько дополнительных дней отпуска с учетом времени занятости в таких условиях.

Указанные нормативные акты создают достаточную юридическую основу для проведения аттестации рабочих мест и определение на ее основе продолжительности дополнительного отпуска в связи с вредными и тяжелыми условиями труда. И все же Кабинет Министров при утверждении упомянутого Списка установил, как правило, максимальную продолжительность отпуска, а в отдельных случаях - минимальную и максимальную ее продолжительность. Поскольку это правило не вполне соответствует закону, предприятия при условии соблюдения правил, регулирующих порядок проведения аттестации, определения продолжительности дополнительного отпуска и юридического закрепления этого в коллективном или трудовом договоре, могут, на наш взгляд, отойти от продолжительности дополнительного отпуска, установленной Кабинетом Министров.

И все-таки Порядок применения Списков производств, цехов, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость работников на работах в которых дает право на ежегодный дополнительный отпуск, приписывает: "В случаях, когда продолжительность дополнительного отпуска по результатам аттестации рабочих мест превышает максимальную продолжительность указанного в Списке, отпуск может быть продлен на количество дней этой разницы за счет собственных средств предприятия ". Это положение, на наш взгляд, не должно применяться по двум причинам: 1) оно не соответствует части второй ст. 7 Закона "Об отпусках", которая дает сторонам коллективного (трудового) договора безусловное право определять продолжительность отпуска согласно результатам аттестации рабочих мест, 2) вопрос об источниках расходов предприятия-плательщика налога на прибыль на оплату дополнительного отпуска решается исключительно Законом "О налогообложении прибыли предприятий "(ч. 5.10 ст. 5). Данные отношения не могут регулироваться также нормами Кодекса законов о труде, не говоря уже о подзаконный акт, который рассматривается. Поэтому определение в указанном Порядке источников затрат на оплату дополнительного отпуска силы не имеет. Да и как положение методического характера оно на законе не основано.

4. При утверждении указанного Списка Кабинет Министров в ряде случаев внес в него работы и должности с оговоркой "постоянно занятый", "постоянно работает". С учетом этого Министерство труда и социальной политики при утверждении Порядка применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость работников на работах в которых дает право на ежегодный дополнительный отпуск вынуждено было установить: "Если в Списке отмечено" постоянно занят "или" постоянно работает ", в счет времени, отработанного во вредных и тяжелых условиях труда, засчитываются лишь те дни, когда работник фактически был занят в этих условиях полный рабочий день, установленный для работников этих производств, цехов, профессий и должностей" . Это правило, как и указание в Списке на постоянно занятых, тем, которые постоянно работают, не соответствует, по нашему мнению, п. 1 части второй ст. 9 Закона "Об отпусках", согласно которому в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные отпуска, засчитывается время фактической работы с вредными, тяжелыми условиями труда, если работник занят в таких условиях не менее половины продолжительности рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности. Естественно, применению подлежит закон, а не названы подзаконные акты.

5. П. 1 части первой ст. 8 Закона "Об отпусках" предусматривает предоставление ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда продолжительностью до 35 календарных дней отдельным категориям работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья. Список производств, работ, профессий и должностей работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья, что дает право на ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины. В этом Списке также в некоторых случаях предусмотрено предоставление ежегодного дополнительного отпуска по основанию, рассматривается тем, кто постоянно работает (занят), в то время как п. 1 части второй ст. 9 Закона "Об отпусках» устанавливает, что в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные отпуска, засчитывается время фактической работы во вредных и тяжелых условиях труда или с особым характером труда, если работник занят в таких условиях не менее половины продолжительности рабочего времени, установленного для работников данного предприятия, цеха, профессии или должности. Такое же, как в названном Списке, правило повторяется в Порядок применения Списка производств, работ, профессий и должностей работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья, что дает право на ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда. При наличии противоречий между законом и подзаконными актами должна применяться норма Закона "Об отпусках".

6. Конкретная продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда (п. 1 ст. 8 Закона "Об отпусках") устанавливается коллективным или трудовым договорами в зависимости от времени занятости работника в таких условиях. Критерий дифференциации продолжительности ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда законом установлен такой, что не позволяет достаточно обоснованно дифференцировать его продолжительность для отдельных категорий работников. Действительно, абсолютное большинство работников постоянно занята в условиях, дающих право на дополнительный отпуск за особый характер труда. Поскольку другие критерии дифференциации отсутствуют, всем этим работникам, которые имеют максимальный показатель за критерием дифференциации продолжительности дополнительного отпуска (стопроцентная занятость в соответствующих условиях), пришлось бы устанавливать продолжительность дополнительного отпуска в 35 календарных дней.

При таких условиях Кабинет Министров в указанном выше Списка установил конкретную продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда по соответствующих производств, работ, профессий и должностей. С точки зрения обычной логики Кабинет Министров полностью прав. Однако, установив конкретную продолжительность ежегодных дополнительных отпусков за особый характер труда по каждому производству, каждой работы, профессии, вида должностей, Кабинет Министров все-таки, по нашему мнению, несколько отступил от правила части второй ст. 8 Закона "Об отпусках", согласно которому конкретная продолжительность этого дополнительного отпуска устанавливается коллективным или трудовым договором.

Определять продолжительность ежегодных дополнительных отпусков за особый характер работы в коллективных договорах все-таки совершенно необходимо. Продолжительность, установленную названным выше Списку, следует использовать как обязательную минимальную гарантию. Отступление при этом от продолжительности времени такого отпуска, указанного в Списке, в сторону увеличения представляется вполне допустимым. При этом затраты работодателей на оплату времени отпусков большей продолжительности, чем установленная законодательством, относятся на валовые расходы плательщиков налога на прибыль.

7. Другой разновидностью ежегодных дополнительных отпусков за особый характер труда является отпуск, предоставляемый работникам с ненормированным рабочим днем.

О ненормированный рабочий день см. п. 4 - 13 комментария к ст. 65 КЗоТ .

Списки должностей, работ и профессий, работа по которым дает право на ежегодный дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день, определяются соглашениями и коллективными договорами (п. 2 части первой ст. 8 Закона "Об отпусках"). При этом соотношение между сделками разных уровней, между соглашениями и коллективными договорами определяется ст. 16 КЗоТ , ст. 5 и 8 Закона "О коллективных договорах и соглашениях": списки, внесенные в коллективных договоров, могут дополнять списки, внесенные в отраслевых и региональных соглашений, однако не могут их сужать.

Соглашениями не может определяться продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за особый характер работы работникам с ненормированным рабочим днем. Этот вопрос должен решаться коллективными или трудовыми договорами. В силу права сторон трудового договора определять в нем продолжительность отпуска за особый характер труда (ненормированный рабочий день) в трудовой договор можно включить условие о большей продолжительности дополнительного отпуска, чем это установлено коллективным договором, однако о меньшую - нельзя.

8. Ежегодный дополнительный отпуск может быть предоставлен работнику по одной из причин по выбору работника. Однако Кабинета Министров предоставлено право (часть первая ст. 10 Закона "Об отпусках") определение порядка предоставления ежегодных дополнительных отпусков по нескольким причинам. Используя это право, Кабинет Министров в некоторых случаях о конкретных производств, цехов, профессий и должностей в утвержденных им названных выше Списках предусмотрел право работников на получение ежегодного дополнительного отпуска по двум основаниям (за вредные и тяжелые условия и за особый характер труда).

Ограничение возможности предоставления работникам дополнительных отпусков по нескольким основаниям относится только отпусков, установленных ст. 7 и 8 Закона "Об отпусках". Это ограничение не распространяется на другие виды отпусков, предусмотренные абзацем пятым (последним) п. 1 части первой ст. 4 Закона "Об отпусках", п. 2 - 5 и частью второй ст. 4 Закона "Об отпусках", хотя бы они и назывались дополнительными.

9. П. 1 части первой ст. 4 Закона "Об отпусках" устанавливает возможность предоставления работникам других ежегодных дополнительных отпусков, предусмотренных законодательством. Это означает, что с вступлением в силу Закона "Об отпусках" сохранили силу правила, которыми установлены ежегодные дополнительные отпуска, в частности, для следующих категорий работников:

1) государственным служащим, имеющим стаж работы в государственных органах более 10 лет, предоставляется ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью до 15 календарных дней. Постановлением Кабинета Министров Украины "О порядке и условиях предоставления государственным служащим, должностным лицам местного самоуправления дополнительных оплачиваемых отпусков" предусмотрено, что государственным служащим, имеющим стаж государственной службы не более 10 лет, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 5 календарных дней, а начиная с одиннадцатого года этот отпуск увеличивается на 2 календарных дня за каждый последующий год работы на должностях государственного служащего;

2) судьям предоставляется ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 15 календарных дней. Такой отпуск предоставляется при наличии стажа работы более 10 лет (ч. 5 ст. 44 Закона "О статусе судей"). К указанному стаж засчитывается время работы на должности судьи, а также на должностях следователей, прокурорских работников. Кроме того, к этому стаж засчитывается время работы на должностях, где законом предусмотрены такие же льготы (ч. 6 ст. 44 Закона "О статусе судей"), т.е. при определении наличия права на дополнительный отпуск учитывается стаж работы, в частности, на должностях государственных служащих;

3) аттестованным работникам прокуратуры предоставляется ежегодный дополнительный отпуск, продолжительность которого дифференцируется в зависимости от стажа работы в прокуратуре и составляет: а) при стаже более 10 лет - 5 календарных дней б) при стаже более 15 лет - 10 календарных дней в) при стаже более 20 лет - 15 календарных дней (ст. 49 Закона "О прокуратуре").

10. К числу других ежегодных дополнительных отпусков, которые могут устанавливаться законодательством соответствии с абзацем пятым ст. 4 Закона "Об отпусках", следует отнести дополнительные отпуска, предусмотренные Законом "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы".

Пункт 22 ст. 20 и ст. 21 Закона "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы" предусматривают предоставление дополнительного отпуска продолжительностью 14 рабочих дней в год лицам, отнесенным к категории 1 и 2 пострадавших вследствие катастрофы. По заявлению работника, статус которого как потерпевшего соответствующей категории должным подтвержден, владелец обязан предоставить ему указанную дополнительный отпуск.

Один из родителей ребенка из числа указанных в ст. 27 Закона "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы" имеет право на дополнительный отпуск продолжительностью 14 рабочих дней ежегодно (ст. 30 названного Закона).

11. Членам добровольных пожарных дружин (команд) может предоставляться дополнительный отпуск с сохранением заработной платы до 10 рабочих дней (часть третья ст. 29 Закона "О пожарной безопасности"). Отмечается, что отпуск такой продолжительности предоставляется "на год".

12. В некоторых случаях в соответствии с частью второй ст. 4 Закона "Об отпусках" законодательством предусматривается предоставление других отпусков, к категории ежегодных не относятся, а потому должны предоставляться за другой период или вообще независимо от периода.

Пострадавшим, которые стали инвалидами вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, если они использовали свой ежегодный отпуск до получения путевки на санаторно-курортное лечение, предоставленной Фондом социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины или приобретенной потерпевшим в условиях, когда расходы на приобретение путевки в соответствии с законодательством компенсируются указанным Фондом, владелец обязан предоставить дополнительный оплачиваемый отпуск на период санаторно-курортного лечения и проезда к месту лечения и обратно.

13. По представлению руководящих органов общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы предприятия, учреждения, организации имеют право предоставлять членам таких объединений дополнительный отпуск продолжительностью до пяти дней (часть первая ст. 18 Закона "Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы "). Обязанности предоставлять такие отпуска работодатели не несут. Такие отпуска предоставляются предприятиями "за счет собственных средств". Плательщики налога на прибыль не вправе относить такие расходы на валовые расходы, поскольку они не несут обязанности предоставлять такие отпуска. А бюджетные учреждения вправе оказывать такие отпуска при наличии средств в пределах сметы.

14. Работники, избранные в состав профсоюзных органов предприятий, учреждений, организаций, имеющих право на дополнительный отпуск продолжительностью до 6 календарных дней с сохранением заработной платы за счет работодателя на время профсоюзной учебы (часть седьмая ст. 41 Закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности ").

15. О социальных отпусках см. комментарий к ст. 179 КЗоТ .

16. Сохраняется ранее установленная продолжительность отпусков на весь период дальнейшей работы работника на том же предприятии, в учреждении, организации по этой же должности, если работник пользовался отпусками большей общей продолжительности, чем предусмотрено Законом "Об отпусках". Разумеется, эта льгота предоставляется работникам только в тех случаях, когда сохраняются условия, которые предоставляли работнику ранее право на отпуск большей продолжительности.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что Постановлением Верховной Рады "О порядке введения в действие Закона" Об отпусках "(в редакции от 2 ноября 2000 г.) предусмотрено сохранение права на большую продолжительность не каждого из отпусков, на которые работник имеет право, а только общей продолжительности ежегодных отпусков. Это означает, что с учетом установления Законом "Об отпусках" более длительной ежегодного основного отпуска продолжительность дополнительных отпусков согласно новому законодательству может быть сокращена, если только при этом общая продолжительность ежегодных отпусков не окажется меньше той общей продолжительности ежегодных основного и дополнительных отпусков, которыми раньше работник пользовался.
ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов