Занятость населения - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

Статья 49 (4). Занятость населения


 
Занятость общественно полезным трудом лиц, прекративших трудовые отношения по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, при невозможности их самостоятельного трудоустройства, обеспечивается в соответствии с Законом Украины "О занятости населения".

Ликвидация, реорганизация предприятий, изменение форм собственности или частичная остановка производства, влекущие за собой сокращение численности или штата работников, ухудшение условий труда, могут осуществляться только после заблаговременного предоставления профессиональным союзам информации по этому вопросу, включая информацию о причинах последующих увольнений, количестве и категории работников, которых это может касаться, о сроках проведения увольнения. Собственник или уполномоченный им орган не позднее трех месяцев со времени принятия решения проводит консультации с профессиональными союзами о мерах по предотвращению увольнения или сведению их количества к минимуму или смягчению неблагоприятных последствий любого увольнения.

Профессиональные союзы имеют право вносить предложения соответствующим органам о перенесении сроков или временном прекращении или отмене мероприятий, связанных с высвобождением работников.

Комментарий :

1. Из части первой ст. 494 КЗоТ следует, что собственник не имеет права осуществлять ликвидацию, реорганизацию, изменение формы собственности или частичное приостановление производства, если это влечет сокращение штата или численности работников и ухудшение условий труда, не подав заблаговременно информацию об этом первичным профессиональным организациям, которые действуют на предприятии. Такое же правило содержится в части третьей ст. 22 Закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Поскольку без соблюдения правила об информировании профсоюзов собственник не имеет права проводить указанные мероприятия, их проведение без информирования первичных профессиональных организаций будет незаконным. Однако оснований для восстановления на работе работников, уволенных в связи с ликвидацией, реорганизацией, остановкой, изменением формы собственности предприятия или частичным приостановлением производства и сокращением по этой причине штата или численности работников, не будет.

Перечень мероприятий, влекущих сокращение численности или штата работников, данный в части второй ст. 494 КЗоТ , расширительным толкованию не подлежит. В частности, собственник не обязан информировать профсоюзы о перепрофилировании предприятия, что влечет сокращение численности или штата работников, о других изменениях в организации производства и труда, влекущие указанные последствия.

2. Если меры, перечисленные в части второй ст. 494 КЗоТ , влекут ухудшение условий труда и владелец осуществил их без соблюдения обязанности информировать профсоюзы, работники имеют право на сохранение прежних условий труда, если это фактически возможно. Например, сохранение условий оплаты труда возможно, а сохранение права на более благоприятные санитарно-гигиенические условия труда невозможно.

3. Нарушение установленных сроков информирования, установленных требований к содержанию представленной информации дает основание для квалификации проведенных мероприятий как незаконных, однако не является основанием для восстановления работника.

4. Относительно предложений профсоюзов о переносе сроков о временном приостановлении названных выше мероприятий, влекущих сокращение численности или штата работников, не предусмотрены какие-либо неблагоприятные последствия полного или частичного отклонения этих предложений. Коллективными договорами могут быть предусмотрены обязательства собственника по учету указанных предложений профсоюзов. Кроме того, следует учитывать, что ст. 21 Закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" предоставляет профсоюзам (это распространяется и на профсоюзные организации предприятий) участвовать в рассмотрении их предложений.

5. Комментируемая статья предусматривает, что граждане самостоятельно подыскивают себе работу. Вместе с тем законодательство предоставляет гражданам право обратиться в государственную службу занятости за помощью в трудоустройстве. С целью создания для государственной службы занятости условий для выполнения функций содействия в трудоустройстве граждан, ч. 4 ст. 20 Закона "О занятости населения" устанавливает обязанность предприятий всех форм собственности ежемесячно в полном объеме подавать государственной службе занятости информацию о наличии свободных рабочих мест, вакантных должностей в 10-дневный срок - о всех принятых работников. За непредставление указанной информации или предоставление недостоверной информации или представление ее с опозданием предусмотрено наложение на соответствующих должностных лиц штрафа в размере, установленном законодательством (сегодня нет акта законодательства, который бы устанавливал такую ​​ответственность).

6. В государственную службу занятости за содействием в трудоустройстве могут обращаться незанятые граждане, а также занятые, желающие сменить место работы, трудоустроиться по совместительству или с целью работы в свободное от учебы время (п. 1 Порядка регистрации, перерегистрации и ведения учета граждан, ищущих работу , и безработных, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 14 февраля 2007 г. N 219, - далее в пределах комментария к ст. 494 КЗоТ - Порядок регистрации).

7. Регистрации в государственной службе занятости как ищущие работу, подлежат все незанятые граждане, которые изъявили такое желание. Занятые граждане такой регистрации не подлежат, однако их учет ведется (если они обратились в службу занятости). На таких граждан в центре занятости оформляется карточка консультаций, форма которого утверждается Министерством труда и социальной политики Украины. При этом под занятыми понимаются проживающие на территории Украины на законных основаниях: 1) работающие по найму, в том числе и на условиях неполного рабочего времени; 2) граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой (предприниматели, которые не создали с целью предпринимательской деятельности юридического лица , члены кооперативов, фермеры и члены их семей, участвующих в производстве, лица, занятые творческой деятельностью) 3) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность в органах власти и объединениях граждан, 4) те, которые проходят службу в воинских формированиях и органах внутренних дел, 5) те, которые проходят альтернативную службу; 6) те, которые проходят профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, в том числе, обучающихся в общеобразовательных школах и учебных заведениях с отрывом от производства; 7) работающие граждане других государств, которые временно проживают в Украине и выполняют функции, не связанные с обеспечением деятельности посольств и миссий.

На граждан, зарегистрированных как ищущие работу, заполняется карточка персонального учета (КПО), форма которого утверждается Министерством труда и социальной политики Украины.

Регистрация гражданина в качестве ищущего работу, еще не означает, что гражданин признан безработным. Есть категории незанятых граждан, которые регистрируются как ищущие работу, однако безработными признаны быть не могут. Это - инвалиды и пенсионеры по возрасту. Граждане в возрасте до 16 лет с согласия одного из родителей или лиц, их заменяющих, также могут быть зарегистрированы как ищущие работу, однако безработными они не могут быть признаны (кроме тех, которые работали и были освобождены).

8. Граждане, достигшие возраста 16 лет, вправе обратиться в государственную службу занятости за содействием в трудоустройстве на общих основаниях.

9. Регистрация граждан, ищущих работу, осуществляется государственной службой занятости по месту жительства граждан. П. 3 Порядка регистрации признает таким адрес постоянной или временной прописки. Условием регистрации является предоставление паспорта, трудовой книжки, в случае необходимости - военного билета и документов об образовании. Порядок регистрации достаточно либеральное по документам, которые подаются, допуская в соответствующих случаях представления должным образом оформленной справки или свидетельства о рождении - для лиц, не достигших 16 лет, - вместо паспорта.

10. В некоторых случаях для регистрации требуются дополнительные документы:

- К. п. 5 ст. 26 Закона "О занятости населения" распространяет льготы, установленные для лиц, уволенных по п. 1 ст. 40 КЗоТ , лиц, потерявших работу вследствие несчастного случая на производстве или наступления профессионального заболевания, вследствие чего они нуждаются в профессиональной подготовке, переподготовке или повышении квалификации, эти лица обязаны представить справку МСЭК о профессиональной пригодности, т.е. о способности выполнять соответствующие виды деятельности;

- Выпускники высших учебных заведений, подготовка которых осуществлялась по государственному заказу и которым отказано в приеме на работу по месту направления, обязаны представить направление на работу и скрепленную печатью заказчика справку об отказе в трудоустройстве или справку о предоставлении возможности самостоятельного трудоустройства. Здесь гражданина, по сути, возлагается обязанность помогать службе занятости на заказчика в любом случае возлагается обязанность возместить государственной службе занятости все расходы, связанные с трудоустройством, переподготовкой, выплатой пособий по безработице и материальной помощи в размере стипендии в период прохождения такими лицами профессиональной подготовки и переподготовки (п. 15 Порядка трудоустройства выпускников высших учебных заведений, подготовка которых осуществлялась по государственному заказу);

- Граждане, уволенные в связи с отселением с территории радиоактивного загрязнения, в случае отсутствия записи об этом в трудовой книжке, обязаны предоставить справку об отселении или самостоятельном переселении, выданную местной государственной администрацией или органом местного самоуправления. Представление такой справки связано с правом таких лиц на получение льгот согласно ст. 36 и 45 Закона "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы";

- Лица, получающие пенсию, подают пенсионное удостоверение или удостоверение инвалида;

- На выпускников профессионально-технических училищ возложена обязанность предоставления справки о возможности самостоятельного трудоустройства.

11. От граждан, которые регистрируются в службе занятости на общих основаниях, отличаются граждане, которые регистрируются на основании ст. 26 Закона "О занятости населения". Им предоставляются дополнительные права, допускающего и возложение некоторых дополнительных обязанностей. В частности, для них установлены специальные сроки обращения с заявлением о регистрации, соблюдение которых дает право на соответствующие льготы.

Семидневный срок обращения в государственную службу занятости с заявлением о регистрации в качестве ищущих работу (со дня увольнения) установлены для следующих категорий работников: а) лиц, уволенных по п. 1 ст. 40 КЗоТ б) военнослужащих, уволенных в связи с сокращением численности или штата без права на пенсию в) граждан, потерявших работу вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания и вследствие этого требуют профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации. Этим же категориям работников предоставлено право на особые гарантии, предусмотренные ст. 26 Закона "О занятости населения". Работники, уволенные в связи с отселением или самостоятельным переселением с территории радиоактивного загрязнения, регистрируются в государственной службе занятости как ищущие работу в течение одного месяца со дня увольнения. При условии соблюдения этого срока такие граждане имеют право на льготы согласно ст. 36 и 45 Закона "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы", а также ст. 26 Закона "О занятости населения".

12. Пропуск без уважительных причин указанного семидневного срока обращения с заявлением о регистрации указанных лиц как ищущих работу, лишает их права на соответствующие льготы. Уважительными причинами пропуска указанных сроков считаются болезнь, смерть близких родных (мужа, жены, деда, бабы), уход за больным ребенком в возрасте до 14 лет согласно медицинскому заключению, перевод мужа или жены в другую местность, переезд на другое место жительства и т.д.. Очевидно, право признавать уважительными причины, охватываемых формулировкой "и т.п.", принадлежит службе занятости, действия которого по этому поводу работник вправе оспорить в суде. Уважительные причины подтверждаются соответствующими документами.

Если гражданин в течение установленного срока по уважительной причине не зарегистрировался как ищущий работу, он имеет право обратиться в службу занятости на следующий день после выздоровления или окончания действия другой уважительной причине. Если гражданин это требование не выполнил, он теряет соответствующие льготы.

13. Срок подбора (поиска) подходящей работы установлен продолжительностью семь дней со дня регистрации гражданина в качестве ищущего работу. В период подбора подходящей работы (как и впоследствии) гражданин обязан содействовать своему трудоустройству, выполнять все рекомендации службы занятости, посещать центр занятости в сроки, установленные работниками центра занятости. Если в течение семидневного срока подбора подходящей работы гражданин не посещал службу занятости по болезни или другой уважительной причине, что подтверждается документами, срок поиска подходящей работы продлевается на период действия этих причин, а гражданин обязуется обратиться в службу занятости на следующий день после прекращения их действия .

14. Если в период поиска подходящей работы (до предоставления статуса безработного) гражданин дважды отказался от предложений подходящей работы, он не может считаться безработным с восьмого дня после регистрации его как ищущего работу.

Он снимается с учета как ищущий работу и в течение шести месяцев имеет право на получение в центре занятости только консультационных услуг. Только по истечении указанного шестимесячного срока он снова может зарегистрироваться как ищущий работу (п. 25 Порядка регистрации). Для работников, уволенных по п. 1 ст. 40 КЗоТ , и военнослужащих, уволенных с военной службы в связи с сокращением численности или штата без права на пенсию, вместо указанного шестимесячного срока установлен трехмесячный срок: при повторной отказе от предложения подходящей работы в период поиска последней они снимаются с учета и могут через три месяца снова зарегистрироваться как ищущие работу, но уже на общих основаниях, то есть без права на льготы, установленные ст. 26 Закона "О занятости населения".

15. Ст. 7 Закона "О занятости населения" определяет подходящую работу как таковую, которая отвечает образованию, профессии (специальности), квалификации работника и предоставляется ему в той же местности, в которой работник проживает. Установлены и дополнительные требования к подходящей работы:

1) работа признается подходящей, если заработная плата соответствует уровню, который гражданин имел по предыдущей работе с учетом ее среднего уровня, сложившегося в отрасли в соответствующей области за прошлый месяц;

2) при предложении подходящей работы учитывается трудовой стаж гражданина по специальности, его предыдущая деятельность, возраст, опыт, положение на рынке труда, продолжительность периода безработицы.

Для граждан, впервые ищущих работу и не имеют профессии (специальности), подходящей считается работа, требующая предварительной профессиональной подготовки, или оплачиваемая работа (включая временную), что не требует профессиональной подготовки (ч. 1 ст. 7 Закона "О занятости населения ").

Для граждан, которые желают восстановить трудовую деятельность после перерыва продолжительностью более шести месяцев, подходящей считается работа по специальности, требующая предварительной переподготовки или повышения квалификации, а в случае невозможности ее предоставления - другая оплачиваемая работа за родственной специальности (профессии).

В случае невозможности предоставления гражданину работы по профессии (специальности) в течение шести месяцев безработицы, подходящей работой считается работа, которая требует изменения профессии (специальности), с учетом способностей, состояния здоровья гражданина, прежнего опыта трудовой деятельности, доступных для него видов обучения и потребностей рынка в этой профессии (специальности).

При изменении гражданами профессии (специальности) по направлению государственной службы занятости подходящей считается работа как по этой специальности, так и по предыдущей профессии по последнему месту работы.

16. Если в период поиска подходящей работы гражданину не была предложена такая работа, с восьмого дня после регистрации его как ищущий работу, принимается решение о предоставлении ему статуса безработного с одновременным назначением пособия по безработице. Для этого гражданин следующий день после окончания семидневного срока поиска подходящей работы должен подать в службу занятости заявление о предоставлении статуса безработного. В заявлении отмечается отсутствие заработка и других доходов. О предоставлении гражданину статуса безработного издается приказ, в котором определяются также размер и сроки выплаты пособия по безработице.

Кроме заявления о предоставлении статуса безработного, необходимо подавать справку о средней заработной плате за два последних месяца по предыдущему месту работы (для уволенных по п. 1 ст. 40 КЗоТ ), справки из военкомата о размере и сроках выплаты должностного оклада и доплаты за воинское звание (для военнослужащих, уволенных в связи с сокращением численности или штата без права на пенсию). Если эти справки не представлены, помощь по безработице назначается в размере не ниже минимальной заработной платы, а при условии дальнейшего предоставления такой справки в течение шести месяцев со дня назначения пособия по безработице производится перерасчет размера пособия.

17. Часть первая ст. 2 Закона "О занятости населения" определяет безработных как трудоспособных граждан трудоспособного возраста, которые из-за отсутствия работы не имеют заработка или других предусмотренных законодательством доходов, зарегистрированные в государственной службе занятости, готовы и способны приступить к работе.

18. Не могут быть признаны безработными граждане:

а) до 16 лет, за исключением уволенных по п. 1 ст. 40 КЗоТ ;

б) которые впервые ищут работу и не имеют профессии (специальности), в том числе выпускники общеобразовательных школ, в случае отказа от профессиональной подготовки или от оплачиваемой работы, включая работу временного характера, которая не требует профессиональной подготовки;

в) которые отказались от двух предложений подходящей работы с момента регистрации их в службе занятости как лиц, ищущих работу;

г) имеющие право на пенсию согласно законодательству Украины. Однако как ищущие работу они, по общему правилу, могут быть зарегистрированы.

19. Безработный несет следующие обязанности:

- Содействовать своему трудоустройству, выполнять рекомендации по этому поводу работников службы занятости;

- Посещать в установленные работником службы занятости сроки центр занятости.

Сотрудник службы занятости знакомит зарегистрированный в центре занятости гражданина под расписку с установленным срокам посещения центра занятости.

Указанные обязанности безработный несет и в период отложения или прекращение выплаты пособия по безработице, материальной помощи по безработице. В противном случае на следующий день после прекращения действия предыдущей санкции выплата помощи по безработице или материальной помощи по безработице откладывается или прекращается. В подобных случаях возможно также снятие гражданина с учета в качестве ищущего работу или безработного.

20. Дни, свободные от обязанности посещать центр занятости, безработный имеет право использовать по своему усмотрению. С целью оздоровления и летнего отдыха детей до 14 лет безработный может быть освобожден от обязанности посещать центр занятости на один месяц в течение календарного года. На этот период он может уехать из постоянного места жительства вместе с детьми, хотя вряд ли центр занятости будет контролировать, куда и с кем уехал безработный.

21. Законодательство о социальном страховании на случай безработицы предусматривает выплату безработным пособия по безработице (ст. 23 Закона "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы")), пособия по частичной безработице (ст. 24 того же Закона), материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации (ст. 27). Ст. 29 названного Закона предусматривает также выплату пособия на погребение в случае смерти безработного или нетрудоспособного лица, которое находилось на его содержании. Предусмотрена возможность одноразовой выплаты помощи по безработице для организации безработным предпринимательской деятельности (п. 7 Порядка предоставления помощи по безработице, в том числе одноразовой ее выплаты безработным для организации безработными предпринимательской деятельности).

22. В зависимости от причин снятия гражданина с учета в качестве ищущего работу, и безработного, установлены различные правила и последствия перерегистрации граждан в службе занятости.

22.1. Право на регистрацию в качестве ищущих работу, право на содействие в поиске работы в течение семи дней после обращения в центр занятости, право на предоставление статуса безработного на восьмой день после указанного обращения имеют лица, которые ранее были зарегистрированы в службе занятости как такие, что ищущих работу, или безработные, однако были сняты с учета по следующим основаниям:

- Трудоустройство;

- Поступление на обучение с отрывом от производства;

- Призыв на срочную военную или альтернативную (невоенную) службу;

- Вступления в законную силу приговора суда о лишении свободы или постановления суда о направлении в лечебно-трудовой профилакторий.

22.2. При переезде на постоянное место жительства в другую местность (район, город), граждане снимаются с учета как ищущие работу, и безработные. Центр занятости по прежнему месту жительства должен выдать им копии документов о регистрации. При обращении с заявлением в центр занятости по новому месту жительства в течение месяца со дня снятия их с учета по прежнему месту жительства они перерегистрируются с приобретением прав безработного.

22.3. Безработные женщины, снятые с учета в службе занятости по их заявлению в связи с уходом за ребенком до достижения им трех (в соответствующих случаях - шести) лет, вправе обратиться в службу занятости за содействием в трудоустройстве в любое время до достижения ребенком трех (шести) лет или на следующий день после достижения ребенком этого возраста. В таком случае восстанавливается статус женщины как безработного.

22.4. В случае, если специальные правила и последствия перерегистрации граждан, ранее зарегистрированных как безработные, не установлены, применяются правила п. 26 Порядка регистрации, перерегистрации и ведения учета граждан, ищущих работу, и безработных, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 14 февраля 2007 г . N 219, согласно которым безработные граждане, которые были сняты с учета, но не трудоустроились, во время следующего обращения за содействием в трудоустройстве подают заявление о перерегистрации их как безработных (обновления статуса безработного) и заполняют новую карточку. При этом в личном деле безработного, который возвращается из архива в случае его сохранения после окончания отчетного года, уточняется социальный статус гражданина. Для уточнения информации, имеющей значение для трудоустройства (основания и продолжительность выплаты пособия по безработице и т.д.), гражданин подает соответствующие документы.

23. Для безработных установлена ​​такая льгота как зачисление периодов переподготовки и обучения новым профессиям, участия в оплачиваемых общественных работах, получение пособия по безработице и материальной помощи по безработице в стаж работы, дающий право на трудовую пенсию (п. "ж" ч. 1 ст. 4 Закона "О занятости населения"). Эти периоды включаются в страховой стаж для назначения пособия по временной нетрудоспособности (п. "ж" ч. 1 ст. 4 Закона "О занятости населения"; ч. 1 ст. 7 Закона "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и потерями, обусловленными рождением и погребением "). Записи в трудовые книжки вносятся работником государственной службы занятости после издания соответствующего приказа, который стал основанием для записи, но не позднее семи дней. Записи вносятся в соответствии с требованиями Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников. Как заголовок к дальнейшим записей пишется полное наименование центра занятости. Порядковый номер записи, дата начала выплаты пособия (материальной помощи), дата прекращения, отложения, окончания срока выплаты пособия, материальной помощи (последний день выплаты) указываются в установленном для ведения трудовых книжек порядке. В графе 3 трудовой книжки указывается содержание зафиксированного записью факта со ссылкой на соответствующий пункт, статью Закона "О занятости населения": "начата выплата помощи по безработице", "отложена выплата помощи по безработице", "прекращена выплата пособия по безработице", "восстановлена выплата помощи по безработице "и другие.

Все записи в трудовой книжке безработного (не каждый, а все - после окончания записей) скрепляются подписью работника службы занятости и печатью центра занятости.

24. Работники, уволенные по ч. 1 ст. 40, имеют право на досрочный выход на пенсию за полтора года до установленного законодательством срока, если они имеют стаж работы, необходимый для назначения пенсии (в том числе на льготных условиях). Формулировка п. "г" ч. 1 ст. 26 Закона "О занятости населения" дают основания утверждать, что слова "в том числе на льготных условиях" касаются только определения стажа, необходимого для назначения пенсии. Что же касается права на досрочный выход на пенсию, то оно предоставляется только лицам предпенсионного возраста. Было бы неправильным под такими лицами понимать и тех, кто через полтора года достигнет возраста, дающего право на пенсию на льготных условиях (ст. 13 Закона "О пенсионном обеспечении"). Лица предпенсионного возраста определяются в подпункте "г" ст. 5 Закона "О занятости населения". Это - женщины, достигшие возраста 53 лет, мужчины, достигшие возраста 58 лет.

Установлены следующие условия досрочного выхода на пенсию: 1) регистрация гражданина в государственной службе занятости как ищущего работу, в течение семи дней после освобождения, 2) отсутствие подходящей работы.

При наличии указанных условий служба занятости по желанию работника выдает ходатайство в местный орган Пенсионного фонда о досрочном выходе на пенсию. Если гражданин не изъявил желания получить ходатайство о досрочном выходе на пенсию, ему предоставляется статус безработного в соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона "О занятости населения". Ходатайство о досрочном выходе на пенсию может быть выдано такому лицу по его желанию в случае отсутствия подходящей работы также в период пребывания на учете как безработного. Если подходящей работы нет, гражданину выгоднее получить статус безработного, право на более высокий размер пособия по безработице по сравнению с пенсией, а с просьбой о выдаче ходатайства о досрочном выходе на пенсию обратиться после окончания срока выплаты пособия по безработице (после окончания срока ее выплаты в более высоком размере, чем пенсия).
ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов