Коллективные переговоры, разработка и заключение коллективного договора, ответственность - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

Коллективные переговоры, разработка и заключение коллективного договора, ответственность за его выполнение. Статья 14

 
Заключению коллективного договора предшествуют коллективные переговоры.

Сроки, порядок ведения переговоров, разрешения разногласий, возникающих при их ведении, порядок разработки, заключения и внесения изменений и дополнений к коллективному договору, ответственность за его выполнение регулируются Законом Украины "О коллективных договорах и соглашениях".


Комментарий:

1. Предвидя обязанность сторон коллективного договора провести коллективные переговоры перед заключением коллективного договора, статья, коммент не регламентирует порядок проведения переговоров, отсылая стороны при решении этого вопроса в Закон "О коллективных договорах и соглашениях".

2. Не позднее трех месяцев до истечения срока действия коллективного договора в сроки, установленные таким договором, любая сторона коллективного договора вправе уведомить другую сторону о начале коллективных переговоров. В ст. 10 Закона "О коллективных договорах и соглашениях" говорится не "вправе уведомить", а "сообщает". "Сообщает" - такая формулировка обычно означает не только право, но и обязанность сообщить. Однако этим последним формулировкой вполне согласуются слова "любая сторона". Безусловно, обязанность сообщить о начале переговоров до истечения срока действия коллективного договора или в срок, определенный таким договором, лежит на той стороне коллективного договора, точно определена. Точно определена уставом предприятия сторона, представляющая владельца. Одновременно и другая сторона вправе уведомить владельца о начале переговоров, если такая сторона есть (образована).

Уведомление другой стороны о начале переговоров, если наступил установленный срок уведомления о начале переговоров, может быть основанием для привлечения соответствующих лиц к ответственности за уклонение от ведения коллективных переговоров, поскольку при этом есть признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 411 КоАП. Правда, следует учитывать, что ст. 411 КоАП допускает привлечение к административной ответственности за умышленное нарушение установленного законодательством срока начала переговоров.

Сторона коллективного договора, представляющего интересы трудового коллектива, определенная менее точно, поэтому в случае решения вопроса об ответственности он может сослаться на недостаточную ясность относительно наличия или отсутствия полномочий. Но полномочия профсоюзов и первичных профсоюзных организаций предприятий на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров определены достаточно четко (ст. 247 КЗоТ, ст. 20, 38 Закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").

3. В течение семи дней после уведомления другая сторона должна начать переговоры. Началом переговоров следует считать согласование порядка ведения коллективных переговоров (разработки коллективного договора, согласование конкретных условий порядка его заключения или изменения). Согласование порядка ведения коллективных переговоров оформляется протоколом.

4. Для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора создается рабочая комиссия из представителей сторон. Состав рабочей комиссии определяется сторонами.

5. Допускается перерыв в ходе переговоров сторонами (надо полагать, не обязательно по согласованию сторон, но и по решению одной из сторон). Однако она допускается только с целью проведения консультаций, экспертиз, получения необходимых данных для подготовки проектов соответствующих решений и поиска компромиссов. Стороны коллективных переговоров должны предоставлять их участникам (членам рабочих комиссий) всю необходимую информацию для согласования условий коллективного договора.

6. Рабочая комиссия готовит проект коллективного договора с учетом предложений, поступивших от работников, трудового коллектива, общественных организаций, и принимает решение, которое оформляется соответствующим протоколом. Поскольку рабочая комиссия создается из представителей сторон, решение комиссии, очевидно, должно приниматься на паритетных началах путем консенсуса, а не большинством голосов.

7. Проект коллективного договора обсуждается в трудовых коллективах структурных подразделений и выносится на рассмотрение общего собрания (конференции) трудового коллектива. Если общее собрание (конференция) отклоняют проект договора или отдельные его положения, стороны должны возобновить переговоры для поиска приемлемого решения. Установлен 10-дневный срок для ведения таких переговоров и повторного вынесения проекта договора на рассмотрение общего собрания (конференции) трудового коллектива.

После утверждения проекта договора общим собранием (конференцией) трудового коллектива коллективный договор подписывается уполномоченными представителями сторон не позднее 5 дней. Однако правило о сроке (ст. 13 Закона "О коллективных договорах и соглашениях") является диспозитивная. Общее собрание (конференция) трудового коллектива могут установить иной срок.

8. Изменения и дополнения к коллективному договору могут вноситься по соглашению сторон с соблюдением порядка, установленного коллективным договором.

Порядок разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)

9. Ст. 11 Закона "О коллективных договорах и соглашениях" устанавливает порядок разрешения разногласий, возникающих в процессе ведения коллективных переговоров. Однако п. 3 раздела V "Заключительные положения" Закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)" предусматривает, что до приведения законодательства в соответствие с настоящим Законом законы и другие нормативно-правовые акты действуют в части, не противоречащей настоящему Закону. Учитывая это, нормы ст. 11 Закона "О коллективных договорах и соглашениях" следует признать утратившими практическое значение: в части, противоречащей Закону "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)", они потеряли силу, а в части, не противоречащей настоящему Закону, руководствоваться ими менее удобно, поскольку есть более развернутые правила Закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)".

10. В преамбуле Закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)" (далее в пределах комментария к данной статье - Закон) определяется предмет регулирования - социально-трудовые отношения, т.е. отношения, участниками которых являются определенные категории работников предприятий или их структурных подразделений или значительно большие социальные группы работников. Вместе Закон регулирует и трудовые отношения, т.е. устанавливает права и обязанности владельцев и работников как самостоятельных субъектов трудового права (как участников трудовых отношений). Учитывая это, в ст. 1 Закона указывается на то, что он распространяется, с одной стороны на наемных работников (то есть и на отдельных работников, и на их группы, выступающие стороной коллективного трудового спора) и организации, созданные ими в соответствии с законодательством для представительства и защиты их интересов, а с другой - на собственников независимо от формы собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности.

11. Ст. 3 Закона более конкретно определяет стороны коллективных трудовых споров (конфликтов) на трех уровнях - производственном, отраслевом (территориальном) и национальном. На производственном уровне стороной коллективного трудового спора (конфликта) есть наемные работники (отдельные категории наемных работников) предприятия, учреждения, организации, их структурных подразделений. Первичная профсоюзная организация, другое уполномоченное наемными работниками организация признается не только представителем наемных работников в коллективном трудовом споре, но и самостоятельной стороной в этом споре. Поскольку Закон не устанавливает каких-либо специальных требований к организации, уполномоченного наемными работниками, это может быть и организация, которая нигде не зарегистрирована и не имеет какого-либо иного статуса или каких-либо других прав и обязанностей, кроме установленных Законом. Орган (лицо), который будет представлять интересы наемных работников, определяется одновременно с утверждением требований к владельцу.

На отраслевом и территориальном уровнях стороной коллективного трудового спора (конфликта) могут быть наемные работники предприятий, учреждений, организаций одной или нескольких отраслей, административно-территориальных единиц. Отмечается (ст. 3 Закона), что стороной таких споров могут быть и работники определенных профессий отрасли (отраслей) или административно-территориальной единицы (административно-территориальных единиц). Профсоюзы и их объединения признаются и здесь не только представителями наемных работников, но и самостоятельной стороной коллективного трудового спора (конфликта). На этом уровне стороной споров также признаются уполномоченные наемными работниками органы, которыми могут быть не только профсоюзные органы, но и другие органы, созданные и уполномоченные наемными работниками, в том числе и те, которые не имеют другого статуса и прав, кроме предусмотренных настоящим Законом .

На национальном уровне стороной коллективного трудового спора (конфликта) также наемные работники одной или нескольких отраслей (профессий) или профсоюзы, их объединения. На этом уровне также не исключается создание наемными работниками специального органа, который признается стороной спора.

12. Относительно субъекта, ответственного за действия в процессе коллективного трудового спора (конфликта), часть вторая ст. 3 Закона предусматривает, что уполномоченный трудовым коллективом на представительство орган является единственным представителем наемных работников до прекращения конфликта. В силу этого правила уполномоченный наемными работниками на представительство орган не может быть заменен на другой, пока трудовой спор не будет прекращен, что не исключает возможности внесения изменений в его состав. Это означает, что "орган (лицо), возглавляющий забастовку" (ст. 19 Закона); "орган, уполномоченный наемными работниками на проведение забастовки" (ст. 32 Закона) - это тот же орган, указанный в ст. 3 Закона, поскольку говорится о представительстве перед собственником, объединением собственников, представителем собственника (объединения собственников) как стороной, противостоящей работникам в течение всего периода коллективного трудового спора. Вместе с формулировки "орган (лицо), возглавляющий забастовку" можно сделать вывод о том, что для этого органа возможная конкретизация по сравнению с органом, который уполномочен наемными работниками и является стороной коллективного трудового спора.

13. Хотя при определении стороны коллективного трудового спора Закон и допускает варианты, в отношении субъекта, которому предоставлено право формулирования требований к владельцу, установлены значительно более строгие правила.

Требования наемных работников на производственном уровне независимо от того, кто - профсоюз или работники - является стороной коллективного трудового спора, формулируются и утверждаются общим собранием (конференцией) работников. Вместо сборов допускается утверждение требований наемных работников путем сбора подписей: при условии сбора подписей не менее половины членов трудового коллектива предприятия, учреждения, организации или структурного подразделения требования считаются утвержденными. Если требования к владельцу утверждаются собранием (конференцией), решение об этом принимается ими в порядке, установленном ст. 20 и 21 Закона СССР "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями" (собрание считается правомочным, если в них принимает участие не менее половины членов трудового коллектива, а конференция - не менее двух третей делегатов, решения принимаются большинством голосов участников собрания, конференции).

Если требования к владельцу предъявляет отдельная категория наемных работников, то непосредственно законом порядок утверждения их требований к собственнику не установлено. Они, безусловно, могут быть утверждены на общем собрании (конференции) трудового коллектива. В других случаях также могут быть проведены собрания с целью утверждении требований к владельцу. Возможно утверждении требований и путем сбора подписей. Однако при этом следует учитывать, что не любая группа работников вправе предъявлять требования к владельцу, а только та, которая может быть отнесена к определенной категории работников.

Утверждение требований на производственном уровне самостоятельно первичной профсоюзной организацией, органом или представителем, уполномоченным наемными работниками, не предусмотрено.

14. На отраслевом, территориальном и национальном уровнях требования наемных работников могут формулироваться и утверждаться двумя способами: решением выборного органа соответствующего профсоюза (объединения профсоюзов или конференцией представителей, избранных собраниями (конференциями) и решению трудовых коллективов соответствующих предприятий, учреждений, организаций. Одновременно с формулировкой требований выборный орган или собрание (конференция) определяют лицо (или создает орган), который будет представлять интересы наемных работников в коллективном трудовом споре.

15. Требования наемных работников, профсоюзы (объединения профсоюзов) оформляются протоколом и направляются собственникам или уполномоченным ими органам.

16. Решение собственника относительно требований наемных работников должно быть изложено в письменной форме и направлено уполномоченному органу другой стороны вместе с социально-экономическим обоснованием. Предельный срок рассмотрения требований и принятие решения по ним со дня получения собственником (объединением собственников, уполномоченным им органом или представителем) требований наемных работников до получения наемными работниками (органом или лицом, ими уполномоченным) уведомления другой стороны - тридцать дней. Если решение вопросов, изложенных в требованиях наемных работников, относится к компетенции собственника, который получил эти требования, он должен сообщить о своем решении в трехдневный срок. Если принятие соответствующего решения относится к компетенции высшего органа, владелец обязан направить последнему требования наемных работников. Предельный срок для рассмотрения требований в каждой инстанции - три дня.

17. Формулировка и утверждение требований наемных работников, принятия стороной решения по существу требований наемных работников и направления им соответствующего уведомления (до получения сообщения) - это доконфликтный стадия разрешения разногласий. Коллективный трудовой спор (конфликт) считается возник с момента, когда уполномоченный наемными работниками орган получил от владельца сообщения о полном или частичном отказе в удовлетворении коллективных требований (согласно принятому им решению), или с момента истечения срока рассмотрения требований (часть первая ст. 6 Закона). Очевидно, что коллективный трудовой спор нельзя считать, возникший и в том случае, если уведомление о полном или частичном отказе в удовлетворении требований наемных работников признан ими обоснованным.

18. Если орган, уполномоченный представлять наемных работников, признает полном или частичном отказе в удовлетворении требований наемных работников необоснованным, он обязан в трехдневный срок письменно проинформировать владельца или уполномоченный им орган, местный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления по месту нахождения предприятия и Национальной службе посредничества и примирения о возникновении коллективного трудового спора (конфликта). Национальная служба посредничества и примирения осуществляет регистрацию требований, которые выдвинули работники, и коллективных трудовых споров (конфликтов). Следует, однако, иметь в виду, что такая регистрация никаким образом не затрагивает права сторон коллективного трудового спора (конфликта), а потому регистрация или отказ в регистрации не могут оспариваться в суде.

19. Для разрешения коллективного трудового спора используются примирительные процедуры. Ни одна из сторон спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.

20. Примирительная комиссия - это создаваемый из представителей спорящих, орган, предназначенный для разработки решения по коллективного трудового спора (конфликта), которое может удовлетворить стороны. Примирительная комиссия создается из равного количества представителей спорящих. Каждая из сторон самостоятельно определяет своих представителей в комиссию. Примирительная комиссия создается на производственном уровне в 3-дневный срок, на отраслевом и региональном уровнях - в 5-дневный, а на национальном уровне - в 10-дневный срок со дня возникновения коллективного трудового спора.

21. Компетенция примирительной комиссии ограничивается рассмотрением и решением коллективных трудовых споров по вопросам установления новых или замены существующих социально-экономических условий труда и производственного быта, а также заключению или изменению коллективного договора, соглашения. Вопросы, касающиеся выполнения коллективного договора, соглашения, их отдельных положений, нарушение законодательства о труде, выходят за пределы полномочий примирительной комиссии. Для рассмотрения указанных вопросов сразу создается трудовой арбитраж.

22. Установлены следующие правила работы примирительной комиссии:

- На время ведения переговоров и подготовки решения члены примирительной комиссии освобождаются от выполнения трудовых обязанностей с сохранением средней заработной платы;

- На стороны конфликта возлагается обязанность предоставления примирительной комиссии информации, необходимой для ведения переговоров;

- Членам примирительной комиссии запрещено разглашать сведения, являющиеся государственной или другой защищенной законом тайной;

- Организационное и материально-техническое обеспечение работы примирительной комиссии осуществляется по соглашению сторон, а если соглашение не достигнуто - в равных частях;

- В случае необходимости примирительная комиссия привлекает независимого посредника. Независимый посредник определяется по совместному выбору сторон конфликта. Он способствует взаимодействию сторон, проведению переговоров, принимает участие в разработке примирительной комиссией взаимоприемлемого решения.

23. Срок для рассмотрения спора не должен превышать в производственной примирительной комиссии - пяти дней, в отраслевой или территориальный примирительной комиссии - 10 дней, в примирительной комиссии на национальном уровне - 15 дней после создания соответствующей комиссии. По соглашению сторон эти сроки могут быть продлены. При этом, поскольку Законом не установлен срок такого продления, он определяется по соглашению сторон.

24. Само название комиссии как примирительной, а также указание в абзаце втором части второй ст. 11 Закона на "непринятие примирительной комиссией согласованного решения" дают основания для вывода о том, что примирительная комиссия принимает решение не большинством голосов, а путем согласования решения представителями сторон, назначенными в комиссию сторонами в споре. Решение примирительной комиссии оформляется протоколом. Оно имеет обязательную силу для участников конфликта и производится в порядке и сроки, установленные решением.

После принятия решения примирительная комиссия прекращает работу, а коллективный трудовой спор считается решенным. Если примирительная комиссия не смогла принять согласованное решение, коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже. О причинах разногласий примирительная комиссия сообщает стороны коллективного трудового спора (конфликта) с изложением позиций спорящих.

25. Трудовые арбитражи рассматривают коллективные трудовые споры (конфликты), если они не были решены примирительными комиссиями, а также непосредственно - споры по вопросам исполнения (неисполнения) коллективных договоров, соглашений, отдельных их положений, а также споры по вопросам исполнения (неисполнения) требований законодательства о труд. Количественный и персональный состав трудового арбитража определяется по согласованию сторон коллективного трудового спора. В состав трудового арбитража законодатель рекомендует включать привлеченных сторонами специалистов, экспертов и других лиц. Специально отмечается, что в состав трудового арбитража могут входить народные депутаты Украины, представители органов государственной власти и другие лица. Председатель трудового арбитража избирается составом из числа его членов.

26. Трудовой арбитраж рассматривает коллективный трудовой спор с обязательным участием спорящих, а в случае необходимости - представителей других заинтересованных органов и организаций. Трудовой арбитраж обязан принять решение по существу спора в течение 10 дней после его создания. По решению трудового арбитража этот срок может быть продлен до 20 дней. Решение по существу коллективного трудового спора выносится большинством голосов его членов и подписывается всеми его членами.

Решение трудового арбитража является обязательным для сторон трудового спора, если стороны предварительно об этом договорились. Так, если стороны не договорились об этом, решение арбитража носит рекомендательный характер. Закон допускает и такую ​​возможность, что трудовой арбитраж не сможет вынести решение по существу коллективного трудового спора. Тогда он обязан в письменной форме уведомить стороны о причинах разногласий в трудовом арбитраже.

27. Национальная служба примирения и посредничества создана Президентом Украины согласно Указу "Об образовании Национальной службы посредничества и примирения". Цель ее деятельности - содействие улучшению трудовых отношений, предотвращения коллективных трудовых споров (конфликтов), их прогнозирование, содействие их решению, осуществления посредничества при разрешении таких споров. Национальная служба посредничества и примирения создает свои отделения в Автономной Республике Крым и областях. Национальная служба посредничества и примирения имеет статус государственного органа, поэтому согласно ст. 19 Конституции Украины она вправе действовать только на основании, в пределах компетенции и способом, предусмотренными Конституцией Украины и законами.

Ст. 15 Закона относит к компетенции Национальной службы посредничества и примирения следующие вопросы:

- Осуществление регистрации выдвинутых наемными работниками требований;

- Анализ требований, выявление и обобщение причин коллективных трудовых споров (конфликтов), подготовка предложений по их устранению;

- Подготовка посредников и арбитров, специализирующихся на разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов);

- Формирование списков арбитров и посредников. Однако, это вовсе не означает, что стороны коллективного трудового спора обязаны выбирать посредников и членов трудовых арбитражей только из этих списков;

- Проверка в случае необходимости полномочий представителей сторон коллективного трудового спора (конфликта);

- Посредничество в разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов);

- Привлечение к участию в примирительных процедурах народных депутатов Украины, представителей государственной власти, органов местного самоуправления.

28. Рассмотрение коллективного трудового спора в Национальной службе посредничества и примирения не является обязательным. Сторонам спора только предоставляется право обращения в этой Службы, которая в десятидневный срок направляет сторонам свои рекомендации, которые не являются обязательными к выполнению. Итак, рассмотрение спора в Национальной службе посредничества и примирения не является отдельной стадией рассмотрения трудового спора, а обращение к ней является добровольным. При этом, обращения сторон конфликта в этой Службы должно быть общим. Если в требованиях наемных работников содержится вопрос, решение которого относится к компетенции центральных или местных органов государственной власти, органов самоуправления, названная служба направляет свои рекомендации, а также соответствующие материалы этим органам, которые обязаны о принятом по таким вопросам решения в семидневный срок проинформировать стороны спорят, и Национальную службу посредничества и примирения.

Забастовка как стадия и средство разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)

29. Ст. 44 Конституции Украины признает за теми, кто работает, право на забастовку для защиты экономических и социальных интересов. "Те, кто работает" - это формулировка, не предоставляет право на забастовку каждому работнику, взятому отдельно. Из приведенного формулировки вытекает право группы работников проводить в установленном порядке забастовки. Однако указание в той же статье на необходимость соблюдения установленного порядка может толковаться и так, что право на забастовку те, кто работает могут осуществлять только в составе стороны коллективного спора, как она определена в ст. 3 Закона или в составе субъекта права на забастовку, как он определен в части первой ст. 17 Закона.

30. Ст. 17 Закона право на забастовку признает работниками предприятия, учреждения, организации (структурного подразделения). Если сравнивать со стороной коллективного трудового спора (конфликта), которой согласно ст. 3 Закона может быть и категория наемных работников, можно сделать вывод о том, что сторона коллективного трудового спора не всегда имеет право на забастовку. Возможно, законодатель только для краткости не указал в ст. 17 Закона категории наемных работников как субъектов права на забастовку. И все же право категории наемных работников на забастовку формулировкой части первой ст. 17 Закона по формальным признакам может быть поставлено под сомнение, хотя такая категория и признается стороной коллективного трудового спора.

31. Наемные работники согласно ст. 44 Конституции Украины могут проводить забастовки для защиты не только прав, но и интересов, то есть основанием для проведения забастовки является не только нарушение прав наемных работников, но и требования работников по улучшению условий труда и его оплаты, других социально-экономических условий. Закон не ограничивает возможности предъявления наемными работниками требования об улучшении условий труда и его оплаты, других социально-экономических условий не только при заключении коллективного договора, соглашения, но и позже. Если такие условия в рамках законодательства о порядке разрешения коллективного трудового спора предъявляются, они должны быть оформлены как требования об изменении (дополнении) коллективного договора, соглашения. Интересы - это гораздо более широкое понятие, чем права. Поэтому, поскольку указанная норма Конституции можно рассматривать как норму прямого действия, то при соблюдении конкретных запретов и установленных процедур, наемные работники вправе проводить забастовки, когда существует перспектива добиться удовлетворения своих требований, в частности, забастовки могут проводиться по поводу установления условий труда. Одновременно часть вторая ст. 17 Закона определяет забастовку как крайнюю меру разрешения коллективного трудового спора (конфликта), когда все другие возможности исчерпаны, спор не был разрешен в рамках примирительных процедур, а собственник отказывается удовлетворить требования наемных работников или выполнить решение, достигнутые при разрешении коллективного трудового спора.

32. Забастовка - это временное добровольное прекращение работы работниками в целях разрешения коллективного трудового спора. Прекращение работы может проявляться в невыходе на работу или неисполнении трудовых обязанностей, что может иметь место при нахождении работника на предприятии или непосредственно на рабочем месте. Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что закон не запрещает работодателю на период забастовки принять на работу других работников по срочному трудовому договору со сроком действия до окончания забастовки или его запрета.

33. Решение об объявлении забастовки на предприятии принимается общим собранием (конференцией) наемных работников. Оно считается принятым, если за него проголосовало большинство наемных работников предприятия (структурного подразделения предприятия) не менее двух третей делегатов конференции. Решение принимается по представлению профсоюзной или иной организации наемных работников, уполномоченного выражать их интересы еще в начале коллективного трудового спора. Решение об объявлении забастовки оформляется протоколом. Нарушение каждого из изложенных требований является основанием для признания забастовки незаконной (п. "в" ст. 22 Закона).

Аналогичным образом принимается решение об объявлении забастовки и наемных работников структурного подразделения предприятия по представлению профсоюза или иной организации наемных работников.

34. Если проводится отраслевой или территориальный забастовку, то на отраслевом или региональном уровне принимаются об этом рекомендации. Рекомендации об объявлении или необъявление забастовки принимаются на конференции, собрании, пленуме или ином выборном органе представителей наемных работников или профсоюзов или на общем совместном форуме названных выборных и профсоюзных органов и направляются соответствующим трудовым коллективам, профсоюзам. Наемные работники предприятий, отраслей или административно-территориальной единицы с учетом полученных рекомендаций сами принимают решение об объявлении или необъявление забастовки на своем предприятии.

Забастовка считается отраслевым или региональным, если на предприятиях, на которых он объявлен, количество работающих составляет более половины общего числа работающих соответствующей отрасли или административно-территориальной единицы. Квалификация забастовки как отраслевого или регионального имеет значение для определения сторон коллективного трудового спора.

Порядок объявления забастовки на национальном уровне непосредственно законом не установлено. Законодатель, видимо, считает, что на таком уровне коллективные трудовые споры должны решаться в рамках примирительных (дострайкових) процедур ли из того, что такая забастовка должна проводиться по аналогии с проведением отраслевого или территориального забастовки.

35. При принятии решения об объявлении забастовки определяется орган (лицо), возглавляющий забастовку (координирующий его проведения). Поскольку уполномоченный наемными работниками на представительство орган является единственным полномочным представителем наемных работников до момента прекращения коллективного трудового спора (конфликта), то определение органа (лица), возглавляющий (координирующий) забастовка, не должно, на наш взгляд, вести к изменению органа, уполномоченного наемными работниками на представительство в процессе коллективного трудового спора (конфликта).

Орган, возглавляющий забастовку, обязан письменно предупредить собственника (объединение собственников) или его представителя не позднее, чем за семь дней до начала забастовки, а на непрерывном производстве - за пятнадцать дней. Орган, возглавляющий забастовку, определяет по согласованию с собственником местонахождение работников во время забастовки. В случае проведения мероприятий (собраний, митингов, пикетов) за пределами предприятий, орган (лицо), возглавляющий забастовку, обязан уведомить местный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления не позднее, чем за три дня.

36. Ст. 21 Закона возлагает на стороны коллективного трудового спора (конфликта) обязанность использовать все возможности для решения коллективного трудового спора и во время проведения забастовки. Соглашение о разрешении коллективного трудового спора, если она будет достигнута, подписывается представителем органа, возглавляющего забастовку, и владельцем, уполномоченным им органом, представителем собственника (объединения собственников).

37. Установлен ряд случаев, когда проведение забастовки запрещено (ст. 24 Закона):

1) запрещается проведение забастовок работниками (кроме технического и обслуживающего персонала) органов прокуратуры, суда, государственной власти, безопасности и правопорядка, а также Вооруженных Сил Украины. Согласно части второй ст. 16 Закона "О государственной службе" государственным служащим запрещено участвовать в забастовках;

2) с момента объявления военного положения до его отмены право на проведение забастовки приостанавливается;

3) при объявлении чрезвычайного положения Верховная Рада или Президент могут запрещать проведение забастовки на срок, не превышающий одного месяца. Дальнейшая запрещение забастовок должно быть одобрено совместным актом Верховной Рады и Президента Украины;

4) запрещается проведение забастовки при условии, что прекращение работниками работы создает угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде, а также создает препятствия предотвращению стихийных бедствий, аварий, катастроф, эпидемий, эпизоотий или ликвидации их последствий.

38. В перечисленных случаях, когда проведение забастовки запрещено, после отклонения рекомендаций Национальной службы посредничества и примирения, последнее обращается с заявлением о разрешении коллективного трудового спора (конфликта) согласно Апелляционного суда Автономной Республики Крым, областного, Киевского или Севастопольского апелляционного судов.

39. Собственник или уполномоченный им орган вправе обратиться в суд с заявлением о признании забастовки незаконной. Дело по такому заявлению должно быть рассмотрено не позднее семидневного срока, включая время подготовки дела к судебному разбирательству. Решение суда о признании забастовки незаконной при наличии оснований для его принятия обязывает участников забастовки принять решение о прекращении или отмене объявленной забастовки, а работников - начать работу не позднее следующего дня после вручения копии решения суда органу, возглавляющему забастовку.

40. Основаниями для признания забастовки незаконной являются:

- Объявление забастовки с требованиями об изменении конституционного строя, государственных границ и административно-территориального устройства Украины, а также с требованиями, нарушающими права человека;

- Объявление забастовки без соблюдения наемными работниками, профсоюзом, объединением профсоюзов или уполномоченными ими органами требований Закона относительно: 1) начала коллективного трудового спора не по вопросам, указанным в ст. 2 Закона (установление или изменение социально-экономических условий труда и производственного быта, заключению или изменению коллективного договора, соглашения; невыполнение коллективного договора или его отдельных положений, невыполнение законодательства о труде) 2) порядка формирования, утверждения и оформления требований наемных работников, профсоюзов (ст. 4 Закона), 3) оснований для начала коллективного трудового спора (конфликта) и уведомления о возникновении спора (ст. 6 Закона); 4) отказа наемных работников (органа, которые представляет) от участия в работе трудового арбитража или от выполнения его решения, если стороны предварительно об этом не договорились (части первая и пятая ст. 12 Закона); 5) нарушение поря
ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов