Соотношение международных договоров о труде и законодательства Украины - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

Соотношение международных договоров о труде и законодательства Украины. Комментарий Статьи 8 (1) КЗоТ

 
Если международным договором или международным соглашением, в которых принимает участие Украина, установлены иные правила, чем те, которые содержит законодательство Украины о труде, то применяются правила международного договора или международного соглашения.



Комментарий:

1. Ст. 9 Конституции предусматривает, что действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины. Комментируемая статья, является конкретизацией указанного конституционного положения. При этом в ст. 81 КЗоТ специально подчеркиваются два момента. Первый - международные договоры и соглашения, участником которых является Украина, являются частью национального трудового законодательства Украины, поэтому они относятся к источникам трудового права Украины. Второй - нормы таких международных договоров и соглашений имеют приоритет перед актами внутреннего законодательства Украины. Таким образом, в случае противоречия между ними должны применяться положения международных договоров и соглашений, а не трудового законодательства Украины.

2. Конкретный порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Украины установлен Законом "О международных договорах Украины". Согласно названному Закону международным договором Украины является заключенный в письменной форме с иностранным государством или другим субъектом международного права, который регулируется международным правом, независимо от того, содержится договор в одном или нескольких связанных между собой документах, и независимо от его конкретного наименования (договор, соглашение, конвенция, пакт, протокол и т.д.).

3. Действующие международные договоры Украины подлежат добросовестному соблюдению Украиной в соответствии с нормами международного права. Согласно этому принципу Украина также выступает за то, чтобы и другие стороны международных договоров Украины неуклонно выполняли свои обязательства по этим договорам.

Общий надзор за выполнением международных договоров Украины, в том числе и другими их сторонами, осуществляет Министерство иностранных дел Украины. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, взятых на себя по международным договорам украинской стороной, Министерство иностранных дел информирует об этом Президента Украины или Правительство для принятия необходимых мер.

Регистрация действующих международных договоров Украины в Секретариате Организации Объединенных Наций осуществляется по представлению Министерства иностранных дел Украины в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Кроме этого, действующие международные договоры Украины регистрируются в Министерстве иностранных дел Украины и включаются в Единый государственный реестр нормативных актов.

4. К источникам правового регулирования труда в Украине относятся не только международные договоры, заключенные государством после провозглашения Украиной независимости, но и международные договоры, заключенные СССР. Это положение основано на ст. 7 Закона "О правопреемстве Украины", согласно которой Украина признала себя правопреемником прав и обязанностей по международным договорам Союза ССР, не противоречащие Конституции Украины и ее интересам.

5. Особенностью международных договоров как источников правового регулирования труда является то, что, кроме двусторонних договоров между Украиной и другим государством, большое значение имеют многосторонние договоры, в частности Конвенции и Рекомендации Международной Организации Труда (МОТ).

6. Международная организация труда - специализированная международная организация, основанная для целей международного сотрудничества для обеспечения длительного мира и устранения социальной несправедливости посредством улучшения условий труда. МОТ была создана в 1919 году согласно Версальскому мирному договору в рамках Лиги Наций и действует на основании Устава. С 1946 года МОТ стала первым специализированным учреждением ООН. В 1969 году в связи с 50-летием образования МОТ была отмечена Нобелевской премией мира. Украина стала членом МОТ в 1954 г. Местонахождение МОТ - Женева (Швейцария). Основными органами МОТ являются: Международная конференция труда (законодательный орган) Административный Совет (исполнительный орган) Международное Бюро Труда (постоянный секретариат). Кроме этого, в более чем 40 странах находятся региональные и отраслевые бюро. В целом МОТ имеет уникальную для ООН трехстороннюю структуру, в рамках которой представители работодателей и трудящихся - "социальные" партнеры - имеют равный с представителями правительства голос при разработке политики организации.

Главными стратегическими целями МОТ считаются: развитие и реализация норм и основополагающих принципов и прав в сфере труда, создание более широких возможностей для женщин и мужчин по обеспечению достойной занятости, повышение эффективности социальной защиты и расширения круга лиц, подлежащих такой защите; укрепления трехсторонней структуры и поддержка социального диалога.

МОТ осуществляет деятельность в следующих основных направлениях: разработка и принятие конвенций и рекомендаций о труде, предоставление технической помощи странам - членам МОТ, в том числе и в создании их национального трудового законодательства, обучение и образование по вопросам, относящимся к компетенции организации.

С 1919 года было принято значительное количество конвенций и рекомендаций, которые охватывают почти все вопросы в сфере труда. К ним относятся некоторые основные права человека (в частности, право на свободу объединения, права на создание организаций и на ведение коллективных переговоров, ликвидация дискриминации в области занятости), администрации труда, условия труда, социальное обеспечение, техника безопасности и охрана труда, занятость женщин и таких специальных категорий как трудящиеся-мигранты и моряки.

7. Конвенции МОТ становятся обязательными для государств - членов МОТ в случае их ратификации. Рекомендации МОТ принимаются в том случае, когда вопрос стоит на обсуждении или любой его аспект не позволяют принять по нему решение в форме конвенции. Поэтому рекомендации МОТ ратификации не подлежат, однако они подлежат проведению в жизнь посредством законодательства каждой страны или другим путем. Для контроля за соблюдением конвенций каждое из государств-членов обязана предоставлять специальные доклады о принятых им мер для применения конвенций, а контроль за соблюдением рекомендаций обеспечивается предоставлением информации о результатах претворения в жизнь их положений. Существует также определенный механизм для рассмотрения жалоб.

8. По состоянию на 1 декабря 2004 г. в Украине действует более 50 Конвенций МОТ (с учетом ратифицированных в то время, когда Украина входила в состав СССР) и около 80 рекомендаций к ним из общего количества принятых на 1999 год 182 конвенций и 190 рекомендаций. Это, в частности, следующие Конвенции:

1) Конвенция N 29 "О принудительном или обязательном труде" (1930);

2) Конвенция N 47 "О сокращении рабочего времени до 40 часов в неделю" (1935);

3) Конвенция N 100 "О равном вознаграждении мужчин и женщин за равный труд" (1951) (перечислены Конвенции ратифицированы Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 9 июня 1956 г.);

4) Конвенция N 10 "О минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве" (1921);

5) Конвенция N 11 "О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве" (1921);

6) Конвенция N 15 "О минимальном возрасте допуска подростков на работу в качестве грузчиков угля или кочегаров во флоте" (1921);

7) Конвенция N 16 "Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов" (1921);

8) Конвенция N 52 "О ежегодных оплачиваемых отпусках" (1936);

9) Конвенция N 58 "О минимальном возрасте допуска детей на работу в море" (1936);

10) Конвенция N 59 "О минимальный возраст приема детей на работу в промышленности" (1937);

11) Конвенция N 60 "О минимальный возраст приема детей на непромышленные работы" (1937);

12) Конвенция N 77 "О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности" (1946);

13) Конвенция N 78 "О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах" (1946);

14) Конвенция N 79 "Об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах" (1946);

15) Конвенция N 87 "О свободе ассоциации и защите права на организацию" (1948);

16) Конвенция N 90 "О ночном труде подростков в промышленности" (1948);

17) Конвенция N 98 "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров" (1949);

18) Конвенция N 103 "Об охране материнства" (1952) (перечислены 15 Конвенции ратифицированы Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 11 августа 1956 г.);

19) Конвенция N 45 "О применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода" (1935);

20) Конвенция N 95 "Об охране заработной платы» (1949);

21) Конвенция N 111 "О дискриминации в области труда и занятий" (1958);

22) Конвенция N 112 "О минимальном возрасте для принятия на работу рыбаков» (1959) (перечислены 4 Конвенции ратифицированы Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 30 июня 1961 г.);

23) Конвенция N 14 "О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях" (1921);

24) Конвенция N 106 "О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях" (1957);

25) Конвенция N 115 "О защите трудящихся от ионизирующей радиации" (1960);

26) Конвенция N 120 "О гигиене труда в торговле и учреждениях" (1964);

27) Конвенция N 122 "О политике в области занятости" (1964) (перечислены 5 Конвенции ратифицированы Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 29 мая 1968 г.);

28) Конвенция N 23 "О репатриации моряков" (1926);

29) Конвенция N 27 "Об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах" (1929);

30) Конвенция N 32 "О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов" (1932);

31) Конвенция N 69 "О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации" (1946);

32) Конвенция N 73 "О медицинском освидетельствовании моряков" (1946);

33) Конвенция N 92 "О ​​помещениях для экипажа на борту судов" (1949);

34) Конвенция N 108 "О национальных удостоверениях личности моряков" (1958);

35) Конвенция N 113 "О медицинском осмотре рыбаков" (1959);

36) Конвенция N 116 "О частичном пересмотре конвенций, принятых Генеральной конференцией МОТ в своих первых 32 сессиях, с целью унификации положений о подготовке Административным советом Международного бюро труда докладов о применении конвенций" (1961);

37) Конвенция N 119 "О защите машин защитными приспособлениями" (1963);

38) Конвенция N 123 "О минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и ​​рудниках" (1965);

39) Конвенция N 124 "О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и ​​рудниках" (1965);

40) Конвенция N 126 "О помещении для экипажа на борту рыболовных судов" (1966) (перечислены 13 конвенций ратифицированы Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 4 февраля 1970 г.);

41) Конвенция N 138 "О минимальном возрасте приема на работу" (1973);

42) Конвенция N 142 "О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития человеческих ресурсов" (1975);

43) Конвенция N 149 "О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала" (1977) (перечислены три конвенции ратифицированы Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 7 марта 1979 г.);

44) Конвенция N 160 "О статистике труда" (1985) (ратифицирована Указом Президиума Верховной Рады Украинской ССР от 3 мая 1990 г.);

45) Конвенция N 133 "О помещениях для экипажа на борту судов" (дополнительные положения) (1970);

46) Конвенция N 147 "О минимальных нормах на торговых судах" (1976) (перечислены две конвенции ратифицированы Постановлением Верховной Рады Украины от 14 июля 1993 г.);

47) Конвенция N 144 "О трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы)" (1976) (ратифицирована Постановлением Верховной Рады Украины от 17 декабря 1993 г.);

48) Конвенция N 2 "О безработице" (1919);

49) Конвенция N 154 "О содействии коллективным переговорам" (1981);

50) Конвенция N 158 "О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя" (1982) (перечислены три конвенции ратифицированы Постановлениями Верховной Рады Украины от 4 февраля 1994 г.).

51) Конвенция N 156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями" (1981) (ратифицирована Законом от 22 октября 1999 года);

52) Конвенция N 105 "О ликвидации принудительного труда" (ратифицирована Законом от 5 октября 2000 года);

53) Конвенция N 182 "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда" (ратифицирована Законом от 5 октября 2000 года);

54) Конвенция N 132 "Об оплачиваемых отпусках" (пересмотренная в 1970 году) (ратифицирована Законом от 29 мая 2001 года);

55) Конвенция N 140 "Об оплачиваемых учебных отпусках" (ратифицирована Законом от 26 сентября 2002 года);

56) Конвенция N 159 "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов" (ратифицирована Законом от 6 марта 2003 г.);

57) Конвенция N 135 "О защите прав представителей работников на предприятии и возможности, которые им предоставляются" (ратифицирована Законом от 15 мая 2003);

58) Конвенция N 150 "О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация" (ратифицирована Законом от 1 июля 2004 года);

59) Конвенция N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (ратифицирована Законом от 8 сентября 2004 года);

60) Конвенция N 129 "Об инспекции труда в сельском хозяйстве" (ратифицирована Законом от 8 сентября 2004 года);

61) Конвенция N 173 "О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности работодателя" (ратифицирована Законом от 19 октября 2005);

62) Конвенция N 131 "Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран" (ратифицирована Законом от 19 октября 2005).

Кроме того, следует учитывать, что в Украине действует Конвенция 1977 года "О защите трудящихся от профессионального риска, вызванного загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах" (иногда она называется Конвенцией 1977 года "О производственное окружающую среду"), которая была ратифицирована еще СССР и вступила в силу для СССР с 3 июня 1989 года.

9. К важнейшим из всех конвенций, принятых МОТ, можно отнести 13: 1) N 87 О свободе ассоциации и защите права на организацию (1948), 2) N 98 "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров" (1949); 3) Конвенция N 29 "О принудительном или обязательном труде" (1930), 4) N 105 "Об упразднении принудительного труда" (1957 г.), 5) N 111 "О дискриминации в области труда и занятий» (1958) , 6) N 100 "О равном вознаграждении мужчин и женщин за равный труд" (1951), 7) N 122 "О политике в области занятости" (1964), 8) N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" (1952); 9) N 97 "О трудящихся-мигрантов" (1949); 10) N 143 "О трудящихся-мигрантов"; 11) N 81 "Об инспекции труда» (1947 г.); 12) N 129 "Об инспекции труда в сельском хозяйстве "; 13) N 144" О трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы) "(1976). 3 из них (N 97, 102, 143) Украина не ратифицированы.

В последнее время согласно Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, принятой МОТ на ее 86 сессии 18 июня 1998 года, МОТ сконцентрировала внимание на соблюдении следующих конвенций, которые считаются основными Конвенция N 29 "О принудительном или обязательном труде" ( 1930), N 87 "О свободе ассоциации и защите права на организацию" (1948), Конвенция N 98 "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров" (1949), N 100 "О равном вознаграждении мужчин и женщин за равный труд "(1951), N 105" Об упразднении принудительного труда "(1957 г.) N 111" О дискриминации в области труда и занятий »(1958), Конвенция N 138" О минимальном возрасте приема на работу "(1973); Конвенция N 182 "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда". Все эти Конвенции Украиной ратифицированы.

10. Согласно ст. 1 Конвенции N 29 "О принудительном или обязательном труде" (1930) каждый член, который ратифицировал ее, обязуется упразднить применение принудительного или обязательного труда во всех его формах в возможно кратчайший срок. При этом на основании ст. 2 Конвенции термин «принудительный или обязательный труд» означает всякую работу или службу, которую требуют от любого лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. Однако в понятие "принудительного или обязательного труда" не включается:

а) любая работа или служба, которую требуют в силу законов об обязательной военной службе и применяемую для работ чисто военного характера;

б) любая работа или служба, которая является частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны;

г) любая работа или служба, которую требуют от любого лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственной власти и указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ;

д) любая работа или служба, требуемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случаях войны или бедствия или угрозы бедствия, как-то: пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии, нашествия вредных животных, насекомых или паразитов растений , и вообще обстоятельств, ставящих под угрозу или могут поставить под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения;

е) мелкие работы общинного характера, то есть работы, которые выполняются ради прямой полезности коллектива членами данного коллектива, и которые поэтому могут считаться обычными общественными обязанностями членов коллектива при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ.

11. Конвенция N 87 "О свободе ассоциации и защите права на организацию" в ст. 2 закрепляет право трудящихся и предпринимателей без всякого различия создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения их уставам.

В ст. 3 настоящей Конвенции устанавливается, что организации трудящихся и предпринимателей имеют право вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать свою программу действий. Государственные власти воздерживаются от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению. В ст. 4 определяется, что организации трудящихся и предпринимателей не подлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке. Конвенция предусматривает, что организации трудящихся и предпринимателей имеют право создавать федерации и конфедерации, а также право присоединяться к ним, и каждая такая организация, федерация или конфедерация имеет право вступать в международные организации трудящихся и работодателей (ст. 6).

Трудящиеся, работодатели и их соответствующие организации, так же, как и другие лица или организованные коллективы, при осуществлении прав, признанных за ними указанной Конвенции, обязаны соблюдать законность, а национальное законодательство не должно затрагивать гарантий, предусмотренных Конвенцией, и применяться таким образом , чтобы не нарушать их (ст. 8). При этом в национальном законодательстве может быть определено, в какой мере гарантии, установленные Конвенцией, будут применяться к вооруженным силам и полиции.

12. Положения Конвенции N 87 подробнее раскрываются в Конвенции N 98 "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров". Согласно п. 1 Конвенции трудящиеся пользуются надлежащей защитой против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения в области труда. Такая защита применяется в особенности в отношении действий, целью которых является:

а) подчинить принятия трудящегося на работу или сохранение им работы условию, чтобы он не вступал в профсоюз или вышел из профсоюза;

б) увольнять или любым другим способом наносить ущерб трудящемуся на том основании, что он является членом профсоюза или принимает участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или, с согласия работодателя, в рабочее время.

Ст. 2 Конвенции устанавливает, что организации трудящихся и работодателей пользуются надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга или со стороны их агентов или членов в создание и деятельность организаций и управление ими. В частности, как такое вмешательство рассматриваются действия, имеющие своей целью способствовать учреждению организаций трудящихся под господством или властью работодателей или организаций работодателей или поддерживать организации трудящихся путем финансирования или другим путем с целью поставить такие организации под контроль работодателей или организаций работодателей.

13. Согласно ст. 2 Конвенции N 100 "О равном вознаграждении мужчин и женщин за равный труд" (1951) каждый член с помощью средств, соответствующих действующим методам установления ставок вознаграждения, поощряет и в той мере, в какой это совместимо с указанными методами, обеспечивает применение в отношении всех трудящихся принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности. Этот принцип может применяться путем:

а) либо национального законодательства;

б) либо системы определения вознаграждения, установленной или признанной законодательством;

в) либо коллективных договоров между работодателями и работниками;

г) сочетания этих различных способов.

При этом на основании п. 1 термин "вознаграждение" означает обычную, основную или минимальную заработную плату или обычное, основное или минимальное жалованье и любое другое вознаграждение, предоставляемое прямо или косвенно, в деньгах или в натуре работодателем трудящемуся в силу выполнения последним любой какой-либо работы, а термин "равное вознаграждение мужчин и женщин за труд равной ценности" относится к ставкам вознаграждения, определяемым без дискриминации по признаку пола.

14. Шире политика МОТ по недопущению дискриминации между мужчинами и женщинами, в вопросах оплаты труда сформулирована в Конвенции N 111 "О дискриминации в области труда и занятий" (1958). Установлено, что в целях настоящей Конвенции термин "дискриминация" означает:

а) любую разницу, недопущение или предпочтение, проведенной по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного или социального происхождения, которые приводят к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий (под этим понимается доступ к профессиональному обучению, доступ к труду и к различным занятиям, а также оплату и условия труда);

б) любую другую разницу, недопущение или предпочтение, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий, определяемое соответствующим государством после консультации с представительными организациями работодателей или трудящихся, где таковые существуют, и с другими соответствующими органами .

При этом любая разница, недопущение или предпочтение в отношении определенной работы, основанной на специфических требованиях, не считается дискриминацией.

Согласно ст. 2 Конвенции государство, его ратифицировала, обязуется определить и проводить национальную политику, направленную на поощрение, совместимое с национальными условиями и практикой, равенства возможностей и обращения в отношении труда и занятий с целью искоренения всякой дискриминации. Для этого такое государство стремится:

а) обеспечить сотрудничество организаций предпринимателей и трудящихся, а также других надлежащих органов в деле содействия принятию и соблюдению этой политики;

б) ввести такое законодательство и поощрять такие образовательные программы, которые смогут обеспечить принятие и соблюдение этой политики;

в) отменять любые законодательные положения и изменять любые административные инструкции или практику, несовместимые с этой политикой;

г) проводить установленную политику в области труда под непосредственным контролем государственной власти;

д) обеспечить соблюдение установленной политики в деятельности учреждений по профессиональному ориентированию, профессиональному обучению и трудоустройству под руководством государственной власти;

е) указывать в своем ежегодном докладе о применении Конвенции на мероприятия, проведенные согласно упомянутой политике, и на достигнутые с помощью этих мероприятий результаты.

15. Конвенция N 122 "О политике в области занятости" (1964) предусматривает, что с целью стимулирования экономического роста и развития, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и ликвидации безработицы и неполной занятости каждое государство, которое ратифицировало Конвенцию, провозглашает и осуществляет как главной цели активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Эта политика, как сказано в ст. 2 Конвенции, имеет целью обеспечение того, чтобы:

а) была работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет работу;

б) такая работа была как можно более продуктивной;

в) была свобода выбора занятости и широких возможностей для каждого трудящегося получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного или социального происхождения.

Эта политика должна надлежащим образом учитывать стадию и уровень экономического развития и взаимную связь между целями в области занятости и другими экономическими и социальными целями, и она осуществляется с помощью методов, соответствующих национальным условиям и практике. При этом на основании ст. 3 Конвенции при ее применении представители кругов, заинтересованных в предполагаемых мерах, в частности, представители работодателей и трудящихся, привлекаются к консультациям в отношении политики в области занятости для того, чтобы полностью учесть их опыт и мнение и заручиться их полным сотрудничеством в формулировании и поддержке такой политики.

16. На основании ст. 2 Конвенции N 144 "О трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы)" (1976) каждое государство, его ратифицировала, осуществляет процедуры, которые обеспечивают эффективные консультации между представителями правительства, работодателей и трудящихся по вопросам, относящимся к деятельности МОТ. Согласно ст. 3 Конвенции представители работодателей и трудящихся свободно выбираются своими представительными организациями (под которыми понимаются наиболее представительные организации предпринимателей и трудящихся, пользующихся правом на свободу объединения (ст. 1 Конвенции)), там, где таковые существуют. При этом работодатели и трудящиеся должны быть представлены на равной основе в любых органах, через посредство которых осуществляются консультации.

17. Украина как член Совета Европы ратифицировала Конвенцию о защите прав и основных свобод 1950 года, Первый протокол и протоколы N 2, 4, 7 и 11 к Конвенции, ряд положений которых касаются регулирования трудовых отношений. В частности, согласно ст. 2 Конвенции о защите прав и основным свободам человека никто не может быть принуждено к принудительному или обязательному труду.

Хотя в целом виды работ, не является принудительной или обязательной работой, в Конвенции о защите прав и основных свобод человека совпадают с такими же видами в Конвенции МОТ N 29 "О принудительном или обязательном труде" (1930), небольшие различия между ними все же есть.

Для обеспечения выполнения положений указанной Конвенции на основании ст. 19 настоящей Конвенции (в редакции Протокола N 11) создан Европейский суд по правам человека, решения которого являются для участников Конвенции обязательными.

18. Кроме того, в Украине действуют также нормы и других многосторонних международных соглашений, в частности заключенных в рамках СНГ. К таким договорам относятся, например, Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей, подписанное правительствами Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Грузия, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины 9 сентября 1994 года. Согласно ст. 1 этого Соглашения оно распространяется на предприятия, учреждения и организации Сторон независимо от их форм собственности. Выплаты по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей, производятся работникам, ранее работавшим на предприятиях, а в случае их смерти - лицам, имеющим право на возмещение ущерба, которые являются гражданами и имеют постоянное место жительства на территории любой из Сторон. При этом возмещение вреда, причиненного работникам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф, осуществляется в соответствии с принятым национальным законодательством и специальных соглашений.

В ст. 2 Соглашения установлено, что возмещение вреда, причиненного работнику вследствие трудового увечья, иного повреждения здоровья (в том числе при наступлении потери трудоспособности в результате несчастного случая на производстве, связанного с выполнением работниками трудовых обязанностей, после переезда пострадавшего на территорию другой Стороны), смерти производится работодателем Стороны, законодательство которой распространялось на работника в момент получения увечья, иного повреждения здоровья, смерти. Работодатель, ответственный за причинение вреда, осуществляет его возмещения в соответствии со своим национальным законодательством.

Согласно ст. 5 Соглашения документы, выданные в целях реализации настоящего Соглашения на территории одной из Сторон при установленной форме, или их заверенные копии принимаются другими Сторонами без легализации. Решение соответствующей медицинской экспертной комиссии любой Стороны о степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и ​​необходимости в дополнительных видах помощи имеет юридическую силу для возмещения вреда, причиненного здоровью работника, независимо от места проживания, на территории Сторон, подписавших настоящее Соглашение. В ст. 7 Соглашения установлено, что в случае ликвидации предприятия, ответственного за вред, причиненный работникам, и отсутствия его правопреемника Сторона, на территории которой ликвидировано предприятие, гарантирует возмещение вреда этим работникам в соответствии с национальным законодательством. Соглашения не противоречит переход Украины к возмещению ущерба в рамках страховых правоотношений, распространяется и на работников-иностранцев.

19. Среди двусторонних соглашений, заключенных Украиной с другими странами, следует отметить Соглашение между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации о трудовой деятельности и социальной защите граждан Украины и России, которые работают за пределами своих стран. Согласно ст. 1 Соглашения его действие распространяется на работников и членов их семей, являющиеся гражданами или постоянно проживают на территории одной страны-участницы и осуществляют свою трудовую деятельность на условиях найма на территории другой страны.

Ст. 4 Соглашения предусматривает, что выезд и пребывание работника, осуществляющего трудовую деятельность на территории страны трудоустройства, регулируется законодательством этой страны. Трудовая деятельность работника оформляется трудовым договором (контрактом), заключенным с работодателем в соответствии с трудовым законодательством страны трудоустройства. Работодатель обязан регистрировать заключенные трудовые договоры (контракты) в соответствующих учреждениях страны трудоустройства. В том случае, когда трудовой договор (контракт) разрывается в связи с ликвидацией предприятия (учреждения, организации), сокращением численности или штата работников, органы трудоустройства должны принять все меры для включения работника в другие равноценные трудовые отношения на срок действия трудового договора (контракта). При невозможности такого трудоустройства на работника распространяется порядок и льготы, предусмотренные законодательством страны трудоустройства для высвобождаемых работников. По месту жительства работнику предоставляется право трудоустройства на общих основаниях. На основании ст. 5 Соглашения в случае изменения ситуации на национальных рынках труда государства-стороны договариваются, на основе взаимных договоренностей могут вводить ограничения на прием работников другого государства.

Ст. 6 Соглашения устанавливает, что работники страны выезда, которые работают на территории страны трудоустройства, пользуются правами и исполняют обязанности, установленные трудовым законодательством страны трудоустройства (включая вопросы трудовых отношений, коллективных договоров, оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, охраны и условий труда и другие). Трудовой стаж, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территориях обеих стран, взаимно признается ими. Исчисление стажа производится по законодательству страны, на территории которой осуществлялась соответствующая трудовая деятельность. Договаривающиеся государства признают дипломы, свидетельства и другие государственные документы об уровне образования и квалификации, выданные соответствующими компетентными органами, без легализации.

Согласно ст. 13 Соглашения оно заключено сроком на пять лет и будет считаться автоматически продленным каждый раз на один год, если ни одна из сторон не заявит о своем намерении прекратить его действие путем письменного уведомления не менее чем за 6 месяцев до истечения соответствующего периода. При этом в случае денонсации Соглашения его положения сохраняют юридическую силу в отношении действующих трудовых договоров (контрактов), до окончания срока, на который они были заключены.

20. Соглашение о трудовой деятельности и социальной защите граждан, работающих за пределами своих стран, заключены также 17 июня 1995 между Правительствами Украины и Республики Армения. Соглашение было ратифицировано Верховной Радой Украины 26.04.96 г. путем принятия соответствующего закона. Отметим, что в настоящем Соглашении много вопросов урегулированы уже более подробно.

В частности, в ст. 3 Соглашения установлено, что работники одной страны-стороны договаривается, могут осуществлять трудовую деятельность на территории другой стороны на основании:

1) трудового договора (контракта), заключенного между работодателем и работником на определенный срок;

2) договора, заключенного между субъектами хозяйственной деятельности обеих стран, целью которого является выполнение определенного объема работ или оказания услуг на территории страны трудоустройства.
Ст. 4 Соглашения устанавливае
ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов