Статья 170. Отобрании ребенка от родителей без лишения их родительских прав - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

При заполнении заявки в качестве своего города укажите КИЕВ
конструктор договоров Украина

Статья 170. Отобрании ребенка от родителей без лишения их родительских прав


1. Суд может постановить решение об отобрании ребенка от родителей или одного из них, не лишая их родительских прав, в случаях, предусмотренных пунктами 2-5 части первой статьи 164 настоящего Кодекса, а также в других случаях, если оставление ребенка у них опасно для ее жизни, здоровья и морального воспитания.

В этом случае ребенок передается другому родителю, бабушке, деду, другим родственникам - по их желанию или органу опеки и попечительства.

2. В исключительных случаях, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка, орган опеки и попечительства или прокурор имеют право постановить решение о немедленном отобрании ребенка от родителей.

В этом случае орган опеки и попечительства обязан немедленно уведомить прокурора и в семидневный срок после постановления решения обратиться в суд с иском о лишении родителей или одного из них родительских прав или об отобрании ребенка от матери, отца без лишения их родительских прав.

С таким иском в суд вправе обратиться прокурор.

3. Если отпадут причины, которые препятствовали надлежащему воспитанию ребенка его родителями, суд по заявлению родителей может постановить решение о возвращении им ребенка.

4. При удовлетворении иска об отобрании ребенка от матери, отца без лишения их родительских прав суд решает вопрос о взыскании с них алиментов на ребенка.

5. Положение частей первой-третьей настоящей статьи применяются к отобрании ребенка от других лиц, с которыми она проживает.


Комментарий:


1. Кроме лишения родительских прав, возможно применение к родителям и еще одного, более мягкого, мероприятия, а именно отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав. Применение данного мероприятия, как и лишение родительских прав, осуществляется судом с учетом интересов ребенка. Если при лишении родительских прав отнятия детей является лишь способом исполнения судебного решения, то согласно статье, комментируется, отнятие детей составляет сущность самого решения. Если в основе лишения родительских прав обязательно лежит виновное поведение родителей, то условием отобрания детей является опасность для ребенка, независимо от вины родителей.

Отобрание детей является, по сути, превентивной мерой к родителям, поскольку дает им возможность изменить свое отношение к воспитанию детей, не прибегая к исключительной мере - лишение родительских прав.

2. Статья содержит открытый перечень оснований для применения отобрании ребенка от родителей без лишения их родительских прав. Эти основания можно разделить на две группы в зависимости от вины родителей.

К первой группе относятся те основания, которые свидетельствуют о противоправной виновное поведение родителей (одного из них) в отношении ребенка. Статья к основаниям относит:

- Уклонение от выполнения своих обязанностей по воспитанию ребенка;

- Жестокое обращение с ребенком;

- Хронический алкоголизм или наркомания родителей;

- Применение любых видов эксплуатации ребенка, принуждение его к попрошайничеству и бродяжничеству, которые являются одновременно и основаниями лишения родительских прав (см. комментарий к ст. 164 СК).

Ко второй группе оснований отнятия ребенка относятся те обстоятельства, которые не зависят от родителей. Необходимым условием, что объединяет эти основания во вторую группу, является создание опасной для детей обстановки, представляет угрозу для его жизни, здоровья и морального воспитания. К таким основаниям частности относятся психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и т.п..

В качестве основания для отобрания детей рассматривается также вредное воздействие, которое осуществляется на ребенка аморальным антиобщественным поведением родителей. Для этого должна быть совокупность или системность аморальных и антиобщественных поступков родителей. Среди них: превращение квартир в гнезда, вступление в половую связь в присутствии детей, систематическое употребление родителями спиртных напитков и другие их действия, осуществляющих вредное воздействие на детей.

Отобрание детей у родителей без лишения последних родительских прав может выступать как одна из мер защиты интересов родителей, если они в связи с болезнью или другими объективными обстоятельствами не могут осуществлять функции по воспитанию детей, подвергают опасности их жизнь и здоровье. Созданию опасной для детей обстановки способствуют активные формы туберкулеза, психические заболевания со стойкой психопатической симптоматикой и периодическими изменениями личности (маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия, шизофрения), органические поражения центральной нервной системы со стойкими тяжелыми нарушениями функций конечностей, тяжелая форма бронхиальной астмы, а также венерические заболевания.

К опасным следует отнести ситуации, когда дети остаются без присмотра родителей через специфические условия труда последних (например, родители неделями, а порой месяцами находятся в командировке и не занимаются воспитанием детей) когда родители не имеют постоянного места жительства и работы, а когда родители не могут по независимым от них причинам лишить детей опасного воздействия (например, улучшить жилищные условия). Если в подобных ситуациях родители отказываются поместить ребенка в детское учреждение (ясли, сад, школа-интернат), то указанное обстоятельство может быть основанием для отобрания детей без лишения родителей родительских прав.

Каждая из проанализированных оснований отнятия детей без лишения родительских прав создает опасную обстановку для жизни и здоровья, надлежащего воспитания детей, а также возможность неблагоприятного влияния на их нравственный, физическое и психическое развитие.

3. Для установления психического расстройства родителей действующее законодательство предусматривает проведение экспертизы (ст. 145 ГПК). Однако она только констатирует наличие заболевания у определенного лица, а не его развитие и влияние, например, на выполнение родительских обязанностей по воспитанию детей. При отобрании ребенка без лишения родителей родительских прав необходимо не экспертиза, а комплексный психолого-психиатрическое освидетельствование не только родителей, но и детей, обосновывает степень опасности обстановки для жизни и здоровья детей. Кроме того, согласно ч. 6 ст. 147 ГПК Украины заключение эксперта для суда не является обязательным и оценивается судом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном анализе имеющихся в деле доказательств (ч. 1 ст. 212 ГПК).

4. Рассмотрение дела об отобрании ребенка от родителей без лишения родительских прав осуществляется судом с обязательным участием органа опеки и попечительства. Одновременно с решением вопроса об ограничении родителей в их правах суд решает и вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей или одного из них. Орган опеки и попечительства представляет суду письменное заключение относительно решения спора на основании сведений, полученных в результате обследования условий проживания ребенка, родителей, других лиц, желающих проживать с ребенком, участвовать в его воспитании, а также на основании других документов, к делу (ст. 19 СК).

5. В случае вынесения судом решения об отобрании ребенка от родителей или одного из них без лишения их родительских прав ребенок передается другому родителю, бабушке, деду, другим родственникам - по их желанию или органу опеки и попечительства. Установка указанной очередности обусловлено заботой о наилучшие интересы ребенка, лишается попечения единственного или обоих родителей. Поскольку названные в абз. 1 ч. 1 комментируемой статьи физические лица являются кровными родственниками ребенка, передача ребенка им обеспечивает право ребенка на проживание в семье, предусмотренное ст. 4 СК. Необходимым условием передачи ребенка другому родителю, бабушке, деду, другим родственникам является их согласие на это, которая предоставляется в письменной форме. И только в случае отсутствия у ребенка каких-либо родственников или невозможности передачи ребенка одной из указанных физических лиц ребенок передается органу опеки и попечительства, который призван принимать меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних детей, обеспечить временное устройство ребенка, решить вопрос об установлении опеки или попечительства (см. комментарий к ст. 167 СК).

6. Статья предусматривает отобрании ребенка от родителей как в юридическом смысле, так и в фактическом. Так, согласно ч. 2 в исключительных случаях, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка, орган опеки и попечительства или прокурор имеют право постановить решение о немедленном отобрании ребенка от родителей.

Исключительные обстоятельства при этом могут заключаться в обострении болезни родителей, наличия у ребенка тяжелых телесных повреждений, крайнем истощении ребенка вследствие недостаточного питания или изнурительной работы и т.п.. В указанных случаях ребенок нуждается в немедленной медицинской помощи в условиях стационара.

В этом случае такое решение подлежит немедленному исполнению. Действующее законодательство не устанавливает порядок исполнения решений органа опеки и попечительства и прокурора. Целесообразно решение об отобрании ребенка выполнять аналогично тем правилам, которые установлены ст. 78 Закона Украины «Об исполнительном производстве». Решение об отобрании ребенка осуществляет государственный исполнитель с обязательным участием лица, которому ребенок передается на воспитание, и с привлечением представителей органов опеки и попечительства. В случае, когда тот из родителей, от кого отбирается ребенок, препятствует исполнению решения об отобрании ребенка, к нему применяются меры, предусмотренные законом.

Одновременно с вынесением решения об отобрании ребенка от родителей орган опеки и попечительства обязан уведомить об этом прокурора.

7. Среди лиц, которые имеют право обратиться в суд с иском об отобрании ребенка от родителей без лишения их родительских прав, закон называет орган опеки и попечительства и прокурора.

В том случае, если органом опеки и попечительства было осуществлено фактическое отобрании ребенка, абз. 2 ч. 2 комментируемой статьи устанавливается предельный срок для подачи иска. Срок для подачи иска равна семи дням и исчисляется с момента В том случае, если органом опеки и попечительства было осуществлено фактическое отнятия вынесения органом опеки и попечительства решения о фактическом отобрании ребенка. Такой иск может быть подан как об отобрании ребенка, так и о лишении родительских прав.

С иском о лишении родителей или одного из них родительских прав или об отобрании ребенка от матери, отца без лишения их родительских прав в суд вправе обратиться прокурор. Срок, который должен пройти с момента постановления прокурором решения об отобрании ребенка до подачи им указанного иска в суд, законом не установлен.

Итак, иск об отобрании ребенка может предшествовать иска о лишении родительских прав или нет. Предъявлению иска о лишении родительских прав может предшествовать фактическое отобрании ребенка от родителей (одного из них), которое осуществляется в порядке, предусмотренном ч. 2 комментируемой статьи.

Лица, которые еще имеют право подавать иск об отобрании ребенка от родителей без лишения их родительских прав, в комментируемой статье не указаны. Поэтому в данном случае необходимо применять норму ст. 165 СК по аналогии (ч. 1 ст. 10 СК).

8. В отличие от лишения родительских прав, которое рассматривается как бессрочное, отбор ребенка является временной мерой. В том случае, если основания, по которым ребенок был отобран у родителей, отпали, суд по заявлению родителей (одного из них) может вынести решение о возвращении ребенка родителям (одному из них). В то же время, суд может и отказать в возвращении ребенка родителям (одному из них), если это противоречит интересам ребенка.

Возвращение родителям ребенка, была отобрана от них, должно осуществляться в порядке, установленном для восстановления родительских прав (см. комментарий к ст. 169 СК). Такое решение должен принимать в порядке искового, а не особого производства, как указывает ч. 3 комментируемой статьи.

9. В комментируемой статье не указаны последствия отобрании ребенка от родителей. Согласно природы указанного мероприятия родители, от которых отобраны ребенка без лишения родительских, теряют право на личное воспитание ребенка, а также те права, для осуществления которых должно быть непосредственное присутствие родителей (права по защите ребенка (ст. 154 СК), право на истребование ребенка от других лиц (ст. 163 СК), право на дачу согласия на предоставление полной гражданской дееспособности (ст. 35 ГК), право на дачу согласия на совершение детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет тех сделок, которые они не имеют права совершать самостоятельно (ч. 2 ст. 32 ГК), право на ходатайство об ограничении или лишении несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами (п. 5 ст. 32 ГК).

Действующее законодательство связывает утрату родителями других личных неимущественных и имущественных прав в отношении ребенка только с лишением их родительских прав. Это касается как семейных, так и гражданских, трудовых прав, прав на социальное обеспечение и т.п.. В то же время отнятия ребенка не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребенка. При удовлетворении иска об отобрании ребенка от матери, отца без лишения их родительских прав суд решает вопрос о взыскании с них алиментов на ребенка.

10. Ребенок, отобранной от родителей без лишения их родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства (см. комментарий к ст. 166 СК).

11. Отобрании ребенка означает потерю права на личное воспитание ребенка, однако не право на общение с ней. Представляется, что по аналогии отцу, матери, от которых были отобраны ребенка без лишения их родительских прав, судом может быть предоставлено право на свидание с ребенком, если это не нанесет ущерб его жизни, здоровью и моральному воспитанию согласно ст. 168 СК (см. комментарий к ст. 168 СК).

12. В порядке, предусмотренном частями 1-3 комментируемой статьи, ребенок может быть отобрана и от других лиц, с которыми она проживает. К таким лицам относятся усыновители, а также фактические воспитатели (ст. 261 СК). Если ребенок проживает в семье опекуна или попечителя, патронатного воспитателя, приемной семье, детском доме семейного типа, то она подлежит отъему от опекуна (попечителя), патронатного воспитателя, приемных родителей и родителей-воспитателей, а такие формы устройства ребенка подлежат прекращению.

Так, согласно ч. 3 ст. 75 ГК по заявлению органа опеки и попечительства суд может освободить лицо от полномочий опекуна или попечителя в случае невыполнения им своих обязанностей или нарушения прав подопечного. Договор о патронате может быть разорван в случае невыполнения воспитателем своих обязанностей или если между ним и ребенком сложились отношения, которые препятствуют выполнению обязанностей по договору (ч. 2 ст. 256).

В случае, когда в детском доме семейного типа или в приемной семье возникают неблагоприятные условия для воспитания и совместного проживания детей (тяжелая болезнь родителей-воспитателей или приемных родителей, отсутствие взаимопонимания с детьми, конфликтные отношения между детьми, невыполнение отцами-воспитателями или приемными родителями обязанностей по надлежащему воспитанию, развития и содержания детей), детский дом семейного типа и приемная семья прекращают свое существование (п. 4 Положения о детском доме семейного типа; п. 6 Положения о приемной семье). Кроме того, если усыновление отвечает интересам ребенка, не обеспечивает ей семейного воспитания, оно также может быть отменено (ст. 238 СК).

ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2016Анализ интернет сайтов