Принципы регулирования - Таможенный кодекс Украины - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

При заполнении заявки в качестве своего города укажите КИЕВ
конструктор договоров Украина

Статья 4. Принципы регулирования


Таможенное регулирование осуществляется на основе принципов:

1) исключительной юрисдикции Украины на ее таможенной территории;

2) исключительной компетенции таможенных органов Украины относительно осуществления таможенного дела;

3) законности;

4) единого порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины;

5) системности;

6) эффективности;

7) соблюдение прав и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц;

8) гласности и прозрачности.

Комментарий :

Принципы регулирования - это выраженные в нормах таможенного законодательства основополагающие идеи и положения, согласно которым осуществляется регулирование таможенной деятельности. К существенных признаков принципов регулирования принадлежат их диалектическая взаимосвязь и основанная на нем системность. Сложные взаимосвязи и взаимодействия между принципами регулирования существуют в рамках их целостной системы, в которой они уравновешивают или усиливают друг друга, полностью раскрывают свою природу и регулирующие признаки.

Содержание принципа исключительной юрисдикции Украины на ее таможенной территории обусловлен положениями Конституции Украины, которая провозглашает, что суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию, которая в пределах существующей границы является целостной и неприкосновенной (ст. 2), закрепляет, что в Украине признается и действует принцип верховенства права (ст. 8), устанавливает, что основы внешних сношений, внешнеэкономической деятельности, таможенного дела определяются исключительно законами Украины (ст. 92). Определение таможенной территории см.. в комментарии к ст. 5 мк. Исключительная юрисдикция Украины на ее таможенной территории находит свое проявление в установленном Конституцией и законами Украины порядке рассмотрения и утверждения законов и подзаконных правовых актов, в том числе и в сфере регулирования, в особом порядке заключения договоров и предоставления Верховной Радой Украины согласия их на обязанности "язковисть. Кроме законодательной сферы, принцип исключительной юрисдикции Украины на ее таможенной территории находит свое проявление и в сфере правоприменения: руководство таможенным делом и контроль за деятельностью таможенных органов Украины осуществляют органы государственной власти и Президент Украины в пределах своих полномочий, определенных Конституцией и законами Украины.

Принцип исключительной компетенции таможенных органов Украины относительно осуществления таможенного дела нашел свое отражение в ст. 6, ст. 19 Конституции Украины, ст. 12 МК, ст. 9 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности", п. 1 Положения о Государственной таможенной службе Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 24 августа 2000 г. N 1022/2000, п. 1 Положения о Государственной таможенной службе Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 18 июля 2007 N 940 (относительно действия указанных положений см.. комментарий к ст. 7 МК) и других нормативных актов, согласно которым таможенная служба Украины - это единая общегосударственная система, которая состоит из таможенных органов и специализированных таможенных учреждений и организаций , на которую возлагается непосредственное осуществление таможенного дела. Любое вмешательство в служебную деятельность таможенных органов Украины запрещено, кроме случаев, предусмотренных законами Украины.

Главными условиями реализации принципа законности в плоскость практической деятельности участников таможенных отношений является существование разветвленной системы таможенного законодательства, объективно отражает особенности общественных отношений в этой сфере и отвечает экономическому базису общества и в рамках которой четко урегулированы права, обязанности и ответственность участников таможенных отношений, наличие действующей системы контроля за соблюдением правовых предписаний всеми субъектами правоприменения, а также неотвратимость юридической ответственности за нарушение требований закона. Законность, как принцип регулирования, находит свое проявление в сфере правотворчества путем установления обязательности учета требований Конституции и законов Украины при разработке нормативно-правовых актов регулирования. В сфере правоприменительной деятельности таможенных органов содержание принципа законности состоит в неуклонном соблюдении правовых предписаний их работниками при осуществлении своих функциональных полномочий, а также в возложении на юридических и физических лиц обязанности соблюдать установленные законом правил и процедур при перемещении через таможенную границу Украины товаров и других предметов, а также выполнять другие требования, предусмотренные действующим законодательством.

Принцип единого порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины призван обеспечить соблюдение всеми субъектами внешнеэкономической деятельности, а также гражданами установленных законодательством Украины унифицированных требований в области таможенного дела. Указанные требования доводятся до сведения всех заинтересованных лиц на принципах, определенных в главе 4 МК.

Принцип системности предполагает рассмотрение системы регулирования как совокупности ее элементов, взаимосвязи между которыми и обусловливают свойства этой системы как единого целого. Принцип системности является конкретизацией принципов материалистической диалектики и опирается на известный ее закон о взаимосвязь и взаимообусловленность явлений в природе. Опираясь на указанный принцип, можно не только глубоко раскрыть всю массу горизонтальных и вертикальных связей субъектов и объектов регулирования, выявить целесообразность внутренней организации системы органов управления, обоснованность и уровень сложности иерархии субъектов последнего, взаимосвязь между структурой системы и структурой ее отдельных звеньев и подсистем, определить целесообразность и эффективность структуры управленческой деятельности в таможенной сфере, но и составлять обоснованные прогнозы влияния изменения одного элемента системы регулирования на другие ее элементы.

Сущность принципа эффективности заключается в достижении максимального соответствия между поставленными перед системой регулирования целями и достигнутым результатом. Организационное построение системы регулирования, определение содержания и направлений управленческой деятельности должны осуществляться таким образом, чтобы достижение целей управления в таможенной сфере происходило при наименьших затратах сил, средств и времени. К критериям эффективности в данном случае следует отнести размеры расходов на деятельность таможенных органов, сроки и качество выполнения ими своих задач, достижения поставленных целей. Требования эффективного управления заключаются в первую очередь в разработке различных вариантов решений, их сопоставлении и выборе оптимального из них. При этом задача субъекта управления состоит в том, чтобы выявить и объективно исследовать все более-менее достойные внимания варианты. Эти варианты должны обязательно учитывать внешние и внутренние условия, учитывать социальные последствия того или иного решения, а также интересы граждан и государства. Надо также иметь в виду, что оптимальность решений предполагает как необходимое максимальное использование достижений науки; реальность; объективность; обеспеченность необходимыми ресурсами; органичное сочетание всех решений, комплексность, динамичность, обобщения, учета и использования положительного практического опыта. Из средств оптимизации управления важное значение имеет выбор и правильное применение эффективных методов управленческого воздействия, таких, например, как: стимулирование, материальной заинтересованности, предоставление исполнителям пространства для разумной и важной для дела инициативы и самостоятельности, установление ответственности за результаты своей работы. Таким образом, эффективность системы регулирования является одним из важнейших принципов ее организационного построения, который обеспечивает оптимальное функционирование последней, способствует качественному решению задач, поставленных перед субъектами и объектами управления, достижению стратегических, тактических и оперативных целей управления.

Принцип соблюдения прав и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц основывается на положениях Конституции Украины, согласно ст. 3 которой права и свободы человека и его гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства, государство отвечает перед человеком за свою деятельность, а утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства. На практике раскрытия содержания этого принципа реализуется через взаимную ответственность таможенных органов и физических и юридических лиц. То есть не только граждане и субъекты внешнеэкономической и хозяйственной деятельности отвечают за противоправные действия перед органами государства в лице таможенных органов, но и таможенные органы со своей стороны несут определенную ответственность за действия, нарушающие права и интересы указанных участников таможенных отношений.

Принцип гласности и прозрачности является следствием демократических преобразований, которые произошли в нашем государстве за последние годы. Он определяется как один из фундаментальных политико-правовых принципов, составляющих основы конституционного строя Украины. Этот принцип состоит в признании необходимости и требования обязательного соблюдения беспрепятственного доступа к информации о правилах перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Принцип гласности и прозрачности выступает одновременно в трех аспектах: как принцип организации и деятельности таможенных органов; как принцип взаимоотношений между государством, таможенными органами и гражданским обществом; как проявление демократизма правового статуса личности. Однако необходимо заметить, что принцип гласности и прозрачности не применяется, когда это противоречит требованиям по охране государственной, коммерческой или банковской тайны. Структура таможенного дела состоит из следующих элементов: порядка перемещения через таможенную территорию товаров и других предметов; таможенных режимов; регулирования; таможенного контроля, ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил; рассмотрения дел об этих нарушениях; информационной, консультативной и разъяснительной деятельности; регулирования порядка прохождения службы в таможенных органах; международного сотрудничества в области регулирования.
ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2016Анализ интернет сайтов