Осуществление таможенного дела - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

При заполнении заявки в качестве своего города укажите КИЕВ
конструктор договоров Украина

Статья 11. Осуществление таможенного дела



Комментарий :

Обязанность таможенных органов Украины непосредственно осуществлять таможенное дело следует из закрепленного в п. 2 ст. 4 МК принципа регулирования, согласно которому осуществление таможенного дела является исключительной компетенцией таможенных органов Украины. Согласно п. 17 ст. 1 МК таможенные органы - специально уполномоченные органы исполнительной власти в области таможенного дела, на которые в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами Украины возложено непосредственное осуществление таможенного дела.

Осуществление таможенного дела является средством реализации (достижения) цели, определенной для Гостаможслужбы Украины в целом как для центрального органа исполнительной власти со специальным статусом: реализация, т.е. воплощение в жизнь, таможенной политики государства - системы принципов и направлений деятельности государства в сфере обеспечения своих экономических интересов и экономической безопасности (ст. 2 ТК). Понятие "средства реализации таможенной политики" шире чем понятие "задача по осуществлению таможенного дела", ибо включает, кроме таможенных операций, организации и борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил, международного сотрудничества и т.д., и другие мероприятия: работа с кадрами, пропаганду таможенной политики в средствах массовой информации, ведомственную правотворческую деятельность, контроль за соблюдением законодательства брокерами и таможенными перевозчиками, владельцами складов временного хранения и другие.

Для осуществления таможенного дела таможенные органы соответствующую структуру (управления, отделы, отделения, службы, сектора и т.д.), кадровое, материально-техническое обеспечение, бюджетное финансирование (ч. 2 ст. 24 ТК).

Непосредственность осуществления таможенного дела означает, с одной стороны, недопустимость передачи своих полномочий в данной области другим юридическим или физическим лицам, а с другой стороны, недопустимости вмешательства в таможенную деятельность других органов государственной власти, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины, законами Украины.

Комплекс задач, поставленных перед таможенными органами Украины, обусловлен целями и конкретным содержанием таможенной политики, ее принципами, а также направлениями государственной деятельности в сфере внешней и внутренней политики.

Таможенные органы выполняют поставленные перед ними задачи, выступая необходимым и обязательным элементом институционального механизма формирования и реализации таможенной политики государства. Таким образом, таможенные органы не является единственным субъектом таможенной деятельности, выступая вместе с тем, неотъемлемой частью центральной исполнительной власти, на которую возложена реализация таможенной политики.

В состав органов государственной власти и управления, которые принимают участие в реализации таможенной политики, кроме Гостаможслужбы, входят Кабинет Министров Украины, Министерство экономики Украины, Министерство финансов Украины, Государственная служба экспортного контроля, Государственная служба контроля за перемещением культурных ценностей, Таможенно-тарифный совет Украины Межведомственная комиссия по международной торговле и т.д.. Однако лишь Гостаможслужба Украины специально создана с целью воплощать в жизнь таможенную политику как составляющую государственной политики, применяя в том числе предусмотренные законодательством меры тарифного и нетарифного регулирования. Государственная таможенная служба Украины является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, который обеспечивает реализацию государственной политики в сфере таможенного дела. Задания выполнять и контролировать выполнение таможенного законодательства другими юридическими и физическими лицами связано с двойственной природой таможенной службы. С одной стороны, Гостаможслужба входит в систему центральных органов исполнительной власти, ее деятельность должна подзаконный, исполнительно-распорядительный характер, ведь осуществляется на основании и во исполнение закона, с другой - Гостаможслужба является органом государственного надведомственного контроля.

Контроль за соблюдением законодательства Украины по вопросам таможенного дела является таможенным контролем в широком смысле этого понятия и включает всю совокупность контрольных мероприятий Гостаможслужбы, направленных на обеспечение законности в сфере перемещения товаров, предметов, транспортных средств через таможенную границу.

Защита экономических интересов государства является приоритетным направлением в работе тех государственных органов, которые являются субъектами обеспечения экономической безопасности, являющейся составной целостной системы национальной безопасности Украины. Среди них Совет национальной безопасности и обороны Украины, Служба безопасности Украины, Государственная налоговая администрация Украины, Министерство транспорта и связи Украины, Министерство иностранных дел Украины, другие министерства и ведомства.

В целях защиты экономических интересов Украины, украинских производителей и в случаях, предусмотренных Законом Украины "О Едином таможенном тарифе", в случае ввоза на таможенную территорию Украины и вывоза за пределы этой территории товаров независимо от других видов таможенных пошлин могут применяться особые виды пошлин: специальные пошлины антидемпинговую пошлину, компенсационная пошлина. Таможенные органы уполномочены контролировать соблюдение субъектами перемещения законодательства, регулирующего применение мер по защите экономических интересов Украины.

Путем обеспечения выполнения международных договоров по вопросам таможенного дела Украина принимает участие в международном таможенном сотрудничестве (ст. 34 ТК), которое основывается на принципе соблюдения общепризнанных в мировых таможенных отношениях норм и стандартов классификации и кодирования товаров, установление таможенных режимов, формирования данных таможенной статистики и тому подобное.

Заключенным считаются, в установленном порядке согласно ст. 11 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г., международные договоры, согласие государства на обязательность которых выражена путем подписания договора, обменом документами, утверждением, присоединением к нему или любым другим способом, о котором условились.

Защита интеллектуальной собственности участников внешнеэкономических связей, других юридических и физических лиц происходит путем осуществления таможенного контроля за перемещением через таможенную границу Украины товаров, содержащих объекты права интеллектуальной собственности (см. Гл. 45 ТК).

Функция содействия заключается в осуществлении таможенными органами мер, которые предоставляют владельцам товаров, зарегистрированных объекты права интеллектуальной собственности, фактическую возможность предотвратить нарушение своих прав еще на стадии перемещения через таможенную границу. Такими мерами являются: приостановление таможенного оформления сроком до 30 суток товаров, относительно которых есть обоснованное подозрение, что они являются контрафактными (поддельными) (ч. 2 ст. 257 ТК); взятие таких товаров под таможенный контроль, информирование правообладателя о приостановлении таможенного оформления; предоставление возможности брать пробы и образцы товара с целью проведения экспертного исследования товара, в случае установления факта контрафактности - возбуждать дела о нарушении таможенных правил по ст. 345 Таможенного кодекса Украины (ч. 5 ст. 257 ТК).

Меры тарифного (экономического) и нетарифного (административного) регулирования составляют две основные группы мер реализации таможенной политики государства. Применяются эти меры, во-первых, на основании закона, а не подзаконного акта, во-вторых, только при перемещении товаров через таможенную границу Украины. Итак, п. 5 ст. 11 МК определяет правовое основание применения мер тарифного или нетарифного регулирования, а также определяет предметную компетенцию таможенных органов Украины.

Осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу государства, вместе с начислением и взиманием налогов и сборов являются основными таможенными операциями, исполнение которых возложено на таможенные органы Украины. Совершенствование форм и методов таможенного контроля и таможенного оформления заключается во внедрении таких приемов и средств, которые, с одной стороны позволяют ускорить товарооборот и пассажиропоток, соответствуют признанным в мировой практике таможенным стандартам и правилам, а с другой - обеспечивают точное и неукоснительное выполнение таможенными органами своих задач, не наносят ущерб законным правам и интересам субъектов перемещения (например, введение в практику таможенной деятельности анализа риска совершения таможенного правонарушения, электронное декларирование и др.).

В ст. 4 Закона Украины "О защите прав потребителей" определяется, что потребители во время приобретения, заказа или использования продукции, которая реализуется на территории Украины, для удовлетворения своих личных потребностей имеют право на защиту своих прав государством; надлежащее качество продукции и обслуживания; безопасность продукции; необходимую, доступную, достоверную и своевременную информацию о продукции, ее количестве, качестве, ассортименте, а также о ее производителе (исполнителе, продавце) возмещение вреда (убытков), причиненных дефектной или фальсифицированной продукцией или продукцией ненадлежащего качества, а также имущественного и морального (неимущественного) вреда, причиненного опасной для жизни и здоровья людей продукцией в случаях, предусмотренных законодательством и т.п.. Защита таможенными органами прав потребителей предусматривает, в первую очередь, завершение таможенного оформления только после окончания государственного санитарного, ветеринарного, фитосанитарного, радиологического и других видов контроля, проверки соблюдения субъектами перемещения требований к качеству товаров и услуг, предусмотренных международной и государственной системами качества товаров и услуг.

Осуществляя мероприятия по защите интересов потребителей товаров и соблюдение участниками внешнеэкономических связей государственных интересов на внешнем рынке, таможенные органы взаимодействуют и с другими государственными органами исполнительной власти - Министерством экономики Украины, Государственным комитетом Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики, Антимонопольным комитетом Украины.

Ускорения товарооборота и пассажиропотока - задача большинства таможенных учреждений и администраций стран мира, связано с процессом мирового разделения труда, а также развитием туризма, образованием общих рынков рабочей силы, другими интеграционными процессами.

Выполнение правоохранительной функции таможенных органов предусматривает организацию и осуществление эффективной борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил как силами собственных подразделений (отделений в региональных таможнях и служб в таможнях), так и во взаимодействии с другими правоохранительными органами, например, для осуществления контролируемой поставки наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, или перемещение под негласным контролем (ст. ст. 317, 318 ТКУ), а также для проведения специальных операций на государственной границе для предотвращения совершения таможенных правонарушений.

Таможенные органы способствуют развитию международного сотрудничества в таможенном деле участием в международных таможенных и торговых организациях, установление договорных отношений с сопредельными государствами, организации совместного таможенного контроля по единой технологической схеме и в других формах.

Ведение таможенной статистики предполагает объективный и достоверный учет данных о перемещаемых товарах, предметы, транспортные средства, другие операции со статистической информацией по вопросам таможенного дела (ст. 303 ТК). Ведение таможенной статистики осуществляется по методологии, которая обеспечивает сопоставимость данных таможенной статистики внешней торговли Украины с данными государственной статистики других государств (например, Единая методология таможенной статистики внешней торговли государств - участников Содружества Независимых Государств от 09.12.94 г.).

Порядок ведения УКТ ВЭД определяет Кабинет Министров Украины (ст. 312 ТК) и предусматривает мероприятия по отслеживанию изменений и дополнений в классификации товаров, детализацию ее на национальном уровне и введение дополнительных единиц измерения, разработка объяснений и рекомендаций по применению УКТ ВЭД, принятие решений относительно классификации и кодирования товаров в УКТ ВЭД и выполнения других функций, необходимых для ведения УКТ ВЭД.

Согласно требованием ч. 1 ст. 315 МК верификация сертификатов о происхождении товаров из Украины осуществляется таможенными органами в порядке, который устанавливается Кабинетом Министров Украины. Осуществление верификации (установление достоверности) сертификатов происхождения товаров из Украины может происходить в следующих двух формах: проверка сертификата на аутентичность (подлинность) путем проведения экспертизы, проверки правильности заполнения граф, наличии оттиска печати и подписи уполномоченного лица, а также места и даты выдачи, проверки правильности определения страны происхождения товара, указанного в сертификате происхождения, на соответствие установленным правилам.

Согласно этих и многих других задач, возложенных на таможенные органы, они выполняют сложные и разнообразные функции, а именно: регулятивную, фискальную, правоохранительную. Перечень задач, определенных в комментируемой статье, не является исчерпывающим. На таможенные органы возложено выполнение и других задач, вытекающих из их административно-правового статуса органов государственной власти в сфере таможенного дела.

Руководство таможенным делом и контроль за деятельностью таможенных органов Украины в процессе выполнения ими задач по реализации таможенной политики государства осуществляют органы государственной власти, Президент Украины в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Украины. Законодательное обеспечение таможенного дела осуществляет высший законодательный орган государства. Согласно ст. 92 Конституции Украины исключительно законами Украины определяются организация и деятельность Гостаможслужбы Украины (путем принятия соответствующего Закона Украины), общие основы таможенного дела. На основе и во исполнение Конституции и законов Украины Президент Украины издает указы и распоряжения. Согласно ст. 106 Конституции Украины Президент Украины представляет государство в международных отношениях, осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства, ведет переговоры и заключает международные договоры Украины, в том числе и по вопросам таможенного дела. Кабинет Министров Украины организует и обеспечивает осуществление внешнеэкономической деятельности Украины, таможенного дела; направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти; образует, реорганизует и ликвидирует в соответствии с законом министерства и другие центральные органы исполнительной власти, действуя в пределах средств, предусмотренных на содержание органов исполнительной власти; назначает на должности и освобождает от должностей по представлению Премьер-министра Украины руководителей центральных органов исполнительной власти, которые не входят в состав Кабинета Министров Украины (ст. 116 Конституции Украины).

Контроль за деятельностью таможенных органов Украины в процессе осуществления таможенного дела осуществляют уполномоченные на то органы государственной власти: Служба безопасности Украины (Закон Украины "О Службе безопасности Украины" от 25 марта 1992 г.), Счетная палата Украины (Закон Украины "О Счетной палате" от 11 июля 1996 г.), Государственная контрольно-ревизионная служба Украины (Закон Украины "О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине" от 26 января 1993 г.).
ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2016Анализ интернет сайтов