Комментарий к Земельному кодексу Украины - скачать бесплатно - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

Комментарий к Земельному кодексу Украины скачать бесплатно


Вы находитесь здесь: Библиотека / Аграрное право Украины / Комментарий к Земельному кодексу Украины

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 


25 октября 2001 Верховная Рада Украины приняла новый Земельный кодекс Украины, комментарий к которому Вы можете скачать у нас бесплатно. Тем самым заложен один из краеугольных камней в фундамент правовой системы, что должно обеспечить регулирование общественных отношений в условиях функционирования в Украине рыночной экономики.

Этот кодекс отражает эволюцию социально-экономического и политико-правового развития нашего государства и общества, законодательного регулирования земельных отношений в Украине.
Первым кодифицированным актом земельного законодательства Украины был Временный земельный закон, принятый Украинской Центральной Радой 18 января 1918 Однако по политическим причинам его положения не были реализованы. Поэтому первым реально действующим кодифицированным законодательным актом нашей страны принято считать Земельный кодекс УССР, принятый 25 октября 1922 Он состоял из преамбулы и 227 статей, которые были сгруппированы в разделы (некоторые из них делились на главы) и четыре части:

1) О трудовое землепользование.
2) О городские земли.
3) О государственном земельное имущество.
4) О землеустройстве и переселении.
Отражая политические и экономические реалии того времени, Кодекс 1922 закреплял национализацию земли и отмена частной собственности на нее, запрещал куплю-продажу и иные сделки, связанные с отчуждением земли. Все граждане без различия пола, вероисповедания и национальности наделялись правом на получение земли в пользование безвозмездно. Кодекс предоставлял право общинам выбирать любую форму землепользования, поощряя прежде земельные общества.

В первом кодифицированном земельно-правовом акте Украины определялось также понятия и детально регламентировалось землепользования крестьянского двора, допускалась «трудовая аренда» земли и ограничивалось землепользования так называемых кулаков, то есть крестьян, которые использовали в своих хозяйствах наемный труд.
Кроме этого, в Кодексе 1922 содержались и нормы, регулирующие землеустройство, земельный регистрации, переселения и определяли правовой режим городских земель, земель специального назначения и земель государственного запаса.
Второй Земельный кодекс УССР был принят 8 июля 1970 и введен в действие 1 января 1971 г. Он состоял из 173 статей, которые были объединены в 28 глав и 11 разделов:
1) Общие положения.
2) Земли сельскохозяйственного назначения.
3) Земли населенных пунктов.
4) Земли промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения.
5) Земли государственного лесного фонда.
6) Земли государственного водного фонда.
7) Земли государственного запаса. .
8) Государственный земельный кадастр.
9) Государственный землеустройстве.
10) Решение земельных споров.
11) Ответственность за нарушение земельного законодательства.
Кодекс 1970 унаследовал основные правовые положения предыдущего Земельного кодекса УССР. В частности, земельный фонд объявлялся собственностью исключительно государства и запрещались гражданско-правовые сделки по отчуждению земельных участков. Однако в отличие от Кодекса 1922 г. земельный кодекс УССР 1970 не предусматривал свободы выбора формы хозяйствования в сельском хозяйстве. Для ведения товарного сельскохозяйственного производства земли могли предоставляться только «социалистическим» предприятиям - совхозам, которые были государственными предприятиями, и колхозам, которые представляли собой «огосударствленные» квазикооперативы. Деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, которые до коллективизации 1929 - 1932 pp. были основной формой хозяйствования на селе, фактически запрещалась. Вместо крестьянских хозяйств разрешалась так называемая индивидуальная трудовая деятельность в сельском хозяйстве, для чего граждане могли получить в пользование до 1 га полевой земли.

Следующий Земельный кодекс УССР (Украина) был принят 18 декабря 1990 г. и введен в действие 15 марта 1991 Настоящий Кодекс состоял со 117 статей, которые были сгруппированы в девять разделов:
1) Общие положения.
2) Использование земель.
3) Охрана земель.
4) Возмещение убытков землевладельца, землепользователям и потерь сельскохозяйственного и лесогосподарськоговиробництва.
5) Контроль за использованием и охраной земель и их мониторинг.
6) Государственный земельный кадастр.
7) Землеустройство.
8) Разрешение земельных споров.
9) Ответственность за нарушение земельного законодавства.Концептуально данный Кодекс незначительно отличался
от Земельного кодекса УССР 1970 Все земли провозглашались собственностью народа Украины, то есть оставались собственностью исключительно государства. Распоряжения землей, то есть предоставление участков юридическим и физическим лицам в пользование и изъятия их для государственных или общественных нужд, как и прежде, должны были осуществлять Совета народных депутатов.
 

В этих условиях важное значение для развития земельной реформы имели соответствующие указы Президента Украины. Однако они вошли в противоречие с положениями действующего Земельного кодекса Украины 1992
В целях устранения коллизий в 1999 г. по приказу председателя Госкомзема была образована новая рабочая группа по подготовке проекта нового Земельного кодекса Украины. Производимый этой группой проект через Кабинет Министров Украины поступил в Верховную Раду Украины. Параллельно с этим группой народных депутатов Украины был подан на рассмотрение Верховной Рады Украины еще один проект Земельного кодекса Украины, подготовленный в Институте государства и права им. В. М. Корец-кого НАН Украины. Эти законопроекты также были положены в основу будущего Кодекса. Для второго чтения проект обработала рабочая группа, образованная Аграрным комитетом Верховной Рады Украины. Острые дискуссии вокруг проекта наконец увенчались успехом. Новый Земельный кодекс Украины был принят Верховной Радой Украины 25 октября 2001 p., который вступил в силу 1 января 2002 г. В нем, прежде всего, отражены и детализированные формы собственности на землю, закрепленные Конституцией Украины.
Кроме права собственности на землю, в действующем Земельном кодексе Украины закреплены также право пользования землей, право аренды и право земельного сервитута.
С принятием 6 октября 1998 Закона Украины «Об аренде земли», который открыл широкое поле для развития земельно-арендных отношений, отпала необходимость в применении такой формы использования земель, как право временного землепользования. В Земельном кодексе Украины нет норм, регулирующих предоставление земель во временное пользование. Одновременно в этом Кодексе содержатся положения, регулирующие предоставление земли в постоянное пользование. Правда, рамки применения института постоянного пользования землей ограничены предоставлением, по-Лерш, только земельных участков из земель, находящихся в государственной или коммунальной собственности, и во-вторых, лишь предприятиям, учреждениям и организациям, которые находятся в собственности государства и территориальных общин.

Новой для нашего законодательства является категория земельного сервитута. Земельный сервитут - это право собственника земельного участка на ограниченное пользование соседним участком с целью устранения недостатков собственного участка. Например, лицо является владельцем участка, который не имеет прямого сообщения с водоемом, с которой напуваеться скот. В таком случае владелец участка имеет право требовать от собственника соседнего участка разрешения на прогон скота на водопой через эту соседний участок. Как известно, земельные сервитуты появились около двух тысяч лет назад в гражданском праве Древнего Рима. Однако в земельном законодательстве советской эпохи земельные сервитуты отсутствовали. Государство было единственным и исключительным владельцем всех земель страны и сама распоряжалась землей, устанавливая приемлемые для общества правила использования земель. С проведением земельной реформы, определяющей особенностью которой является приватизация земель, в стране появилось большое количество собственников земли - как граждан, так и юридических лиц. Именно они теперь могут определять порядок использования принадлежащей им земельного участка по его целевому назначению.

Новый Земельный кодекс Украины в целом отражает современные идеи и тенденции в сфере земельных отношений. Он имеет прямое действие. К сожалению, степень детализации многих положений не является достаточным. В связи с этим предполагается принятие еще нескольких десятков законов и других нормативных актов, которые будут развивать и уточнять отдельные положения Кодекса.
Однако на сегодня первоочередной является проблема реализации нового Земельного кодекса Украины. Необходимым условием этого является осознание каждым гражданином и должностным лицом духа и буквы Кодекса. Комментарий должен помочь в этом. Он содержит доктринальное толкование всех положений Земельного кодекса Украины, которая будет способствовать правильному и эффективному его использованию в сфере землепользования.

Комментарий подготовлен ведущими правоведами Украины - специалистами в области земельного права. Он будет полезен для студентов, преподавателей и научных работников, работников аграрного сектора, органов исполнительной власти и местного самоуправления, всех интересующихся вопросами земельных отношений. 

ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов