Причины конкретных мошеннических посягательств - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

3.2. Причины конкретных мошеннических посягательств

С формальной стороны преступность представляет собой совокупность преступлений, совершенных в государстве или регионе за определенный промежуток времени. Будучи явлением социальным и обладая признаками системы, преступность являет собой не простую арифметическую сумму общественно опасных деяний, а их органическую совокупность, "это качественно иное по своему содержанию итоговое единство" [86][285]). Преступность как целостная совокупность включает в себя различные виды (группы) преступлений, которые в свою очередь складываются из конкретных преступлений. Каждое конкретное преступление единично и случайно, но в своей совокупности они образуют закономерное явление - преступность, познать которую будет невозможно, не выявив что же порождает отдельные преступления. В связи с этим и возникает необходимость в выявлении причин и условий конкретного преступления, которые его непосредственно спродуцировали и обусловили.

Причина, как одна из детерминирующих связей, производя действие, порождает следствие - преступление. Преступление совершается человеком, "оно - дело его рук, сознания и воли" [177][286]). Однако было бы неверно искать причину совершения преступления только в человеке, его личностных качествах и свойствах. Человек существует в обществе и находится под его воздействием, его поведение обусловливается внешними объективными обстоятельствами, он взаимодействует с иными членами общества и различными социальными институтами общества. Ответы на любое человеческое поведение следует искать во взаимодействии личности и социальной среды. "Компонентами социальной среды личности являются окружающая его духовная атмосфера, предметы производственного, бытового, эстетического и иного назначения. Социальная среда есть не что иное, как экономические, бытовые и другие условия жизни человека. Это - сфера его социального бытия, повседневного общения с окружающим миром", - отмечает Ю.М. Антонян [10][287]). Данные положения обоснованы рядом общественных наук о человеческом поведении, на которые опирается и криминологическая наука.

Совершение конкретного преступления, по мнению А.И. Алексеева и А.Б. Сахарова, является результатом взаимодействия негативных нравственно-психологических свойств личности, сложившихся под влиянием неблагоприятных условий нравственного формирования индивида, с внешними объективными обстоятельствами (конкретной ситуацией) [5][288]). И.В. Волгарева указывает, что "в качестве определяющего наступления преступного результата выступает взаимодействие особенностей личности - ее интересов, потребностей, отношений с совокупностью внешних обстоятельств" [168][289]). Причины и условия конкретного преступления согласно точки зрения Г.М. Миньковского и М.Н. Голоднюк "это: а) среда, формирующая дисгармонию или деформацию потребностей, интересов, ценностных ориентаций конкретной личности, которые становятся основой криминогенной мотивации; б) сама криминогенная мотивация; в) ситуации, в которых находится личность в процессе формирования, жизнедеятельности и непосредственно в процессе совершения преступления и которые способствуют возникновению и реализации криминогенной мотивации в поведении" [169][290]). В.Н. Кудрявцев считает, что причины противоправного поведения на индивидуальном уровне "сводятся к рассогласованию личности со средой. Причины этого рассогласования зависят как от деформации личности, ...так и особенностей воздействия среды (конкретной жизненной ситуации) на поведение субъекта, а большей частью - и от того и от другого вместе" [174][291]). Несмотря на определенные разночтения, авторы единодушны во мнении о взаимодействии личности и среды при совершении преступления. На сегодняшний день нет достаточных оснований полагать, что корни преступного поведения необходимо искать исключительно в генетических задатках личности, они социально предопределены и обусловлены [97][292]). Эта точка зрения разделяется большинством криминологов.

Воздействие социальной среды на личность может осуществляться как на микро-, так и макро уровнях. Микросреда - это ближайшее бытовое окружение, различные малые социальные группы, коллективы, с которыми личность повседневно взаимодействует в процессе своей деятельности. К макросреде относится все то, что находится за пределами микросреды: общество и его социальные институты, другие социальные общности людей, которые опосредованно оказывают влияние на личность. Микросреда может обладать определенной автономностью и, в зависимости от сложившихся в ней отношений, оказывать воздействие на формирование личностных качеств, выбор законопослушного или противоправного поведения [10][293]). Однако это воздействие не носит фатальный характер. Человек познает объективную действительность через свое сознание. Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически-преобразовательной деятельности [37][294]). В результате деятельности личность вырабатывает соответствующие представления, установки, взгляды, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание и закрепляются в ее индивидуальной психике. С одной стороны, сознание - это следствие окружающих социальных условий, отражения и познания реальных отношений каждым индивидом, с другой стороны - результат усвоенных в процессе обучения и воспитания знаний, норм, требований, принципов и идеалов, свойственных общественному сознанию и составляющих совокупный, теоретически обобщенный и осмысленный опыт общества или социальной группы [32][295]). И если в микросреде, в групповом сознании присутствуют антиобщественные взгляды, представления, нравы, традиции, обычаи, то велика возможность их усвоения и отдельным индивидом. "Преступление - акт, осознаваемый людьми. Поэтому от содержания их взглядов и представлений зависит совершение преступлений и существования преступности в целом" [306][296]).

В связи с изложенным, под непосредственной причиной мошеннических посягательств мы понимаем те негативные социальные явления и процессы, под воздействием которых в сознании виновного лица возникли глубокие и стойкие антиобщественные взгляды, представления, привычки и нравы, предопределяющие его внутреннюю готовность совершить общественно опасное деяние [89][297]).

При рассмотрении причинности используются различные категории: "причины и условия", "причины и следствие", "причинная цепь", "причинные комплексы" и ряд других [171][298]). Мы исходим из того, что на уровне конкретного преступления необходимо выделять не двухзвенную (бинарную) связь, а многозвенные причинные связи, то есть причинную цепь [89][299]). Преступление может быть детерминировано не одной, а несколькими причинами, среди которых выделить главную, непосредственную причину иногда бывает очень трудно, а подчас и невозможно. Выявление причин и условий должно способствовать в первую очередь предупреждению преступлений, однако выделение ближайшей причины не всегда дает ответ на вопрос, почему человек совершил преступление, и возникает необходимость обращаться к причинам причин. Для мошенников характерно корыстно-паразитическая мотивация, психология корыстолюбия, притворства, им свойственны эгоизм, лицемерие, фарисейство, приспособленчество. С точки зрения Н.Ф. Кузнецовой, это непосредственная причина преступления, то есть субъективный фактор: дефекты психологии индивидуумов, социальных общностей [179][300]). Можно с этим согласиться, так как лица, обладающие указанными дефектами, способны совершить мошенничество. Но вопрос, почему они обладают такой психологией, остается без ответа, и лишь ответив на него можно предпринять предупредительные меры, оказать профилактическое воздействие. Ответ же необходимо искать в социальных явлениях и процессах, которые породили подобную психологию, в обстоятельствах формирования личности мошенников.

Негативные нравственно-психологические свойства мошенников, влияющие на совершение ими конкретных мошеннических посягательств, складываются на протяжении их всей предшествующей жизни и в большинстве своем предопределяются теми социальными ценностями, которые исповедуются в малых социальных группах, членами которых они являются. Человек не всегда рождается эгоистом, он им становится в процессе жизнедеятельности. Изначально он - "чистый холст" и от "художника" зависит, что он нарисует на этом холсте и какими красками.

Думается, главное место в формировании антиобщественных свойств, взглядов и представлений личности мошенников занимает семья. Это та микросреда, в которой изначально формируется человек как личность, ее воздействие сказывается на протяжении длительного отрезка времени: с первых дней жизни, в детстве, юношестве, вхождении в самостоятельную жизнь. В семье индивид получает первоначальные знания об окружающей действительности, подвергается воспитанию, определяет критерии дозволенного и одобряемого поведения, формирует собственное мировоззрение. Семья призвана осуществлять контроль за деятельностью ее членов.

Обстоятельства, способствующие неблагоприятному нравственному формированию личности мошенников в семье можно подразделить на объективные и субъективные [15][301]). К объективным обстоятельствам следует отнести неполноту семьи, болезнь, престарелый возраст родителей, наличие иждивенцев в семье, трудности материального порядка. Безусловно, они носят криминогенный характер, однако большей степенью криминогенности обладают обстоятельства субъективного порядка. Это искаженные нравственные позиции членов семьи и дефекты семейного воспитания.

Семью обычно объединяют общие интересы, в ней складываются определенные стереотипы поведения, своеобразные отношения к нравственным и духовным ценностям, которые не всегда согласовываются с общепринятыми. В семье может сложиться нездоровая морально-психологическая атмосфера, ненормальные взаимоотношения, приводящие к психологии вещизма, корыстолюбия, всеобъемлющей власти денег. Забота о материальном достатке семьи любой ценой порождает бездуховность, неуважение к нравственным и правовым устоям, ориентацию на потребительско-эгоистические ценности. В сочетании с неправильными методами воспитания либо же с нежеланием или неумением воспитывать, отсутствием постоянного контроля, семейные дефекты отражаются в сознании членов семьи, формируя и у них аналогичные взгляды и представления. Криминогенное значение могут иметь и те отношения, которые складываются в общении между собой взрослых членов семьи: отсутствие взаимопонимания между супругами, притворство, лживость в поступках.

Как ни парадоксально звучит, но обман является постоянным спутником человечества. "Все люди время от времени прибегают к обману: сознательному или несознательному, себя или других, часто или редко, в корыстных целях или ради собственного удовольствия", - пишет в своей книге Е.Н. Богатырева [29][302]). И далее: "Если бы некоторые люди не умели лгать, искренне веря в собственную ложь, закрылись бы театры и умер бы кинематограф. Не родились бы образы лучших героев Достоевского и Толстого. Многие поэты и художники превратились бы в заурядных конторских служащих" [29][303]). В приведенном примере обман искренний и общество относится к нему снисходительно. Но обман обману рознь и многие обманные поступки осуждаются с позиций морали, нравственности, религии, не говоря уже об уголовно наказуемых. Непресечение их в семье, попустительское, а тем более поощряемое отношение пусть даже к незначительным обманным поступкам, приводит в дальнейшем к выработке своеобразного субъективного положительного отношения ко лжи и обману [334][304]), что способствует и избранию его в качестве способа совершения мошенничества.

По результатам нашего исследования такие неблагоприятные обстоятельства формирования личности как материальные затруднения в семье в уголовных делах отмечались в отношении 2,8% осужденных за мошенничество, неблагополучная обстановка в семье - в отношении 1,2% осужденных, дефекты семейного воспитания - в отношении 14,2% осужденных. Следует отметить, что в большинстве уголовных дел органами расследования и судами не были выявлены ни причины, ни условия совершения мошенничества и о них можно лишь догадываться.

В формировании личности мошенников отрицательная роль принадлежит и так называемым референтным группам[305]), являющихся разновидностью микросреды: это друзья, соседи, дворовые компании, неформальные объединения молодежи, нередко представляющие собой группы с антиобщественной направленностью, в которых проводится значительная часть досуга. Невнимательность к ним, игнорирование их, отсутствие контроля над ними со стороны общественности, органов местного самоуправления и правоохранительных органов способствует формированию в них негативной субкультуры, что приводит членов таких групп к совершению правонарушений, в том числе и преступлений.

Следует отметить, что последнее время резко ослабли педагогические и воспитательные функции общеобразовательной и профессиональной школы. Образование - основа интеллектуального, культурного, духовного, социального, экономического развития общества и государства. Целью образования, в первую очередь, является всестороннее развитие человека как личности и высшей ценности общества, развитие его талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору[306]). Реально же наблюдается кризис системы образования, поддается разрушению система дошкольного и внешкольного воспитания, теряются достижения в кадровом обеспечении, образование теряет свою роль одного из наиболее продуктивных факторов общества [266][307]). "Криминогенная роль системы образования заключается в том, что она не всегда активна противодействует вредным влияниям извне, что учителя не всегда достаточно талантливы для того, чтобы вовлечь учеников в познавательную деятельность, привить им добрые чувства... то, что происходит в последние годы - бегство нищих учителей в коммерческие структуры, отсутствие в школах самого необходимого, идеологическая растерянность учительства - все эти проявления острейшего кризиса в сфере образования не могут не сказаться на формировании личности преступников" [118][308]).

Дефекты семейного воспитания, снижение социальной активности школы, сближение с референтной группой и участие в ней могут иметь различную последовательность, но в большинстве случаев наблюдается их взаимосвязь в формировании личности мошенников, избрании и выработки ими собственного образа жизни. Под образом жизни обычно понимается способ деятельности человека в определенных объективных условиях. Он включает потребности и интересы личности, систему представлений и ценностных ориентаций, содержание и формы образования, труда и досуга, характеристику питания, жилья, одежды, уровня денежного обеспечения и ряд других элементов [278][309]). Неблагоприятное влияние микросреды на мошенников приводит в деформации личностных интересов и потребностей, отрицательному отношению к труду как средству удовлетворения своих потребностей, нравственному и правовому нигилизму, ориентации на противоправное поведение и избранию паразитического образа жизни. У профессиональных же мошенников паразитический образ жизни приводит к выработке своеобразного индивидуального стиля жизни[310]), основным элементом которого является установка на постоянную преступную деятельность.

Таким образом, в роли причин совершения конкретных мошеннических посягательств выступают ошибки и недостатки семейного и школьного воспитания, допускаемые на индивидуальном уровне, влияние антисоциального ближайшего окружения на конкретное лицо, наличие в индивидуальном сознании представлений об использовании в межличностных отношениях обмана и злоупотребления доверием и другие негативные обстоятельства социального воздействия на личность.

ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов