Статья 151. Права родителей по воспитанию ребенка: постатейный комментарий Семейного кодекса - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

Статья 151. Права родителей по воспитанию ребенка: постатейный комментарий Семейного кодекса


1. Родители имеют преимущественное право перед другими лицами на личное воспитание ребенка.

2. Родители имеют право привлекать к воспитанию ребенка других лиц, передавать ее на воспитание физическим и юридическим лицам.

3. Родители имеют право выбирать формы и методы воспитания, кроме тех, противоречащих закону, моральным основам общества.


Комментарий:


1. Благодаря естественной близости между родителями и детьми, том особом эмоционально-психологическом микроклимата, создать который можно только в условиях семьи, интенсивности и результативности воздействия на детей, семейное воспитание выступает необходимым условием успешного формирования личности В связи с этим кодексом впервые закреплен принцип преимущественного права родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Право на осуществление личного воспитания детей призвано способствовать эффективному осуществлению родителями своих обязанностей по воспитанию ребенка. Осуществляя право на личное воспитание своих детей, родители тем самым выполняют обязанности по воспитанию детей и обеспечивают реализацию права на получение надлежащего семейного воспитания. Поэтому сущность отцовского права на личное воспитание своих детей заключается прежде всего в активном его осуществлении путем выполнения родительских обязанностей

Право на воспитание ребенка - это личное неимущественное право родителей. Оно таково, что тесно связано с личностью, а потому не может быть передано другим лицам. Родители не могут быть лишены этого права не иначе как по решению суда и по основаниям, предусмотренным действующим законодательством (ст. 164 СК Украины). Родители не должны передавать кому-либо свои права на воспитание ребенка, не могут отказаться от них, не прекращаются они и тогда, когда родители вместе с ребенком не проживают.

Приоритетность родительского воспитания обеспечивается наличием у родителей целого комплекса других неимущественных прав, которые призваны обеспечить эффективное выполнение родителями их прав и обязанностей по воспитанию ребенка. Так, родители имеют право:

- На беспрепятственное общение с ребенком (ст. ст. 153, 157, 168 УК);

- На определение местожительства ребенка (ст. ст. 160, 163 УК);

- Требовать отнятия малолетнего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или решения суда (ст. 163 СК).

2. Статья содержит открытый перечень прав родителей по воспитанию ребенка. В семейно-правовой литературе уже неоднократно отмечалось, что «сложность выяснения сути понятия« право на воспитание »обусловлена ​​тесным переплетением правомочий, включаемых в него, с другими родительскими правами», «богатство содержания данного понятия не позволяет дать не только исчерпывающий, но даже примерный перечень правомочий, его составляющих ».

Кроме того, необходимо разграничить понятия «воспитание ребенка» и «право на воспитание ребенка». Первое понятие является категорией педагогики. Под ним понимают «систему воспитательных мероприятий, направленных на формирование всесторонне и гармонично развитой личности».

Понятие «право на воспитание» является понятием юридическим. В семейно-правовой теории право на воспитание рассматривается как элемент семейной правосубъектности и как субъективное семейное право.

По мнению В.М. Леженина, акт рождения ребенка сам по себе не порождает субъективного права на воспитание, а порождает лишь возможность приобрести это право на основании родительской правоспособности. Если родители не реализуют своими действиями эту возможность, то с позиции социальных (общественных) отношений мы имеем дело с отказом родителей от ребенка Родительская правоспособность возникает у граждан с момента рождения ребенка, и право родителей на воспитание как элемент этой правоспособности позволяет родителям действовать определенным образом и тем самым приобретать субъективные права, предусмотренные семейным законодательством в области воспитания детей.

Иными словами, родительская правоспособность как право на действия реализуется родителями в двух направлениях: первое - позволяет родителям общаться с ребенком или требовать общения с ней, а также осуществлять уход и ее кормления, второй направление - позволяет родителям обращаться в государственные органы ЗАГС или суд по установлению происхождения ребенка. Первое направление приводит к процессу формирования субъективного права на воспитание. Это право опирается на родительскую правоспособность как на свою общую предпосылку и возникает из юридического состава, куда входят: событие - акт рождения, действие - фактическая поведение по общению и уходу за ребенком. Второе направление приводит к заверения того обстоятельства, что данное лицо действительно является отцом этого ребенка независимо от возраста самого отца.

Таким образом, право родителей на воспитание ребенка как субъективное право возникает после рождения ребенка и его регистрации в органах ЗАГС. Содержание этого права, как уже отмечалось, определить довольно трудно, но очертить границы его правового регулирования является необходимым.

В теории права субъективное право рассматривается как «юридическая возможность, предоставляемая государством через нормы объективного права, определять в пределах нормы права собственное поведение, выбирать средства и способы достижения своей цели, пользоваться социальным благом требовать соответствующего поведения от обязанных лиц и обращаться за защитой в случае правонарушения в компетентные органы с целью удовлетворения интереса уполномоченного ».

В семейно-правовой литературе попытки дать определение права родителей на воспитание, но они или устаревшими, или неполными, или наоборот достаточно широкими.На наш взгляд, содержание субъективного права родителей на воспитание должно включать в себя: 1) право родителей на собственное поведение в отношении ребенка: 2) право родителей запрещать другим лицам определенное поведение, 3) право родителей на защиту права на воспитание в случае его нарушения. К этому определению должны входить те права, закрепляет за родителями семейное законодательство, другие действия родителей по воспитанию ребенка, поскольку они не получили законодательного закрепления, не имеют правого значения, а следовательно не подлежат правовому регулированию.

Таким образом, право родителей на воспитание ребенка включает: право на личное воспитание, право привлекать к воспитанию ребенка других лиц, право передавать ребенка на воспитание другим физическим или юридическим лицам, право избирать формы и методы воспитания, кроме тех, противоречащих закону, моральным основам общества, право требовать невмешательства в осуществление родителями права на воспитание ребенка (ст.5 СК Украины), право на защиту нарушенного права на воспитание ребенка (ст. ст.18, 158, 159, 162, 163 СК Украины). Итак, комментируемая статья содержит возможные варианты собственного поведения родителей по воспитанию ребенка, а другие правомочия субъективного права родителей на воспитание содержат другие статьи СК Украины.

3. В современных условиях в связи с повышением культурного уровня населения и большой занятостью родителей, в последних возникает необходимость привлекать к воспитанию детей других лиц. Кроме того, необходимость привлекать к воспитанию ребенка других лиц может быть обусловлена ​​состоянием здоровья (наличие у ребенка физических или психических недостатков, которые требуют дополнительных реабилитационных мероприятий).

Реализация родителями права привлекать к воспитанию ребенка других лиц заключается в том, что родители побуждают других лиц принять участие в воспитании их детей. При этом речь не идет о передаче ребенка на воспитание этим лицам, ребенок не прекращает совместного проживания с родителями, а указанные лица не заменяют родителей в воспитательном процессе.

Это могут быть как физические лица, так и юридические. Физические лица могут быть родственниками ребенка - дедушка, бабушка, братья, сестры и т.д. или посторонние лица. Посторонние лица тоже могут иметь разную квалификацию. Они могут ухаживать за ребенком по просьбе родителей (соседи), осуществлять уход за ребенком на профессиональной основе (няни, гувернантки), иметь специальную подготовку в той или иной области (репетиторы, спортивные инструкторы). Указанные физические лица должны обладать высокими моральными качествами, иметь соответствующее высшее педагогическое образование, лицензию на право предоставления образовательных услуг и физическое состояние здоровья которых позволяет исполнять обязанности педагога (ч. 5 ст. 9 Закона Украины «О дошкольном образовании» от 11.07 .2001 p.).

К юридическим лицам могут относиться различные дошкольные, школьные и внешкольные учебные заведения. Привлекая к воспитанию детей юридических лиц, родители имеют право на выбор учебного заведения в зависимости от потребностей ребенка и возможностей родителей (ст.36 Закона Украины «О дошкольном образовании»; ст.29 Закона Украины «Об общем среднем образовании»; ст.6 Закона Украины «О внешкольном образовании»). Посещение ребенком учебного учреждения не освобождает семью от обязанности воспитывать, развивать и обучать его в семейном кругу ...

4. От привлечения к воспитанию ребенка других лиц следует отличать передачу ребенка родителями на воспитание другим лицам (физическим или юридическим). Оно отличается тем, что при передаче ребенка прекращается совместное проживание ребенка с родителями. В соответствии с принципами Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях передача ребенка на воспитание подразумевает воспитание ребенка в другой семье, которое является временным по своему характеру, может продолжаться, в случае необходимости, до достижения ребенком совершеннолетия, но при этом оно не должно исключать возможности возвращения ребенка к его собственным родителям или его усыновления до наступления совершеннолетия. Такая передача может быть как вынужденной (вследствие отбывания родителями наказания в местах лишения свободы и пребыванием их под стражей на время следствия, длительной болезни родителей, препятствующей им исполнять свои родительские обязанности и т.д.), так и без уважительных причин. Передача детей на воспитание другим лицам может быть осуществлена ​​как с надлежащим правовым закреплением факта такой передачи (передача ребенка под опеку, попечительство, в приемную семью, детский дом семейного типа, под патронат), так и без такого оформления (фактическое воспитание ребенка родственниками или другими лицами).

Действующее украинское законодательство предусматривает передачу ребенка родителями на воспитание не только физическим, но и юридическим лицам. Однако в данном случае категория юридических лиц, к которым родители имеют право передавать своего ребенка, иная, чем тех юридических лиц, которые привлекаются родителями к воспитанию ребенка. Указанные учреждения предназначены для детей, лишенных родительской опеки. Ими являются медицинские, учебные, воспитательные учреждения, заведения и учреждения труда и социальной защиты населения, в которых проживают дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки. Такие заведения могут быть в виде домов ребенка и интернатов.

Дом ребенка является учреждением здравоохранения для медико-социальной защиты детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей с недостатками физического и умственного развития. Основными типами домов ребенка являются:

а) дом ребенка общего типа - для медико-социальной защиты здоровых детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от рождения до трех лет. Кроме детей этой категории, здесь могут находиться дети, имеющие семью, однако содержание и воспитание их в семье по уважительным причинам (болезнь кормильца, длительная командировка, обучение и т.п.) невозможно, а также дети с задержкой умственного и физического развития в результате неблагоприятных условий воспитания;

б) специализированный дом ребенка - для медико-социальной защиты детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, с недостатками физического и умственного развития в возрасте от рождения до четырех лет. В специализированных домах ребенка могут организовываться 1-2 группы для здоровых детей.

Дом ребенка в своей деятельности руководствуется Типовым положением о доме ребенка, утвержденного Приказом МОЗ Украины от 18.05.98 г. № 123. К домам ребенка дети могут приниматься по заявлению о временном устройстве ребенка в дом ребенка одного или обоих родителей (п. 3.1.6 Типового положения о доме ребенка).

Интернаты предназначены для детей, лишенных родительской опеки, в которых они находятся от трех лет до получения базового или полного общего среднего образования, а в случае необходимости - до совершеннолетия, на полном государственном обеспечении за счет средств соответствующих бюджетов и других, не запрещенных законодательством, источников финансирования. Существуют следующие типы интернатных учреждений: а) детский дом - учебное заведение интернатного типа, обеспечивает развитие, воспитание, обучение и социальную адаптацию детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, дошкольного и школьного возраста, а также тех, которые находятся в родственных отношениях б) общеобразовательная школа-интернат - общеобразовательное учебное заведение, обеспечивающее воспитание, обучение и социальную адаптацию детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в) специализированная школа-интернат - общеобразовательное учебное заведение с углубленным изучением отдельных предметов и курсов, обеспечивает воспитания, обучения и социальной адаптации одаренных детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки г) специальная общеобразовательная школа-интернат - общеобразовательное учебное заведение, обеспечивающее воспитания, обучения, социальной адаптации и коррекции детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, которые нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития г) общеобразовательная санаторная школа-интернат - общеобразовательное учебное заведение с соответствующим профилем, обеспечивает воспитание, обучение и лечение детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, нуждающихся в длительном лечении. Интернаты в своей деятельности руководствуются Положением о детских домах и общеобразовательных школах-интернатах для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Украины, Министерства Украины по делам семьи, детей и молодежи от 21.09.2004 г. . № 747/460.

В заведения для детей, лишенных родительской опеки, дети передаются только в том случае, если нет возможности устроить их в семьи - на усыновление, под опеку или попечительство, под патронат, в приемную семью или в детский дом семейного типа.

Если ребенок передан родителями на воспитание другим лицам в связи с отбыванием родителями наказания в местах лишения свободы и пребыванием их под стражей во время следствия, длительной болезнью родителей, препятствующей им исполнять свои родительские обязанности, в соответствии со ст. 5 Закона Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки» от 13 января 2005 соответствующая служба по делам детей обязана в течение двух месяцев подготовить комплект документов, подтверждающий приобретение ребенком статуса ребенка, лишенного родительской опеки.

Таким образом, правовые последствия привлечения родителями к воспитанию ребенка других лиц и передаче ребенка на воспитание другим лицам разные. Но передача детей на воспитание в интернатные учреждения, привлечение третьих лиц для оказания помощи в воспитании, установления над детьми опеки или попечительства, когда родители по тем или иным причинам сами не могут воспитывать детей, не означает добровольного отказа от своих прав и обязанностей по ребенка. Во всех перечисленных случаях родители не освобождаются от обязанности родительской заботы и не лишаются своих прав ребенка (см. комментарий к ст. 150 СК).

5. Семья обязана формировать физически и психически здорового, этическую, интеллектуально развитую личность, готовую к будущей трудовой, общественной и семейной жизни. Воспитание как целенаправленный процесс формирования личности осуществляется благодаря реализации различных воспитательных методов. При осуществлении права на воспитание детей родители используют свои методы и формы воспитания, зависят от уровня их педагогической культуры, сложившихся в семье, индивидуальных физических и интеллектуальных качеств детей и многих других обстоятельств.

Под методами воспитания в педагогике понимаются способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на формирование у воспитанников взглядов, убеждений, навыков и привычек поведения.

Методы воспитания детей в семье - это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Они имеют свою специфику: влияние на ребенка индивидуальный, основанный на конкретных поступках и приспособлен к лицу, выбор методов зависит от педагогической культуры родителей (понимание цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т.п.). Методами семейного воспитания являются: убеждение (объяснение, наставление, совет), личный пример; поощрения (похвала, подарки, интересная для детей перспектива) наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются сложившейся воспитывают. Разнообразные средства решения воспитательных задач в семье: слово, родительский авторитет, обучение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, режим дня, литература, спорт, праздники, символы, атрибуты , реликвии и т.д.

Формы и методы воспитания, используемые родителями в процессе воспитания детей, не должны противоречить закону, моральным основам общества. Так, законом прямо запрещаются применение к ребенку любых форм физического и психического насилия, оскорбления, небрежного и жестокого обращения с ней, эксплуатация, включая сексуальные злоупотребления, вовлечение в преступную деятельность, вовлечения в употребление алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ, вовлечение в экстремистских религиозных психокультових группировок и течений, использование ее для создания и распространения порнографических материалов, принуждение к проституции, попрошайничества, бродяжничества, вовлечение в азартные игры (ст. 10 Закона Украины «Об охране детства от 26.04.2001 p.), вовлечение несовершеннолетних в деятельность по организации и проведению зрелищных мероприятий сексуального или эротического характера (ст. 7 Закона Украины «О защите общественной морали» от 20.11.2003 г.) и другие.

Моральные основы общества - это те моральные нормы, которые приняты в обществе, составляют основу его представлений о добре и зле, которые служат руководящим фактором при совершении человеком любой деятельности, в том числе воспитания детей.

Основными нравственными принципами, на которых основаны представления общества о воспитании детей, является уважение к ребенку, к его человеческой чести и достоинства, учета его личных предпочтений, особенностей его психического и физического развития. Сдерживание собственной воле ребенка при его воспитании, стремление к покорению ее всем велению родителя, не зважання на предпочтения ребенка, его физическое, моральное и психическое состояние расцениваются как применение к ребенку соответствующей формы насилия (в зависимости от конкретного поведения родителей), что противоречит моральным принципам общества. Кроме того, противоречит моральным основам общества, когда воспитание осуществляется родителями путем подачи ребенку ложных примеров - родители ведут аморальный или даже преступный образ жизни. Запрет именно такого поведения в воспитании ребенка и содержится в ч. 3 комментируемой статьи.

ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов