ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ В ПРИНЯТЫХ ГРАЖДАНСКОМ И ХОЗЯЙСТВЕННОМ КОДЕКСАХ - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

 

А.Н. Переверзев, старший преподаватель

Донецкий национальный технический университет

Вопросы управления акционерным обществом в принятых Гражданском

и Хозяйственном кодексах

Принятые Хозяйственный и Гражданский кодексы Украины предусматривают определенное регулирование организации управления в акционерных обществах (АО), при этом в ХК определены лишь общие принципы, а в принятом ГК закреплено более детальное регулирование, которое в основном повторяет действующий порядок. Новшеством стало исключение из числа контролирующих органов АО ревизионной комиссии, однако такое решение не оправдывает себя.

Недостатком действующего законодательства является несовершенство правового механизма корпоративного контроля в АО. Проблемы злоупотреблений директоров и владельцев контрольных пакетов акций, "карманных” наблюдательных советов, безответственное отношение управляющих к результатам своей деятельности еще требуют своего разрешения. Эту задачу должен решить специальный Закон "Об акционерных обществах”, подготовленный с учетом регулирования, предусмотренного кодексами.

Действительно, проблемы "карманного” характера или пассивной роли ревизионных комиссий имеют место. Поэтому принятый новый ГК апеллирует к внешнему аудиту, а создание ревизионной комиссии в АО не предусматривает. Однако нецелесообразно отказываться от потенциально полезного принципа, не использовав существующие возможности совершенствования правового обеспечения его эффективной реализации.

Анализ практических проблем, так же как и зарубежного опыта, свидетельствует о недостаточности внешней контрольно-ревизионной (аудиторской) функции для контроля за деятельностью общества. Целесообразность сохранения ревизионной комиссии как контролирующего органа АО связана с необходимостью организации постоянного внутрифирменного контроля за его финансово-хозяйственной деятельностью. Возложение выполнения этой функции на ревизионную комиссию, сформированную исключительно из числа акционеров, и закрепление за ней функции постоянного контроля за деятельностью правления и своевременного информирования наблюдательного совета и общего собрания об опасностях имеет своей целью обеспечение интересов акционеров по хозяйскому использованию вложенных ими средств. Кроме того, обособление в составе общей контрольной функции ее составляющей – контрольно-ревизионной, призвано обеспечить специализацию в выполнении данной функции, т.е. применение специальных знаний и умений в области финансового анализа, в том числе с целью выработки соответствующих предложений по рационализации финансовой деятельности предприятия и улучшению ее показателей.

В отличие от статуса членов наблюдательного совета, по отношению к членам ревизионной комиссии может быть использован, по опыту Японии, принцип солидарной ответственности ревизоров и директоров за свои действия перед АО, а также третьими лицами, в случае нехватки имущества АО для погашения требований кредиторов. По опыту РФ, целесообразно возложить функции ревизионной комиссии на одного ревизора, а для повышения уровня проверок предоставить им право привлекать экспертов, консультантов и специалистов на платной основе.

Исследование на практике показывает целесообразность совершенствования порядка определения компетенции общего собрания акционеров, в частности закрепления в законе принципа о том, что расширение в уставе установленной законом компетенции общего собрания акционеров возможно только по представлению других органов общества.

Закрепленная в ГК норма о том, что к исключительной компетенции общего собрания уставом может быть отнесено решение "иных вопросов” (ст.159), будет препятствовать использованию в законе этого принципа.

Поэтому более правильным является предусмотренное в ХГ регулирование, которое устанавливает лишь общие принципы организации управления хозяйственным обществом (ст.89) и оставляет необходимый простор для совершенствования законодательства в области корпоративного управления. То есть целесообразным будет установление приоритета норм ХК.

Важным новшеством являются закрепленные ХК критерии деления предприятий на малые, средние и крупные (ст.63). Это регулирование, в частности, может быть использовано при определении в Законе Украины "Об акционерных обществах” специальных принципов организации наблюдательного совета крупных АО, в частности, с использованием опыта законодательного регулирования в странах – членах ЕС, так же, как и опыта наднационального европейского нормотворчества. Эти принципы, в частности, предусматривают гарантированное участие в наблюдательных советах крупных АО представителей от акционеров, от работников и независимых внешних членов.

ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов