Е.Н. Зубатенко, старший преподаватель
Донецкий национальный университет
ОТМЕНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Экономические, политические и правовые предпосылки, сложившиеся в Украине в конце 90-х гг., способствовали развитию рыночных отношений и созданию новых участников хозяйственного оборота различной формы собственности, однако не все из них смогли приспособиться к новым условиям хозяйствования и по тем или иным причинам вынуждены прекратить свою деятельность.
Одним из условий прекращения деятельности субъекта хозяйствования является отмена государственной регистрации, которая осуществляется сегодня в соответствии с целым рядом нормативно-правовых актов. Содержащиеся в них положения разрознены, не всегда согласованы, а в отдельных случаях вообще не регулируют отношения, складывающиеся в процессе отмены государственной регистрации. Это на практике создает определенные трудности для участвующих в процессе субъектов хозяйствования и государственных органов и свидетельствует о необходимости совершенствования нормативной базы.
Перспективы урегулирования названных отношений появились после принятия ХК Украины, вступающего в законную силу 1 янв. 2004 г. Следует указать, что впервые в законодательстве Украины, с учетом проблем, возникающих на практике, в данном нормативном акте уточнены и конкретизированы положения, регулирующие отмену государственной регистрации субъектов хозяйствования.
В ХК Украины, кроме оснований отмены государственной регистрации (личное заявление субъекта предпринимательской деятельности и решение суда (ч. 1 п. 15 ст. 58), предусмотрены случаи, в которых такое решение может быть принято, и содержится отсылка к другим законам. Это свидетельство того, что теперь данный перечень не является исчерпывающим и требует, в отличие от действующего законодательства, уточнения в других законах.
Впервые в отечественном законодательстве закреплено положение о том, что отмена государственной регистрации прекращает хозяйственную деятельность и является основанием ликвидации субъекта хозяйствования (ч.2 п.15 ст. 58 ХК Украины), что имеет важное значение для упорядочения процедуры прекращения его деятельности в целом.
Кроме того, вышеуказанная норма, как и норма, содержащаяся в п. 7 ст. 59 ХК Украины в части лишения субъекта предпринимательской деятельности статуса юридического лица в результате отмены государственной регистрации, позволит признать его деятельность после отмены государственной регистрации незаконной.
Анализ вышеуказанных статей ХК Украины позволяет сделать вывод о том, что в данном нормативно-правовом акте нашли дальнейшее развитие положения института отмены государственной регистрации субъектов хозяйствования, направленные на практическую деятельность конкретных субъектов, а его базовые положения будут являться основой дальнейшего развития и совершенствования отраслевых нормативных актов в этом направлении. В первую очередь это касается находящегося на рассмотрении в Верховной Раде Украины проекта Закона Украины "О государственной регистрации юридических и физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности”, разд. 4, 6 которого содержат нормы, регулирующие регистрацию прекращения названных субъектов.