РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И КОММУНАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

В.А. Устименко, канд. юрид. наук, доцент

Донецкий национальный университет

О некоторых аспектах правового

регулирование деятельности

государственных и коммунальных

унитарных предприятий

в Хозяйственном кодексе Украины

Правовой режим имущества государственных и коммунальных предприятий всегда был краеугольным камнем в построении системы эффективного хозяйствования таких субъектов, как государственные и коммунальные предприятия. Объем полномочий указанных предприятий, органов управления, содержания имущества, решения, принимаемые по организации процесса производства продукции, оказании услуг должен быть оптимальным, поскольку чрезмерное зарегулирование или его недостаток вредны.

Отдельные аспекты рассматриваемых в настоящем докладе отношений рассмотрены в работах В. Васильева, О. Винник, А. Воронина, В. Гайворонского, Г. Знаменского, В. Лаптева, В. Мамутова, Г. Прокской, И. Спасибо-Фатеевой, В. Хахулина и других.

В гл. 8 ХК Украины введено новое для нашего законодательства понятие "унитарное государственное предприятие” и "унитарное коммунальное предприятие”. В их составе выделены предприятия государственные коммерческие и казенные.

Термин "унитарное предприятие” означает наличие собственника, в качестве которого выступает государство.

Унитарные предприятия как особая организационно-правовая форма сохранена ХК Украины только для государственной и коммунальной собственности. Особенность таких юридических лиц заключается в том, что фигура юридического лица, не являющегося собственником имущества, не свойственна нормальному товарному обороту, участником которого всегда являются самостоятельные собственники.

В прежней, государствленной экономике появление юридических лиц – несобственников, прежде всего государственных предприятий, вызывалось тем очевидным обстоятельством, что само государство как основной, а нередко и монопольный собственник важнейших видов имущества не могло непосредственно хозяйствовать с ним. Для этих целей оно и создавало свои предприятия, сохраняя за собой право собственности на их имущество. Сами же эти юридические лица получали от него особое вещное право (оперативное управление и полное хозяйственное ведение). В таком виде, не будучи собственником, предприяте в какой-то мере самостоятельно участвовало в граждан-ских правоотношениях.

Справедливости ради следует сказать, что предприятия, принадлежащие государству, встречались в далеком прошлом, например, проводились каналы и возводились плотины в Китае, создавалась система орошения в Египте.

В современных промышленно-развитых государствах довольно прочно установилось применение системы государственных хозяйств по отношению к железным дорогам, к почте, телеграфу, горнодобывающей промышленности. Однако имеющиеся там государ-ственные и муниципальные предприятия обычно существуют в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью с полным или решающим участием государства-учредителя.

Ст. 78 ХК определяет правовой статус коммунального унитарного предприятия и выделяет коммунальное коммерческое и коммунальное некоммерческое предприятия. Первые из выделенных субъектов хозяйствования своей основной целью имеют получение прибыли и обогащение за счет этого своего собственника – территориальной громады города. Второе же может вообще никакой прибыли не иметь и даже работать с убытками, поскольку основная цель его деятельности – удовлетворение потребностей жителей данного населенного пункта, являющихся одновременно собственниками. Такое предприятие выполняет функции, неприемлемые любым другим субъектам хозяйствования, к примеру, уборка мест общего пользования, обслуживание зеленых насаждений населенных пунктов и т.д.

Анализ гл. 8 ХК Украины позволяет утверждать, что государственные предприятия, как коммерческие, так и казенные, должны осуществлять свою деятельность прибыльно. Однако это не всегда соответствует публичным интересам.

Представляется, что в составе субъектов хозяйствования государственной формы собственности должно быть найдено место и некоммерческим предприятиям, которые выполняют функции, подобные функциям коммунальных некоммерческих предприятий. Сделать это можно, внеся соответствующие изменения в ст. 76 ХК Украины. Такие предприятия должны иметь правовой режим имущества казенных предприятий и существовать в виде разновидности казенного предприятия (казенное некоммерческое предприятие).

Принятие Хозяйственного и Гражданского кодексов Украины требует также более подробного правового регулирования правового статуса государственного имущества, которое может дополнить Кабинет Министров Украины, как орган, уполномоченный управлять последними.

В целом эти два фундаментальных законодательных акта делают значительный прорыв в регулировании общественных отношений.

регулирование деятельности государственных и коммунальных унитарных предприятий

ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов