К ВОПРОСУ ОБ ИНСТИТУТЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

В.И. Сапунков, канд. юрид. наук, доцент

Национальная юридическая академия Украины

им. Ярослава Мудрого

К вопросу об институте подведомственности

в гражданском и хозяйственном судопроизводстве

Пределы и объемы гражданской юрисдикции судов в процессуальном законодательстве регламентируются институтом судебной подведомственности.

Этот институт, как известно, сложился в связи с принятием 08.12.1961 г. Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик, затем был закреплен в гражданско-процессуальных кодексах союзных республик. Он разграничивал юрисдикцию судов и иных органов по защите прав и охраняемых законом интересов субъектов права.

Институт судебной подведомственности сохранен и в проектах Гражданско-процессуального и Хозяйственно-процессуального кодексов Украины.

В связи с осуществлением правосудия исключительно судом и распространением его юрисдикции на все правоотношения, возникающие в государстве (ч.2 ст. 124 Конституции Украины), этот институт, как нам представляется, утратил по существу свое значение, поскольку отпала необходимость в разграничении юрисдикции судов и других юрисдикционных органов по защите прав и охраняемых законом интересов субъектов права.

В ныне действующих Гражданско-процессуальном и Хозяйственно-процессуальном кодексах Украины разграничение гражданской юрисдикции общих и специализированных судов также определяется институтом судебной подведомственности (ст.24 ГПК, ст.12 ХПК Украины). Применение данного института при разграничении юрисдикции указанных судов принижает роль и значение судебной власти, низводит суды до положения ведомства, поскольку слово "подведомственность” произошло от слова "ведомство”, т.е. учреждение, совокупность учреждений, обслуживающих какую-либо область государственного управления.

При разграничении гражданской юрисдикции общих и специализированных хозяйственных судов следует, на наш взгляд, использовать институт судебной подсудности.

При этом необходимо учитывать следующее: общие суды учреждены для рассмотрения и разрешения споров о праве, возникающих из гражданских, семейных, трудовых, кооперативных и других правоотношений. Этим судам подсудны гражданские дела, по которым одной стороной указанных правоотношений выступает гражданин (ст.24 ГПК Украины). Специализированные хозяйственные суды рассматривают и разрешают споры о праве, возникающие из хозяйственных правоотношений, субъектами которых являются юридические лица (ст. 12 ХПК Украины).

Следовательно, критериями разграничения подсудности общих и специализированных судов являются субъектный состав спора о праве и характер правоотношений, из которых возникают указанные споры. Однако из этого общего правила есть исключения. В частности, общие суды рассматривают и разрешают дела особого производства (ст. 254 ГПК Украины), в которых нет спора о праве, а хозяйственные суды – дела с участием граждан (ст. 1 ХПК Украины).

Судебную подсудность, разграничивающую юрисдикцию общих и специализированных хозяйственных судов, следует именовать предметной, поскольку она определяется характером правоотношений, из которых возникают споры о праве, и субъектным составом этих споров.

В системе специализированных хозяйственных судов все споры, отнесенные к их предметной подсудности, рассматривают и разрешают местные хозяйственные суды: областные, городов Киева и Севастополя, Автономной Республики Крым. Апелляционные суды в системе общих судов, а также Верховный Суд Украины рассматривают и разрешают по первой инстанции гражданские дела, отнесенные законом к их компетенции.

Таким образом, только в системе общих судов вышестоящие суды выполняют не свойственную им функцию судов первой инстанции. В связи с этим следует освободить вышестоящие суды от рассмотрения и разрешения по первой инстанции гражданских дел, тогда отпадет необходимость в применении в гражданском судопроизводстве родовой подсудности, которая в ныне действующем Гражданско-процессуальном кодексе Украины определяет подсудность общих и местных судов и высших судов как судов первой инстанции.

В проектах Гражданско-процессуального и Хозяйственно-процессуального кодексов Украины следует предусмотреть два вида судебной подсудности: предметную и территориальную.

Назначение предметной подсудности будет состоять в том, чтобы разграничивать юрисдикцию общих и специализированных хозяйственных судов по рассмотрению и разрешению по первой инстанции споров о праве.

Правила территориальной подсудности, предусмотренные гражданско-процессуальным и хозяйственно-процессуальным законодательством, в проектах ГПК и ХПК Украины, следует сохранить. Указанная подсудность необходима в гражданском и хозяйственном судопроизводстве для того, чтобы определить территориальную компетенцию каждого суда внутри общих и специализированных хозяйственных судов по рассмотрению и разрешению по первой инстанции споров о праве.

 

ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов