Вы находитесь здесь:
Библиотека /
Европейское право / Правовой режим пересечения людьми внутренних и внешних границ государств - членов Европейского Союза
Четвериков А.О. Правовой режим пересечения людьми внутренних и внешних границ государств - членов Европейского Союз
СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО >>>
(под ред. и предисл. С.Ю. Кашкина). – М.: Волтерс Клувер, 2010 г. – 54 с.
Содержание
К читателю 3
Введение 5
1. Законодательство Европейского Союза о пересечении людьми государственных границ 6
2. Порядок пересечения границ между государствами - членами Европейского Союза - внутренних границ Шенгенского пространства*(24) 12
3. Порядок пересечения границ между государствами - членами Европейского Союза и третьими странами - внешних границ Шенгенского пространства*(35) 16
4. Отказ гражданам третьих стран во въезде в Шенгенское пространство 21
5. Правовые последствия незаконного пересечения границ государств - членов Европейского Союза 24
6. Особенности правового режима "малого пограничного движения" на внешних сухопутных границах Шенгенского пространства 27
7. Заключение: Визовая информационная система и реформа законодательства о пересечении людьми границ государств - членов Европейского Союза 29
Регламент (ЕС) N 562/2006 Европейского парламента и Совета от 15 марта 2006 г., устанавливающий Кодекс Сообщества о режиме пересечения людьми границ (Шенгенский кодекс о границах)*(77) 30
Предисловие 31
Регламент (ЕС) N 1931/2006 Европейского Парламента и Совета от 20 декабря 2006 г. об установлении правил в отношении малого пограничного движения на внешних сухопутных границах государств-членов и об изменении положений Шенгенской конвенции*(79) 32
Предисловие 32
Регламент (ЕС) N 1987/2006 Европейского Парламента и Совета от 20 декабря 2006 г. об учреждении, функционировании и использовании Шенгенской информационной системы второго поколения (СИС II)*(80) 33
Предисловие 34
Регламент (ЕС) N 810/2009 Европейского Парламента и Совета от 13 июля 2009 г., устанавливающий Кодекс Сообщества о визах (Визовый кодекс)*(90) 35
Предисловие 35
Директива 2004/38/ЕС Европейского Парламента и Совета от 29 апреля 2004 г. о праве граждан Союза и членов их семей свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов, изменяющая Регламент (ЕЭС) N 1612/68 и отменяющая директивы 64/221/ЕЭС, 68/360/ЕЭС, 72/194/ЕЭС, 73/148/ЕЭС, 75/34/ЕЭС, 75/35/ЕЭС, 90/364/ЕЭС, 90/365/ЕЭС и 93/96/ЕЭС*(96) 37
Предисловие 38
Директива 2008/115/ЕС Европейского Парламента и Совета от 16 декабря 2008 г. об общих стандартах и процедурах, подлежащих применению в государствах-членах к возврату незаконно пребывающих граждан третьих стран*(98) 39
Предисловие 39
Директива 2009/50/ЕС Совета от 25 мая 2009 г. об установлении условий въезда и пребывания граждан третьих стран в целях высококвалифицированной работы*(99) 40
Предисловие 40
Директива 2009/52/ЕС Европейского Парламента и Совета от 18 июня 2009 г. об установлении минимальных стандартов в отношении санкций и мер к работодателям незаконно пребывающих граждан третьих стран*(100) 42
Предисловие 42
К читателю
10 мая 2005 г. на встрече в верхах в г. Москве Президент Российской Федерации и руководство Европейского Союза (далее - ЕС) подписали программные документы о поступательном формировании между Россией и ЕС "общих пространств" в экономической и других сферах жизни.
Одним из таких пространств выступает общее пространство свободы безопасности и правосудия ("Дорожная карта" по общему пространству свободы, безопасности и правосудия). Его создание, в частности, должно привести к установлению со временем безвизового режима взаимных поездок граждан России и ЕС.
Независимо от того, как скоро будет реализована эта долгосрочная цель, для граждан России, в том числе для тех из них, которые уже стали обладателями Шенгенской визы, важно иметь представление о том, на каких юридических условиях осуществляется въезд в ЕС; какие процедуры и иные формальности необходимо выполнять, чтобы иметь возможность законно пересечь границы между Россией и государствами - членами ЕС, с одной стороны, и границы между самими этими государствами-членами, с другой стороны; каких шагов следует избегать, чтобы въезд и пребывание в ЕС не были признаны незаконными; какие права и обязанности имеет гражданин России в случае, если по каким-либо причинам ему отказали во въезде или если в его адрес вынесено решение о депортации.
Эти и другие юридические вопросы, относящиеся к правилам трансграничных поездок в ЕС, в комплексе рассматриваются в настоящей книге, которая соответственно названа "Правовой режим пересечения людьми внутренних и внешних границ государств - членов Европейского Союза".
Открывающий книгу раздел 1 дает общую характеристику законодательства ЕС о трансграничных поездках. Подобное законодательство исторически связано с Шенгенскими соглашениями, но сегодня далеко не ограничивается этими документами, подписанными еще в 80-е гг. прошлого века.
Разделы 2 и 3 имеют своим предметом базовые нормы законодательства Европейского Союза, регулирующие пересечение, с одной стороны, внутренних границ ЕС, т.е. границ между его государствами-членами, входящими в "Шенгенское пространство" (раздел 2), и, с другой стороны, внешних границ ЕС, т.е. границ между указанными государствами и странами, не входящими в "Шенгенское пространство", в том числе с Россией (раздел 3).
Сразу же хотим обратить внимание читателя на то, что не все из нынешних 27 государств - членов ЕС полностью входят в "Шенгенское пространство". В то же время частью этого пространства являются некоторые страны Европы, не входящие в ЕС. Эти достаточно сложные географические аспекты действия Шенгенских правил также обстоятельно разбираются в книге.
В центре внимания раздела 4 находится вопрос об отказе во въезде гражданам "третьих стран", т.е. стран, не входящих в ЕС (основания, процедура, правовые последствия, возможности обжалования).
Логическим продолжением этого раздела выступает раздел 5, где рассматриваются правовые последствия незаконного пересечения границ государств - членов ЕС, приводятся примеры уголовно-правовых и иных санкций за совершение подобных деяний.
Раздел 6 посвящен особым правилам, предусмотренным в ЕС для пересечения границ жителями пограничных зон сопредельных государств, в том числе России. Эти правила в законодательстве ЕС получили название режима "малого пограничного движения".
Наконец, раздел 7 подводит итог рассмотрения вышеуказанных вопросов и рассказывает о проводимой в настоящее время реформе законодательства Европейского Союза о границах. Эта реформа обусловлена предстоящим введением в строй так называемой Визовой информационной системы. В результате для граждан России, желающих отправиться в Европейский Союз, будет создана новая, отнюдь не самая привлекательная для выполнения "формальность" - необходимость сдавать отпечатки пальцев при получении визы, затем при прохождении пограничного контроля в момент въезда в ЕС и, возможно, также в момент выезда из-за его пределов.
В приложении к книге приводится перевод на русский язык важнейших источников законодательства ЕС, относящихся к режиму пересечения границ и правилам пребывания в ЕС граждан и других физических лиц. Каждый из документов сопровождается кратким комментарием, содержащимся в предисловии и примечаниях к его тексту.
Настоящая книга в первую очередь предназначена для использования в качестве учебного пособия студентами юридических вузов и факультетов при изучении таких курсов, как "Право Европейского Союза (Европейское право)", "Международное (публичное) право", спецкурсов и дополнительных учебных дисциплин по вопросам права Шенгенских соглашений, законодательства о государственных границах, миграционного права и др.
Книга также будет полезна всем читателям, которые хотят больше узнать о европейской интеграции, Европейском Союзе и Шенгенских достижениях.
Заведующий кафедрой права Европейского Союза
Московской государственной юридической академии
имени О.Е. Кутафина, доктор юридических наук, профессор С.Ю. Кашкин