Правовое регулирование отношений государственной собственности в ХК Украины - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

 

Б.Е.Саенко, канд. экон. наук, доцент

Донецкая государственная академия управления

Правовое регулирование отношений государственной собственности в ХК Украины

Государственная собственность занимает определенное место в системе хозяйственных отношений и призвана через взаимодействие с другими формами собственности обеспечить эффективное функционирование народного хозяйства.

По современным параметрам экономическая система Украины относится к числу крупных. Она обладает развитым научно-техническим комплексом, промышленной, транспортной и социальной инфрастуктурой, квалифицированными кадрами. Наша экономика относится к числу немногих, которые могут развиваться, в значительной степени опираясь на внутренний рынок.

Сегодня главной проблемой является, на наш взгляд, реализация имеющегося потенциала роста. Один из важнейших аспектов решения данной проблемы – разработка и реализация действенного правового механизма управления хозяйственными отношениями в современных общественных условиях. Основой такого механизма призван служить Хозяйственный кодекс Украины.

С учетом этого главную задачу регулирования отношений собственности можно сформулировать так: сбалансированное, гармоничное правовое обеспечение различных видов хозяйственной деятельности, основанное на равенстве форм и субъектов собственности перед законом.

Реализация такого подхода требует, по нашему мнению, более четкого определения места, роли и перспективы государственной формы собственности в экономике Украины. Сегодня уже нет необходимости доказывать, что ослабление, свертывание государственного сектора не менее пагубно для экономики и общества, чем тотальное огосударствление. Хозяйственный кодекс Украины в комплексе с пакетом "экономических” законов (о собственности, о предприятиях, о хозяйственных обществах, о предпринимательстве и т.п.) представляет собой достаточно эффективную нормативно-правовую базу для принятия политико-правовых решений, направленных на включение резервов социально-экономического роста.

Несмотря на существенные потери в экономике за болезненный период реформ, Украина остается богатой страной и занимает, по оценке ОЭСР и ООН, весьма высокое место – в начале третьего десятка мировых экономик. Однако объективная оценка экономики Украины и ее ВВП невозможна без учета теневого сектора, который во многом является следствием ослабления и искажения социально-экономической роли государства. В отличие от многих развитых стран, основной прирост в ВВП Украины дают не труд и не капитал, а природная рента, получаемая от продажи сырья, топливно-энергетических ресурсов. Значительная ее часть минует налоговую систему, государственный бюджет и оседает в теневом секторе экономики. Большим ослаблением позиций государства является недопустимо низкая доля заработной платы в ВВП, которая примерно в 2 – 2,5 раза ниже, чем в любой цивилизованной стране. Это означает, что такой, как в Украине, эксплуатации наемного труда нет ни в одном государстве с нормальной рыночной экономикой. Сложившаяся ситуация ведет не только к постепенному снижению трудового потенциала, но и к фактическому вымиранию населения. Низкая зарплата разорительна для экономики и пагубна для общества в целом.

Следовательно, необходимо в корне менять государственную социально-экономическую политику, используя правовые рычаги, в том числе и Хозяйственного кодекса Украины. На данном этапе, когда рыночный механизм еще не укрепился, ведущую роль в проведении реформ должно выполнять государство с его правовыми, налоговыми, бюджетными, контрольными институтами.

В аспекте регулирования отношений государственной собственности Хозяйственный кодекс Украины определяет сущность и формы реализации государством экономической политики с выделением стратегических и тактических задач, узаконивает основные направления экономической политики. С учетом сложившихся реалий, когда при формальном разгосударствлении экономики Украины большую часть поступлений в бюджет дает именно государственный сектор, важно умело распорядиться возможностями для изменения структуры реального сектора экономики, постепенной переориентации доходов от сырьевого экспорта на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий как государственных, так и иных. Именно предприятия, находящиеся в ведении или корпоративном управлении государства, могут и должны стать источниками формирования бюджета развития, достаточного для решения не только текущих, но и долгосрочных социально-экономических задач, полноценного участия Украины в международном экономическом и торговом сотрудничестве.

Следует более эффективно использовать для решения этих проблем возможности Фонда государственного имущества Украины, превратить его из декоративно-регистрационного в наделенный властными полномочиями орган по управлению национальным достоянием, в первую очередь, производственными и ресурсными активами.

ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов