В.И. Коростей, канд. юрид. наук, доцент
Донецкий университет экономики и права
Функции и ценности
хозяйственного кодекса Украины
Классический мировой опыт прогрессивных государств свидетельствует, что рыночная реформа начинается с преобразования хозяйственно-правовой системы. На начальном этапе реформы хозяйственное законодательство должно обеспечить национальному производителю и предпринимателю государственную поддержку и правовую защиту, установить для управленческих структур жесткие меры ответственности за последствия управления, правонарушения и преступления. В переходный период к рыночной экономике именно хозяйственное законодательство, профессионально подготовленное и эффективно исполненное, определит специфику, пути и средства национальной рыночной экономики и ее инфраструктуры. В современных условиях следует тщательно проанализировать рыночный путь возрождения украинской экономики, выявить недостатки и ошибки хозяйственного реформирования, разработать рекомендации по их устранению, определить перспективу развития хозяйственного законодательства. Сегодня оно представляет совокупность разрозненных, противоречащих и нестабильных нормативных актов. В целях их унификации и консолидации и принят Хозяйственный кодекс, реализация которого упорядочит хозяйственно-правовые взаимоотношения, определит приоритетность государственного регулирования наиболее важных экономических сфер деятельности, придаст стабильность правовым нормам, сформирует законопослушных субъектов хозяйствования.
В период переходной экономики среди отраслей права особое место занимает хозяйственное право, чему есть объяснение. Хозяйственное право – это не только взаимосвязь законодательства с экономикой и государственностью, но и реальная политика. Хозяйственное законодательство в рыночных условиях трансформируется в комплексное правовое средство, регулирующее важные государственные проблемы в хозяйственной и иных сферах. Хозяйственное право наполняется конструктивным содержанием с реформаторскими экономико-правовыми и политическими функциями, является необходимым средством трансформации Украины.
Гражданский и Хозяйственный кодексы регламентируют раз-личные виды деятельности с участием разных субъектов. Реальность такова, что необходимы оба кодекса. Отрицание и упразднение одного из них приведет к негативным последствиям гражданско-хозяйственной деятельности субъектов. Эти кодексы взаимодействуют и дополняют друг друга, но не исключают и не дублируют. Хозяйственные правоотношения шире и объемнее по содержанию, функ-циям и целям в сравнении с гражданскими правоотношениями. Хозяйственная деятельность, особенно в период реформирования государственности и экономики, требует профессионального и конструктивного законодательного регулирования процессов становления и развития рыночной правовой инфраструктуры во всех отраслях. Для таких целей создан Хозяйственный кодекс.
Основой хозяйственной деятельности является хозяйственное законодательство, а его источник – Хозяйственный кодекс, принятый 16.01.2003 г. Верховной Радой, который вступит в действие с 1.01.2004 г. Есть трудности при его реализации. Хозяйственный кодекс противопоставлен объемному массиву законодательства и под-законных актов, разрозненных и противоречивых по сущности, содер-жанию и целям. В процессе реализации кодекса возникнут препятствия в виде корпоративных нормативных актов, регулирующих и защищающих интересы конкретных сфер хозяйствования. Это приведет к тому, что наряду с Хозяйственным кодексом будут действовать указы Президента, постановления правительства, нормативные документы управленческих структур по закреплению льгот и привилегий при финансировании субъектов хозяйствования, распределении кредитов и квот, выдаче лицензий. В этих условиях эффективность и полезность Хозяйственного кодекса будут сравнительно невелики. Возникнет ситуация, при которой подзаконные акты, отвечающие корпоративной выгоде, а не государственным интересам, смогут фактически отменить отдельные нормы законов. Как обеспечить эффективную реализацию Хозяйственного кодекса?
Необходимость в Хозяйственном кодексе была всегда, но достичь единства в понимании этого было трудно. Предстоит трудоемкая и громоздкая работа по приведению действующих нормативных актов экономического содержания в соответствие с основными положениями Хозяйственного кодекса. Кто выполнит эту работу?
Профессионально ее смог бы осуществить авторский коллектив Института экономико-правовых исследований НАН Украины, являющийся рабочей группой по подготовке Хозяйственного кодекса. Это был бы наиболее оптимальный вариант решения данной проблемы: разработчики кодекса в процессе его подготовки уже выявили нормативные акты, противоречащие основным положениям кодекса, определили законы, которые необходимо принять в целях обеспечения эффектности реализации кодекса.
Противники Хозяйственного кодекса подвергают сомнению саму его необходимость. Их довод состоит в том, что ныне действуют законы, регулирующие и реформирующие порядок хозяйственной деятельности. Зачем еще один кодекс по регулированию хозяйственных отношений? Анализ хозяйственной практики показал, что в современных условиях необходим единый, компактный и цельный юридический документ рыночной экономики. Функции Хозяйственного кодекса – закрепить основы и порядок правового регулирования государственно-хозяйственной деятельности; определить истоки, пути и направления хозяйственной трансформации; обеспечить реализацию государственных планов и программ становления рыночных экономических процессов; укрепить правопорядок в хозяйственных отношениях. Кодекс должен заменить многочисленное разрозненное и противоречивое хозяйственное законодательство, стать основополагающим комплексным документом по регулированию экономических правоотношений в любой сфере хозяйствования; облегчить субъек-там хозяйствования реализацию уставной деятельности.
Хозяйственный кодекс требует срочной квалифицированной и активной защиты от уничтожения его нестабильным и непрофессиональным законодательством, подзаконными актами и субъектами хозяйствования. Для этого нужен профессиональный парламент, способный генерировать стабильное и конструктивное законодательство, и финансовое обеспечение законотворческого процесса. Важной защитной мерой кодекса можно считать запрет властно-исполнительным структурам корректировать содержание законов. Изменять и дополнять их сущность может лишь Верховная Рада. Реформированное законодательство обязано быть содержательным, адресным и доступным для восприятия субъектами хозяйствования. Его ценность должна состоять в том, чтобы субъекты хозяйствования были экономически заинтересованы в добровольном выполнении государственных указаний, договоров и контрактов, в соблюдении нормативных актов.