Обеспечение реализации полонений Хозяйственного кодекса Украины - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

В.К. Мамутов, д-р юрид. наук, профессор

Национальная юридическая академия Украины им. Ярослава Мудрого

Обеспечение реализации положений Хозяйственного кодекса України

Как известно, механизм правового регулирования включает в себя не только принятие, но и реализацию действующих законов на практике. Принятие закона – это важная, но лишь первая стадия (звено, узел) механизма правового регулирования. Чтобы нормы "работали”, необходимо претворение содержащихся в них положений в жизнь. Это касается и принятого 16 янв. 2003 г. Хозяйственного кодекса (ХК) Украины.

Прежде всего в короткий срок предстоит выполнить большую работу в соответствии с заключительными положениями ХК Украины (разд. ІХ), согласно которым с 1 янв. 2004 г. утрачивают силу принятые в 1991 г. законы "О предпринимательстве” и "О предприятии”, т.к. в кодекс включены оправдавшие себя на практике положения этих законов. Однако нужно проанализировать, все ли ценное из указанных законов собрано в кодексе. Кабинету Министров Украины поручено внести на рассмотрение Верховной Рады Украины перечень законодательных актов (их отдельных положений), которые должны утратить силу, и перечень актов, в которые надо внести изменения. Кабинет Министров Украины должен также утвердить нормативно-правовые акты, предусмотренные кодексом, и выполнить ряд других работ, обусловленных принятием кодекса.

Значительную работу предстоит выполнить в силу обстоятель-ств, обусловленных особенностями "прохождения” кодекса в Верховной Раде Украины. Для того, чтобы уяснить некоторые вопросы, требующие решения, в настоящее время в целях обеспечения реализации ХК Украины, необходимо напомнить об отдельных моментах его истории.

Проект кодекса готовился с 1992 по 1995 г. в соответствии с Концепцией судебно-правовой реформы 1992 г. и основанными на ней распоряжениями Кабинета Министров Украины. Концепцией была учтена европейская традиция раздельной кодификации гражданского и хозяйственного (торгового, коммерческого) законодательства.

В марте 1996 г. проект был внесен на рассмотрение Верховной Рады Украины. Пока он там изучался, был подготовлен и внесен в конце 1996 г. проект ГК Украины, в котором дублировалось немало положений ХК Украины, касающихся хозяйственной деятельности. Внесение такого проекта привело к задержке рассмотрения проекта Хозяйственного кодекса Украины.

Главным камнем преткновения было содержавшееся в ст. 1 проекта ГК Украины положение о том, что в его предмет входят отношения, которые складываются в сфере предпринимательства. Такая трактовка предмета и обусловливала дублирование в нем некоторых положений ХК Украины, предметом которого были определены организация и осуществление хозяйственной, в том числе предпринимательской, деятельности.

В результате длительных дискуссий только 29 нояб. 2001 г. Верховная Рада Украины приняла оба кодекса. При этом упоминание о предпринимательстве из ст. 1 ГК Украины было исключено. Аппарату Верховной Рады Украины было поручено осуществить технико-юридическое редактирование кодексов, чтобы в большей мере согласовать тексты. Для этого достаточно было бы исключить ряд дублирующих статей из очень громоздкого ГК Украины. Однако многие статьи, касающиеся предпринимательства, остались в нем и после редактирования. Это стало одной из главных причин того, что Президент Украины возвратил кодексы на доработку, указав на необходимость досогласования текстов.

Верховная Рада Украины согласилась с замечаниями Президента Украины и 16 янв. 2003 г. кодексы были приняты Верховной Радой Украины вторично. При этом было принято основанное на замечаниях Президента предложение Рабочей группы и Комитета по правовой политике об исключении из текста ГК Украины ряда дублирующих норм, касающихся хозяйственной деятельности.

К сожалению, ознакомление с опубликованными текстами показывает, что и на этот раз в ГК Украины сохранились некоторые дублирующие положения.

В какой-то мере это, видимо, обусловлено тем, что при рас-смотрении замечаний Президента Украины народные депутаты не придавали значения дублированию, а исключали только противоречия. Обращалось внимание на то, что если будут выявлены какие-то несогласованности, то можно будет подготовить необходимые поправки к обоим кодексам и внести их до 1 янв. 2004 г.

Большую помощь в этом могли бы оказать предложения специалистов-практиков, которым придется руководствоваться предлагаемыми "правилами игры”.

Таким образом, решая вопрос о том, применять в той или иной конкретной ситуации норму Хозяйственного или Гражданского кодексов Украины, нужно исходить из фундаментального общеправового принципа приоритета специального закона перед законом общим – lex specialis derogat generali. Поэтому, если есть какое-то различие в регулировании конкретного хозяйственного отношения между нормой Хозяйственного и нормой Гражданского кодекса Украины, то следует применять норму закона специального, т.е. Кодекса хозяйственного Украины. Если же в Хозяйственном кодексе нет специальной нормы, применимой в данной конкретной ситуации, можно применить норму общего характера, охватывающую большой круг подобного рода отношений, или использовать принцип аналогии закона.

Разумеется, решать вопрос о применении той или иной нормы должен соответствующий специалист, а в случае спора – судья.

Чтобы участие в обеспечении реализации положений Хозяйственного кодекса Украины было эффективным, желательно, чтобы замечания и предложения специалистов были конкретные, привязанные к положениям опубликованного текста. Конкретным должно быть и обоснование предложений. Аргументы типа "как во всем мире” – не подходят. Надо исходить из социально-экономического уров-ня своей страны, учитывать, при помощи каких правовых средств другие страны вышли на нынешнюю высоту, а не пытаться использовать их "автопилот”, находясь пока только на стадии набора высоты. К сожалению, мы нередко грешим в дискуссиях общими фразами, декларативными заявлениями. В данном случае делу можно помочь обоснованными предложениями о том, как исправить редакцию, какие положения из текста исключить или вставить и т.п. Нужно находить конструктивные формулировки, которые способствовали бы решению социально-экономических задач.

Ряд мер, направленных на обеспечение реализации Хозяйственного кодекса Украины, выявление и обсуждение вопросов, тре-бующих разъяснения, намечает осуществить в ближайшее время Выс-ший хозяйственный суд Украины.

Принятие кодексов – важный шаг в обеспечении системности, совершенствовании законодательства. Однако работа по реализации и совершенствованию законодательства этим не исчерпывается. Нужно ее продолжать, и не только в роли рецензентов и критиков, но и в качестве конструктивных участников.

ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов