Организационно-правовые формы юридических лиц - Правовой портал Украины
LEX       
Правовой портал


МЕНЮ

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

конструктор договоров Украина

Организационно-правовые формы юридических лиц. Комментарий статьи 83 ГК



1. Юридические лица могут создаваться в форме обществ, учреждений и в иных формах, установленных законом.
 

2. Обществом является организация, созданная путем объединения лиц (участников), имеющих право участия в этом обществе. Общество может быть создано одним лицом, если иное не установлено законом.
 

Общества делятся на предпринимательские и непредпринимательские.

 
3. Учреждением является организация, созданная одним или несколькими лицами (учредителями), которые не принимают участия в управлении ею, путем объединения (выделения) их имущества для достижения цели, определенной учредителями, за счет этого имущества.


Особенности правового статуса отдельных видов учреждений устанавливаются законом.


4. Положения настоящей главы применяются ко всем обществам и учреждениям, если иные правила для отдельных видов обществ или учреждений не установлены законом.

 

Комментарий :


 

Понятие организационно-правовых форм юридических лиц употребляется в ГК (ст. 83) и Законе "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей" (ч. 2 ст. 17). ГК оперирует понятием "организационные формы предпринимательства (согласно ст. 45 ГК предприниматель имеет право выбора организационных форм, предусмотренных законом), "организационные формы коммерческой хозяйственной деятельности" (ст. 53), "организационные формы предприятий" (ст. 63).

 

Ни Гражданский, ни Хозяйственный кодексы не определяют понятие организационно-правовых форм юридических лиц или организационных форм предпринимательства (предприятий, некоммерческой хозяйственной деятельности). Между тем, это особенно важно для определения законных границ преобразования юридических лиц, поскольку "преобразованием юридического лица является изменение его организационно-правовой формы" (ч. 1 ст. 108 ГК ), а также для решения вопроса о необходимости применения в соответствующих случаях преобразования . Что касается создания и реорганизации субъектов хозяйствования, то они в силу свободы предпринимательской деятельности, не запрещенной законом (п. 4 ст. 3 ГК ; ч. 1 ст. 6 ГК ), всегда возможны, если нет запрета, установленного законом или такой, что вытекает из закона.

 

Наиболее значительными критериями являются: а) собственность, на основании которого они созданы б) права учредителей (участников) юридического лица на имущество последнего в) цель деятельности юридических лиц г) состав учредителей д) способ создания ж) учредительные документы ( их состав), с) характер участия учредителей в деятельности юридического лица и) объем прав юридического лица к) обязательства участников (членов) участвовать своим трудом в деятельности юридического лица; л) особенности статуса (правового режима) юридического лица ; м) соподчинение юридических лиц. Е. А. Суханов определяет следующие критерии классификации юридических лиц: 1) по формам собственности, 2) являются ли они собственниками принадлежащего им имущества или без, 3) по характеру деятельности (коммерческие, некоммерческие) 4) по организационным признакам, 5) по степени самостоятельности (основные и зависимые), 6) по особенностям правового статуса (национальные, иностранные).

 

И. М. Кучеренко отмечает, что организационно-правовая форма юридического лица - это определенная нормами права совокупность связанных между собой элементов (признаков), которая дает основание во внешнем проявлении отличать один вид юридического лица от другого. Иными словами, это некая совокупность признаков, определенных в правовой норме: порядок создания (на основании учредительного договора или решения учредительного собрания) учредительные документы (устав, учредительный договор, меморандум, учредительный акт), права и обязанности участников (акционеров, учредителей ), в частности наличие или отсутствие объектов права собственности на пай (долю, акции), ответственность участников (акционеров, учредителей) по долгам юридического лица, порядок управления юридическим лицом, порядок реорганизации, ликвидации юридического лица и др. 1 .

 

Кроме того, что юридические лица частного права могут принимать форму обществ или учреждений, ЦК допускает создание юридических лиц также в иных установленных законом формах. В форме общества или учреждения могут быть созданы различные по структуре управления, целью, внутренними отношениями и т.д. юридические лица.

 

Общество - это объединение лиц, которое рассчитано на долгосрочное существование, в своем составе не зависит от смены участников, имеет корпоративный строй и в котором управление делами принадлежит учредителям.

 

Одним из основных признаков общества является объединение лиц, но для предпринимательских обществ признаком выступает также объединение имущества. Акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, непредпринимательское общество могут по закону создаваться одним лицом. Закон предусматривает случаи, когда общество (например, полное и коммандитное) не может создаваться одним лицом.

 

Критерием разделения обществ на предпринимательские и непредпринимательские юридических лиц выступает не сама предпринимательская деятельность, поскольку ее могут осуществлять любые юридические лица, а возможность последующего распределения прибыли общества между участниками.

 

Второй формой юридических лиц является учреждения. Учреждение - организация, в которой для постоянного служения определенной цели учредителем (учредителями) назначается имущество и определяются те органы, которые будут эксплуатировать это имущество в соответствии с его назначением. Такая организация не является объединением лиц, но признана как субъект гражданских прав и обязанностей для осуществления определенных целей. Учреждение не имеет членов, а руководствуется согласно воле основателя, которая выражена в учредительном акте. В форме учреждений зачастую действуют различные благотворительные фонды, учебные заведения, библиотеки, музеи, больницы и т.д..

 

В ЦК построено достаточно четкую и ровную систему юридических лиц частного права. Что касается терминологии, которая использована в ГК , то он содержит шесть общих названий участников хозяйственных отношений:

 

предприятие (хозяйствующий субъект);

 

• хозяйственная организация (ст. 55, 135, 167, 231 и др..)

 

• предприниматель (ст. 21, 42 - 49 и др..)

 

предприятие (ст. 55, 62 - 78 и др..)

 

• субъект предпринимательства (ст. 49, 136, 209, 211, 214 и др..)

 

• субъект предпринимательской деятельности (ст. 74, 130, 209, 253).

 

И это не говоря о 27 видов предприятий и их объединений 2 . Почти все приведенные выше названия определяются ГК с помощью понятия "юридическое лицо" (96 раз).

 

____________

2 О бессистемность классификации субъектов хозяйствования в ГК см.: Посполитак В., ханики-Посполитак Р. Ю. Анализ противоречий и несогласованностей между Гражданским и Хозяйственным кодексами Украины - К.: Изд-во "Реферат", 2005. - С. 9 - 16.

 

В ст. 63 ГК используется термин "виды предприятий", которое при этом не отрекается от понятия организационных форм предприятий. Как виды предприятий в ч. 1 ст. 63 ГК называются частные, коммунальные, государственные предприятия, предприятия коллективной собственности, предприятия, основанные на смешанной форме собственности (на базе объединения имущества разных форм собственности). Как видно, критерием классификации здесь форма собственности. Унитарные и корпоративные предприятия выделяются в ч. 3 - 5 ст. 63 ГК по критериям способа образования (учреждение) предприятия и вида вещного права, принадлежащего таким предприятиям (т.е. использовано сразу два критерия для классификации, является логической ошибкой). По критерию наличия иностранной инвестиции выделяются предприятия с иностранными инвестициями (не менее десяти процентов уставного фонда такого предприятия должны иметь правовой режим иностранных инвестиций) и иностранные предприятия (иностранная инвестиция в уставном фонде такого предприятия должен ставить сто процентов). Эта терминология в законах Украины последовательно не выдерживается. Так, в ч. 2 ст. 129 ГК и ч. 7 ст. 24 Закона Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей" под иностранным юридическим лицом понимается юридическое лицо, зарегистрированное в другой стране и имеет в ней местонахождение. Малые, средние и крупные предприятия выделяются по критериям количества работающих и объема валового дохода от реализации продукции за год (ч. 7 ст. 63 ГК ).

 

Юридические лица, созданные по законодательству иному, чем законодательство Украины следует отличать от иностранных предприятий. Относительно юридических лиц, созданных по законодательству иному, чем законодательство Украины (срок ст. 390 ГК и ст. 1 Закона Украины "О режиме иностранного инвестирования") общего правила о распространении на отношения с их участием актов гражданского законодательства Украины нет. Зато формулируются отдельные положения, которые дают основание для вывода о том, что на этих юридических лиц распространяются акты гражданского законодательства Украины, о которых говорится в этих положениях, а по аналогии с этих юридических лиц и отношений с их участием применяются другие акты гражданского законодательства Украины.

 

Согласно части третьей ст. 26 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности" правовой статус субъектов хозяйственной деятельности других государств на территории Украины определяется законами Украины и международными договорами. Под субъектами хозяйственной деятельности здесь понимаются, в частности, любые организации, имеющие статус юридического лица по законодательству страны, в которой они созданы. Указание на определение законами и международными договорами правового статуса субъектов хозяйственной деятельности других государств должно толковаться так, что на отношения с участием таких субъектов распространяются акты гражданского законодательства Украины, если законами и международными договорами не установлены определенные особенности.

 

Наконец, ч. 2 ст. 129 ГК устанавливает, что иностранные юридические лица при осуществлении хозяйственной деятельности в Украине имеют такой же статус, как и юридические лица Украины, с особенностями, предусмотренными настоящим Кодексом, законами и международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

 

Относительно юридических лиц других государств не могут применяться понятие юридических лиц частного или публичного права, поскольку статус юридических лиц должна определяться по законодательству государства, в котором они созданы и находятся в соответствующем реестре, с регистрацией в котором связывается возникновение статуса юридического лица.
ВХОД

БИБЛИОТЕКА (БЕТА):

"LEX" - Правовой портал Украины © 2024Анализ интернет сайтов